Речевое развитие
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Ахмадишина Динара Дифкатовна

занятия по развитию речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект Организованно Образовательной Деятельности в подготовительной группе

По сказке В. Бианки «Как муравьишка домой спешил».

Ребята сегодня мы с вами окажемся в лесу.

Сегодня мы с вами поговорим о насекомых. 
Отгадайте загадки. 


Под корой сосны и ели Черен - да не ворон, 
Точит сложные тоннели, Рогат – да не бык, 
Только к дятлу на обед Шесть ног – да без копыт.(Жук). 
Попадает…(короед). 

Летом много их бывает, 
А зимой все вымирают. 
Прыгают, жужжат над ухом, 
Как они зовутся?...(мухи).

На поляне возле ёлок 
Дом построен из иголок. 
За травой не виден он, 
А жильцов в нем миллион.(Муравейник). 

Жу-жу, жу-жу, 
Я на ветке сижу, 
Я на ветке сижу, 
Букву Ж все твержу. 
Я жужжу зимой и летом.(Жук).

Мы – лесные жители, 
Мудрые строители. 
Из иголок всей артелью 
Строим дом себе под елью.(Муравьи). 

 Я читаю отрывок из сказки В.Бианки "Как Муравьишка домой спешил". 

Залез Муравей на берёзу. Долез до вершины, посмотрел вниз, а там, на земле, его родной муравейник чуть виден.

Муравьишка сел на листок и думает:

«Отдохну немножко — и вниз».

У муравьев ведь строго: только солнышко на закат, — все домой бегут. Сядет солнце, — муравьи все ходы и выходы закроют — и спать. А кто опоздал, тот хоть на улице ночуй.

Солнце уже к лесу спускалось.

Муравей сидит на листке и думает:

«Ничего, поспею: вниз ведь скорей».

А листок был плохой: жёлтый, сухой. Дунул ветер и сорвал его с ветки.

Несётся листок через лес, через реку, через деревню.

Летит Муравьишка на листке, качается — чуть жив от страха.

Занёс ветер листок на луг за деревней, да там и бросил. Листок упал на камень, Муравьишка себе ноги отшиб.

Лежит и думает:

муравьишка верхом на землемере»Пропала моя головушка. Не добраться мне теперь до дому. Место кругом ровное. Был бы здоров — сразу бы добежал, да вот беда: ноги болят. Обидно, хоть землю кусай».

Смотрит Муравей: рядом Гусеница-Землемер лежит. Червяк-червяком, только спереди — ножки и сзади — ножки.

Муравьишка говорит Землемеру:

— Землемер, Землемер, снеси меня домой. У меня ножки болят.

— А кусаться не будешь?

— Кусаться не буду.

— Ну садись, подвезу.

Муравьишка вскарабкался на спину к Землемеру. Тот изогнулся дугой, задние ноги к передним приставил, хвост — к голове. Потом вдруг встал во весь рост, да так и лёг на землю палкой. Отмерил на земле, сколько в нём росту, и опять в дугу скрючился. Так и пошёл, так и пошёл землю мерить. Муравьишка то к земле летит, то к небу, то вниз головой, то вверх.

— Не могу больше! — кричит. — Стой! А то укушу!

Остановился Землемер, вытянулся по земле. Муравьишка слез, еле отдышался.

Огляделся, видит: луг впереди, на лугу трава скошенная лежит. А по лугу Паук-Сенокосец шагает: ноги, как ходули, между ног голова качается.

— Паук, а Паук, снеси меня домой! У меня ножки болят.

— Ну что ж, садись, подвезу.

Пришлось Муравьишке по паучьей ноге вверх лезть до коленки, а с коленки вниз спускаться Пауку на спину: коленки у Сенокосца торчат выше спины.

Начал Паук свои ходули переставлять — одна нога тут, другая там; все восемь ног, будто спицы, в глазах у Муравьишки замелькали. А идёт Паук не быстро, брюхом по земле чиркает. Надоела Муравьишке такая езда. Чуть было не укусил он Паука. Да тут, на счастье, вышли они на гладкую дорожку.

Остановился Паук.

— Слезай, — говорит. — Вот Жужелица бежит, она резвей меня. Слез Муравьишка.

— Жужелка, Жужелка, снеси меня домой! У меня ножки болят.

— Садись, прокачу.

Только успел Муравьишка вскарабкаться Жужелице на спину, она как пустится бежать! Ноги у неё ровные, как у коня.

Бежит шестиногий конь, бежит, не трясёт, будто по воздуху летит.

Вмиг домчались до картофельного поля.

— А теперь слезай, — говорит Жужелица. — Не с моими ногами по картофельным грядам прыгать. Другого коня бери.

Пришлось слезть.

Картофельная ботва для Муравьишки — лес густой. Тут и со здоровыми ногами — целый день бежать. А солнце уж низко.

Вдруг слышит Муравьишка, пищит кто-то:

— А ну, Муравей, полезай ко мне на спину, поскачем. Обернулся Муравьишка — стоит рядом Жучок-Блошачок, чуть от земли видно.

— Да ты маленький! Тебе меня не поднять.

— А ты-то большой! Лезь, говорю.

Кое-как уместился Муравей на спине у Блошака. Только-только ножки поставил.

— Влез?

— Ну влез.

— А влез, так держись.

Блошачок подобрал под себя толстые задние ножки, — а они у него, как пружинки складные, — да щёлк! — распрямил их. Глядь, уж он на грядке сидит. Щёлк! — на другой. Щёлк! — на третьей.

Так весь огород и отщёлкал до самого забора.

Муравьишка спрашивает:

— А через забор можешь?

— Через забор не могу: высок очень. Ты Кузнечика попроси: он может.

— Кузнечик, Кузнечик, снеси меня домой! У меня ножки болят.

— Садись на загривок.

Сел Муравьишка Кузнечику на загривок.

Кузнечик сложил свои длинные задние ноги пополам, потом разом выпрямил их и подскочил высоко в воздух, как Блошачок. Но тут с треском развернулись у него за спиной крылья, перенесли Кузнечика через забор и тихонько опустили на землю.

— Стоп! — сказал Кузнечик. — Приехали.

Муравьишка глядит вперёд, а там река: год по ней плыви — не переплывёшь.

А солнце ещё ниже.

Кузнечик говорит:

— Через реку и мне не перескочить. Очень уж широкая. Стой-ка, я Водомерку кликну: будет тебе перевозчик.

Затрещал по-своему, глядь — бежит по воде лодочка на ножках. Подбежала. Нет, не лодочка, а Водомерка-Клоп.

— Водомер, Водомер, снеси меня домой! У меня ножки болят.

— Ладно, садись, перевезу.

Сел Муравьишка. Водомер подпрыгнул и зашагал по воде, как посуху. А солнце уж совсем низко.

— Миленький, шибче! — просит Муравьишка. — Меня домой не пустят.

— Можно и пошибче, — говорит Водомер.

Да как припустит! Оттолкнётся, оттолкнётся ножками и катит-скользит по воде, как по льду. Живо на том берегу очутился.

— А по земле не можешь? — спрашивает- Муравьишка.

— По земле мне трудно, ноги не скользят. Да и гляди-ка: впереди-то лес. Ищи себе другого коня.

Посмотрел Муравьишка вперёд и видит: стоит над рекой лес высокий, до самого неба. И солнце за ним уже скрылось. Нет, не попасть Муравьишке домой!

— Гляди, — говорит Водомер, — вот тебе и конь ползёт.

Видит Муравьишка: ползёт мимо Майский Хрущ — тяжёлый жук, неуклюжий жук. Разве на таком коне далеко ускачешь? Всё-таки послушался Водомера.

— Хрущ, Хрущ, снеси меня домой. У меня ножки болят.

— А ты где живёшь?

— В муравейнике за лесом.

— Далеконько… Ну что с тобой делать? Садись, довезу.

Полез Муравьишка по жёсткому жучьему боку.

— Сел, что ли?

— Сел.

— А куда сел?

— На спину.

— Эх, глупый! Полезай на голову.

Влез Муравьишка Жуку на голову. И хорошо, что не остался на спине: разломил Жук спину надвое, два жёстких крыла приподнял. Крылья у Жука точно два перевёрнутых корыта, а из-под них другие крылышки лезут, разворачиваются: тоненькие, прозрачные, шире и длиннее верхних.

Стал Жук пыхтеть, надуваться: «Уф, уф, уф!» Будто мотор заводит.

— Дяденька, — просит Муравьишка, — поскорей! Миленький, поживей!

Не отвечает Жук, только пыхтит:

«Уф, уф, уф!»

Вдруг затрепетали тонкие крылышки, заработали. «Жжж! Тук-тук-тук!..» — поднялся Хрущ на воздух. Как пробку, выкинуло его ветром вверх — выше леса.

Муравьишка сверху видит: солнышко уже краем землю зацепило.

