Конспект ООД по обучению грамоте в старшей группе «Поможем солнышку»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
На данном занятии развивать умение детей проводить звуковой анализ слова, различать гласные, согласные, твердые, мягкие звуки, делить слова на слоги.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ood_pomozhem_solnyshku.docx | 19.03 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «АЛЁНКА»
Конспект ООД по обучению грамоте
в старшей группе
«Поможем солнышку»
Составила: воспитатель I категории Ловягина Людмила Николаевна
КИРСАНОВ – 2019
Цель: Развивать умение проводить звуковой анализ слова, различать гласные, согласные, твердые, мягкие звуки, делить слова на слоги.
Задачи:
- Формировать правильный артикуляционный уклад произношения звуков гласных звуков.
- Закрепить умение дифференцировать звуки: гласные и согласные, согласные твердые и мягкие.
- Учить анализу и синтезу слова «лимон».
- Закрепить связь звукового образа со зрительным (графическим), совершенствовать навык звуко-слогового анализа и синтеза.
- Совершенствовать навык деления слов на слоги; Развивающие:
- Развивать речевую моторику, фонематическое восприятие и фонематический анализ.
- Развивать фонематический слух.
- Развивать слуховую память, внимание.
- Формировать зрительное восприятие, пространственную ориентировку, мелкую моторику.
Воспитательные:
- Воспитывать самостоятельность, контроль за собственной речью.
- Воспитать интерес к занятию через использование занимательных упражнений.
- Воспитывать целеустремленность, любознательность.
Материалы и оборудование: компьютер, проектор, иллюстрации (кот, кит, груша, лимон, бегемот, носорог), слайдовая презентация, палитра с цветами радуги.
- Ребята, посмотрите, как много гостей сегодня у вас в детском саду. Давайте поздороваемся с ними. Здравствуйте! А я сегодня пришла в гости в ваш детский сад, чтобы подружиться с вами. А чтобы познакомиться поближе, предлагаю собрать пирамиду из наших ладошек. Меня зовут Людмила Николаевна (протягивает ладонь). Кто следующим назовет свое имя (дети по очереди называют свои имена) называем свои имена и кладем ладошки друг на друга. Какая замечательная получилась пирамидка из наших дружных ладошек.
Будем мы всегда дружить
Будем дружбой дорожить.
С дружбой не страшны ненастья.
Дружба – это только счастье!
- Ой, ребята, вы слышите эти странные звуки. Как вы думаете, что это? (ответы детей). Интересно, кто же это сегодня у нас не выспался. Может быть ты, Маша. Или ты, Даша. Ой, смотрите (на слайде появляется зевающее солнышко).
- Ой, так это же солнышко не выспалось.
Милое солнышко, что-то ты сегодня долго спишь, пора просыпаться.
Солнышко: В небе синем я гуляла, и звук [Л] свой потеряла. Я теперь не солнышко, имя мое Сонышко. Целый день теперь я сплю, тепло людям не дарю. Звук быстрее отыщите, солнце на небо верните. Буду я тогда опять в небе голубом сиять.
- Ребята, видите, какая беда случилась, потерялся звук [Л] в слове солнышко.
- А что такое звук (звук - это то, что мы слышим и произносим).
- А чем он отличается от буквы?
- А где же мы будем искать с вами звук [Л].
- А я предлагаю нам отправиться в Звукоград. Но какие дети оправятся со мной в путешествие?
- Может быть грустные (нет, веселые).
- Мы возьмем с собой не трусливых детей, а каких? (храбрых, отважных).
- Не ленивых, а каких? (трудолюбивых).
- А может быть, в путь отправятся злые дети? (нет, добрые).
- А найти дорогу в Звукоград нам помогут солнечные зайчики. Берем друг друга крепко за руки и отправляемся в путь (под музыку «Солнечные зайчики» дети идут, взявшись за руки). На слайде появляется Звукоград.
- Вот мы и добрались до города Звукограда, а оказались мы на улице, где живут гласные звуки. А что вы знаете о гласных звуках? (гласные звуки поются, их можно пропеть как песню; когда мы их произносим, воздух не встречает преграды, нам не мешают ни губы, ни зубы, ни язык).
- А у гласных звуков есть любимая песенка. Предлагаю Вам ее пропеть с помощью волшебных перчаток. Одеваем перчатку на правую руку, это наши помощники, которые будут нам помогать петь песенку. Все справились? Вот какие веселые помощники у нас сегодня.
- Итак, звук [А], что у нас происходит, когда мы произносим звук [А] (наш рот широко открывается). А рука - помощница покажет, как широко открывается рот, вот как А-А-А.
- А когда произносим звук [У], что у нас происходит с губами? (они вытягиваются в маленькую трубочку). Рука – помощница покажет, как они вытягиваются У-У-У-У, вот как.
- А когда произносим звук [О] губы (округляются). Как рука может показать? О-О-О-О.
- А когда произносим звук [И] (губы улыбаются, растягиваются в улыбку). Рука-помощница покажет, как губы растягиваются в улыбку.
- И сейчас я предлагаю вам послушать песенку гласных звуков. Звучит музыка «Логопедические распевки».
