Конспект НОД по речевому развитию в логопедической подготовительной к школе группе. Тема: Зимующие птицы.
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Конспект НОД по речевому развитию в логопедической подготовительной к школе группе для детей с общим недоразвитием речи по лексической теме "Зимующие птицы" . Тема занятия: "Зимующие птицы".
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект НОД
по речевому развитию
в логопедической подготовительной к школе группе
Тема: Зимующие птицы.
Учитель-логопед МБДОУ, Карпенко Е.С.
Цель: Закреплять и расширять знания детей о зимующих птицах. Совершенствовать грамматический строй речи.
Задачи:
Коррекционно-образовательные: Закрепить у детей представление о зимующих птицах. Расширять и активизировать словарь по теме: название зимующих птиц (воробей, ворона, сорока, дятел, голубь, синица, снегирь, поползень и т.д.). Закрепить понятия «слог», «справа», «слева», «вверху», «внизу». Совершенствовать навыки слогового анализа. Активизировать употребление в речи предлогов «на», «под», «около», «к», «за», «из-за», «из-под».
Коррекционно-развивающие: Развивать мелкую и общую моторику. Активизировать речевую деятельность детей. Развивать зрительное, слуховое внимание, логическое мышление, связную речь. Формировать познавательную активность, усидчивость.
Коррекционно-воспитательные: Воспитывать любовь, бережное отношение к природе, заботу о птицах.
Оборудование: плоскостные фигурки зимующих птиц, искусственная ёлка, звукозапись голосов зимующих птиц, презентация «Зимующие птицы», картинки с изображением корма, палочки.
Ход занятия
- Орг. момент (дети сидят на стульчиках полукругом).
Звучит шум вьюги.
- Ребята, что это за звук? (Вьюга, ветер и т.д.)
- Когда бывает вьюга? (Зимой).
- Сообщение темы.
- Ребята, сегодня под окнами на снегу я увидела интересные узоры. Я сфотографировала их для вас. Посмотрите.
Презентация слайд-фото «птичьи следы».
-Что это? (Это следы.)
- Чьи это следы? (Это птичьи следы.)
- Но неужели у нас остались еще птицы? Они же улетели осенью, в теплые края.
- Что это за птицы? (Это зимующие птицы.)
- Видимо эти птицы хотели прилететь сегодня к нам на занятие.
- Но посмотрите, что с ними случилось. Вьюга их заморозила. Мы сможем им помочь, если выполним задания злой вьюги.
На ёлке висят плоскостные фигурки птиц.
- Активизация словаря. Развитие мышления.
- А вы помните, какие птицы у нас остались зимовать, как их зовут и как они выглядят?
- Посмотрите. Птицы сидят неподвижно. Чтобы разморозить птиц нам нужно отгадать загадки злой вьюги.
После того, как дети отгадывают птицу. Звучит запись голоса этой птицы.
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица)
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (Снегирь)
Чик-чирик!
К зёрнышкам прыг!
Клюй, не робей!
Кто это? (Воробей)
Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
Вещунья белобока,
А зовут её ... (Cорока)
Всю ночь летает –
Мышей добывает.
А станет светло –
Спать летит в дупло. (Сова)
Днём спит,
Ночью летает,
Прохожих пугает. (Филин)
Всё время стучит,
Деревья долбит.
Но их не калечит,
А только лечит. (Дятел)
Эти птички с хохолком
И красивые притом,
На рябину прилетели.
Птички эти - …(Свиристели)
Кар-кар-кар! Кар-кар-кар! –
Вот весь репертуар.
Оглашает крону клёна
Своим пением … (Ворона)
Эта птица – символ мира,
Чердаки её квартира,
Там, где площади, фонтаны,
Ищет крошки постоянно!
Подбирает он проворно
Кинутые ему зерна
И гнездится на карнизе
Наш любимый … (Голубь сизый)
Птичка шумная, свищит.
Прозывался он – ямщик.
Схватит в клюв жука – еда.
По стволам туда-сюда
Ползает он целый день
Называют … (Поползень).
- Физминутка. Совершенствование навыков слогового анализа.
- Наши птицы отогрелись. И хотели бы с нами поиграть. А мы с вами немного засиделись.
Игра «Мы попрыгаем немножко, пусть слова разделят ножки».
Логопед произносит название зимующей птицы, дети делят слово на слоги с помощью прыжков.
- Закрепление понятий «справа», «слева», «вверху», «внизу».
Ориентировка в пространстве.
- Посмотрите, расскажите, где сидят птицы.
Пр.: Где сидит дятел? (Дятел сидит на верхней ветке справа.) И т.д.
