Занятие по развитию речи «Птицы весной».
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Никитина Марина Павловна

Цель занятия:

  1. Закрепить название весенних месяцев и признаков природы.
  2. Различать и называть птиц, используя в ответе «перелетные птицы».
  3. Учить загадывать и отгадывать загадки.
  4. Основная задача: учить детей образовывать новые слова
  • Прилагательные и существительные
  • Сложные слова из двух простых
  1. Читать слоги ,образовывать слова из разрозненных слогов и читать их.
  2. Закреплять названия детенышей птиц
  3. Называть домики птиц.
  4. Пересказ с элементами драматизации сказки «Где мой домик?».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_ptitsy.docx540.16 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи

«птицы весной»

(подготовительная группа) План-конспект занятия.

Тема: «Птицы весной».

Цель занятия:

  1. Закрепить название весенних месяцев и признаков природы.
  2. Различать и называть птиц, используя в ответе «перелетные птицы».
  3. Учить загадывать и отгадывать загадки.
  4. Основная задача: учить детей образовывать новые слова
  • Прилагательные и существительные
  • Сложные слова из двух простых
  1. Читать слоги ,образовывать слова из разрозненных слогов и читать их.
  2. Закреплять названия детенышей птиц
  3. Называть домики птиц.
  4. Пересказ с элементами драматизации сказки «Где мой домик?».


Речевой материал:

Существительные:

Птица,ворон,сорока,голубь,дктел,ласточка,скворец,воробей,грач,соловей, жаворонок, кукушка, стая, дупло, голубятня, скворечник.

Прилагательные:

Воробьиный, воронье, снегириная, утиная, гусиная, воронья, журавлиная, красногрудая, белобокая, длиннохвостая, сладкоголосая.

Глаголы:

Полететь, свить, покаркать.

1 часть: Организационный момент: (звучат в грамзаписи голоса птиц, дать детям послушать). Воспитатель: Займет свое место тот, кто назовет любую птицу (дети сели на стульчики.)

2 часть: Воспитатель: Послушайте загадку. О каком она времени года? Она приходит с ласкою И со своею сказкою . Волшебной палочкой взмахнет, В лесу подснежник расцветет.(весна)

3 часть: Воспитатель:

  • Назовите приметы весны (назвали)
  • Какие птицы прилетают весной?
  • Как одним словом назвать птиц, которые осенью улетают, а весной возвращаются?
  • Какие загадки вы знаете о птицах?

(дети загадывают загадки ,а воспитатель выставляет картинки с изображением птиц)

Как называется большая группа птиц? (стая)

Как будет называться стая воробьев, снегирей, ворон, уток, журавлей, гусей?

4 часть:Игра: «скажи правильно».Воспитатель спрашивает:

  • Если у птицы красная грудка, она какая? (красногрудая)
  • Если у птицы длинный хвост? (длиннохвостая)
  • Про какую птицу говорят длиннохвостая? (сорока)
  • Если у птицы черная голова? (черноголовая)
  • Если у птицы белый бок? (белобокая)
  • Если у птицы «сладкий голос» (сладкоголосая - соловей)

Физкультминутка «птицы»

Птицы в гнездышках сидят и по сторонам глядят

Погулять птенцы хотят, из гнезда они летят.

На березку птички сели, головою повертели

И обратно улетели.

Налетались, утомились, в свои гнезда возвратились.

5 часть: Игра: «зашифрованное слово»

Воспитатель обращает внимание детей на пособие «дерево. На этом дереве скрываются птицы, а какие вы узнаете, если прочитаете слоги и поменяете их местами.

(дети читают слоги, а из слогов образуют слова: голуби, дятел, скворец, воробей )

Назовите домики, в которых живут эти птицы.

Голуби -в голубятне; Скворец – в скворечнике;

Дятел- в дупле; Воробей- в гнезде.

Динамическая пауза.

Воспитатель: Ребята, весной у птиц появляются птенцы, они любопытные и непослушные , как и все дети.

Стихотворение «птичка»

Воспитатель: как называются птенцы у скворца?

Дети: Скворчата

Вос-тель: Как называются птенцы у кукушки?

Дети: Кукушата

Вос-тель: А если он один?

Дети: Кукушонок

Вос-тель: Как называются птенцы у галки?

Дети: Галчата

Вос-тель: Как называются птенцы у воробья?

Дети: Воробушки

А с воробышком приключилась вот какая история. (Пересказ с элементами драматизации сказки « Где мой домик ?»


Сказка

Оборудование : шапочки с изображением птиц.

