Игра и речь: 6 игр для вызывания звуков с опорой на жест.
методическая разработка по развитию речи

Соленикова Лариса Викторовна

Консультация логопеда

Для начала давайте определимся, в какой ситуации нужно использовать жесты? Жест пригодится, если ребенок много "звучит", сопровождая свою игру отдельными слогами и звуками, что-то поет, "говорит на своем языке", но при этом отказывается повторять за взрослым те же самые слоги по просьбе.
Если вашему малышу больше полутора лет, а он не спешит повторять за взрослым слоги и слова, очевидно стоит поиграть с ним в подражательные звуковые игры с использованием  жестов. Такие игры снимут у него страх перед речью, снизят речевой негативизм.
Работа над вызыванием звуков  с опорой на жест особенно показана ребятам с диагностированной моторной алалией, общим недоразвитием речи 1-2 уровней, неговорящим деткам с аутизмом, которые все еще не повторяют слова по инструкции, но при этом уже умеют копировать движения взрослого.
‼️Как вводить жесты?
Технология введения цифрового жеста предельно проста. Выберите простую и мотивационную игру для ребенка и, многократно повторяя ее, проговаривайте один и тот же согласный звук, сопровождая его характерным жестом. Отныне каждый раз при произнесении этого звука ребенок должен видеть жест, который его обозначает. Например, возьмите инерционную машинку и заведите ее, несколько раз нажмите указательным пальцем на нижнюю губу и произнисете звук [ВВВВ]. После этого запустите машинку. Повторите игру многократно - от 6 до 10 раз. Количество машинок/свечек/шариков должно соответствовать количеству циклов, которые вы планируете в игре. Если вы собирались 10 раз повторить игру - приготовьте 10 машинок. Так малышу будет легче сориетироваться, как долго продолжится игра, и распределить свои силы и внимание.  
А сейчас  перечислим "топ" из 6 игр для "популярных" на начальных этапах работы звуков.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_logopeda.docx16.61 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация логопеда

Для начала давайте определимся, в какой ситуации нужно использовать жесты? Жест пригодится, если ребенок много "звучит", сопровождая свою игру отдельными слогами и звуками, что-то поет, "говорит на своем языке", но при этом отказывается повторять за взрослым те же самые слоги по просьбе.
Если вашему малышу больше полутора лет, а он не спешит повторять за взрослым слоги и слова, очевидно стоит поиграть с ним в подражательные звуковые игры с использованием  жестов. Такие игры снимут у него страх перед речью, снизят речевой негативизм.
Работа над вызыванием звуков  с опорой на жест особенно показана ребятам с диагностированной моторной алалией, общим недоразвитием речи 1-2 уровней, неговорящим деткам с аутизмом, которые все еще не повторяют слова по инструкции, но при этом уже умеют копировать движения взрослого.
‼️Как вводить жесты?
Технология введения цифрового жеста предельно проста. Выберите простую и мотивационную игру для ребенка и, многократно повторяя ее, проговаривайте один и тот же согласный звук, сопровождая его характерным жестом. Отныне каждый раз при произнесении этого звука ребенок должен видеть жест, который его обозначает. Например, возьмите инерционную машинку и заведите ее, несколько раз нажмите указательным пальцем на нижнюю губу и произнисете звук [ВВВВ]. После этого запустите машинку. Повторите игру многократно - от 6 до 10 раз. Количество машинок/свечек/шариков должно соответствовать количеству циклов, которые вы планируете в игре. Если вы собирались 10 раз повторить игру - приготовьте 10 машинок. Так малышу будет легче сориетироваться, как долго продолжится игра, и распределить свои силы и внимание.  
А сейчас  перечислим "топ" из 6 игр для "популярных" на начальных этапах работы звуков.

 Звук [В] 
Материал: Для введения звука вам понадобится 6-10 машинок и кусок ламината. Хорошо использовать необычные машинки, которые сверкают, или инерционные машинки, которые сильно разгоняются. Посмотреть инерционную машинку можно ЗДЕСЬ. Отлично подойдут для этой игры и машинки-перевертыши, которые переворачиваются, в тот момент, когда врезаются в стену, и лихо едут в обратную сторону.
Ход игры: Поставьте кусок ламината на стул, а на него машинку. Разгоните игрушку и покажите рукой жест для звука [В]: несколько раз нажав указательным пальцем на нижнюю губу, четко и многократно произнесите звук. Отпустите машинку. Повторяйте игру с каждой из машинок и помните, чем более эмоционально будет "обставлена" игра, тем более вовлечен, сосредоточен и замотивирован будет ребенок.

 Звук [Д] 
Материал: вам понадобятся плоские камни с моря, небольшая кастрюля или тазик с водой и сменная одежда.
Ход игры: три раза постучите тыльной стороной одного кулака о другой, четко произнесите [ДДД]. Бросьте камни в тазик и как следует порадуйтесь. Продолжайте игру, пока не кончатся камушки. Некоторым деткам нравится кидать камни не в воду, а в контейнер, заполненный аквагрунтом, а потом "со смаком" вытаскивать камни из контейнера, погружая пальцы в упругий пузырчатый материал.

 Звук [К] 
Материал: любые кубики. Например, это могут быть неокрашенные кубики из набора "Городок"
Ход игры. Положите кубик на стул или просто на руку, резко ударив по нему кулаком, четко произнесите звук [К] и "отправьте" его в противоположную сторону комнаты. Стреляйте кубиками-пулями просто так или в цель. Жест, которым обозначается звук [К] - резко выброшенный вперед кулак.

