Методическая разработкаи "Пересказ в старших группах".
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)
В современном языковом образовании на первый план выдвигается задача формирования и совершенствования умения свободного и коммуникативно-оправданного использования языка в различных ситуациях общения. Проблема развития устной речи дошкольников приобретает все большее общественное значение, так как речь является убедительным показателем духовной культуры личности. На наш взгляд, недооцененным резервом методики в аспекте формирования речевых умений дошкольников является пересказ.
Пересказ определяется как вид работы по развитию связной монологической речи, в основе которого лежит воспроизведение содержания высказывания, создание текста на основе данного (исходного).
В старшей группе широко применяется план пересказа. Это может быть готовый план, предложенный воспитателем. Я активно в своей работе использую план, представленный в виде презентации. Во время пересказа рассказов и сказок по картинкам, дети усваивают новые слова, закрепляют их в речи, учатся строить предложения, развивают связную речь, логику, мышление.
Недавно с ребятами читали весеннюю сказку Сергея Горбунова «Первые цветы».
Наступила настоящая весна: солнце пригревало с каждым днём все сильнее и сильнее, снег таял, и по оврагам бежали ручьи, на деревьях набухли почки. Ёжик, умывшись и позавтракав морковкой, отправился на прогулку.
Погода стояла такая хорошая, что сидеть дома было просто невыносимо. Как только Ёжик вышел, глаза его зажмурились от яркого света, заливавшего всю поляну. Немного пообвыкнув, Ёжик зашагал по тропинке.
Он шёл медленно, ему некуда было спешить и хотелось вдоволь насладиться красотой просыпающейся природы. Он любовался игрой солнечных зайчиков на проталинах, слушал стройный хор капели, смотрел как на поляне медленно, но верно тает снег. Пройдя полянку, Ёжик углубился в лес. В лесу ещё царила зима: стояли сугробы, было прохладно и сыро. В лесу Ёжику не понравилось, и он решил было повернуть обратно, но тут он заметил, что кто-то копошится в сугробе, разбрасывая снег в разные стороны. Ёжику стало интересно, и он подошёл поближе. Каково же было его удивление, когда в сугробе обнаружился Заяц.
— Привет, Заяц! — Крикнул радостно Ёжик. — С наступлением весны тебя!
Заяц с перепугу выскочил из сугроба и бросился к своему домику, но на полпути понял, что его напугал его друг, Ёжик, и вернулся.
— Привет, Ёжик. Ну и напугал же ты меня. Чуть сердце не выскочило.
— Извини,- смутился Ёжик, — я думал, ты меня заметил.
— Нет, я так увлекся, что, наверно, не заметил бы и лисы. Хорошо, что ты пришёл, покараулишь. Как увидишь лису, крикнешь. — Заяц опять нырнул в сугроб и стал копать.
Ёжику стало очень любопытно, и он спросил:
— А что ты делаешь?
— Ищу,- буркнул Заяц.
— Ищешь? А что ты ищешь?
Заяц не сразу ответил, он ещё немного покопался в сугробе, вылез и устало вздохнул:
— И тут нет. Понимаешь, Ёжик, я недавно встретился с Белкой. Мы поболтали, и она сказала, что скоро появятся подснежники.
— Подснежники?
— Да! Это такие цветы, которые растут под снегом. Я так обрадовался, узнав про них, что решил обязательно своей зайчихе подарить … эти подснежники.
— Здорово!- согласился Ёжик.
— Здорово то оно здорово, но вот уже седьмой сугроб разрываю, а подснежников и нет!
— Ну и что,- невозмутимо произнёс Ёжик,- не найдешь сегодня, найдешь завтра или когда снег весь растает.
— В том-то вся и трудность, — Заяц вздохнул так печально, что чуть не заплакал,- я был так рад, узнав про подснежники, что тут же рассказал про них зайчихе и пообещал сегодня их ей подарить. Она так обрадовалась, так обрадовалась … , — и тут Заяц горько заплакал.
— Нехорошо обещать то, в чём не уверен,- заметил Ёжик, — но слезами горю не поможешь, пошли искать твои подснежники. Где они могут быть?