Вос-тель: Жил-был воробышек со своей мамой воробьихой. Однажды он решил полетать, посмотреть, что кругом творится.

Мама- воробьиха: Далеко не улетай и запомни: наш домик воробьиный

Вос-тель: Воробышек летал, летал и не заметил , как заблудился .Страшно ему стало.

Воробышек: Где моя мама? Где мой домик?

Вос-тель: Стал бедный птенчик стучаться в каждый домик и спрашивать: «Чей это домик?»

Подлетел он к вороньему гнезду и спрашивает :

Воробышек: скажите пожалуйста ,чей это домик?

Ворона: А тебе чей нужен?

Воробышек: Воробьиный.

Ворона: Нет, это не воробьиный домик, а воронье гнездо. Здесь я живу, ворона.

Вос-тель: заплакал воробьишко и полетел дальше. Видит чей-то домик, постучал и спрашивает

Воробышек: Чей это домик?

Дятел: А тебе чей нужен?

Воробышек: Воробьиный.

Дятел: Нет, это не воробьиный домик, а дупло дятла. Здесь я живу, дятел.

Вос-тель: Заплакал воробьишко и полетел дальше. Видит чей-то домик , стучится и спрашивает:

Воробышек: Чей это домик?

Скворец: А чей тебе нужен?

Воробышек: Воробьиный.

Скворец: Нет, это не воробьиный домик, а скворечник. Здесь живу я,скворец.

Вос-тель: Заплакал воробьишко и полетел дальше. Видит еще один домик, постучался, спросил:

Воробышек: Чей это домик?

Голубь: А чей тебе нужен?

Воробышек: Воробьиный.

Голубь: Нет, это не воробьиный домик, а голубятня. Здесь я живу, голубь.

Воробышек: Заплакал воробьишко: Что же мне делать? Как найти домик? Голубю стало жалко воробьишко.

Голубь: Хочешь, я покажу где твой домик?

Воробышек: Покажи пожалуйста!

Вос-тель: Полетели они вместе и нашли воробьиный домик. Обрадовался воробьишко и его мама, стали благодарить голубя.

Воробьиха: Спасибо тебе, голубь, ты очень добрая птица!

Воробышек: Спасибо голубь, что ты помог найти мне мою маму и домик.

Голубь: А ты, воробьишко, слушайся маму и больше не улетай далеко от дома.

Вос-тель: Вот такая история приключилась,с маленьким воробышком.

Ребята, а мне кажется, что воробышек заблудился, потому что не знал свой домашний адрес и какие-то ориентиры по-которым можно найти свой дом.

А вы все знаете свой домашний адрес? (дети называют свой домашний адрес)

Молодцы, вы никогда не заблудитесь!

Итог занятия:

Дети, мы много сегодня говорили о птицах, называли признаки весны , учились образовывать новые слова, делили слова на слоги. Показали сказку, называли свой домашний адрес. Молодцы , все вы очень хорошо работали.

Конспект познавательного занятия по развитию речи «Перелетные птицы» (подготовительная группа)

Долгополова Олеся Ахмечаевна 
Конспект познавательного занятия по развитию речи «Перелетные птицы» (подготовительная группа)

КОНСПЕКТ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

НА ТЕМУ«ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ» (подготовительная группа)

Воспитатель МДОУ №66 «Снегурочка»

Долгополовой О. А.

Тема: Творческое рассказывание «Как птицы домой добирались»

Задачи: уточнить знания о перелётных птицахразвивать связную речь, продолжать упражнять в граммотически правильном построении предложений; учить ориентироваться на план, строя своё высказывание; закреплять знание схем предлогов; корригировать логическое мышление на основе угадывания птиц по описанию; слуховое и зрительное внимание на основе «чтения» плана- схемы; воспитывать интерес к занятиям.

Словарьперелет, вереница, клин, стайка, вожак, насекомоядные, зерноядные, водоплавающие.

Материал: схема предлогов, картинки: горы, река, лес, поляна, охотник, лиса, солнце, сугробы, пороталины, картинки с изображением перелётных, зимующих и домашних птиц ; маленькие разрезные картинки в конвертах.

Организационный момент

«раздувайся пузырь»

Дыхательная гимнастика

вдох через нос- выдох через рот

подняли правую ручку закрыли правую ноздрю- дышим левой

подняли левую ручку закрыли левую ноздрю- дышим правой

набрали воздух (надули щёки) счёт до 5

улыбнулись- рассердились

вкусное варенье- облизнулись

грибок посадили

сорвали

на лошадке поскакали

остановились

Хорошо

Ребята, я для вас приготовила небольшое задание, здесь в группе я разложила картинки. Сейчас я буду называть, где они находятся, а вы их доставать и проговаривать откуда вы их достали.