- Теперь споем ее вместе, можете пользоваться вот этой подсказкой.
- А кто самый смелый и попробует спеть песенку самостоятельно?
- Молодцы, как вы хорошо поете! Ребята, как вы думаете, сможем ли мы на улице гласных звуков найти потерявшийся звук [Л]. Почему мы не можем найти здесь этот звук? (потому что он согласный).
Тогда я предлагаю отправиться на улицу согласных звуков. Беритесь крепко за руки и в путь (под музыку «Солнечные зайчики» дети идут, взявшись за руки).
- Вот мы и на улице согласных звуков. Давайте вспомним все, что мы знаем о согласных звуках (согласные звуки бывают твердые и мягкие, твердые звуки мы обозначаем синим цветом, а мягкие - зеленым).
На улице согласных построен новый дом. Все жители собрались, но никак не могут разобраться, кто в какой квартире будет жить. Давайте им поможем расселиться. Рассаживайтесь, как вам удобно. Как вы думаете, что обозначают синий и зеленый цвета окошек? В эти квартиры мы заселим жителей, в названии которых первый звук согласный твердый.
- А сюда мы заселим жителей, в названии которых первый звук согласный мягкий. На первый этаж поселим жильцов в названии которых 1 слог, на второй этаж тех, в названии которых 2 слога, на третий – 3 слога (идет «заселение») дети объясняют.
- Есть ли в начале всех этих слов потерявшийся звук [Л]? (нет) Вы наверное устали, давайте немного отдохнем, вместе с солнечными зайчиками поиграем, берите друг друга за руки и идем по кругу.
Физкультминутка «Солнечные зайчики»
Ой, ребята, смотрите, один из жильцов дома хочет нам помочь отыскать пропавший звук [Л], давайте послушаем, что он нам скажет.
Лимон: Я подскажу, где звук искать, Но прежде вы мне помогите. И схему к имени лимон скорей, ребята, подберите. Ну что же, ребята, я думаю, что и со схемой мы тоже справимся! Проходите к столу. (Разбор схем, выбор схем, которая подходит к слову лимон). Ребята, схему мы с вами нашли правильно, и теперь я думаю, что лимон нам подскажет, где же найти пропавший звук [Л].
Лимон: Чтобы братца вам найти к речке нужно подойти.
Там за речкою дуга, а зовется радуга
Краску в ней мою найдите,
В ней пропажу отыщите.
А вот речка, а какая над ней красивая радуга. Давайте подойдем к ней поближе. Ребята, а как же нам найти в радуге звук [Л]? (проблемная ситуация). Возможно звук [Л] спрятался в названии цветов радуги. Давайте это проверим.
Мы назовем все цвета радуги и попробуем найти тот цвет, в котором спрятался звук [Л].
В двух цветах радуги есть звук [Л]. Может мы заберем оба цвета? Нет, нам нужен только один цвет. Вы помните, что говорил лимон? Он просил найти такой же цвет, как у него. А какого цвета лимон? Правильно, желтого, поэтому мы берем только желтую краску. Посмотрите, радуга приготовила для нас все свои краски, выбирайте ту, которая нам необходима и отправляемся в обратный путь. Берите друг друга крепче за руки. (Идут под музыку)
- Дорогое солнышко, принимай пропажу. Теперь ты снова солнышко! Свети ярче!
Солнышко: Ой, спасибо вам, ребята, Как я радо, как я радо.
Буду весело сиять, вас детишки согревать.
- Ребята, а давайте расскажем солнышку, где мы были и что интересного увидели. (Ответы детей)
А за то, что вы такие дружные, такие добрые и умные, солнышко дарит вам в подарок свои веселые солнечные лучики, пусть они радуют вас и напоминают о нашем интересном путешествии. До новых встреч, ребята!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Гласные звуки (конспект ООД по обучению грамоте старших дошкольников)
Знакомство с понятием "гласные звуки", умение выделять гласный звук в начале, конце и середине слов,слогообразующая и смыслоразличительная роли гласных звуков...
План-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)
План-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) с использованием ИКТ....
Конспект НОД по обучению грамоте (старшая логопедическая группа) по теме «Звук и буква С»
Коррекционно-развивающее занятие, направленное на формирование фонетико-фонематических процессов и обучение грамоте с использованием технологий наглядного моделирования...
План-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)
План-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) по теме "Звук и буква М"...
конспект (подготовка к обучению грамоте, старшая группа)
Представлен план-конспект по подготовке к обучению грамоте для детей с ТНР с использованием элементов социоигровой технологии....
конспект од по обучению грамоте (старшая группа)
Цель моего занятия: способствовать развитию звуко-буквенного анализа, развитию фонематического слуха.Познакомить с согласным звуком Р и его условным обозначением -синий квадрат.Учить определять место ...
Конспект образовательной деятельности обучение грамоте старшая группа "Знакомство со звуком и буквой Р"
Цель: знакомство с согласным звуком и буквой РЗадачи: 1. познакомить детей с согласным звуком [Р]; дать понятие твёрдый и мягкий звук [Р]; познакомить с графическим обозначением звука [Р], упраж...