— Если они растут под снегом,- начал рассуждать Заяц, успокоившись,- то и искать их надо там, где много снега. А снег сейчас остался только в лесу.
— Тогда пошли!-Скомандовал Ёжик.- Нечего терять время.
Друзья целый день искали подснежники. Они копались в снегу. Смотрели под деревьями и в оврагах. Они перерыли все сугробы в окрестности, но так ничего и не нашли.
Уже вечером, возвращаясь домой, Ёжик, чтобы как-то успокоить Зайца, спросил:
— А, может, Белка ошиблась? Может, нет никаких подснежников?
— Не знаю,- вздохнул Заяц , — как я теперь зайчихе в глаза смотреть буду? — Печалился он, проходя по белой опушке леса.
Ёжик шел за Зайцем.
— Странно,- заметил Ёжик,- утром тут было очень мало снега, а сейчас вся опушка снова белая, словно снегопад прошел.
— Не зна-а-аю, — словно сам с собой разговаривал Заяц,- что я скажу. Она, думаю, очень расстроится, узнав, что я её обманул.
— Но ты же обманул не специально, а по незнанию,- возразил Ёжик.
— Какая разница, — только вздохнул косой.
Друзья дошли до домика Зайца. В это время подул ветерок и разогнал облака, закрывавшие небо. На небе взошла полная луна. При ярком свете луны Ёжик с Зайцем увидели зайчиху. Она сидела на пороге дома и радостно улыбалась. Полуприкрытые глаза её светились счастьем, а уши застенчиво свисали на плечи. Вокруг Зайчихи было полным полно подснежников. Вся поляна и опушка леса были усыпаны белыми цветами.
— Спасибо, — обронив слезу счастья, сказала Зайчиха,- такого подарка я и не ожидала!
Ёжик с Зайцем огляделись по сторонам и увидели, что вся опушка леса покрыта ковром из маленьких белых цветочков. Они шли по ним и даже не заметили этого.
— И я не ожидал, — засмеялся Заяц от радости.
Оказывается, пока он в лесу искал цветы, подснежники распустились вокруг его дома.
— Я тоже очень удивлен, — согласился Ёжик.
— Пойдемте, — сказала Зайчиха, вставая, — я напою вас чаем с малиной, а то вы промерзли наверное, целый день на улице.
Незадачливые охотники за цветами, шутя и смеясь, направились в дом Зайца. Они ещё долго сидели за столом, вспоминая, как искали подснежники в сугробах, и пили при этом чай, любуясь в окошке видом на поляну, покрытую первыми цветами весны.
В качестве плана для пересказа сказки мною была разработана вот такая презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pervye_tsvety.pptx | 1.18 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект городского методического объединения воспитателей старших групп «Арт-терапия как одно из современных направлений коррекционно-развивающих оздоровительных технологий».
Понятие "здоровьесберегающие педагогические технологии" в настоящее время остается дискуссионным. У разных авторов встречаются различные трактовки донного понятия. Родоначальником введения понятия "зд...
Учебно-методическое игровое пособие (старшая группа) на тему: «Машенька ищет друга»
Учебно-методическое игровое пособие (старшая группа) на тему: «Машенька ищет друга» ...
Методическая разработка для старшей группы на тему: "Морское приключение"
Цели:- поддерживание и создание условий для развития творческого потенциала детей и расширение их кругозора.- создание положительного эмоционального настроя.- воспитание уважительного отношения ...
Выступление на районном методическом объединении воспитателей старших групп. Тема: Коммуникация и общение.
Предлагаю коротко ознакомиться с понятиями Коммуниукация и общение...
ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ в старшей группе
ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕЛитература использумая в работе с детьми....
Учебно-методический материал для старшей группы по теме:Сценарий праздника "Красавица-Осень"
Интересный сценарий осеннего праздника с весёлыми играми,конкурсами....
Методическая разработка воспитателя старшей группы Жур Галины Юрьевны по ознакомлению детей с ПДД «Берегись автомобиля!»
Основные изучения правил дорожного движения, и поведения на улице.Исходя из особенностей восприятия и понимания детьми информации, можно выделить следующие основные формы работы по данной проблеме:• о...