Н-р Дима Г возьми пожалуйста картинку на шкафу. Где лежала эта картинка? (картинка лежала на шкафу)

Лена, а тебя я попрошу взять картинку за книгой. Где была эта картинка? Эта картинка бала за книгой и т. д.

Хорошо.

Давайте поиграем в игру

Сейчас я вас превращу в птиц

Вот весна уже пришла,

Птиц домой она звала (присели)

«Гуси, ласточки, стрижи (встают, ходят)

Цапли, журавли, дрозды,

не ленитесь, не зевайте (машут руками)

Вам домой лететь пора

Шире крылья расправляйте

Свои стулья занимайте

Конспект познавательного занятия по развитию речи «Перелетные птицы» (подготовительная группа)

-Давайте рассмотрим картинки, которые вы нашли

-Что изображено на этих картинках?

-Посмотрите пожалуйста внимательно и подумайте, какие это птицы

-Правильно

-Сегодня мы с вами поговорим о перелётных птицах

-Почему птицы называются перелётными?

-А почему птицы улетают осенью?

Потому что исчезает зелень, семена и съедобные корни растений оказываются под слоем снега, а моллюски и рыба – под толщей льда, для птиц наступают особенно трудные времена.

-Как вы думаете какие трудности встречаються у них на пути?

-Что с ними может произойти по дороге?

Перелет – дело очень опасное. Ждут нас впереди и ураганы, и холодные дожди, и хищники. В тумане можно сбиться с пути или разбиться о скалы. Не все из нас вернутся сюда весной. Да и на зимовке мы песен не поем, гнезд не вьем. Вот как вернемся весной обратно – то и песни тебе споем, и птенчиков выведем. Были бы здесь зимой мухи, жучки для другие насекомые для еды – мы бы остались тут, не полетели бы. А тут деться нам некуда — надо лететь. Здесь мы от голода зимой погибнем.

Динамическая пауза

-А сейчас ребята встанем

разминаться вместе станем

Гуси серые летели (крылья расправили)

На лужайку тихо сели (присели рядом со стульчиками)

Походили (марируем на месте)

Поклевали (наклоны головой)

Потом быстро побежали (бег на месте)

повторить 2-3 раза.

Раз, два, три, четыре, пять

Превращаю вас в ребят

прошу сесть

«Составь предложение»

Дети на слух из разрозненных слов составляют предложение.

*Перелетныептицы, ласточки, и, насекомоядные.

(Ласточки перелетные и насекомоядные птицы)

*С теплых стран, грачи, первые, птицы, прилетели

(С теплых стран прилетели первые птицы – грачи)

*Перелетные, на Родину, птицы, весной, возвращаются.

(Весной на Родину возвращаются перелетные птицы)

дидактическая игра

собери птицу-назови птицу

http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-317567-1489203208.jpg

разрезные картинки птиц (перелётных, домашних, зимующих в канвертах)

Я когда шла на работу ко мне попала лесная газета, где было объявление:

http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-317567-1489203247.jpg

«Птица средней величины, с пестрыми перьями не высиживает птенцов, ищет себе пару»

-Какая птица могла подать объявление? (кукушка)

-Очень крупная птица, с длинными ногами, на голове хохолок, живу в болоте, ищу подружку, чтобы вместе ловить лягушек

Чьё это объявление? (Цапля)

Какое объявление могла бы написать ласточка, гусь, лебедь?

Влесной газете ещё были вот такие картинки. (схема). Как вы думаете, что они обозначают? Правильно, это птицы зашифровали свою дорогу к дому. Они хотели рассказать нам, что с ними произошло по дороге. Дети рассматривают все картини, определяют что они обозначают.

А теперь ребята мы будем составлять рассказ о том как птицы домой добирались(дети рассказывают по цепочке).

http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-317567-1489203423.jpg

СТИХИ ДЕТЕЙ

ИТОГ: О каких птицах мы с вами разговаривали? Что нового вы узнали? Что понравилось?

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 16 с. Дуван муниципального района Дуванский район Республики Башкортостан

        

Конспект организованной деятельности по развитию связной речи для детей подготовительной логопедической группы
«Птицы весну принесли»

                    Провела: Воспитатель Никитина М.П.


Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социализация», «Безопасность», «Физическая культура», «Здоровье», «Музыка».
Цель: формировать у детей обобщённые представления о весне,
о перелётных птицах.

