Конспект непрерывной образовательной деятельности по приоритетной области "Речевое развитие"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект НОД по приоритетной области "Речевое развитие" . Подготовка к обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста. Тема: "Снежинки в корзинке"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie_po_obucheniyu_gramote_v_starshey_gruppe.docx | 59.64 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка - детский сад№12 «Светлячок» пгт.Ярославский Хорольского муниципального района Приморского края
«Снежинки в корзинке»
(конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группе по приоритетному направлению «Речевое развитие». Подготовка к обучению грамоте.)
Каленова Вероника Викторовна, воспитатель
Цель: Формирование умений проводить звуковой анализ слова.
Обучающие задачи: Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова; закреплять знания о гласных и согласных звуках, учить определять мягкие и твердые согласные звуки, учить называть слова с заданными звуками, делить слова на слоги, составлять предложения с заданным словом.
Развивающие задачи: Обогащать словарный запас; развивать фонематический слух, Развивать слуховое внимание. Формировать навыки правильного употребления предлогов. развивать психические процессы, мелкую моторику рук.
Воспитывающие задачи: Воспитывать положительную установку на участие в занятии, умению работать в коллективе, уважительное отношение к ответам товарищей.
Предполагаемый результат: Дети будут уметь проводить звуковой анализ слов.
Формирование предпосылок УУД:
Личностные: Дети проявляют познавательный интерес, имеют мотивацию к деятельности.
Познавательные: Дети понимают смысл услышанного, действуют согласно правилам, дети выстраивают произвольные речевые высказывания в устной форме, выдвигают и обосновывают гипотезы.
Коммуникативные: Воспитанники позитивно относятся к процессу учебного сотрудничества. Слушают ответы товарищей, вступают в диалог. Участвуют в коллективном обсуждении, строят высказывания в соответствии с нормами родного языка.
Регулятивные: Дети проявляет волевые усилия, осуществляют действия по определенному правилу и образцу, Адекватно принимают оценку своих достижений
Предварительная работа: Дидактические игры «Угадай звук», «Звук заблудился», «найди звук», разучивание физминутки, фонематических потешек, артикуляционных гимнастик.
Оборудование для педагога: Конверт с письмом, корзинка со снежинками, снежок, разрезная картинка с зимним пейзажем, магнитная доска, магниты красного, синего, зеленого цвета, указка конверты для детей с фишками, сундучок с картинками веселых смайликов.
Оборудование для детей: Конверты со звуковой схемой слова, фишками синего, красного, зеленого цвета, указки.
Словарная работа: Звук, речь, слово, слог, гласные, согласные звуки, твердые, мягкие звуки, звуковой анализ слова, звуковая схема слова, лукошко.
Педагогические технологии: игровые, здоровьесберегающие, технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми.
Ход образовательной деятельности:
1.Вводная часть
Психологическая гимнастика «Дарю добро».
Воспитатель приглашает детей подойти поближе к себе.
Воспитатель: Дети, вы знаете, что есть хорошая примета всем с утра дарить приветы. Давайте и мы так сделаем.
Воспитатель: Солнце красному...
Дети: Привет!
Воспитатель: Небу ясному...
Дети: Привет!
Воспитатель: Люди взрослые и малыши...
Дети: Вам привет от всей души!
Воспитатель: Давайте улыбнемся друг другу, нашим гостям и пожелаем всем доброго утра и радостного настроения.
Воспитатель предлагает детям подойти к окну
Воспитатель: Дети скажите, какое время года наступило?
Дети: Наступила зима.
Воспитатель: Почему вы решили, что наступила зима?
Дети: На улице лежит снег, деревья стоят голые, стало холодно, вода превратилась в лед и т.д.
Воспитатель: Зимушка - зима в гости к нам пришла,
Снежком запорошила полянки и леса.
Зимние забавы и игры принесла.
Воспитатель предлагает детям поиграть со снежком.
Воспитатель: Давайте мы с вами поиграем со снежком!
Дети подбирают определения к существительным
Воспитатель: Ребята, какая погода бывает зимой, когда идет снег?
Дети: снежная.
Воспитатель: Когда на улице стоит холод?
Дети: Холодная.
Воспитатель: Когда крепчает мороз?
Дети: Морозная
Воспитатель: Когда дует ветер?
Дети: Ветреная.
Воспитатель: А сегодня на улице ясное морозное утро, слабый ветерок качает ветки деревьев и поднимает снежинки, которые кружатся в воздухе.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам в группу прилетели снежинки, и одна из них принесла письмо.