Как помчал Хрущ — у Муравьишки даже дух захватило.

«Жжж! Тук-тук-тук!» — несётся Жук, буравит воздух, как пуля.

Мелькнул под ним лес — и пропал.

А вот и берёза знакомая, и муравейник под ней.

Над самой вершиной берёзы выключил Жук мотор и — шлёп! — сел на сук.

— Дяденька, миленький! — взмолился Муравьишка. — А вниз-то мне как? У меня ведь ножки болят, я себе шею сломаю.

Сложил Жук тонкие крылышки вдоль спины. Сверху жёсткими корытцами прикрыл. Кончики тонких крыльев аккуратно под корытца убрал.

Подумал и говорит:

— А уж как тебе вниз спуститься, — не знаю. Я на муравейник не полечу: уж очень больно вы, муравьи, кусаетесь. Добирайся сам, как знаешь.

Глянул Муравьишка вниз, а там, под самой берёзой, его дом родной.

Глянул на солнышко: солнышко уже по пояс в землю ушло.

Глянул вокруг себя: сучья да листья, листья да сучья.

Не попасть Муравьишке домой, хоть вниз головой бросайся!

Вдруг видит: рядом на листке Гусеница Листовёртка сидит, шёлковую нитку из себя тянет, тянет и на сучок мотает.

— Гусеница, Гусеница, спусти меня домой! Последняя мне минуточка осталась, — не пустят меня домой ночевать.

— Отстань! Видишь, дело делаю: пряжу пряду.

— Все меня жалели, никто не гнал, ты первая!

Не удержался Муравьишка, кинулся на неё да как куснёт!

С перепугу Гусеница лапки поджала да кувырк с листа — и полетела вниз.

А Муравьишка на ней висит — крепко вцепился. Только недолго они падали: что-то их сверху — дёрг!

И закачались они оба на шёлковой ниточке: ниточка-то на сучок была намотана.

Качается Муравьишка на Листовёртке, как на качелях. А ниточка всё длинней, длинней, длинней делается: выматывается у Листовёртки из брюшка, тянется, не рвётся. Муравьишка с Листовёрткой всё ниже, ниже, ниже опускаются.

А внизу, в муравейнике, муравьи хлопочут, спешат, входы-выходы закрывают.

Все закрыли — один, последний, вход остался. Муравьишка с Гусеницы кувырк — и домой!

Тут и солнышко зашло.



Вопросы по сказке:

  1. Что повредил себе Муравьишка?(ноги).
  2. Кто помогал Муравьишке добраться до дома?(насекомые).
  3. Как зовут насекомых, которые помогли Муравьишке добраться до дома?(Жучок-Блошачок, Кузнечик).
  4. До какого препятствия довез Жучок-Блошачок Муравьишку? (до забора).
  5. Что напоминают ножки Жучка-Блошачка? (пружинки)
  6. Как называется жилище муравьёв? (муравейник)


Физкультурная пауза

"Помощники Муравьишки" (авторское, разработано совместно с детьми по сказке). Дети читают и выполняют движения по тексту, имитируя повадки насекомых. 

Муравьишка жил в лесу 
И пришла беда к нему. 
На березу он залез 
Посмотреть родной свой лес 
Ветер шутку с ним сыграл, 
Ножки муравью сломал. 
Насекомые узнали, 
Муравьишке помогали. 
Первым Гусеница-Землемер 
С Муравьишкой на спине 
В путь отправился далекий- 
Мерил землю своим ростом. 
А второй- Паучок 
Быстро-быстро, со всех ног 
Добежал до дорожки 
И оставил хромоножку. 
Жужелицу оседлал- 
Маленький жучок 
Щелк, щелк до забора 
И оставил там больного. 
А кузнечик подскочил 
Через забор, и опустил 
На бережок у реки: 
-Водомерка, помоги! 
Водомерка-Клоп по воде скользит 
Словно лодочка бежит. 
Майский Жук летит к березе 
Время скоро на исходе. 
Гусеница с Муравьишкой 
Опустились вниз по нити 
Прямо в муравьиный дом 
Рады Муравьишке в нем!



Вопросы:

  1. Назови, одним словом: Муравей, бабочка, кузнечик, стрекоза, божья коровка, муха (насекомые).
  2. Кто здесь лишний: мотылёк, паук, колорадский жук, карась, гусеница (карась).
  3. Где можно встретить насекомых.
  4. Кто из насекомых самый трудолюбивый (муравей).


Дидактическая игра "Каждому свой дом"


На маленьких картинках изображения насекомых: муравей, паук, божья коровка, кузнечик, бабочка, стрекоза, колорадский жук, гусеница, комар 
На больших картинах изображена среда обитания: болото, лес, луг, поле. 
Дети должны определить место обитания каждого насекомого и объяснить свой выбор. 

Воспитатель читает стихотворения: 
Муравьиный поезд. 
Вы живые поезда 
не видали никогда? 
Там, где пеший не пройдет, 
не проедет конный, 
Взад-вперед, взад-вперед 
катятся вагоны. 
Маленькие, черные, 
юркие, проворные. 
Что вагончики везут? 
Не железо, не мазут. 
Щепки да соломинки 
для своей хороминки. 
Вот отстал один вагон, 
и сейчас же с двух сторон 
Два вагона-братца 
на подмогу мчатся. 
Что такое? В чем зацепка? 
Тяжела вагону щепка! 
Взяли два вагончика 
щепку за два кончика, 
Подтолкнули крепко- 
покатилась щепка! 
Эх, вагоны-мураши; 
до чего же хороши: 
Коль придется туго, 
выручат друг друга! 
Е. Серова. 

Подвижная игра "Собери семью"


Дети надевают шапочки (Муравьёв, божьих коровок, жуков). Звучит музыка, дети бегают, с окончанием музыки дети берутся за руки, образуя круг- «семью» (Муравьиную, колорадских жуков, божьих коровок).



Предварительный просмотр:

Конспект ООД в подготовительной группе по познавательному развитию «К нам весна шагает»

Цель: создать условия для расширения и закрепления у старших дошкольников представлений о весне посредством познавательно-речевой и экспериментальной деятельностей

Образовательные задачи:

1. Обобщить и закрепить у детей представления о признаках весны.

2. Продолжать учить детей во время опытов соблюдать правила безопасности.

3. Упражнять в умении анализировать результаты собственных экспериментов.

Развивающие задачи:

1. Развивать связную монологическую и диалогическую речь.

2. Развивать интерес к экспериментированию с разным материалом.

3. Развивать свободное общение со взрослыми и детьми.

4. Активизировать словарь по теме занятия.

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать дружеские отношения при совместной деятельности.

2. Воспитывать желание сотрудничать, договариваться в ходе совместной деятельности.

3. Вызвать радость от открытий, полученных во время проведения опытов.

Словарная работа: сосулька, испарение, радуга.

Материал и оборудование:

Ход занятия:

Организационный момент:         

Доброе утро солнцу и птицам,

Доброе утро улыбчивым лицам! Здравствуйте, ребята! Меня зовут Лиля Владимировна.

В круг широкий вижу я, встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдём направо, а потом пойдём налево.

В центре круга соберёмся и на место все вернёмся.

Улыбнёмся, подмигнём, меня слушать все начнём.

Основной этап

- Сегодня утром я обнаружила волшебный сундучок. Я решила дождаться вас и посмотреть, что же там.  Посмотрите, здесь книга. (СЛАЙД изображения книги).

Хотите узнать, что за сказка там спряталась? (Да)Давайте прочитаем! (предлагаю всем сесть и читаю сказку).

(Вначале сказки добавить муз. сопровождение)

«Жили-были четыре времени года: Зима, Весна, Лето, Осень (СЛАЙДЫ зимы, весны, лета, осени). Жили они дружно и по очереди правили всем миром: три месяца – Зима, три месяца – Весна, три месяца – Лето и три месяца – Осень (СЛАЙД с временами года) Но однажды Зима решила, что она самая главная и не захотела уступать место Весне (СЛАЙД зимы).Загрустили под снежным покрывалом растения. Птицы перестали петь песни. Люди устали от холода. Забеспокоились Осень и Лето. А Весна сказала: «Не печальтесь! У меня есть чудо, которое поможет победить холод» (по ходу сказки сказка сопровождается слайдами времен года (Сказочными)

- Ребята, а дальше ничего нет. Листок оборван.

- Как вы думаете, о каком чуде может говорить Весна?