Задачи:
Коррекционно – образовательные:
Обобщить полученные знания по лексической теме: «Перелётные птицы».
Расширить знания о характерных признаках весны, о прилёте птиц, 
о связи между явлениями живой и неживой природы.
Закреплять умение подбирать к существительным слова-определения
и слова – действия к определённому слову.
Продолжать учить образовывать родственные слова от заданного слова.
Помочь детям увидеть, ощутить задушевную красоту родной природы в картине А.Г. Саврасова «Грачи прилетели»;
Развивать связную речь детей, опираясь на картину А.Г. Саврасова «Грачи прилетели» и умение слушать друг друга, помогать,
не перебивать, быть доброжелательным.
Коррекционно- развивающие:
Расширять и активизировать словарный запас по теме
«Перелётные птицы».
Продолжать знакомить детей с народными приметами.
Совершенствовать навыки связной речи.
Развивать психологические процессы (память, мышление, слуховое и зрительное внимание).
Учить снимать умственное напряжение через пальчиковую и жестовую
игру, ритмическую игру-массаж рук.
Учить согласовывать речь с движениями.
Закреплять правильное отчётливое произношение всех звуков
родного языка.
Коррекционно-воспитательные: воспитывать
Культуру речевого общения.
Умение слушать и слышать воспитателя и друг друга.
Активность, самостоятельность, работоспособность.
Демонстрационный материал:
Репродукция картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели», детский сад весной на мультимедийном проекторе; музыка: фрагмент из альбома П.И. Чайковского «Времена года: апрель», голоса птиц; предметные картинки «Перелётные птицы», «Зимующие птицы», карточки-схемы для составления предложений, наборы для составления звуко-слогового анализа слова «грачи», карточки для игр.
Организационный момент
Тема образовательной деятельности
Беседа о весне, о перелётных птицах, о красоте их.
Лексико-грамматические упражнения – подбор признаков и действий к слову «ГРАЧИ».
Образование родственных слов от слова «ГРАЧ».
Правила поведения на улице, в садах, где живут птицы.
Составление предложений из двух, трёх слов по карточкам-схемам.
Игры на слух, по карточкам.
Ритмическая игра – массаж рук «Строители».
Пальчиковая и жестовая игра «Птичка».

Ход образовательной деятельности:
(дети выходят приветствуют гостей)

Организационный момент

«раздувайся пузырь»

Дыхательная гимнастика

вдох через нос- выдох через рот

подняли правую ручку закрыли правую ноздрю- дышим левой

подняли левую ручку закрыли левую ноздрю- дышим правой

набрали воздух (надули щёки) счёт до 5

улыбнулись- рассердились

вкусное варенье- облизнулись

грибок посадили

сорвали

на лошадке поскакали

остановились

Хорошо.

А теперь садимся на стульчики.

Воспитатель: 

-Весна пришла и весенними водами
Омыла землю, свежесть принесла.
Растаял снег, над нашими краями
Звон в поднебесье: к нам пришла Весна!
- Скажите, ребята, кто из вас любит весну?
- За что вы любите весну?
- Чем она хороша?
(ответы детей
)( Слайд № 1,2)

Беседа с детьми о весне
- Назовите приметы весны в
неживой природе, в живой природе.
(- в неживой природе: день становится длиннее, солнце припекает всё сильнее с каждым днём, тает снег, бегут ручьи, появились проталины, бывают заморозки, дует тёплый весенний ветер, на деревьях набухают почки, распускаются первоцветы;
-
в живой природе: отогреваются и выползают насекомые, возвращаются перелётные птицы и начинают вить гнёзда, некоторые дикие животные проснулись от спячки и вышли из своих нор).

Воспитатель: Когда я шла в детский сад, то узнала, что на окраине нашего села есть замечательное место, где живут удивительные птицы. А какие …. Вы узнаете, если согласитесь со мной отправиться в путешествие.
- Вы согласны со мной отправиться в путешествие? В добрый путь ребята!
(звучит фрагмент вальса Шопена «До диез-минор»)
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
.( Слайд № 3)


Звучит музыка: фрагмент из альбома П.И. Чайковского «Времена года: апрель».(
 Слайд № 4)
На экране проектора картина А.К. Саврасова «Грачи прилетели. Фонограмма «Крик грачей».
На фоне картины звучит рассказ воспитателя «Грачи открыли весну».
- Вот мы пришли в то замечательное место, где живут удивительные птицы – грачи.
Посмотрите, сколько много птиц, гнёзд! 