Воспитатель берет письмо с подоконника и показывает его детям
Дети рассматривают письмо.
Воспитатель: Как вы думаете, можно нам открыть это письмо, на конверте нарисовано солнышко, наверняка оно адресовано детям из группы «Солнышко».
Дети: Можно открыть, ведь мы из группы «Солнышко», значит письмо адресовано нам. Воспитатель: Хотите узнать, что в нем написано?
Дети: Да
Воспитатель: Интересно, кто же написал нам письмо?
Воспитатель открывает конверт и читает письмо детям.
"Здравствуйте дорогие ребята! Хочу поздравить вас с наступающим Новым годом. По такому замечательному поводу, у меня есть для вас сюрприз, вы сможете получить его, если выполните мои задания. Они в снежинках. Даю подсказку: Снежинки лежат в лукошке, лукошко у окошка".
Воспитатель: Ребята, какая подсказка была дана?
Дети: Проговаривают хором и индивидуально чистоговорку.
Снежинки - в лукошке, лукошко у окошка".
Воспитатель: Ребята, давайте найдем корзинку со снежинками.
Дети находят корзину со снежинками на одном из окон.
Воспитатель: Смотрите, в лукошке снежинки в них задания, которые надо выполнить. Вы отыскиваете снежинку в группе, говорите, где она расположена, а я тогда достаю из корзинки снежинку.
Воспитатель предлагает детям пройти и сесть за столы,
Прежде, чем начать выполнять задания, давайте вспомним то, о чем мы говорили на занятиях по обучению грамоте.
2. Деятельностный этап:
Воспитатель: давайте все вместе вспомним, из чего состоит речь? ( Индивидуальные ответы детей)
Дети: Речь состоит из предложений.
Воспитатель: Из чего состоят предложения?
Дети: Предложения состоят из слов.
Воспитатель: Из чего состоят слова?
Дети: Слова состоят из звуков.
Воспитатель: Какие бывают звуки?
Дети: звуки бывают гласные и согласные.
Воспитатель: Какие звуки называются гласные?
Дети: Это такие звуки, при произношении которых во рту нам ничего не мешает, воздух свободно проходит, такие звуки мы поем.
Воспитатель: Сколько всего гласных звуков вы знаете?
Дети: Гласных звуков 6.
Воспитатель: Какие гласные звуки вы знаете?
Дети: А, О, У, И, Ы, Э.
Воспитатель: Давайте все вместе, еще раз произнесем гласные звуки, которые вы назвали.
Дети произносят вместе с воспитателем названные гласные звуки.
Воспитатель: Каким цветом мы их обозначаем на схемах?
Дети: гласные звуки мы обозначаем красным цветом.
Воспитатель: Какие бывают согласные звуки?
Дети: согласные звуки бывают твердые и мягкие.
Воспитатель: Каким цветом мы обозначаем твердые согласные звуки?
Дети: Твердые согласные звуки обозначаем синим цветом.
Воспитатель: Каким цветом обозначаем мягкие согласные звуки?
Дети: Мягкие согласные звуки обозначаем зеленым цветом.
Воспитатель: А чтобы наш язычок не подводил нас, сделаем для него разминку.
Артикуляционная гимнастика «Зимние забавы язычка»
Зимним ясным мы деньком,
Погуляем с язычком.
Посмотрел язык в окно (Рот широко открыт, вытянуть язык вперёд, упражнение «Иголочка»)
А на улице бело!
Справа – снег,
Слева - сугроб (упражнение «Часики» поочерёдное движение языка вправо-влево)
И вокруг метёт снежок (язычок облизывает губы по кругу, упражнение «Варенье»)
Взял лопату язычок. (упражнение «Лопатка», широкий язык кладём на нижнюю губу.).
И пошёл кидать снежок (упражнение «Качели» движение языка вверх-вниз)
Воспитатель: Находим снежинку с цифрой 1. Где она расположена?
Воспитатель спрашивает у детей у детей
Ответы детей: На шкафу.
Задание 1 «Назови звук»
Воспитатель читает задание.
Воспитатель: Я предлагаю вам картинки, вы должны правильно назвать, что изображено на картинке, назвать гласный звук и определить его место на схеме под картинкой с помощью фишки.
Воспитатель выставляет картинки (мак, кот, кит)
Дети произносят слова, называю гласные звуки: А, О, И, определяют с помощью фишки его место на схеме.
Воспитатель: Я рада, что вы выполнили задание.
Воспитатель предлагает детям найти снежинку с цифрой 2
Дети находят и говорят о ее местонахождении.