- Но у весны есть небольшая подсказка. Посмотрите на экран. (СЛАЙД лампочки, солнца и костра) Как вы думаете, что из этих изображений может быть чудом, которое поможет Весне? (Солнце) 

Загадка

Светит, сверкает, Всех согревает. (солнце)

- Ребята, посмотрите, сколько туч нагнала зима, чтобы солнышко нам не светило и весна не пришла к нам (СЛАЙД затянутого неба). А как мы поможем солнышку? (ответы детей). Давайте мы с вами попробуем разогнать тучи и солнышко опять засветит ярко и тепло. Зима приготовила для нас с вами очень сложные задания, спрятала все весенние месяцы и превратила их тучки (СЛАЙД солнышка и тучек)

 Я вам предлагаю отправиться в лабораторию. А что такое лаборатория? (это место, где проводят опыты, эксперименты)

Прежде всего, я хочу вас познакомить с правилами поведения в лаборатории (карточки)

- наденем специальную одежду(фартуки);

- без разрешения ничего не трогать;  

-ничего не пробовать на вкус;                                                              - слушать очень внимательно и выполнять то, что говорю я.

Теперь мы готовы. Закройте глаза и повторяйте за мной волшебные движения(муз.сопровождение)

Руки вверх, руки вниз,

Прыг-скок, улыбнись,

В исследователя превратись!

Вот мы с вами превратись в исследователей и очутились в лаборатории.

Ребята, а куда же мы с вами пойдем? (подготовлены три зоны для экспериментально-исследовательской работы, где изображены иллюстрации с изображением тучи и месяцев весны). посмотрите, не эти ли тучи здесь? Точно. А как вы думаете, за какой тучкой спрятался первый весенний месяц? Как он называется?(март)

(Каждый эксперимент проделываем за отдельной партой)

1 опыт: «Растопи снежинку»


Приглашаю вас за столы. Что лежит в тазике? (Снег)

Потрогайте, какой он? Снег холодный, а ладошки у вас какие?
Снег холодный, а ладошки теплые. А вы знаете что есть такая 
примета«солнца не видно – к долгой весне». Давайте теперь попробуем проверить эту примету. Но без вашей помощи мне не обойтись. Нам нужно растопить снег и приблизить весну.

И если у нас с вами все получится, одна из тучек исчезнет

-Как мы с вами можем это сделать? (дети высказывают предложения)

- Предлагаю, девочкам взять ложку и набрать в баночки снег, а мальчикам взять ложку и положить снег прямо на ладошку. А теперь давайте посмотрим, согреем снег ладошками и посмотрим, что же получится. (выполняем задание).

Что случилось со снегом? Во что он превратился? (ответы) Да, верно, снег превратился в воду. Как вы думаете, почему у мальчиков снег растаял быстрее, чем у девочек? (баночки как тень не пропускают тепло…)

–Какой вывод можно сделать? Чем теплее, тем быстрее тает снег. И это происходит в какой весенний месяц? (март)

-Молодцы, справились с заданием и посмотрите, одна из тучек исчезла (СЛАЙД с двумя тучками).

2 опыт: «Эксперимент тучка»

Первый месяц мы уже освободили, а где же второй месяц весны? Как он называется?(апрель)

- Ребята, вы все знаете, что в  апреле солнце ярче светит пригревает землю. Снег почти растаял. А что происходит с водой? ( (Она испаряется) (Показываю наглядно на слайде как это –испаряется вода)

- То же происходит и в природе. Под действием солнечных теплых лучей вода начинает испаряться. Этот пар скапливается в небе. Так появляются облака. Они становятся все больше и больше. И белые облака превращаются в темные тучи. Это значит, что пара уже в них скопилось столько, что они не могут больше удерживать ее в воздухе. И  скопившаяся вода начинает выливаться обратно на землю. И начинается дождь.

-Мы с вами помним, что зима нагнала на весну много туч, которые без нашей с вами помощи весне не разогнать. Давайте еще поможем весне.

Показ воспитателя:

- Для этого нам понадобится емкость с водой, а сверху мы нанесем большой слой пены для бритья. Набираем в пипетку немного пищевого красителя синего цвета и капаем сверху на пену. Если с тучки пойдет дождь, то мы с вами разгоним еще одну темную тучку, подготовленную зимой. А если нет, то весна никогда не придет к нам… (смотрим, капли красящегося вещества проникают сквозь пену, имитируя дождь). Дети повторяют.

- Ну вот, мы справились с вами еще с одним сложным заданием. (слайд с исчезанием тучи)

Вывод: под влиянием солнечных лучей вода испаряется и пар собирается в тучу.а когда становится их много, они снова возвращаются на Землю в виде капелек.

- Осталось совсем немного и наше солнышко освободится от туч. А сейчас давайте немного отдохнем с вами. (СЛАЙД с одной тучкой)

Физминутка  ( Злая тучка-физминутка в сопровождении мультфильма)

-Молодцы, ребята, ну что нам нужно двигаться дальше, чтобы помочь солнцу.

3. Опыт «Радуга»

-Нам осталось разогнать еще одну тучку,за которой спрятался третий весенний месяц. Как он называется?(май). Как вы узнали, что это май?  Ребята, для начала мне скажите, что бывает когда идет дождь и светит солнышко (Радуга)

- А сейчас я предлагаю вам создать свою радугу и если у нас с вами все получится, мы разгоним последнюю тучу и к нам наконец то придет весна!

Создать радугу помогут нам ваши любимые конфеты-скитлс.

-Для этого нам нужно по краю крышки выложить конфеты, образуя круг. Это у нас будет солнышко.

- с помощью ложки мы заполним наш круг водой. Воду нужно наливать аккуратно и очень медленно.

Вот у нас с вами и получилась радуга. И мы с вами помогли третьему весеннему месяцу.

Вывод: Когда солнце встречается с дождем, появляется радуга.

(СЛАЙД с солнышком)

- Посмотрите, мы с вами разогнали все тучи на небе (СЛАЙД с солнышком)

-Дети, как вы думаете, почему Солнышко нам улыбается? (прогнали зиму)

Итог:

-Ребята, скажите, как мы помогли весне прогнать зиму? Дети: (Слушали, Говорили, Экспериментировали….)

Ребята, мы справились со всеми заданиями, и нам пора возвращаться из лаборатории в дет.сад. Давайте мы снимем фартуки., и произнесем волшебные слова:

Руки вверх, руки вниз,

Прыг-скок, улыбнись,

В ДС очутись!

Рефлексия:

(СЛАЙД с весной), включить музыку

Послушайте стихотворение башкирской  поэтессы  Фаузии Рахимгуловой: (муз. сопровождение)

Солнышко, сияй

Землю согревай,

Пусть со всех сторон

Будет капель звон!

Отчего так вдруг

Весело вокруг?

Ах, весна-красна,

К нам пришла она!

Пусть звенит капель,

Пусть звенит свирель!

Слышим в песне мы,

Что конец зимы!

— Ребята, о чем говорится в стихотворении? (О весне). А вы любите весну?

Сейчас каждый из вас скажет, за что он любит весну, и вытягивать ленту из круга, лежащего на полу.(СЛАЙД солнышка и радуги)

Воспитатель: Посмотрите, что у нас получилось? (солнышко) А вы его добрые и умные лучики, от которых всем тепло и радостно,  а радуга дарит вам свои цвета, чтобы у вас всегда было веселое весеннее настроение! (подарок-воздушные шары)

Ребята, мне было с вами очень интересно. До новых встреч!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Организованная образовательная деятельность в подготовительной группе на тему: «К нам весна шагает»


Предварительный просмотр:

Интегрированное занятие по развитию речи «Зимушка-зима» в старшей группе

Цель: Развитие связной речи у детей, систематизация знаний о зиме, зимних явлениях.

Задачи:

Образовательные: - Расширять словарный запас по теме;

 - Учить подбирать прилагательные к существительным;

 - Обогащать лексику родственными словами;

 - Формировать звуковую культуру речи.

Развивающие:

- Развивать познавательный интерес, любознательность;

- Развивать логическое мышление; мелкую моторику рук.

- Развивать память, внимание, координацию движения;

- Развивать навыки словообразования; речевое дыхание;

- Развивать ориентацию в пространстве;

- Активизировать словарь детей.

Воспитательные:

-Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и своих сверстников, выслушивать вопрос до конца и давать ответ полным предложением.

Методы и приёмы: игровой, словесный, наглядный, повторение, обобщение, художественное слово, физкультминутка, показ и объяснение воспитателя; наблюдение за работой детей; анализ работ воспитателем и детьми; поощрение.

Планируемый результат:

Приобретение детьми опыта продуктивного взаимодействия друг с другом, умение слушать товарища; повышение познавательной активности; усвоение необходимых знаний по теме «Зима»; формирование устойчивого интереса к наблюдениям за явлениями в природе.

Оборудование, наглядный материал: ноутбук, снежок для игры, снежинки с заданиями, аудиозапись музыкального произведения «Зима», картон синего цвета, клей, соль, клеёнки и салфетки, снеговик, мнемотаблица, снежинки разные по размерам.