Место, где большое скопление грачей, называется грачевник. Грачи вьют по несколько гнёзд, застраивая все вершины деревьев. Свои грачевники они устраивают в парках, рощах скверах. Нередко на одном дереве бывает до 12 и более гнёзд. Грачи перелётные, дружные и общительные птицы. Они вместе строят гнёзда. ( Слайд 5)В их сооружении учувствуют оба партнёра: самец приносит ветки, а самка их укладывает. Грачи сообща защищают свои жилища от врагов. Они умны и понятливы, хорошо подражают разным звукам, пению других птиц, голосам некоторых зверей. Они очень полезны человеку, так как уничтожают вредителей растений на полях и огородах, в лесах и садах.(Слайд 6)  Грачи поедают жуков, личинок, истребляют полевых мышей. Грачи зимуют недалеко от родных мест потому, что не бояться морозов. От холода их защищает плотное оперенье. Перелетают они в поисках корма. И возвращаются грачи с зимовки первыми, едва начинает таять первый снег. Их прилёт знаменует начало весны. О грачах говорят, что летят они вслед за погодой. 

Беседа по содержанию рассказа.
- Где зимуют грачи?
- Какие птицы возвращаются первыми весной?
- Когда возвращаются грачи?
- Как грачи вьют гнёзда?
- Как называется место, где грачи вьют свои гнёзда?
- Как они защищают свои гнёзда?
- Чем питаются грачи?
- Какую пользу они приносят?

Лексико-грамматические упражнения - подбор признаков и действий к слову «грачи».

- А сейчас вы мне скажите :

Грачи (какие?) – синевато-чёрные, небольшие, шустрые, умные, дружные, 
общительные, крикливые, полезные, перелетные.

Грачи (что делают?) – летают, кричат, вьют гнёзда, клюют, защищают, 
ловят жуков, уничтожают мышей, открывают весну, 
возвращаются.

А сейчас мы с вами образыем родственные слова от слова «грачи».

Детёныши грача (птенцы) – грачонок,
грачата, их мать – грачиха, 
их гнёзда – грачиные,
скопление гнёзд – грачевник.

- А кто из вас мне расскажет о правилах поведения на улице, в садах, где живут птицы.
(дети рассказывают как надо вести себя в местах скопления птиц) 

Физминутка и артикуляционная гимнастика (Слайд 7)

Давайте поиграем в игру

Сейчас я вас превращу в птиц .

-Давайте проверим, все ли превратились в птиц?!

(Артикуляционная гимнастика)  Слайд № 8,9

Физминутка  ( Слайд № 10)

Вам домой лететь пора

Шире крылья расправляйте

Свои стулья занимайте

- А теперь придумайте и составьте предложение из двух, трёх слов

Со словом ГРАЧИ.

Воспитатель: Ребята, не только грачи принесли весну, но и другие перелётные 
птицы (воспитатель предлагает детям выйти из-за стола и поиграть).

Игра: «Узнай птицу по первому и последнему звуку» (на слух).
Ребёнок отгадывает и показывает соответствующую картинку среди других птиц.

Ритмическая игра – массаж рук «Строители». ( Слайд № 11)

Мы без дела не сидим (Поглаживание рук ладонями от локтя до пальчиков).
Домик птичкам мастерим Руками показывают крышу дома.
Тук-тук-тук, тук-тук-тук Отрывистое поглаживание ладонями.
Молоток наш верный друг. Постукивание ребром ладони.
Быстро, быстро застучали. Поочередное постукивание указательным 
пальцем по пальчикам, имитируя
«работу молотка».
Вот готов для птичек дом Руками показывают крышу дома.
Очень много места в нём. Развести руки в стороны.
Это кто пожил за морем? Плечи приподняты, руки внизу.
А теперь летит над полем Взмахи руками, имитирующие полёт птицы.
В деревянный свой дворец? Руками показывают крышу дома.
Это – чёрненький скворец! Пальцы рук сложить «щепоткой»,
имитируя клюв птицы.

Сегодня мы с вами говорим о перелётных птицах

2. А вы знаете , что Перелет – дело очень опасное. Ждут нас впереди и ураганы, и холодные дожди, и хищники. В тумане можно сбиться с пути или разбиться о скалы. Не все из нас вернутся сюда весной. Да и на зимовке мы песен не поем, гнезд не вьем. Вот как вернемся весной обратно – то и песни тебе споем, и птенчиков выведем. Были бы здесь зимой мухи, жучки для другие насекомые для еды – мы бы остались тут, не полетели бы. А тут деться нам некуда — надо лететь. Здесь мы от голода зимой погибнем.

3.Беседа по содержанию:

-Почему птицы называются перелётными?

-А почему птицы улетают осенью?

Потому что исчезает зелень, семена и съедобные корни растений оказываются под слоем снега, для птиц наступают особенно трудные времена.