Задание 2 Игра называется «Кто внимательный».
Воспитатель: Второе задание называется «Кто внимательный». А правила здесь такие, я называю звуки, а ваша задача услышать звук определить, если звук твердый, показываете синюю карточку, если мягкий – зеленую (м, ль, с, з, с,ь ть, б,нь ).
Дети выполняют задание, поднимая карточки с указанным цветом.
Воспитатель: Молодцы, вы справились с этим заданием.
Воспитатель предлагает детям найти снежинку с цифрой 3
Дети находят и говорят о ее местонахождении.
Задание 3 «Раздели слова на слоги»
Воспитатель: Я буду произносить слова, ваша задача определить, сколько слогов в слове? (Мороз, снежок, горка, ком, лед).
Воспитатель: Молодцы, в данном задании вы правильно разделили слова на слоги.
Воспитатель предлагает детям найти снежинку с цифрой 3
Дети находят и говорят о ее местонахождении
Задание № 4
Воспитатель: Слушайте и отгадывайте загадку.
Хлоп — и конфета стреляет, как пушка?
Каждому ясно: это — ...
Дети: Хлопушка.
Воспитатель: Дети, давайте поиграем в игру, которая так и называется «Хлопушка»
Воспитатель объясняет правила игры, произносит слова четко и громко, чтобы дети слышал все произносимые звуки.
Воспитатель: Сейчас я буду называть слова, а вы, как только услышите слово, в котором есть звук «с», хлопайте в ладоши один раз. Если вы услышите, что в слове есть звук «з» — хлопните два раза».
Сойка, сапоги, санки, забор, зайка.
Воспитатель: Молодцы ребята, хорошо справились и с этим заданием, почти ни разу не ошиблись.
Воспитатель предлагает детям физкультурную минутку «Зима».
Ты смотри, зима настала! (Разводим руки в стороны)
Снега выпало немало. ( Правая рука вверх, левая вниз и наоборот).
Ну, скорей беги за мной,(Бег на месте)
Поиграй в снежки и … стой!(имитация бросания снежков )
Воспитатель: Ребята, осталась последняя снежинка, найдите ее.
А снежинка не одна, а с картинками.
Дети находят и говорят о ее местонахождении
Воспитатель берет снежинку и показывает детям, что на снежинке есть еще и разрезные картинки.
Воспитатель: Что же сними делать?
Дети: Сложить как мозаику и получится картина.
Воспитатель: Конечно, давайте соберем картинку и посмотрим, что у нас получится?
Дети собирают картинку.
Воспитатель: Какая замечательная картина у нас получилась! Какая она?
Ответы детей: Зимняя, красивая, снежная, морозная.
Воспитатель: Посмотрите внимательно и скажите, какое название можно дать картине?
Дети: Зима.
Воспитатель: Но картина не простая, на ней есть схема, она пустая.
Воспитатель Нужно сделать звуковой анализ слова «ЗИМА».
Задание № 5. «Звуковой анализ «зима».
Воспитатель предлагает детям приготовить схему слова, состоящую из четырех звуков и фишки для работы за столом, вызывает желающего ребенка сделать звуковой анализ слова у доски. Остальные дети работают со схемой слова за столами.
Воспитатель четко произносит слово зима.
Воспитатель предлагает ребенку у доски произнести слово зима.
Воспитатель: Какой первый звук в этом слове «зима»?
Воспитатель произносит слово, четко выделяяя первый звук зззима
Ребенок: Первый звук в слове зззима ? ([зь] – нам мешает язык и зубы, мягкий, согласный звук, обозначаем зеленой фишкой).
Воспитатель предлагает детям произнести звук [зь ].
Дети произносят звук ([зь].
Вызванный к доске ребенок, обозначает на схеме первый звук зеленой фишкой.
Воспитатель: Какой второй звук в слове зима?
Воспитатель четко произносит слово, выделяя второй звук зиииима.
Ребенок: Второй звук в слове зииима звук [и] – во рту ничего не мешает его произнести, это гласный звук, обозначаем красной фишкой.
Воспитатель предлагает детям произнести звук [и ].
Дети произносят звук [и].
Вызванный к доске ребенок, обозначает на схеме второй звук красной фишкой.
Воспитатель: Какой третий звук в слове зима?
Воспитатель произносит слово, четко выделяя третий звук в слове зимммма
Ребенок: Третий звук в слове зиммма [м] – произносим твердо, мешает язык во рту, он твердый, согласный звук, обозначаем синей фишкой.