Предварительная работа: Беседа о зиме, рассматривание картинок, фотографий и другого иллюстрированного материала с зимними пейзажами; чтение художественной литературы по теме, дидактическая игра «Когда это бывает?», наблюдение за погодой на прогулках.

Ход

I. Вводная часть. Доброе утро лесам и полям!                   (руки вверх)

                                Доброе утро скажу всем друзьям!      (руки в стороны)

                                Доброе утро, родной детский сад!

                                Видеть друзей своих очень я рад!   (поворачиваются лицом в круг и хлопают в ладоши)

Воспитатель:

              Ребята, отгадайте мою загадку:

              Во дворе замёрзли лужи,

              Целый день позёмка кружит,

              Стали белыми дома.

              Это к нам пришла. (Зима) (картина зима)

Воспитатель:  Да, верно, зима.

- Какое сейчас время года? А какая – зима? Как вы узнали, что наступила зима? Есть у зимы три сыночка, три зимних месяца. Как они называются? (Декабрь, январь, февраль). А сейчас какой месяц? (декабрь).

Чтение стихов о зиме.

1 ребёнок.  Белоснежным покрывалом.                                    

                    Приукрасились дома.                                           

                    Стужа лютая настала.                                             

                    Вот и к нам пришла зима.                                       

2 ребёнок.  Зима забавами полна,     

                    Нам не даёт скучать она!

                    Зима-пора снеговиков,        

                    Весёлых санок и коньков.

3 ребёнок.  Белый снег пушистый

                    В воздухе кружится

                    И на землю тихо

                    Падает, ложится.

II. Основная часть.

Воспитатель: А хотели бы вы побывать в гостях у зимы в волшебной мастерской? Тогда отправляемся! Повертелись - покружились у зимы в гостях очутились. (Дети кружатся).

- Вот мы и очутились в гостях. Посмотрите вокруг, как красиво! Очень много снега намело, сугробы кругом. А нам же нужно попасть в мастерскую. Чтобы добраться до мастерской, нам необходимо перешагивать через огромные сугробы и выполнять все задания, которые нам приготовили. Будьте осторожны и внимательны по дороге. Ну что, в путь!

Воспитатель: Вот вам первое задание. (Достаёт снежинку с заданием).
                                 Дидактическая игра «Доскажите словечко».

       На деревья, на лужок – тихо падает … (снежок).

       Вот веселье для ребят – всё сильнее… (снегопад).

       Все бегут вперегонки, все хотят играть в … (снежки).

       Словно в белый пуховик нарядился… (снеговик).

       На снегу-то, посмотри – с красной грудкой… (снегири).

       Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил… (снег).

Воспитатель: - Какие же вы молодцы. Отправляемся дальше. Будьте осторожны и внимательны, сугробы очень большие поднимайте выше ноги.

- Ребята, давайте поиграем в снежки.

 

(картина дети играют в снежки)

Воспитатель: Следующее задание Дидактическая игра «Назови ласково»

Воспитатель: - Я буду кидать вам снежок, называя слово, а вы мне будете его возвращать, называя это слово ласково.           

          Зима – зимушка                            Горка - горочка
          Санки - саночки                            Снег - снежок                            
          Лёд – ледок                                   Снеговик - снеговичок
          Ветер – ветерок                            Льдина – льдинка

           Шапка – шапочка                         Мороз - морозец
          

Воспитатель:  Ребята! Снежки холодные, и руки у вас, наверное, замёрзли. Давайте с вами сядем на наши пенёчки и согреемся!

                                             Упражнение «Снеговик»

Мы катаем снежный ком, (пальцами обеих рук проводить от середины лба до подбородка и обратно, не слишком надавливая).

Стал наш ком снеговиком:                                              

Шляпа, (приложить ко лбу ладони ребром и растирать его движениями от середины к краям).

Глазки,     (массировать веки лёгким поглаживанием пальцев рук).

Нос, (растирать крылья носа указательными пальцами рук).

Метла, (раздвинуть указательный и средний пальцы и растирать ушную зону).

Его улыбка так светла!  (улыбнуться, потирая ладошки друг о друга).

Воспитатель:  Молодцы, ребята! Ну что согрелись тогда у меня для вас следующее задание (достаёт следующую снежинку).

- Отправляемся дальше. Перешагиваем сугробы. Ой, кто же это (снеговик). Но почему-то очень грустный. Как вы думаете почему? (у него нет друзей, он совсем один). Вы сможете ему помочь? (да, мы с ним подружимся, развеселим его). А, кажется я знаю, как его развеселить. Я предлагаю разучить стихотворение М. Бойкова про «Снеговика», я думаю, снеговику это очень понравится. А учить мы будем необычным способом по схеме.

 

 Раскраснелась детвора –
 Накатала три шара!
 Друг на друга их сложили
 И ведро нагромоздили.

 Нос – морковка, уголь – глазки,
 Снеговик из детской сказки!

Руки-ветки,

Рот-конфета,

Пусть стоит теперь до лета!
 

Воспитатель:  Кто хочет рассказать стихотворение нашему снеговику?

(2-3 ребёнка рассказывают стишок). Ой, смотрите, а снеговик стал веселее, ему очень понравилось, как вы рассказываете стихи.

Дидактическая игра «Угадай слово»

Воспитатель: - Назовите слова, которые начинаются со звука «с». Попробуйте отгадать эти слова. А отгадки нарисованы на картинке (на слайде).

(картинки – снежинки, сосулька, снег, санки).

Воспитатель: - Ой, ребята, посмотрите, вот мы и дошли с вами до зимней мастерской, но чтобы в неё войти нужно сказать волшебные слова о снеге, но непросто сказать, а ещё выполнить движения. Ну что готовы?

Физкультминутка «Снег – снежок»

Снег - снежок, снег – снежок

По дорожке стелется. (Руки у детей подняты вверх, постепенно опускаются вниз).
Снег - снежок, снег – снежок белая метелица.
Снег - снежок, снег – снежок замело дорожки.  
(Плавно качают руками вправо - влево).
Снег - снежок, снег – снежок тает на ладошке.  
(Поочередно вытягивают вперёд  то правую, то левую руку).
Мы налепим снежков, вместе поиграем.  
(«Лепят снежки»).
И друг в друга снежки весело бросаем.

Воспитатель:  Молодцы, ребята!

- Вы всё верно сделали и дверь в мастерскую открыта для вас.

Проходите и присаживайтесь за столы. Посмотрите, что у вас на столах лежит? (листочки).

- Обратите внимание на листочки. Они совсем пустые. Нужно украсить их снежинками. (Перед детьми стоит соль, клей).

- Только вот чем? У нас с вами нет кисточек (предположения детей).

- Правильно. С помощью клея и соли.

(Показ выполнения работы педагогом).

Но прежде, чем, приступить к работе, давайте разомнём свои пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Снежок»

     Раз, два, три, четыре,                   (Загибают пальчики, начиная с большого.)

     Мы с тобой снежок слепили.      («Лепят», меняя положение ладоней.)

     Круглый, крепкий, очень гладкий.   (Показывают круг, сжимают ладони, гладят одной ладонью другую.)

     И совсем-совсем не сладкий.       (Грозят пальчиком.)

     Раз — подбросим.                         (Подбрасывают воображаемый снежок.)

     Два — поймаем.                            (Ловят воображаемый снежок.)

     Три — уроним                               (Роняют воображаемый снежок.)

     И... сломаем.                                  (Топают.)

Самостоятельная деятельность детей.  

(Дети приступают к работе. Воспитатель смотрит за выполнением, за осанкой). (Во время работы звучит музыка).

III. Заключительная часть

Воспитатель:  Молодцы! Вы, хорошо справились с работой. А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Для этого нужно сказать “волшебные” слова. Дети встают, говорят волшебные слова: «Снежинка кружится раз, снежинка кружится два, снежинка кружится три, ребятам в детский сад попасть помоги».

Воспитатель: Вот мы и вернулись в детский сад.

- Какое у вас настроение после путешествия?

- О каком времени года мы сегодня говорили?

-Что было для вас самым сложным  и что не получалось на пути к мастерской Зимы?

Воспитатель: Вот у меня есть красивые снежинки, они все разные: большие и маленькие. Я предлагаю вам взять каждому по снежинке. Если вы хорошо занимались, у вас все получилось - то возьмите большую снежинку, а если вы считаете, что получилось не так как хотели (не всё хорошо, или что-то не получилось) – то возьмите снежинку поменьше. Молодцы!

 



Предварительный просмотр:

Конспект ООД по развитию речи во 2 младшей группе на тему: «К нам пришла весна»

Цель:Формирование первоначальных представлений об изменениях с приходом весны, развитие речи детей. 

Задачи: 

Образовательные: Расширить и уточнить знания детей о весне, её приметах.

Развивать умение отгадывать загадки.

Расширять словарный запас существительных и прилагательных.