-Как вы думаете какие трудности встречаются у них на пути?

-Что с ними может произойти по дороге?

4.Словарная работа

- Кто из вас сможет объяснить , что же такое перелёт?

-Хищники, кто это такие?

-Птенчиков выведем?

- Зимовка?

-Погибнем? Как вы понимаете это слово? Подберите синонимы к слову погибнем!

 5.  В письме была и схема, в которой были вот такие картинки. (схема). Как вы думаете, что они обозначают? Правильно, это птицы зашифровали свою дорогу к дому. Они хотели рассказать нам, что с ними произошло по дороге. Дети рассматривают все картинки, определяют что они обозначают.

6. Давайте мы с вами разберём эту схему.

7. А теперь ребята мы будем составлять рассказ о том как птицы домой добирались(дети рассказывают по цепочке

- Составление детьми рассказа по схеме.

_ Молодцы , ребята, понравилось Вам путешествие! Что больше всего вам понравилось? А какие трудности встретились вам сегодня на пути?

В письме были для вас подарки!

http://ru.colorkid.net/sites/default/files/styles/big_father/public/1433779541_6.gif


Конспект занятия в старшей группе по теме «Зимующие птицы»

Цель: Формировать и закреплять знания о зимующих птицах.

Задачи. Образовательные: закреплять знания о зимующих птицах; продолжать учить различать зимующих и перелетных птиц; вызывать желание узнавать новые факты из их жизни; расширять и активизировать словарь по теме «Птицы»Воспитательные: формировать доброе и заботливое отношение к зимующим птицамРазвивающие: совершенствовать умение устанавливать причинно - следственные связи, внимание, память, целостное восприятие.

Ход

Звучит аудиозапись с голосами птиц леса. Дети подходят к воспитателю.

Воспитатель. Чьи голоса вы слышите?

Дети. Голоса птиц.

Воспитатель. Правильно. Было лето, и птицы пели звонко и красиво. Наступила осень, и многие птицы улетели в теплые края. Как называют таких птиц? Верно, перелетные. Назовите перелетных птиц.

Дети. Гуси, грачи, журавли, скворцы, ласточки…

Воспитатель. А некоторые птицы остались зимовать. Как их можно назвать?

Дети. Зимующие.

Вам пришло письмо от сороки! Детям старшей группы».

Воспитатель (читает письмо).

«Дорогие ребята! Приглашаю Вас в увлекательное путешествие, в котором вы узнаете много интересного о нас, зимующих птицах, а самое главное – поможете нам перезимовать. А чтобы путешествие было интересным, выполняйте мои задания! Готовы? Тогда садитесь!»

Дети садятся за столы и выполняют первое задание Сороки«Сложи птицу На столах лежат детали частей тела птицы, из которых дети собирают птицу. Ребенок, выполнивший задание первым, делает то же на доске.

Воспитатель. Какую птицу вы сложили?

Дети. Сороку.

Воспитатель. Из каких частей вы ее составили?

Дети. Туловище, голова, крылья, хвост, лапки.

Воспитатель. Давайте подумаем: для чего птичке клюв, крылья, лапки, перышки, хвост, коготки, глазки, шейка? (Ответы.) А все ли птицы одинаковые? Чем они отличаются? (Ответы.) Верно, размером, окраской, формой частей тела и т. д. Молодцы! С первым заданием справились. А теперь давайте пройдем на лесную полянку. Для этого надо встать, повернуться направо и сделать шесть шагов вперед, три раза хлопнуть за спиной и сесть полукругом на коврик.

Дети выполняют инструкцию упражнение на ориентировку в пространстве и выполняют второе задание Сороки«Отгадай загадки и расскажи об отгадке!» Дети отгадывают загадки, воспитатель достает цветной силуэт птицы и ставит его на стол. Дети рассказывают о птицах. Воспитатель дополняет их ответы интересными фактами из жизни птиц.

Первая загадка

Все время стучит, деревья долбит,

Но их не калечит, а только лечит.

-Дятел - врач лесного царство, очищает кору дерева от личинок вредных насекомых. Крепким, прямым, острым клювом добывает из – под коры деревьев жуков – короедов и гусениц и слизывает их длинным языком, покрытым липкой слюной. А еще дятел любит полакомиться: срывает с ветки еловые или сосновые шишки, закрепляет ее в развилке дерева и вылущивает вкусные семена. У дятла жесткие перья хвоста и короткие лапки, с обращенными назад двумя пальцами. Это помогает ему передвигаться вертикально по стволу дерева.

Вторая загадка

Спят деревья, спит трава,

Но не спит всю ночь она.

