Игры с неговорящими детьми строятся поэтапно от вызывания звука до появления речи
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)

Богачева Людмила Ивановна

В статье описаны пять опорных этапов и речевой материал для развития речи детей 1 уровня

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры с неговорящими детьми строятся поэтапно от вызывания звука до появления речи.

Игра первого этапа (опорные)

«Песенка Ани». Тема: «Гласные звуки».

Цели: 1. Развитие речевых навыков (вызывание гласных звуков). 2. Формирования пассивного и активного словарного запаса. 3. Развитие голоса. 4. Формирование правильного речевого выдоха.

= материал: Карточки - с артикуляцией гласных звуков, кукла Аня, липкая лента разной длины, грамзапись.

ХОД: 1. «детский плач»        - -Кто-то плачет, кто это?

-Это, Аня, она плачет, слезки катятся, грустная она, ей плохо. Пойдем, пожалеем Аню, скажем, какая она хорошая милая, красивая, добрая, и плакать не надо.

Как плакала Аня, повтори. А сейчас, преподнеси ладошку к ротику и повтори, А-А-А-А-А- А. Воздух теплый на ладони ощущается. Надо ушки закрыть ладошками и послушать, плач Ани, услышал? Сейчас посмотри в зеркало и произнеси плач Ани. Найди Ане ротик (смайлик), как она плакала.

Как может плакать Аня, послушай, А-А-А-А-А-А-А-А - длинно, А-А-А - коротко.

Найди длинную лену и спой длинно плач Ани, обращать внимание на вдох через нос, а выдох с гласной через рот. (Молодец!) Найди короткую ленту и спой коротко. (Молодец!), вдох через нос, выдох через рот. Покажем рукой, как длинно (коротко) умеет петь Аня (жест рукой).

Это кто? Аня. Как она плакала? А-А-А. Мы Аню успокоили, она не уже не плачет. Аня молодец. А ты, Аню успокоил, спел песенку совсем негрустную, у тебя получилось, ты, МОЛОДЕЦ! Получи приз.

Игры второго этапа (опорные)

Цели: Вызывание и активизация речевого подражания. Формирования пассивного словарного запаса.

= материал: Домик, мышонок, шнур, сыр.

ХОД: Это норка. Живет в норке Мышонок. Мышонок маленький, серенький, мягонький. Он пищит: ПИ-ПИ-ПИ. Хочет кушать, будем кормить. Это сыр. Но нет дорожки. Сделай дорогу из шнура. Молодец, ты сделал дорожку, пусть пробежит мышонок. А ты пропищи как мышонок: ПИ-ПИ-ПИ. Мышонок уже у сыра, угости его сыром: АМ-АМ-АМ. А теперь скажи, это кто? (ПИ-ПИ-ПИ) Скажи, как мышонок съел сыр? (АМ-АМ-АМ)

Игры третьего этапа(опорные)

Игра: «Вот наш Бобик, славный пес»

Цели: 1. Формирование первых слов. 2. Вызывание речевого подражания. 3.Формирования пассивного и активного словарного запаса. 4. Развитие голоса.

= материал: Домик, собачка Бобик.

ХОД: Вот наш Бобик, славный пес: — Гав! Гав! Хлопаем в ладоши (2 раза);

Белый лобик, черный нос (указательный жест) — Гав! Гав! указательный жест — показываем на нос

Бобик, Бобик, лапку дай (жест «здороваемся»)— Гав! Гав! Хлопаем в ладоши (2 раза); Сядь на коврик и не лай! «тихо» - прижимаем указательный палец к губам— тс-с-с!

Игры третьего этапа (опорные)

Игра: «Вот наш Бобик, славный пес»

Цели: 1. Формирование первых слов. 2. Вызывание речевого подражания. 3.Формирования пассивного и активного словарного запаса. 4. Развитие голоса.

= материал: Домик, собачка Бобик.

ХОД: Вот наш Бобик, славный пес: — Гав! Гав! Хлопаем в ладоши (2 раза);

Белый лобик, черный нос (указательный жест) — Гав! Гав! указательный жест — показываем на нос

Бобик, Бобик, лапку дай (жест «здороваемся»)— Гав! Гав! Хлопаем в ладоши (2 раза); Сядь на коврик и не лай! «тихо» - прижимаем указательный палец к губам— тс-с-с!

Игры четвертого этапа (опорные)

Игра: «Что делают Коля и Оля?»

Цели: 1. Переход от слов к словосочетаниям и отдельным фразам. 2. Вызывание самостоятельной речи. 3. Уточнение и расширение пассивного и активного словаря.

= материал: Куклы Коля и Оля, два домика, картинки изображающих различные действия. ХОД: Перед началом игры показать картинки девочки и мальчика, которые играют в мяч. Давай поиграем в интересную игру. Я буду показывать картинки - действия, а ты внимательно посмотри и скажи, чем занят Коля, а чем занята Оля.

Коля - сидит, спит, учит, читает, качается. Оля - идет, поет, прыгает, кушает, играет.

Игры пятого этапа (опорные)

Составление рассказа «Белочка и Ёжик».