 Развивающие:Учить детей отвечать на вопросы воспитателя, не перебивая других. Развивать мелкую моторику рук.

Развивать умение выполнять движения в соответствии с текстом.

Развивать внимание, память, речь. Активизировать словарный запас детей (проталины, сосульки, подснежники, солнышко греет, светит и т. д.).

Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к окружающему миру. 
Словарная работа: весна, проталина, ручей, сосулька, тепло, капель, подснежник. имен прилагательных: ранняя, долгожданная, яркое 

 Материалы и оборудование: картинки –иллюстрации по теме «Весна»( с изображениями сосулек, проталин, подснежников и т. д.), «Приметы весны»,Кукла Настя. 

Предварительная работа: прослушивание песен о весне, рассматривание иллюстраций о весне, наблюдения во время прогулок, беседы о весне. Ход ООД: 1.Организационный момент.

Ребята, станьте в кружок

Дружно за руки возьмемся

И почувствуем тепло.

Повернемся, улыбнемся –

Словно наше солнышко.

Мы ребята дружные - да - да – да. Ребята, посмотрите друг на друга; улыбнитесь и тихонечко садитесь. 2. Введение в проблемную ситуацию. К нам в гости пришла кукла Настя. Давайте, поздороваемся, с ней. Настя приготовила для вас подарки - вот такие красивые раскраски. Если справитесь с заданиями, которые приготовила кукла Настя – подарки ваши. Вы готовы? Тогда слушайте внимательно.3.Актуализация знаний детей. Отгадывание загадок. Послушайте и скажите, о каком времени года эти загадки?

Тает снежок, Ожил лужок,

День прибывает

Когда это бывает? (Весной.)

Приходит с добром,

Веет теплом,

Светом солнечным красна,

А зовут ее … (Весна.) Кукла Настя: Правильно, ребята, о весне. А какое сейчас время года ? А как вы, догадались, что это весна? (Светит солнышко, появились сосульки, проталинки, снег тает, бегут ручьи)

Вы рады весне? Мы долго ждали весну, значит, какая весна? (Долгожданная). Давайте. вместе повторим: долгожданная. Какое, настроение возникает у вас, когда вы говорите о весне? (Веселое, хорошее) Дидактическое упражнение: “ Покажи настроение” (весёлое. грустное, удивлённое ) Весной у всех радостное, весёлое, весеннее настроение. Физминутка «Весна» (разучивание)
Весна идет, 
Шаги на месте
Весна поет, 
«Дудочка» руками
Весна согревает, 
Потянуться к «солнышку»,
погладить себя обнимающими движениями
Весна убирает, 
«Подметаем»
Листья распускает, 
Делаем «бутон» руками
Птички прилетают , 
 Движения руками-«летят»
С солнышком танцуют 
Кружатся
И цветы рисует. 
«Рисуют» 4.Открытие нового знания или умения. Рассмотрим картинки «Что бывает весной?» Давайте, расскажем, кукле Насте. «Что происходит весной ? » Воспитатель обращает внимание детей на иллюстрации . 
Ребята, посмотрите, снег начал таять, солнышко ярче засветило, теплее стало, когда ? Весной.  
Картинка – сосульки. Отгадайте, что это?

Висит за окошком

Кулек ледяной.

Он полон капели

И пахнет весной. (Сосулька)

Если дотронуться рукой до сосульки, какая она? (Холодная, мокрая, скользкая, гладкая, ледяная,)

На что она похожа? (На морковку)

Посмотрите на нее, какая она? (Прозрачная, блестящая, переливается на солнце…)

Если сосулька упадет, что произойдет? (Она разобьется). (Значит, она какая? (Хрупкая). Что происходит с сосулькой в тепле? (Тает, по сосульке стекают капельки). Послушайте, как звенят капли. (Подставить тарелку или поднос)

Когда на улице тает сразу много сосулек – получается капель.

Давайте, повторим все вместе: капель.

или

5.Пальчиковая игра « Шаловливые сосульки»

Шаловливые сосульки (сложить пальцы обеих рук вместе)

Сели на карниз ( ладонь правой руки над левой рукой затем поменять местами )

Шаловливые сосульки (пальцы смотрят вниз )

Посмотрели вниз. (посмотреть то направо, то налево с поворотом)

Посмотрели чем заняться? ( плечи поднять вверх « удивлёно» )

Стали каплями кидаться. ( руками делать « брызги» )

Целый день идет трезвон:

Дили-дили, дили-дон! (кистями рук покачать вправо влево) Сосульки поют свою весеннюю песенку, которая называется ВЕСЕННЕЙ КАПЕЛЬЮ Пальчиковая гимнастика: «Капель»

Кап-кап-кап звенит капель – (барабанить пальцами по столу, имитируя игру на пианино ), Это к нам пришёл апрель”. 
А почему они тают?  Тепло стало, солнце греет. 
Солнышко весной пригревает, что происходит со снегом?

А теперь отправимся в лес….

Картинка - проталинки

Островки земли, где нет снега – ЭТО ПРОТАЛИНКИ.
Давайте повторим вместе: проталинки. 

Инд.ответы-3-4 детей
Картинка -подснежники

И на проталинках появляются первые весенние цветочки – подснежники. Вот они, посмотрите, какие нежные и трогательные. (Обращает внимание на подснежники). Смотрите на полянке подснежники, Какого они цвета? 
Синие и желтые? 
Давайте, поиграем.
7.Физминутка «Подснежник» (разучивание) Влево – вправо повернитесь и в подснежники превратитесь. Я буду говорить слова, а вы повторяйте их за мной и выполняйте соответствующие движения)

Присели все. 
Вот подснежники проснулись (встают, протирают глаза)
Улыбнулись, потянулись (тянутся, 
Раз - росой они умылись (умываются), Два – изящно покружились (кружатся), 
Три – нагнулись и присели (наклоняются и приседают), 
А четыре полетели (бегают на месте ), пять они остановились (останавливаются) 
И тихонько опустились (приседают) .
Молодцы, вы были настоящими цветочками-подснежниками. Теперь нам надо обратно превратиться в деток. Влево – вправо повернитесь, и в ребяток превратитесь

Беседа по вопросам.

- Весной и звери изменились. Что с ними произошло?

Ответы детей (Звери поменяли шубки.)

- Зайчик зимой, был какой? (Белый.)

- Почему. Как вы думаете?

- Правильно, зимой снег белый и шубка у зайчика тоже белая

Какой стал зайчик весной? (Серый.)

А весной стал серый (Показ картинки.)

- Скажите, кто к нам возвратился из теплых стран? (Птицы.)

- А, каких птиц вы знаете? (Соловьи, грачи, ласточки, жаворонки.)

Правильно, этих птиц называют вестниками весны.

А вы знаете, кто из зверей проснулся после зимней спячки? 
Медведь, белочки, ежики. 
Упражнение на дыхание: “Ах, как пахнет!” (по времени) (предложить понюхать, как пахнут весной: воздух, трава, первые цветы – глубокий вдох, медленный выдох; принюхаться - несколько коротких вдохов, длинный выдох со словом “Ах!

8.Воспроизведение нового в типовой ситуации.

Давайте расскажем, что бывает весной. Свой ответ начинайте со слова “весной”…

Я начну…

Весной… ярко светит солнце.

Весной тает снег.

Весной появляются проталинки.

Весной появляются лужи.

Весной набухают почки

Весной прилетают птицы.

Весной появляются сосульки.

Весной бегут ручьи.

Весной просыпаются насекомые ?

Весной дикие животные меняют цвет шубки.

Весной у зверей появляются детеныши.

Весной появляется трава.

9. Рефлексия. Ребята, вы сегодня очень хорошо отвечали на вопросы, играли, рисовали, С заданиями справились! Кукла Настя дарит вам подарки. Вы сегодня молодцы!



Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи « Животные зимой»

Цель:

- Усвоить названия животных, среду обитания, особенности внешнего вида и образа жизни;

-  Развитие связной речи, совершенствование грамматического строя речи;

- Активизация предметного и глагольного словаря, словаря признаков по теме «Дикие животные»;

- Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Материалы: плакат «Как звери зимуют», телефон, картинки диких животных, снежинка.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций диких животных и беседа по ним.

Рассказы: В. Бианки «Купание медвежат», Е. Чарушин «Волчишко», «Медведица и медвежата», Н. Сладков «Лиса и заяц», Н. Сладков «Лиса и заяц».

Сказки: «Козлятки и волк», «Колобок», «Три медведя» (обр. Л. Толстого), «Лиса и кувшин».

Дидактические игры: «Признаки зимы», «Чей это домик?», «Кто чем питается?».

Ход занятия.

Воспитатель: Дети, посмотрите, какая красивая снежинка. К кому она попадет в руки, тот должен назвать любое слово о зиме.

Дети: Мороз, снег, лед, иней, метель, лыжи, ледянки, санки, вьюга...