Учит мама малышей

По ночам ловить мышей.

- Сова – хищная птица. Она охотится по ночам, а днем спит, спрятавшись в глубоком дупле. Великолепно видит в темноте. А слух у совы в пятьдесят раз лучше, чем у человека. Пышное оперение защищает ее от холода, а закругленные крылья и широкий короткий хвост помогает летать бесшумно. Острые когти совы устроены так, что птица может крепко хватать добычу и ловко лазить по стволам деревьев.

Третья загадка

Птичка на большой сосне

Нам стрекочет«Кле -кле -кле!».

Твердый клюв похож на крест,

Семена из шишек ест.

- У клеста удивительный клюв – очень крепкий, толстый, сжатый с боков, в виде креста. Он позволяет легко и быстро добывать из сосновых и еловых шишек семена – основной корм клестов. А удивляет еще и то, что птенцов они выводят зимой, в самые трескучие январские морозы. От холода птенцов спасает глубокое гнездо с толстыми стенами, утепленное ковром из пуха, перышек и волосков. Мама – клест из гнезда не вылетает до тех пор, пока птенцы не оперятся. Кормит ее в это время заботливый папа – клест.

Воспитатель. Где живут эти птицы?

Дети. В лесу.

Воспитатель. Как их можно назвать?

Дети. Это лесные птицы.

Затем дети выполняют третье задание Сороки«Поиграй – ка!» (организуется подвижная игра «Птички»).

Птички в гнездышке сидят (дети приседают)

И на улицу глядят (поворачивают голову в стороны).

Погулять они хотят

И тихонько все летят (дети «разлетаются», машут руками, как крыльями).

Снова в гнездышке сидят (дети приседают).

Затем проводится пальчиковая гимнастика «Пой - ка, подпевай – ка, десять птичек – стайка». Дети произносят слова, загибают пальцы, начиная с мизинца; в конце сжимают пальцы в кулачки.

Пой – ка, подпевай – ка, десять птичек – стайка.

Эта птичка – соловей,

Эта птичка – воробей,

Эта птичка – совушка, сонная головушка,

Эта птичка – свиристель,

Эта птичка – коростель,

Эта птичка – скворушка, серенькое перышко,

Эта – зяблик, эта – стриж, эта – развеселый чиж.

Ну, а это злой орлан.

Птички, птички, по домам!

Дети садятся полукругом на свои места и выполняют четвертое задание Сороки«Отгадай и назови!».

Воспитатель.

Различаемся мы цветом,

Встретишь нас зимой и летом.

Если крыльями взмахнем –

Будем в небе голубом.

Мы умеем щебетать,

Каркать, петь и ворковать.

Нас зимою подкормите…

Дети, кто мы? Назовите!

Дети называют зимующих птиц (снегирь, синица, воробей, сорока, ворона, голубь, свиристель, воспитатель выставляет их цветные силуэтные изображения. Дети отмечают характерные признаки птиц, воспитатель дополняет ответы при необходимости.

- У снегиря ярко – красная грудка, а крылья, хвост и шапочка черные. Кормится ягодами, добывая из них семена.

- Синичка – небольшая птичка, брюшко у нее желтое, спинка зеленоватая, головка черная, щечки белые. Летом питается, насекомыми, семенами растений, а зимой прилетает поближе к жилью человека.

- У воробья спинка коричневая, с широкими продольными черными полосами, хвост и крылышки темно – бурые, а голова серая.

- У сороки голова и крылья – черные. Хвост тоже черный, длинный и прямой как стрела. Сороки – птицы нужные и полезные. Они деревья от жуков и личинок спасают, всякий мусор, как дворники, клювом своим подбирают.

- Ворона – крупная птица. Голова, клюв, горло, крылья, хвост и лапы черные, а грудка и спинка серые.

- Вороны – всеядные птицы.

- У свиристелей оперение нарядное, розовато – коричневого цвета. Голову украшают задорные серебристо – розовые хохолки. А на крыльях ярко – красные ровные полоски. Свиристели любят спелые ягоды рябины, боярышника.

Затем дети выполняют пятое задание Сороки«Расставь птиц. На стене висят плакаты «Зимний лес» и «Зимняя избушка», под ними – кормушка, сделанная из картона, ветка дерева.

Воспитатель. Ребята, выбираете по одной птице, называете ее и находите ей место в лесу или на кормушке, около человеческого жилья.

Образец«Клест живет в лесу, он питается семенами сосновых и еловых шишек».

