Методическая разработка по развитию речи с использованием технологии ОТСМ-ТРИЗ. Игра «Решение противоречий в сказках» «Сказка продолжается»
методическая разработка (старшая группа)
Игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prilozhenie_6_did._igra_na_elektron_nositele_wecompress.com_.docx | 884.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Игра «Решение противоречий в сказах»
«Сказка продолжается» Старшая группа (5 - 6 лет)
Дидактические игры, проблемные ситуации для работы по технологии ТРИЗ.
Игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.
«Решение противоречий в сказке»
Цель. Научить видеть, понимать и решать противоречия, научить детей думать и придумывать, т. е. оригинально творить.
«Решение противоречий в сказке»
Цель. Научить видеть, понимать и решать противоречия, научить детей думать и придумывать, т. е. оригинально творить.
Пример. Сказка «Гуси-лебеди»
Проблемный вопрос. А если бы ни печка, ни яблонька не стали помогать девочке, что бы ей пришлось делать, чтобы спастись самой и спасти братца?
Сказка «Репка»
Проблемный вопрос. Что было бы, если бы не прибежала мышка?
Игра «Маша и медведь»
Цель. Учить разрешать проблемные ситуации, анализировать условия, т. е. понять, что мешает достижения цели, и найти способ ее достижения, преобразовав свой прошлый опыт или открыв для себя нечто новое.
Проблемная ситуация. Маша дружила с медведем и часто ходила к нему в гости. В очередной раз, собираясь, навести своего друга, Маша напекла пирожков и положила их в узелок. Она долго шла через густой лес, случайно зацепилась узелком за куст, он порвался, и пирожки рассыпались. Как Маше донести их до места, где живет медведь?
Игра «Красная Шапочка»
Цель. Учить разрешать проблемные ситуации, анализировать условия, т. е. понять, что мешает достижения цели, и найти способ ее достижения, преобразовав свой прошлый опыт или открыв для себя нечто новое.
Проблемная ситуация. У Красной Шапочки совсем износилась ее шапка. Она попросила бабушку сшить ей новую. Бабушка выполнила просьбу любимой внучки и сшила ей ко дню рождения красивую шапку. Внучка была очень рада. Но бабушка, по рассеянности, подарила внучке такую же шапку на Новый год, на 8 марта и еще семь праздников. Девочка, чтобы не огорчать бабушку, взяла все 10 шапок. Но что ей с ними делать?
Игра «Корзинки для козлят»
Цель. Учить разрешать проблемные ситуации, анализировать условия, т. е. понять, что мешает достижения цели, и найти способ ее достижения, преобразовав свой прошлый опыт или открыв для себя нечто новое.
Проблемная ситуация. Жили-были коза с козлятами. Каждый день коза ходила в лес и приносила оттуда корзинку травы. Корзина была большой и удобной, но старой. И в конце концов она продырявилась, и трава высыпалась Коза попросила козлят сплести ей новую корзину. Козлята дружно принялись за дело, но вскоре начали ссориться: не смогли разделись между собой обязанности. И тогда они решили, что каждый сплетет корзину сам. И вот вскоре коза получила семь корзин. Коза не знала, что с ними делать. Помогите ей.
Материл. 7 карт с иллюстрациями сказок: 1«Решение противоречий в сказке». Игра «Маша и медведь»; 2. «Решение противоречий в сказке». Игра «Теремок»; 3. «Решение противоречий в сказке». Игра «Красная шапочка»; 4.«Решение противоречий в сказке». Игра «Корзинки для козлят»; 5.«Решение противоречий в сказке». Сказка «Гуси-лебеди»; 6. «Решение противоречий в сказке», Сказка «Репка; 7. «Решение противоречий в сказке», Сказка «Колобок».
С другой стороны карты изображены цель и проблемная ситуация. Приложение 1.
2. Фото игры. Приложение 2.
Ход игры. В игре участвуют от 2 человек и вся группа и ведущий. (Постановка проблемных ситуаций может быть ориентирована на группу детей и на индивидуального ребенка).
Ведущий берет иллюстрацию и спрашивает название сказки, читает проблемную ситуацию. (Воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством находят решение. Воспитатель направляет детей на самостоятельные поиски путей решения)
Пример. Проблемная ситуация. Маша дружила с медведем и часто ходила к нему в гости. В очередной раз, собираясь, навести своего друга, Маша напекла пирожков и положила их в узелок. Она долго шла через густой лес, случайно зацепилась узелком за куст, он порвался, и пирожки рассыпались. Как Маше донести их до места, где живет медведь? Ответы детей. - Сложить пирожки в руки, позвать кого-нибудь на помощь, завязать место разрыва узелком, положить пирожки в пакет.
Приложение 1.
Игра «Маша и медведь» Ситуационная игра на нахождение внутренних ресурсов.
Цель. Учить разрешать проблемные ситуации, анализировать условия, т. е. понять, что мешает достижения цели, и найти способ ее достижения, преобразовав свой прошлый опыт или открыв для себя нечто новое.
Проблемная ситуация. Маша дружила с медведем и часто ходила к нему в гости. В очередной раз, собираясь, навести своего друга, Маша напекла пирожков и положила их в узелок. Она долго шла через густой лес, случайно зацепилась узелком за куст, он порвался, и пирожки рассыпались. Как Маше донести их до места, где живет медведь?
ПРОТИВОРЕЧИВЫЕ СИТУАЦИИ
В ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ
Русская народная сказка «Теремок». Большой медведь узнал, что все звери живут вместе в теремке. Ему тоже захотелось жить с другими зверями. Но если он попытается залезть в теремок, то он его разрушит.
Административное противоречие: как поселится медведю в теремке, не разрушив его?