Воспитатель: Сейчас мы отправимся в путешествие, закройте глаза.

 Звучит музыка А. Лядов «Вальс снежных хлопьев» и воспитатель выставляет плакат «Как звери зимуют».

Воспитатель: Посмотрите, куда мы попали?

Дети: Мы попали в лес.

Воспитатель: Какое это время года?

Дети: Зима.

Воспитатель: Какой красивый зимний лес! Скажите, кто живет в этом лесу?

Дети: В этом лесу живут волк, лиса, заяц, белка, ежик.

Воспитатель: Как назвать этих животных одним словом?

Дети: Дикие.

Воспитатель: Скажите, всех ли диких животных можно увидеть зимой?

Дети: Нет.

Воспитатель: Почему, как вы думаете?

Дети: Медведи и ежи зимой спят.

Раздается звонок телефона, звонит  Незнайка (Слова Незнайки передает воспитатель).

Незнайка: Здравствуйте, ребята, помогите мне пожалуйста разгадать  загадки:

По снегу бежит петляет,

К лету шубку он меняет.

На снегу его не видно,

Волку и лисе обидно. (заяц).

Пышный хвост торчит с верхушки,

Что за странная зверушка?

Щелкает орехи мелко,

Ну конечно это... (белка).

День и ночь по лесу рыщет,

День и ночь добычу ищет.

Ходит-бродит он молчком,

Уши серые торчком. (волк).

Хвост пушистый,

Мех золотистый,

В лесу живет,

В деревне кур крадет. (лиса).

Незнайка: Ребята, спасибо вам. Я вот смотрю и никак не пойму, что общего есть у всех зверей.

Дети: У всех животных есть голова, морда, лапы, хвост.

Незнайка: Я всё время забываю, чем покрыто тело животных?

Дети: Тело животных покрыто шерстью.

Незнайка: У всех животных есть детеныши! А вы знаете кто у кого?

Словесная Игра «У кого кто?»

У лисы – лисята;

У зайца – зайчата;

У медведя – медвежата;

У волка – волчата;

У белки – бельчата;

У ежа – ежата.

Игра-разминка «На водопой»:

Как-то днем лесной тропой звери шли на водопой (дети спокойно идут по кругу друг за другом),

За мамой лосихой топал лосенок (идут, громко топая),

За мамой лисицей крался лисенок (крадутся на носочках),

За мамой ежихой катился ежонок (приседают, медленно двигаются вперед),

За мамой медведицей шел медвежонок (идут вперевалку),

За мамой белкой скакали бельчата (скачут вприсядку)

За мамой зайчихой - косые зайчата (скачут на выпрямленных ногах),

Волчица вела за собою волчат (идут на четвереньках),

Все мамы и дети напиться хотят (лицом в круг, делают движение языком и лакают).

Незнайка: Ребята, а правда, что заяц живет в норе?

Дети: Нет. У зайца дома нет, он спит под кустом, под елкой в сугробе.

Игра «Где кто живет?»

Дети: Лиса живет в норе.

Белка живет в дупле.

Медведь - зимой спит в берлоге.

Волк  -живет в логове.

Еж - спит в норе.

Незнайка: Спасибо, ребята. А расскажите мне, пожалуйста, подробнее об этих животных, чтобы я ничего не забыл.

(Воспитатель выставляет на доске карточки с изображением диких животных).

Воспитатель: Ребята, а расскажите Незнайке кто это, как называется его детеныши, где живет и чем питается.

Дети по желанию, по одному подходят к доске, берут карточку с изображением животного и рассказывают всё, что знают о нем.

Например: Это медведь, у него медвежата, он зимой спит в берлоге. Он  ест малину, мед, рыбу и мясо. Медведь это дикое животное.

Незнайка: Большое спасибо, ребята! Я так много узнал. До свидания.

(Незнайка заканчивает звонок).

Воспитатель: Теперь Незнайка многое узнал и, наверно, будет меньше задавать вопросов. Вы порадовали Незнайку своими ответами, многое ему рассказали. Как вы думаете, зверям хорошо жить в лесу?

Дети: Хорошо. Это их дом. Лес их кормит.

Воспитатель: А как люди должны вести себя в лесу?

Дети: В лесу нельзя ничего ломать, обижать животных. Лес нельзя загрязнять.

Воспитатель: Ребята, вы все молодцы, вы и меня порадовали своими ответами.



Предварительный просмотр:

Конспект занятия  Организованной  образовательной деятельности

по образовательной области « Речевое развитие»

 Тема: «Знакомство с рассказом Л. Н. Толстого «Косточка»

с детьми 5-6 лет

.                                       

Цель: знакомство детей  с рассказом Л. Н. Толстого «Косточка», создание условий к осмыслению общечеловеческих ценностей и осознанию собственной внутренней позиции.

Задачи:

Образовательные

  1. Обогащать словарный запас детей фразеологизмом: «Покраснел  как рак», словами  горница, сочла, побледнел,  учить детей понимать их значение.
  2. Продолжать формировать умения детей отвечать полным ответом на вопросы воспитателя.
  3. Углублять представления детей о нравственных нормах и ценностях , как неотъемлемых качеств человека.
  4. Формировать у детей умения объяснять с опорой на прочитанное, мотивы поведения героев произведения.
  5. Продолжать работу по развитию умения различать звук [с] среди: звуков, слогов, слов.

Развивающие

  1. Развивать умение поддерживать беседу.
  2. Развивать слуховое и зрительное внимание, память детей.
  3. Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Воспитательные

  1. Воспитывать интерес и любовь к русской литературе, родному языку, через знакомство с произведениями Л.Н.Толстого.
  2. Воспитывать понятие, что обманывать – это плохо.

Предварительная работа:

Чтение рассказов Л. Н. Толстого, оформление книжной выставки с портретом писателя.

Просмотр презентации: «Жизнь и творчество Л. Н. Толстого»

Методические приемы: беседа, демонстрация наглядных пособий, использование ИКТ

Ход занятия:

  1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ.

Здравствуйте,  ребята!  Настал  новый  день,  давайте  встретим его  с  улыбкой.  Я  улыбнусь  вам,  а  вы  улыбнётесь  мне  в  ответ.  Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя доброту и здоровье, а выдохните через рот все обиды и огорчения. (повторяем несколько раз).

  1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

ЗНАКОМСТВО С ТЕМОЙ, ЦЕЛЬЮ.

- Ребята вы обратили внимание на книжный уголок? Я оформила выставку книг одного автора, вот его портрет. - Кто знает, как его зовут? (Лев Николаевич Толстой)

- Расскажите о нем?   (Детские годы маленького писателя прошли в Ясной Поляне. Лев Толстой начальное образование получил дома, уроки ему давали французские и немецкие преподаватели. Он рано потерял родителей. Мать Льва Толстого умерла, когда ему было полтора года, а отец скончался, когда мальчику шел девятый год. Осиротевших детей (трех братьев и сестру) взяла к себе их тетка, жившая в Казани, прожил шесть лет.

Учится в Казанском  университете. Занятия по программе и учебникам тяготили его и проучивший 3 года, он решает покинуть заведение.

Молодому Льву Толстому хотелось проверить себя, храбрый ли он человек, и увидеть своими глазами, что такое война. Он поступил в армию, сначала был юнкером, потом сдав экзамены, получил младший офицерский чин.

Лев Николаевич Толстой был участником обороны города Севастополя. Награжден орденом святой Анны с надписью "За храбрость" и медалями "За защиту Севастополя. Вернувшись обратно в Ясную Поляну, родовое имение Лев Толстой открывает школу для крепостных детей. Лев Николаевич Толстой объявил, что школа будет бесплатная, что в ней не будет телесных наказаний. Дело в том, что в те времена было принято наказывать детей, их били розгами (тонким прутиком) за плохое поведение, за неправильный ответ, за не выученный урок, за непослушание. В Толстовской школе, ребята учились читать, писать, считать, были у них уроки по истории, естествознанию, рисованию и пению. Дети чувствовали себя в школе свободно и весело. В классе маленькие ученики рассаживались, кто, где хотел: на лавках, на столах, на подоконнике, на полу. Каждый мог спросить учителя обо всем, о чем ни пожелает, разговаривал с ним, советовался с соседями, заглядывал к ним в тетрадки. Уроки превращались в общую интересную беседу, а иногда и в игру. На дом уроков не задавали.

На переменах и после занятий Лев Толстой рассказывал ребятам что-нибудь интересное, показывал им гимнастические упражнения, играл с ними в игры, бегал наперегонки. Зимой катался с детьми на санках с гор, летом водил их на речку или в лес за грибами и ягодами.

В то время книг для детей было мало. Лев Николаевич Толстой решает написать книгу для детей. Азбука. В этой книге Лев Николаевич собрал лучшие сказки, басни, пословицы, рассказы, былины и поговорки. Маленькие поучительные произведения, заставляют детей во всем мире сочувствовать и переживать, радоваться и огорчаться.