Воспитатель (рассказывает о том, почему некоторые птицы зимой прилетают ближе к человеку и человеческому жилью). Зимующие птицы питаются не только насекомыми червями, они едят семена различных растений, а около жилья людей находят крошки хлеба, крупы и в холодное время года могут обойтись без живого корма. Но за короткий зимний день птицы не успевают найти корм в достаточном количестве, особенно в метели, морозы, а также после оттепелей, когда на ветках деревьев и кустарников ледяная корка, и тогда зимняя подкормка спасает их от гибели. Ребята, а мы с вами можем помочь зимующим птицам? что для этого нужно? (Ответы.) А теперь встанем, повернемся на право, сделаем пять шагов вперед, посмотрим сначала наверх, потом налево, наклонимся, заглянем в шкаф.

Дети выполняют шестое задание Сороки«Найти предмет!». Находят деревянную кормушку и поднос с заготовленной подкормкой для птиц: ягодами шиповника, несоленым салом, пшеном, семечками, белым хлебом, овсом и т. д.

Воспитатель (вместе с детьми проговаривает, что находится на подносе). здесь корм на любой вкус: мягкие хлебные крошки, сытные, аппетитные семечки, полезный геркулес, вкусные спелые ягоды, питательное, свежее сало.

Дети несут кормушку к столику, где стоят фигурки птиц, и выполняют седьмое задание Сороки«Наполни кормушку для зимующих птиц». Наполняют кормушку, проговаривая, кого хотят угостить и чем.

Образец«Насыплю для воробья семечек, потому что они аппетитные, сытные».

Затем дети выполняют восьмое задание Сороки«Назови правила подкормки птиц. Называют правила (воспитатель при необходимости помогает): кормушки вешают в тихих местах на ветках деревьев, кустарниках; наполняют их каждый день4 во время сильных морозов и снегопадов корма подсыпают больше; кормушки регулярно очищают от шелухи, сора, снега; никогда не кормят птиц черным хлебом и соленым салом.

Воспитатель. Настало время выполнить последнее, девятое задание Сороки«Не зевай – на вопросы отвечай!». Итак, вопросы.

- Как называют птиц, которые не улетают в теплые края? (Зимующие.)

- Почему зимой многие звери и птицы из лесной чащи жмутся к человеческому жилью? (Легче найти пищу.)

- Какая птица выводит птенцов зимой? (Клест.)

- Кого называют «доктором лесного царства»(Дятла.)

- Почему зимой нужно подкармливать птиц(Зимой корма птицам не хватает.)

- Понравилось вам путешествие? (Ответы.)

Воспитатель (читает вторую часть письма Сороки). «Дорогие ребята! Сегодня вы успешно выполнили все мои задания, узнали о том, какие мы, птицы, разные, какую пользу приносим, и о том, как вы можете помочь нам. Надеюсь, вы, наблюдая за нами, будете получать удовольствие и радость, а для кормушки найдете удобное место и будете заботиться о нас всю зиму. И я надеюсь, что вы расскажете о нас другим детям. Передаю вам, друзья, небольшие подарки. Ваша Сорока».

Воспитатель раздает детям подарки от Сороки – раскраски «Птицы».

Воспитатель. Выполним пожелания Сороки? Отнесем эту кормушку к нам на участок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи "Ранняя весна".

Цели: закрепить время года-весна;вспомнить характерные признаки весны;закрепить умение подбирать признаки к словам;образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;образовыв...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ «Птицы.»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ«Птицы.»...

КОНСПЕКТ занятия по развитию речи Тема : « Весна пришла».

КОНСПЕКТзанятия по развитию речиТема : « Весна пришла». Образовательные цели: обобщить и закрепить словарь детей по теме «Весна»; определение позиции звука в начале и в конце слова; обучение сост...

Занятия по развитию речи "Вестники весны"

Непосредственно-образовательная деятельность с детьми старшего возраста по развитию речи...

Открытое занятие по развитию речи "Поможем весне"

Программное содержание:Цель: формировать представления детей о весенних изменениях в живой и неживой природе.Задачи:-       Образовательные: продолжать уточнять и система...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми среднего возраста по развитию речи « Птицы весной» (с использованием пальчиковой гимнастики, логоритмических упражнений)

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьмисреднего возраста по развитию речи « Птицы весной» (с использованием пальчиковой гимнастики, логоритмических упражнений)...

Конспект занятия по развитию речи Тема: «Весна идет, Весне дорогу» (Занятие – развлечение) для детей старшего дошкольного возраста

Цель: закреплять с детьми характерные признаки весны, упражняя в умении устанавливать простейшие причинно-следственные связи.Задачи:Продолжать знакомить детей с литературными и фольклорными произведен...