Техническое противоречие:
Если медведь будет жить в теремке, то:
«+»: - все звери будут жить вместе;
«-»: - зверям будет тесно;
Если медведь не будет жить в теремке, то:
«+»: - теремок сохранится;
«-»: - желание медведя не удовлетворяется.
Физическое противоречие: медведь должен жить вместе со всеми зверями, чтобы всем было весело, и не должен, чтобы не разрушить теремок.
ИКР: теремок при необходимости увеличивается и уменьшается
Ресурсы: вещественные по принципу разделения противоречивых свойств во времени:
- Теремок из резины (надувается, когда медведь приходит и сдувается, когда медведя нет).
РВС: затрачивается немного времени, размеры соответствуют всем зверям, не очень затратно (придется установить компрессор).
Игра «Красная Шапочка» Ситуационная игра на нахождение внутренних ресурсов.
Цель. Учить разрешать проблемные ситуации, анализировать условия, т. е. понять, что мешает достижения цели, и найти способ ее достижения, преобразовав свой прошлый опыт или открыв для себя нечто новое.
Проблемная ситуация. У Красной Шапочки совсем износилась ее шапка. Она попросила бабушку сшить ей новую. Бабушка выполнила просьбу любимой внучки и сшила ей ко дню рождения красивую шапку. Внучка была очень рада. Но бабушка, по рассеянности, подарила внучке такую же шапку на Новый год, на 8 марта и еще семь праздников. Девочка, чтобы не огорчать бабушку, взяла все 10 шапок. Но что ей с ними делать?
ПРОТИВОРЕЧИВЫЕ СИТУАЦИИ В ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ
Сказка «Красная шапочка»: девочка должна идти к бабушке, чтобы навестить ей, но это опасно, потому что в лесу она может встретить волка, который может её съесть.
Принцип предварительного действия: поговорить с мамой о том, как надо вести себя в лесу.
Принцип изменения окраски: при встрече с волком, девочка может сделать ему комплименты, в результате чего они станут друзьями.
«Решение противоречий в сказке» Ситуационная игра на нахождение внутренних ресурсов.
Игра «Корзинки для козлят»
Цель. Учить разрешать проблемные ситуации, анализировать условия, т. е. понять, что мешает достижения цели, и найти способ ее достижения, преобразовав свой прошлый опыт или открыв для себя нечто новое.
Проблемная ситуация. Жили-были коза с козлятами. Каждый день коза ходила в лес и приносила оттуда корзинку травы. Корзина была большой и удобной, но старой. И в конце концов она продырявилась, и трава высыпалась Коза попросила козлят сплести ей новую корзину. Козлята дружно принялись за дело, но вскоре начали ссориться: не смогли разделись между собой обязанности. И тогда они решили, что каждый сплетет корзину сам. И вот вскоре коза получила семь корзин. Коза не знала, что с ними делать. Помогите ей.
«Решение противоречий в сказке»
Цель. Научить видеть, понимать и решать противоречия, научить детей думать и придумывать, т. е. оригинально творить.
Пример. Сказка «Гуси-лебеди»
Проблемный вопрос. А если бы ни печка, ни яблонька не стали помогать девочке, что бы ей пришлось делать, чтобы спастись самой и спасти братца?
«Решение противоречий в сказке»
Цель. Научить видеть, понимать и решать противоречия, научить детей думать и придумывать, т. е. оригинально творить.
Сказка «Репка»
Проблемный вопрос. Что было бы, если бы не прибежала мышка?
«Решение противоречий в сказке»
Цель. Научить видеть, понимать и решать противоречия, научить детей думать и придумывать, т. е. оригинально творить.
Сказка «Колобок»
Проблемный вопрос. Как сделать так, чтобы лиса не съела колобка?
Приложение 2.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по развитию речи с использованием технологии ОТСМ-ТРИЗ дидактическая игра "Дорожка".
Дидактическая игра «Дорожка»...
Технологическая карта НОД "Однажды в лесу" по развитию речи с использованием технологии ОТСМ-ТРИЗ
Технологическая картанепосредственно образовательной деятельностипо образовательной области «Речевое развитие».Раздел «Развитие речи»в группе раннего возрастаНазвание «Од...
Технологическая карта НОД "Волшебники - наши друзья" по развитию речи с использованием технологии ОТСМ-ТРИЗ
Технологическая картанепосредственно образовательнойдеятельностиОбразовательная область"Речевое развитие"Раздел «Развитие речи»младшая группаТема «Использование ТПФ в разви...
Технологическая карта занятия "Сочиним сказку" по развитию речи с использованием технологии ОТСМ-ТРИЗ
Технологическая карта занятияПо образовательной области «Речевое развитие»Раздел «Развитие речи»старшая группаТема: «Формирование у детей 5-6- лет умения пользоваться алг...
Методическая разработка по развитию речи с использованием технологии ОТСМ-ТРИЗ. Игра «В какой сказке?» Круг «Луллия».
Цель. Учить детей называть сказки, героев сказок, подбирать пословицы к сказкам, которые бы учили какому-либо жизненному правилу. Учить находить противоречие и формулировать проблему, решать ее ...
Методическая разработка по развитию речи с использованием технологии ОТСМ - ТРИЗ. Игра "Учимся сравнивать и загадывать"
Цель игры: закреплять знания имен признаков и сами признаки, учить подбирать сравнения, расширять словарный запас детей, составлять описательные загадки. Создать предпосылки для развития способн...
Методическая разработка по развитию речи с использованием технологии ОТСМ - ТРИЗ. Игра "Угадай по описанию"
Карточки для игры «Угадай по описанию»Цель. Продолжать учить угадывать описание объектов.Ход игры. Нужно угадать по описанию о чем или ком идет речь....