Воспитатель предлагает детям произнести звук [м ].
Дети произносят звук [м].
Воспитатель: Какой четвертый звук в слове зима?
Воспитатель произносит слово, четко выделяя четвертый звук в слове зимааа.
Ребенок: Четвертый звук в слове зима[а] – во рту ничего не мешает, чтобы его произнести, это гласный звук, обозначаем красной фишкой.
Воспитатель предлагает детям произнести звук [а ].
Дети произносят звук [а].
Воспитатель: Возьмите в руки указки .
Воспитатель: Медленно ведем указкой и произносим четко каждый звук в слове «з’з’з’з’ииимммааа»
Воспитатель: А теперь внимательно посмотрите на схему слова и скажите, пожалуйста, сколько всего звуков в слове?
Дети: В слове 4 звука
Воспитатель: Сколько гласных звуков в слове?
Дети: 2
Воспитатель: Сколько согласных звуков в слове?
Дети: 2 звука.
Воспитатель: Сколько мягких согласных звуков в слове?
Дети: 1 звук
Воспитатель: Сколько твердых согласных в слове?
Дети: 1 звук
Воспитатель: Назовите первый гласный звук.
Дети: И.
Воспитатель: Назовите второй гласный звук.
Дети: А
Воспитатель: Назовите мягкий согласный звук.
Дети: з’
Воспитатель: Назовите твердый согласный звук
Дети: (м)
Воспитатель хвалит детей за работу у доски и за столами, проверяя составленную схему слова у детей, работающими за столами. Воспитатель предлагает детям придумать предложения со словом «зима».
Дети: Пришла зима. Пришла зима морозная. К нам пришла снежная зима.
Воспитатель благодарит детей за предложения.
Воспитатель: Я думаю, вы теперь догадались, кто нам прислал письмо?
Дети: Зима.
3. Рефлексивный этап
Воспитатель: А вот и сюрприз от Волшебницы зимы - волшебный сундучок. Посмотрите ребята, в нем – веселые смайлики.
Воспитатель предлагает всем детям взять в руки смайлики.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам поиграть со смайликами. Поднимите, пожалуйста, смайлик высоко, кому на занятии было легко, кто не испытывал затруднений.
Дети поднимают смайлики.
Воспитатель: А сейчас поднимут файлик до плеча те ребята, которые испытывали небольшие затруднения на занятии.
Дети поднимают смайлики.
Воспитатель благодарит всех детей за работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (изобразительной деятельности) с использованием нетрадиционных техник рисования в старшей группе.
Конспект непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (изобразительной деятельности) с использованием нетрадиционных техник рисования в старшей группе. Тема: "Гравю...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по музыкальному-художественному развитию «Праздник дружбы!» досуговая деятельность
Цель: закрепление у детей представлений о доброте, радости и дружеских взаимоотношениях.Задачи:- стимулировать совместную музыкально-художественную деятельность, развивать эмоциональную отзывчивость,-...
Заучивание стихотворения В. Мировича «Листопад» (конспект непрерывной образовательной деятельности по приоритетному направлению речевое развитие)
В конспекте отражены основные цели и задачи по данной теме, предполагаемый результат, представлены педагогические технологии для достижения желаемого результата. Для лучшего заучивания стихотворения п...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по области: «Познавательное развитие» для детей средней группы (4-5 лет) Тема: «Путешествие в звездную страну» с использованием современной образовательной технологии «Игровая деятельность»
Конспект непрерывной образовательной деятельности по области: «Познавательное развитие» для детей средней группы (4-5 лет)Тема: «Путешествие в звездную страну» с использованием...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию для среднего дошкольного возраста «Я слышу» с использованием образовательных технологий: интегрированное обучение, игровая, здоровьесберегающая технология.
Цель: Формирование бережного отношения к органам слуха и в целом к собственному здоровью. Задачи: образовательные: расширить знания детей о роли слуха для ориентации в окружающей ...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по социально-личностному развитию образовательной области Труд «Посадили детки репку» старшая группа
конспект о том как научить посадке семян репы; уход за всходами; развивать у детей желание трудиться. Развивать у детей трудовые навыки при уходе. Развивать интерес к опытно-исследовательской деятельн...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по приоритетной образовательной деятельности "Художественно - эстетическое развитие". Конструирование из бумаги в технике "Оригами" "Рубашка с галстуком для папы".
Конспект непрерывной образвательной деятельности в подготовительной группе. Констуирование из бумаги в технике "Оригами". Тема: "Рубашка с галстуком для папы"...