Произведения, написанные Львом Николаевичем Толстым, хранят полезные и мудрые советы, учат понимать окружающий мир и взаимоотношения между людьми.)


- А какие рассказы Толстого мы читали?  (ответы детей)
- Посмотрите, вот некоторые его книги: рассказ «Котёнок», «Прыжок», «Слон», «Пожар».

- сегодня я хочу познакомить вас еще с одним рассказом Льва Николаевича Толстого, «Косточка»

Присаживайтесь на стульчики…

Словарная работа. ….

-В рассказе встретится такое выражение «покраснел как рак», как вы думаете, что оно может обозначать? (от стыда стал красного цвета)

- Правильно, в природе раки серого цвета , но когда их варят они краснеют, поэтому в народе и появилось такое выражение «покраснел как рак»,  когда человеку становится стыдно, он тоже краснеет и говорят: «Покраснел от стыда».

- А что такое горница? (Светлая, красивая комната)

- как вы понимаете слово СОЧЛА- (посчитала)

- Побледнел? (стал белым, бледным от испуга)

Приготовились слушать рассказ, сели правильно, красиво, выпрямили спинки…

Чтение рассказа «Косточка»…..

Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и всё нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он всё ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел.

Перед обедом мать сочла сливы и видит, одной нет. Она сказала отцу.

За обедом отец и говорит:
— А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?

Все сказали:
— Нет.

Ваня покраснел, как рак, и сказал тоже:
— Нет, я не ел.

Тогда отец сказал:
— Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрёт. Я этого боюсь.

Ваня побледнел и сказал:
— Нет, я 
косточку бросил за окошко.

И все засмеялись, а Ваня заплакал.

Беседа по содержанию….

Про кого этот рассказ? (Про мальчика Ваню)

-А сейчас я посмотрю, как вы внимательно слушали рассказ.

-Ребята, когда мать хотела дать детям сливы? (Мать хотела дать детям сливы после обеда)

-Где лежали сливы? (сливы лежали на тарелке)

-Почему Ваня всё нюхал сливы? – (они очень ему нравились. Ваня никогда не ел сливы, ему очень хотелось попробовать их. Он всё нюхал их…Он всё ходил мимо слив…)

-Смог ли Ваня удержаться? – (Ваня не смог удержаться)

-А что он сделал? – (пока никого не было в горнице (в комнате) он взял сливу и съел. не просто взял, он схватил одну сливу и съел.)

-Как вы думаете, почему он именно схватил сливу, а не просто взял ? (он схватил сливу, что бы никто не увидел)

-Как мама узнала ? (Перед обедом мать сочла сливы и видит – одной нет. Она сказала отцу.)

-Что спросил за обедом отец? (Отец спросил, не съел ли кто одну сливу)

-А что ему ответили дети? (Дети ответили, что не ели сливу)

-А Ваня признался ? (Нет, Ваня не признался)

-А как он себя повёл? (Покраснел, как рак,  сказал что не ел)

-Почему он покраснел как рак? (Ване стало стыдно, лицо у него покраснело от стыда, как вареный рак.)

-А почему ему стало стыдно? (ему стало стыдно, потому – что он соврал, взял без спроса, и сказал, что тоже не ел.)

-А что отец сказал дальше? (Отец сказал, что боится, если кто-то проглотит косточку от сливы, то через день умрёт.)

-А что же случилось с Ваней после таких слов отца? Что сказал Ваня? (он побледнел испугался и сказал, что косточку бросил за окошко)

- А что же произошло дальше? – (все засмеялись, а Ваня заплакал.)

-Почему все засмеялись? –(потому что Ваня выдал себя, сказав, что косточку выбросил за окошко)

- А как вы думаете, почему Ваня заплакал? (ему стало стыдно)

-А кто – же ему помог признаться? –(испуг   -папа  )

-Конечно, папа помог ему признаться. Он не стал его сразу ругать, а схитрил и придумал. Что от косточки можно умереть, если её проглотить. Ведь от того, что съешь косточку умереть нельзя. Но Ваня, то этого не знал. И от страха Ваня смог признаться.

-Видите, какой хороший, умный у Вани папа. Конечно, папа любит Ваню и он дал ему урок, он помог ему признаться.

- Как вы думаете, а как поступит Ваня в следующий раз ? – (В следующий раз он признается. - В следующий раз Ваня не будет врать, не возьмет без спросу)

- Ребята, можем ли мы осуждать Ваню? (–да , нет)

-А почему? (потому что он не удержался и съел)

-Я не осуждаю Ваню ведь никогда не ел слив и очень, очень хотел их попробовать и не смог сдержаться. Такая ситуация как с Ваней может случиться с каждым. Но мы должны помнить, что если так произойдёт что нужно сделать? –(попросить прощения, а лучше спросить разрешение у взрослого)

- Молодцы!

В: А сейчас немножко отдохнем. ФИЗМИНУТКА

Музыкальная физкультминутка……  

присаживаемся за столы

- Ребята что Ваня съел? (сливу)

ребята скажите в слове Cccлива – какой звук находится в начале слова? (звук [с])…..

- А давайте поиграем в игру «Поймай звук»

в звуках А – У – С – М – Р – Ш – С- М – И – С – Ы – О – Э – Р – Ш – Ф – Л - С  – В – З  

           Ж – Х- С  – Ы – А

в слогах- СО- РУ-МЫ-СА- ПУ- МА- КО- СЫ- ШУ-НА-СУ-ЛУ

- в словах- КАРАНДАШ - СОМ - ФЛАЖОК – КУСТ – ТОПОР – РАКЕТА – АВТОБУС –

                   КЛЮЧ –    ЧАЙНИК- СТУЛ -  КОШКА – АНАНАС - МАК – ШКАФ- СТРЕКОЗА.

- какие слова , где прозвучал звук [с] вы запомнили? (сом, куст,  автобус, стул, ананас, стрекоза )

- Молодцы справились.

Перед вами карточки, назовите все предметы которые вы видите?(……дети называют…)

- Назовите предмет в названии которого, вы услышали звук [с] ? (…дети называют..)

- Раскрасьте его……(дети раскрашивают)

- Назовите слово и разделите на слоги.   (дети называют слово и   прохлопывают, делят на части.)

- Молодцы!

- Выходите из-за столов и сядьте на коврик.

  1. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

- Какие задания вам показались сложными? (ответы детей)

- Что больше понравилось на занятии? (дети высказываю свое мнение)

-Ребята, а кто запомнил, как называется рассказ, который мы сегодня читали ? (Косточка) 

Правильно, А кто автор этого рассказа? (Лев Николаевич Толстой великий, русский писатель)

- Чему же научил вас этот рассказ,  («этот рассказ учит нас о том, что главное, это найти в себе силы признаться в плохом поступке, сказать правду и попросить прощение.)

Ребята, есть такая пословица «Тайное всегда становится явным», как вы думаете она подходит к нашему рассказу?(да )

- Почему? (Потому что Ваня съел сливу, думал никто не узнает об этом, но все узнали, и ему стало стыдно.)

-Думаю, если с вами случиться такая ситуация, вы обязательно поступите правильно.

- Перед сном я еще раз прочитаю вам этот рассказ, а вы не забудьте дома рассказать историю о мальчике Ване родителям, сестренкам и братишкам.

-Спасибо вам, вы большие молодцы! Мне понравилось, как вы активно отвечали на вопросы, выполняли задания.

-Занятие законченно.



Предварительный просмотр:

Скороговорки для детей средней группы ДОУ

-С- и -Ш-

У осы не усы, не усищи, а усики.

А у гусыни усов ищи не ищи — не сыщешь.

* * *

Бежит лиса по шесточку.

Лизни, лиса, песочку.

* * *

Суслик на солнце сушил сухари —

Чиж проскакал, и исчезли они.

* * *

Пушистая кошка на солнышке сушит

Шёрстку на спинке, хвостик и уши.

-3- и -Ж-

Зажглась зелёная звезда.

Запустят звездолёт туда.

* * *

Зебра с жёлтыми глазами

Зелень за щекой грызёт,

От усталости зевает,

Зебра скоро спать пойдёт.

-С- и -3-

Зазывает ветер, зевает, зевает.

Засмеялись дети: зима засыпает.

* * *

Звезду заметила коза,

Но опустила вниз глаза.

Известно, звёзды не достать...

Зачем козе о них мечтать.

С. МАРШАК

* * *

Видишь, смотрят из гнезда

Два молоденьких дрозда.

Клюв покажет первый дрозд,

А второй покажет хвост.

* * *

Смотрит Света сквозь стекло,

Солнце светит всем светло.

-Ш- и -Ж-

Две мартышки бежали вприпрыжку,

Зажав под мышкой большие книжки.