Дети рассказывают про каждую птицу.
- Развитие мелкой моторики. Активизация словаря.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Небогаты их корма,
Горсть одна нужна,
Горсть зерна – и не страшна
Будет им зима.
- Тяжело зимовать нашим пернатым зимним друзьям - птицам, когда за окном крепкие морозы и много снега. Как можно помочь им пережить долгую зиму? (Сделать кормушки и кормить птиц зимой.)
- Из чего можно построить кормушки? (Варианты ответов детей).
- Я вам предлагаю построить кормушки из палочек и положить в них корм-картинки.
- Пальчиковая игра «Сколько птиц к кормушке нашей прилетело…»
- Наши пальчики хорошо потрудились. Теперь им нужно отдохнуть.
Пальчиковая игра «Сколько птиц к кормушке нашей прилетело…
Сколько птиц к кормушке нашей… Сжимать-разжимать кулачки
Прилетело? Большие пальцы сцепить между собой.
Остальные пальцы вытянуты в стороны,
имитируя крылья. Помахать подобно крыльям
птиц.
Мы расскажем.
Две синицы, воробей, Загибать пальцы на каждое название птиц.
Пара красных снегирей,
Серый поползень-малышка
И сорока-шалунишка,
Два хохлатых свиристеля,
Дятел в пёстрых пёрышках.
Всем хватило зёрнышек. Пальцы в щепотке. «Покрошить» крошки.
(Карпенко Е.С.)
VIII. Активизация употребления в речи предлогов «на», «под», «около», «к», «за», «из-за», «из-под».
- Сейчас мы будем составлять предложения. При составлении предложений мы будем использовать короткие слова помощники (предлоги), такие как «на», «под», «к» и т.д. С нами будет играть одна из птиц. Кто узнал эту птицу? Она спряталась за ёлкой (Из-за ёлки видны отдельные части птицы: хвост, красная грудка, клюв).
Пр.: Снегирь подлетел к елке.
Снегирь сел на елку.
Снегирь взлетел с ветки.
Снегирь сел под елку.
Снегирь вылетел из-под елки.
Снегирь залетел за елку.
Снегирь вылетел из-за елки.
Предложения составляются с опорой на действия, производимые с плоскостными фигурками на фланелеграфе.
VIII. Итог занятия.
- Почему нужно кормить птиц зимой? (Ответы детей).
Используемый материал (загадки):
http://www.razumniki.ru/zagadki_pro_zimuyschih_ptic.html
https://ucthat-v-skole.ru/biblioteka/zagadki/430-zagadki-pro-zimuyushchikh-ptits
https://po-ymy.ru/detskie-zagadki-pro-zimuyushhix-ptic-s-otvetami.html
https://ihappymama.ru/iq/zagadki/zagadki-pro-golubya-s-otvetami/
https://www.moi-detki.ru/detyam/detskie_zagadki/zagadki_pro_ptic/1114-zagadki_pro_popolznya.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект коррекционного занятия в подготовительной к школе группе. Тема "Зимующие птицы".
Воспитание любви к птицам....
НОД ОО "Познавательное развитие" раздел: "Окружающий мир" в подготовительной к школе группе. Тема: "Зимующие птицы"
"Зимующие птицы"Цель: Создание социальной ситуации развития познавательной деятельности через уточнение представлений о зимующих птицах и их корме.Задачи:· Со...
Конспект ООД по речевому развитию для детей подготовительной к школе группе. Тема: «Спешите делать добро».
Программное содержание:Продолжать знакомство с полярными понятиями «добро» и «зло».Формировать осознанное отношение к социальным нормам поведения, закреплять навыки доброжелательного поведения в повсе...
Взаимосвязь учителя-логопеда и воспитателя в подготовительной к школе группе. Тема "Зимующие птицы".
Представлены задания на неделю по лексической теме "Зимующие птицы"....
Конспект занятия по познавательному развитию (математика) в подготовительной к школе группе Тема: «Птицы в гости прилетели!»
Материал может быть использован для итогового мероприятия или открытого занятия....
Конспект образовательной деятельности по речевому развитию для детей подготовительной к школе группы Тема: «В поисках Зимы».
Игра - путешествие: "В поисках Зимы" с элементами театрализованной деятельности направлена на создание условий для закрепления и расширения знаний детей о зиме и зимних явлениях....
Проект в подготовительной к школе группе Тема «Зимующие птицы»
Проектв подготовительной к школе группеТема «Зимующие птицы»Тип проекта: информационно-творческий.Вид проекта: групповой.Продолжительность: среднесрочный (2 недели)Возраст детей:6-7 лет.Уч...