Цели: 1. Обогащение и активизация словарного запаса детей. 2. Совершенствование лексико-грамматического строя речи (понимание и употребление простых - в, на, к, из, за и т.д. и сложных - из-под, из-за и т.д. предлогов). 3. Учить понимать предложения различного типа. А также принимать активное участие в процессе составления рассказа, договариванием междометий. 4. Развитие мелкой моторики.
=материал: дерево, белка, ежик, яблоки и т.д.

ХОД: - «Росла в лесу яблоня (Ах, какая красивая!) К осени созрели на ней плоды (Ох, как много!)» Описание: Из предложенных деталей, ребенок вместе с педагогом собирает дерево - яблоню с плодами. Затем, следует рассказ педагога, о том, как в лесу выросла яблоня и созрели плоды, (т.е. повторение ребенком междометий).

-«И к этой яблоне прибежала Белочка (Ой, какая рыжая!). Поднялась на яблоню (Оп па, как высоко!). А яблоки уже созрели (Ай, какие сочные!). И вот в листве кто-то зашуршал (Ш-Ш-Ш). Это был Ёжик (Ф-Ф-Ф)». Описание: По рассказу логопеда, ребенок из предложенных предметов собирает сюжет. Затем, следует рассказ педагога, а ребенком произнесение междометий.

-«А Ёжику (Ф-Ф-Ф) тоже захотелось яблок(АМ-АМ-АМ), прибежал(ТОП-ТОП-ТОП) под яблоню, нашел из-под яблони плод, зацепил (УХ) его на спину и очень довольный(А-А-А), своей находке, побежал домой ТОП-ТОП-ТОП». Описание: По рассказу, ребенок из предложенных предметов собирает сюжет дальше. Затем, следует пересказ из составленной части. Получился рассказ, логопед рассказывает рассказ целиком, ребенок слушает, и произносит междометия.

Речевой материал для развития речи детей - 1 уровня.

1) Проговаривание звукоподражаний:

Самолет летит: уууууууууууу
Птичка поет: иииииии
Заболел зуб у мальчика: оооооооо
Медведь идет:эээээээээ
Машенька заблудилась: ауууууууу,

Молоток стучит: тук-тук-тук
Часы тикают: тик- так
Барабан бьет: бум-бум
Поезд едет: ту- ту
Машина едет: би-би
Проснулся зайчик , подтянулся: аааааааа

Пошел зайка морковку кушать: ням-ням

Попрыгал зайчик гулять: оп-оп-оп

Устал, пошел ложиться спать: бай-бай.

Как собачка лает: ав-ав

Как котенок мяукает : мяу-мяу

Как корова мычит: му-му

Как утка крякает: кря-кря

Как мышка пищит: пи-пи

Как курочка кудахчет: ко-ко-ко

Как поросенок хрюкает: хрю-хрю

2) Двухсложные слова из открытых слогов.

Нота, вата, дата, хата, мята, бита, фата, баня, няня, дыня,

Тоня, Дуня, Аня, Маня, Ваня, Таня, Катя, Петя, Витя, Митя,
иди, буди, веди, гуди, ходи, муха, дети, люди, быки, ляля, фея,
ноги, пена, поле, кофе, пони, вода, лето, мука, кино,

Я иду. Я mofo. Я дую. Я бегу. Я пою. Я пилю. Я мету.

Это дети. Это киты. Это люди. Это пони. Это мухи. Это кони. Это быки. Это коты.

Мои дыни. Мои коты. Мои духи. Мои кеды. Мои маки. Мои ели. Мои киты.

Было лето. Дома тихо. Мама дома. У мамы дети. Дети были дома.

Дома вода. Коля, пили липу. Люби, Ваня, маму. Ходи тихо.

3) са-мо-лет, ко-ло-бок, попугай, т.д.

Еще на уровне лепетных и звукоподражательных слов строится фраза: биби тпу (машина едет), ляля ааа (кукла спит). Услышанная фраза «дядя ити» (дядя починит) повторялась к картинке, далее переносилась в другую ситуацию. Ребенок радуется, если узнаёт свои слова, смелее начинает говорить.

Как правило, ребенок впервые произносит трехсложное слово, затем несколько дней ходит и с повторяет его, сам вслушивается в новое звучание, демонстрирует его окружающим. Приблизительно через два месяца после этого он начинает говорить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры с неговорящими детьми

Для детей с задержкой речевого развития и начинающих говорить малышей...

Игры с неговорящими детьми

Игры с неговорящими детьми...

Игры с неговорящими детьми

Подборка игр с неговорящими детьми...

"ИГРЫ С НЕГОВОРЯЩИМИ ДЕТЬМИ"

Название и содержание игр для преодаления зрр....

Игры с неговорящими детьми

Игры с неговорящими детьмиДанные игры стимулируют детей к проговариванию звукоподражаний, закреплению произношения гласных, а также согласных звуков раннего онтогенеза. Они достаточно просты и интерес...

Игры с неговорящими детьми (3-4 года).

Ваш малыш не говорит. Вы в растерянности. Это еще одна проблема, а у Вас их и так достаточно. Сможете ли Вы справиться с ней самостоятельно и как? Задача настолько серьезна, что для ее решения необход...