Звук [Ф]
Материал: 10 свечек, например, ароматические свечки из Икеи. Спички или автоматическая зажигалка-огонек.
Ход игры: зажгите свечку, отставьте ее на безопасное от ребенка расстояние и, вращая раскрытой ладонью слева направо, произнесите утрированный звук [Ф]. Придвиньте свечку к ребенку и дайте ему задуть огонек. Если ваш ребенок не умеет дуть, задуйте свечку сами.
Мы напоминаем, что играть с огнем ребенку можно только под строгим контролем взрослого. Если вы не уверены, что успеете проконтролировать движения ребенка - эта игра небезопасна. Прежде, чем браться за нее, вам нужно поработать над руководящим контролем - то есть научить ребенка слушаться вас в рамках выполнения задания.

 Звук [Ш]
Материал: для этой игры вам потребуется 10 прочных воздушных шариков.
Ход игры: отодвиньтесь "на безопасное" расстояние от ребенка (такое, чтобы, если шарик лопнет, не оглушать и не пугать малыша). Надуйте один шарик и, не завязывая его, "утрировано" подтолкните шар снизу вверх противоположной рукой с раскрытой ладонью, четко проговаривая звук [Ш]. После этого отпустите шарик. Он улетит прямо до потолка!
Обратите внимание, если малыш боится играть с шарами, потому что когда-то он испугался лопнувшего рядом шарика - не стоит заниматься "через не хочу". Лучше подобрать другую игру. Не надувайте шарики слишком сильно, чтобы они не лопнули и не испугали малыша.

 Звук [П]
Игрушка - пробки
Материал: винные пластиковые пробки. Вы можете насобирать их, проводя время по-взрослому😜Ход игры: Возьмите в рот пробку, параллельно показывая рукой жест -"птичку", и, резко смыкая большой палец раскрытой ладони с сомкнутыми пальцами, четко произнесите звук [П]. Сделать это с пробкой во рту сложно, но, как показывает опыт - возможно 😁. После этого сильно подуйте, выплевывая пробку.
Важно не выталкивать "снаряд" языком, а толкать пробку именно направленной воздушной струей. Покажите ребенку, что пробки могут стать "пулями". Стреляйте в кресло, потолок, стены...
Элемент комичности сделает активность еще более желанной для малыша. Побуждайте ребенка "командовать" вашими действиями сначала с помощью жеста, показывая рукой "птичку", а позже и звука.
 Чтобы вызвать каждый из описанных звуков, четко соблюдайте следующие этапы  введения звука во всех перечисленных играх:
1 этап. На этом этапе важно, чтобы ребенок понял, как устроена игра, и начал принимать в ней участие. Говорит он звук или нет, повторяет жест или нет - на этом этапе не важно. 
2 этап. Второй шаг - "притормозите" на очередном витке игры, побуждая ребенка "просить" вас продолжать, показав своей рукой жест, характерный для этого звука. Вы можете помочь ребенку сделать жест, используя физическую подсказку. Важно, что на втором этапе мы не настаиваем на том, чтобы ребенок произносил звук. Важен только жест, который он самостоятельно выполняет. Звук же произносит взрослый.
3 этап - когда ребенок побуждает вас продолжать игру, используя жест, попросите его сделать "погромче". Если ребенок "на эмоциях" подключает к жесту и звук - игра продвигается веселее: машинка едет быстрее, шарик летит выше, гаснет не одна свечка, а целых три! Если ребенок не озвучивает игру, пока не стоит акцентировать на этом внимание, подождите 3-5 секунд и произнесите звук самостоятельно.
.

Подготовила: учитель-логопед Соленикова Лариса Викторовна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Игры и игрушки в процессе вызывания речи у неговорящих детей"

Игры и игрушки. используемые для вызывания речи у детей....

Весело играем-свою речь развиваем! Этот коварный звук "Р".

Играем дома!Рычим)[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19918314","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...

Тема: вызывание звука «К», автоматизация звука«Т», различение на слух рассказа «Осень

Задачи:1. Учить ребенка вызывать звук «К».2. Автоматизировать звук «Т» в словах и фразах.3. Продолжать учить различать тихий и громкий голос.4. Учить различать текст по теме: ...

Методическая разработка Игры и игрушки в процессе вызывания речи у неговорящих детей

Пояснительная записка Цель  разработки - поделиться с педагогами имеющимся опытом работы по запуску речи у неговорящих детей и предложить практические рекомендации, направленные на...

Игры и игрушки в процессе вызывания речи у неговорящих детей

Цель  разработки поделиться с педагогами имеющимся опытом работы по запуску речи у неговорящих детей, и предложить практические рекомендации, направленные на запуск речи у детей ст...

Методическая разработка Игры и игрушки в процессе вызывания речи у неговорящих детей

Цель  разработки поделиться с педагогами имеющимся опытом работы по запуску речи у неговорящих детей, и предложить практические рекомендации, направленные на запуск речи у детей ст...

Игры для вызывания звуков.

Если вашему малышу больше 1,5 лет, а он не спешит повторять за взрослым слоги и слова, очевидно стоит поиграть с ним в подражательные звуковые игры с использованием жестов. Такие игры снимут у него ст...