Чтобы жить с друзьями дружно,

Обижать друзей не нужно.

* * *

Ёжик в бане вымыл ушки,

Шею, кожицу на брюшке,

И сказал еноту ёж:

— Ты мне спинку не потрёшь?

-Т- и -Д-

В дубе дятлово дупло,

Дятлу в том дупле тепло.

* * *

Дятел-тятя и дятел-дитятя

Жили, минут понапрасну не тратя:

Дятел-тятя долбил кору,

А дятел-дитятя ловил мошкару. 

* * *

Дубовый столб стоит столбом,

В него баран уткнулся лбом.

Хотя не жаль барану лба,

Но лбом не сбить ему столба.

-Л- и -Р-

Ландыши наш Лавр рвал,

Ларе ландыши давал.

Лара ландыши брала,

Рада ландышам была.

* * *

Роль лиры в мире мала,

Тем лира мне и мила.

* * *

Клара клала лук на полку,

Кликнула к себе Николку.

* * *

Толстую холстину ловкий портной

Без напёрстка не проколет

Острой иглой.

-Т- и -Ть-

Тюлени надели парадные боты,

Когда на неделе вернулись с работы.

* * *

Тетерев сидел у Терентия в клетке,

А тетёрка с тетеревятами в лесу на ветке.

-Л- и -Ль-

Лара у Ляли играет на рояле.

* * *

Пол мыла Лара, Лиля Ларе помогала.

* * *

Пилит толстый ствол пила,

Раскалилась добела.

* * *

Есть у Ляли кукла Леля,

Леля сделана из льна —

Ляле нравится она.

-К- и -Г-

Шаг. И шаг.

И снова шаг.

Заупрямился ишак.

* * *

На лугу под горкой

Лежит сырок с красной коркой.

* * *

Сорок сорок в короткий срок

Съели сырок.

-П- и -Б-

Бык тупогуб, тупогубенький бычок,

У быка губа была тупа, тупа, тупа.

* * *

Топали да топали, дотопали до тополя,

До тополя дотопали, да топалы оттопали.

* * *

Бобр добр до бобрят.

-С- и -Сь-

Не допросишься Тосю

Подсыпать птицам просо.

* * *

Росла за горой, за пригорком

Сосёнка с подприсосёночком.

* * *

Носит Сеня сено в сели,

Спать на сене будет Сеня.



Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи по теме:

«Домашние животные».

Цель: развитие всех компонентов устной речи детей, обобщение знаний детей о жизни домашних животных и их детенышах.

Образовательные задачи:

- закреплять и расширять представления детей об особенности жизни домашних животных;

- упражнять детей в умении различать взрослых животных и их детёнышей.

Развивающие задачи:

- развивать связанную речь;

- формировать и активизировать словарь домашние животные и их детёныши: корова, лошадь, овца, коза, собака, кролик, кошка, котенок, поросенок, козленок, теленок, щенок, котенок, жеребенок;

- развивать любознательность, память и мышление детей;

- развивать зрительное восприятие.

Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к животным;

- воспитывать интерес к художественной литературе.

Методы и приемы: рассматривание, чтение стихов, загадок, постановка проблемного вопроса, беседа.

Материалы, оборудование: игрушки домашние животные и их детеныши, д/и «Чья мама?», разрезные картинки «Домашние животные», стихи, загадки о животных.

Предварительная работа: беседа о животных, рассматривание иллюстраций на тему: «Домашние животные», проведение дидактической игры «На нашем дворе», заучивание наизусть стихотворений А. Барто «Козлёнок», «Лошадка».

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Социализация», «Чтение художественной литературы».

Материалы для работы:

- посылка с замочками, письмо;

- карточки с изображением жилищ домашних животных;

- дидактическая игра: “Кто, где живет? ”

- предметные картинки с изображением домашних животных и их детенышей.

Предварительная работа: Знакомство с домашних животными на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, через подвижные игры, имитации движений животных. Проведение пальчиковых гимнастик, отгадывание и придумывание загадок.

Ход НОД

Воспитатель: Доброе утро, ребята. Сегодня утром к нам в группу принесли посылку и письмо. Давайте прочитаем письмо.

Здравствуйте ребята!

Отправляем Вам посылку с гостинцами для Вас. Но чтобы открыть ее и узнать от кого она, надо пройти испытания. За каждое пройденное испытание, Вы будете получать ключик от замочка. Желаем Вам удачи!

Воспитатель: Ну, что ребята, готовы к испытаниям? (ответы детей)

Воспитатель: Для того, чтобы научиться красиво и правильно говорить, нам с Вами надо сделать разминку для язычка.

«Улыбка», «Заборчик»

Наши губки улыбнулись,

Прямо к ушкам потянулись.

Ты попробуй «И-и-и» скажи,

Свой заборчик покажи.

Воспитатель: Молодцы, хорошо делали разминку. Итак, 1-е испытание отгадывание загадок (при правильном ответе выставляется изображение животного).

Голодная мычит

Сытая жует

Всем ребяткам

Молоко дает. (корова)

Я хозяину служу

Дом хозяйский сторожу.

Я рычу и громко лаю,

И чужих я прогоняю. (собака)

Хоть и бархатные лапки,

Но зовут меня «царапкой»,

Мышек ловко я ловлю,

Молоко из блюдца пью. (кошка)

Есть рога, но не корова,

Хоть пастись всегда готова,

А шкодлива егоза!

Это шустрая ... ( коза)

Молодцы ребята. Все загадки отгадали.

Внимание на слайд, вот и первый ключ от замочка. Скажите, а про каких животных мы с вами отгадывали загадки? (ответы детей). Почему они так называются? (ответы детей). Верно, домашние животные живут рядом с домом человека, и у каждого есть свой домик. Следующее испытание называется «Кто, где живет?»

На столах лежат карточки с изображением животного и жилища. Детям предлагается соединить линией животного и его жилище. При выполнении задания воспитатель задаёт сопутствующие вопросы:

Где живёт корова? (В коровнике)

Где живёт коза? (В хлеву)

Где живет собака? (В будке)

Где живёт кошка? (В лукошке)

Воспитатель: Отлично, и с этим испытанием справились.

Внимание слайд. (Появляется картинка ключ на слайде)Вот и второй ключ от замочка.

А наше следующее испытание называется «Назови правильно».

Ребенок выбирает картинку из серии «животные и их детеныши» и называет:

Бык – корова - теленок (телята)

Козел – коза– козленок (козлята)

Пес – собака – щенок (щенята)

Кот– кошка– котенок (котята)

Воспитатель: Хорошо поработали.

На слайд смотрим.И за это мы получаем еще один ключик. А теперь предлагаю немного отдохнуть. (физминутка)

"Рыжий котик"

Рыжий котик потянулся

Раз нагнулся, два нагнулся,

Лапы в стороны развел,

И как будто бы пошел,

Туловищем повертел

И тихонечко присел.

Воспитатель: Мы с вами отдохнули, но есть еще испытание, а называется оно “Составь рассказ”.

Ребенку предлагается выбрать изображение одного животного и с помощью мнемотаблицы составить рассказ. Заслушиваются ответы детей.

Воспитатель: Ребята, все испытания пройдены, давайте же посмотрим, что внутри посылки (открывают, там угощение).

Воспитатель: Как вы думаете, кто отправил вам посылку? (ответы детей). Правильно это домашние животные прислали вам гостинцы.

Детям раздаются угощенья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и методы познавательно- речевого развития. Образовательные области «Речевое развитие», «Познавательное развитие»

Данная презентация отражает основные методы и приёмы познавательно-речевого развития....

Конспект НОД по речевому развитию с учетом интеграции познавательных областей: "Речевое развитие", "Физическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие" на тему "Рассказывание по сюжетным картинкам"

Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с учетом интеграции образовательных областей:«Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «...

Взаимодействие работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников Из опыта работы РМО «Речевое развитие дошкольников в современной образовательной системе. Направления речевой работы с детьми в соответствии с ФГОС ДО»

Взаимодействие  работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников  Сегодня произошли изменения в системе Российского образования, обновления его качества. В связи с утверждением ...

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство речевого развития дошкольников»

Конспект  организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство ...

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (Музыка), «Речевое развитие» (Развитие речи), «Физическое развитие» (Физическая культура) "Летаем, ползаем, скачем"

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей "Познавательное развитие", "Художественно-эстетическое развитие" (Музыка), "Речевое развитие" (Развитие речи),...

Конспект по познавательно-речевому развитию на тему «Одежда, обувь, головные уборы». Старшая группа. Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие.

Цель: закрепление и систематизация знаний детей об одежде, обуви и головных уборах.Задачи:- формировать обобщающие понятия «одежда», «обувь», «головные уборы»...

Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье и в ДОУ. Профилактика задержки речевого развития.

    У детей пятого года жизни отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Речь его становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость...