Конспект непрерывной образовательной деятельности по приоритетной области "Речевое развитие"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Каленова Вероника Викторовна

Конспект НОД по приоритетной области "Речевое развитие" . Подготовка к обучению грамоте для  детей старшего дошкольного возраста. Тема: "Снежинки в корзинке"

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка - детский сад№12 «Светлячок» пгт.Ярославский Хорольского муниципального района Приморского края

«Снежинки в корзинке»

(конспект  непрерывной образовательной деятельности  в старшей группе по приоритетному направлению «Речевое развитие». Подготовка к обучению грамоте.)

                                 

                                         

                                                 Каленова Вероника Викторовна, воспитатель

       Цель: Формирование умений проводить звуковой анализ слова.

Обучающие задачи: Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова; закреплять знания о гласных и согласных  звуках, учить определять мягкие и твердые согласные звуки, учить называть слова с заданными звуками, делить слова на слоги, составлять предложения с заданным словом.

Развивающие задачи: Обогащать словарный запас; развивать фонематический слух,    Развивать слуховое внимание.  Формировать навыки правильного употребления предлогов. развивать психические процессы, мелкую моторику рук.

Воспитывающие задачи: Воспитывать положительную установку на участие в занятии, умению работать в коллективе, уважительное отношение к ответам товарищей.

Предполагаемый результат: Дети  будут уметь  проводить звуковой анализ слов.

Формирование  предпосылок УУД:

Личностные: Дети проявляют познавательный интерес, имеют мотивацию к деятельности.

Познавательные: Дети понимают смысл услышанного, действуют согласно правилам, дети выстраивают произвольные речевые высказывания в устной форме, выдвигают и обосновывают гипотезы.

Коммуникативные: Воспитанники позитивно относятся к процессу учебного сотрудничества. Слушают ответы товарищей, вступают в диалог. Участвуют в коллективном обсуждении, строят высказывания в соответствии с нормами родного языка.

Регулятивные: Дети проявляет волевые усилия, осуществляют действия по определенному правилу и образцу, Адекватно принимают оценку своих достижений

Предварительная работа: Дидактические игры «Угадай звук», «Звук заблудился»,  «найди звук»,  разучивание физминутки, фонематических потешек,  артикуляционных гимнастик.

 Оборудование для педагога: Конверт с письмом, корзинка со снежинками, снежок,   разрезная картинка с  зимним пейзажем, магнитная доска,  магниты красного, синего, зеленого цвета, указка конверты для детей с фишками, сундучок с картинками веселых смайликов.

Оборудование для детей: Конверты со звуковой схемой слова, фишками синего, красного, зеленого цвета, указки.

Словарная работа: Звук, речь, слово, слог, гласные, согласные звуки, твердые, мягкие звуки, звуковой анализ слова, звуковая схема слова, лукошко.

Педагогические технологии: игровые, здоровьесберегающие, технологии личностно-ориентированного  взаимодействия педагога с детьми.

         Ход образовательной деятельности:

         1.Вводная часть

Психологическая гимнастика «Дарю добро».

Воспитатель приглашает детей подойти поближе к себе.

Воспитатель: Дети, вы знаете, что есть хорошая примета всем с утра дарить приветы. Давайте и мы так сделаем.

Воспитатель: Солнце красному...

Дети: Привет!

Воспитатель: Небу ясному...

Дети: Привет!

Воспитатель: Люди взрослые и малыши...

Дети: Вам привет от всей души!

Воспитатель: Давайте улыбнемся друг другу,  нашим гостям и пожелаем всем доброго утра и радостного настроения.

Воспитатель предлагает детям подойти к окну

Воспитатель: Дети скажите, какое время года наступило?

Дети: Наступила зима.

Воспитатель: Почему вы решили, что наступила зима?

Дети: На улице лежит  снег, деревья стоят голые, стало холодно,  вода превратилась в лед и т.д.

Воспитатель: Зимушка - зима в гости к нам пришла,

                          Снежком запорошила полянки и леса.

                         Зимние забавы  и игры  принесла.

Воспитатель предлагает  детям поиграть со снежком.

Воспитатель: Давайте мы с вами поиграем со снежком!

Дети подбирают определения к существительным

Воспитатель: Ребята, какая погода бывает зимой, когда идет снег?

Дети: снежная.

Воспитатель: Когда на улице стоит холод?

Дети: Холодная.

Воспитатель: Когда крепчает мороз?

Дети: Морозная

Воспитатель: Когда дует ветер?

Дети: Ветреная.  

Воспитатель: А сегодня на улице ясное морозное утро,  слабый ветерок качает  ветки деревьев и поднимает снежинки, которые кружатся в воздухе.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам в группу прилетели снежинки,   и одна  из них принесла письмо.

Воспитатель  берет письмо с подоконника и показывает его детям

Дети рассматривают  письмо.

Воспитатель: Как вы думаете, можно нам открыть  это письмо,  на конверте нарисовано солнышко, наверняка оно адресовано детям из группы «Солнышко».

Дети: Можно открыть, ведь мы из группы «Солнышко», значит письмо адресовано нам. Воспитатель: Хотите узнать, что в нем написано?

Дети: Да 

Воспитатель: Интересно, кто же написал нам письмо?

Воспитатель открывает конверт и читает письмо детям.

 "Здравствуйте дорогие ребята! Хочу поздравить вас с наступающим Новым годом. По такому замечательному поводу, у меня есть для вас сюрприз, вы сможете  получить его, если выполните мои задания. Они в снежинках.  Даю подсказку: Снежинки лежат в лукошке, лукошко у окошка".

Воспитатель: Ребята, какая подсказка была дана?

Дети: Проговаривают хором и индивидуально  чистоговорку.

Снежинки - в лукошке, лукошко у окошка".

Воспитатель: Ребята, давайте найдем корзинку со снежинками.

Дети находят корзину со снежинками на одном из окон.

 Воспитатель: Смотрите, в лукошке снежинки в них задания, которые надо выполнить. Вы отыскиваете  снежинку в группе, говорите, где она расположена,   а я  тогда достаю из корзинки снежинку.

 Воспитатель предлагает детям пройти и  сесть за столы,  

Прежде, чем начать выполнять задания,  давайте  вспомним то,  о чем мы говорили на занятиях по обучению грамоте.

2. Деятельностный этап:

Воспитатель: давайте все вместе вспомним, из чего состоит речь? ( Индивидуальные ответы детей)

Дети: Речь состоит из предложений.

Воспитатель: Из чего состоят предложения?

Дети: Предложения состоят из слов.

Воспитатель: Из чего состоят слова?

Дети: Слова состоят из звуков.

Воспитатель: Какие бывают звуки?

Дети: звуки бывают гласные и согласные.

Воспитатель: Какие звуки называются гласные?

Дети: Это такие звуки, при произношении которых  во рту нам ничего не мешает,  воздух свободно проходит,  такие звуки мы поем.

Воспитатель: Сколько всего гласных звуков вы знаете?

Дети: Гласных звуков  6.

Воспитатель: Какие гласные звуки вы знаете?

Дети: А, О, У, И, Ы, Э.

Воспитатель: Давайте все вместе, еще раз произнесем гласные звуки, которые вы назвали.

Дети произносят  вместе с воспитателем названные гласные звуки.

Воспитатель: Каким цветом  мы их обозначаем на схемах?

Дети: гласные звуки мы обозначаем красным цветом.  

Воспитатель: Какие  бывают согласные звуки?

Дети: согласные звуки бывают твердые и мягкие.

Воспитатель: Каким цветом мы обозначаем твердые согласные звуки?

Дети: Твердые согласные звуки обозначаем синим цветом.

Воспитатель: Каким цветом обозначаем мягкие согласные звуки?

Дети: Мягкие согласные звуки обозначаем зеленым цветом. 

Воспитатель: А чтобы наш язычок не подводил нас, сделаем для  него разминку.

Артикуляционная гимнастика «Зимние забавы язычка»

Зимним ясным мы деньком,
Погуляем с язычком.
Посмотрел язык в окно (Рот широко открыт, вытянуть язык вперёд, упражнение «Иголочка»)
А на улице бело!

Справа – снег,
Слева - сугроб (упражнение «Часики» поочерёдное движение языка вправо-влево)
И вокруг метёт снежок (язычок облизывает губы по кругу, упражнение  «Варенье»)
Взял лопату язычок. (упражнение «Лопатка», широкий язык кладём на нижнюю губу.).

И пошёл кидать снежок (упражнение «Качели» движение языка вверх-вниз)

Воспитатель: Находим снежинку с цифрой 1. Где она расположена?

Воспитатель спрашивает  у детей у детей

Ответы детей: На шкафу.

Задание 1 «Назови звук»

Воспитатель читает задание.

Воспитатель: Я предлагаю вам картинки, вы должны  правильно назвать, что изображено на  картинке, назвать гласный звук и определить его место на схеме под картинкой с помощью фишки.

 Воспитатель выставляет картинки (мак, кот, кит)

Дети произносят слова, называю гласные звуки: А, О, И,   определяют с помощью фишки его место на схеме.

C:\Users\veronika\Pictures\672.png

Воспитатель: Я рада, что вы выполнили  задание.

Воспитатель предлагает детям найти снежинку с цифрой 2

Дети находят и говорят о ее местонахождении.

Задание 2 Игра называется «Кто внимательный».

Воспитатель: Второе задание называется «Кто внимательный». А правила здесь такие, я называю звуки, а ваша задача услышать звук определить, если звук твердый, показываете синюю карточку, если мягкий –  зеленую (м, ль,  с,  з, с,ь ть, б,нь ).

Дети выполняют задание, поднимая карточки с указанным цветом.

Воспитатель: Молодцы, вы справились с этим заданием. 

Воспитатель предлагает детям найти снежинку с цифрой 3

Дети находят и говорят о ее местонахождении. 

Задание 3 «Раздели слова на слоги»

Воспитатель:  Я буду произносить слова, ваша задача определить, сколько слогов в слове?    (Мороз, снежок, горка, ком, лед).

Воспитатель:  Молодцы, в данном задании вы правильно разделили слова на слоги.  

Воспитатель предлагает детям найти снежинку с цифрой 3

Дети находят и говорят о ее местонахождении

Задание № 4

Воспитатель: Слушайте и отгадывайте загадку.

Хлоп — и конфета стреляет, как пушка? 
Каждому ясно: это — ...
Дети: Хлопушка.

Воспитатель: Дети,  давайте поиграем в игру, которая так и называется «Хлопушка»

Воспитатель  объясняет правила игры,  произносит слова четко и громко, чтобы  дети  слышал все произносимые звуки.

Воспитатель: Сейчас я буду называть   слова, а вы, как только услышите  слово, в котором есть звук «с», хлопайте  в ладоши один раз. Если  вы услышите, что в слове  есть звук «з» — хлопните  два раза».  

Сойка, сапоги, санки, забор, зайка.

Воспитатель: Молодцы ребята, хорошо справились и с этим заданием, почти ни разу не  ошиблись.

Воспитатель предлагает детям  физкультурную минутку «Зима».

Ты смотри, зима настала! (Разводим руки в стороны)
Снега выпало немало. ( Правая  рука вверх, левая вниз и наоборот).

Ну, скорей беги за мной,(Бег на месте)
Поиграй в снежки и … стой!(имитация бросания снежков )

Воспитатель:  Ребята,  осталась последняя снежинка, найдите ее.

 А снежинка не одна, а с картинками.  

Дети находят и говорят о ее местонахождении

Воспитатель берет снежинку и  показывает детям, что на снежинке есть еще и  разрезные картинки. 

Воспитатель: Что же сними делать?

 Дети: Сложить как мозаику и получится  картина.

Воспитатель: Конечно,  давайте соберем картинку и посмотрим, что   у нас получится?

Дети собирают картинку.

Воспитатель: Какая замечательная  картина у нас получилась! Какая она?

Ответы детей: Зимняя, красивая, снежная, морозная.

Воспитатель: Посмотрите внимательно и скажите, какое название можно дать картине?

Дети: Зима.

Воспитатель:  Но картина не простая, на ней есть схема, она пустая.

Воспитатель Нужно сделать звуковой анализ слова «ЗИМА».

Задание № 5. «Звуковой анализ «зима».

Воспитатель предлагает детям  приготовить схему слова, состоящую из четырех звуков и фишки для работы за столом, вызывает желающего ребенка сделать звуковой анализ слова у доски. Остальные дети работают со схемой слова за столами.

Воспитатель четко произносит слово зима.

Воспитатель предлагает ребенку у доски произнести слово зима.

Воспитатель: Какой первый звук в этом слове «зима»?

Воспитатель произносит слово, четко выделяяя первый звук зззима

Ребенок: Первый звук в слове зззима ? ([зь] – нам мешает язык и зубы, мягкий, согласный звук, обозначаем зеленой фишкой).

Воспитатель  предлагает  детям произнести звук [зь ].

Дети произносят звук ([зь].

Вызванный к доске ребенок,  обозначает на схеме первый звук зеленой фишкой.

 

Воспитатель: Какой второй звук в слове зима?

Воспитатель четко произносит   слово, выделяя второй звук зиииима.

Ребенок: Второй звук в слове зииима звук  [и] – во рту ничего не мешает его произнести, это гласный звук, обозначаем красной фишкой.

Воспитатель  предлагает  детям произнести звук [и ].

Дети произносят звук  [и].

C:\Users\veronika\Pictures\user_file_56c14d409f6a4_0_1.png

Вызванный к доске ребенок,  обозначает на схеме второй звук  красной фишкой.

Воспитатель: Какой третий звук  в слове зима?

Воспитатель произносит слово, четко выделяя третий звук в слове зимммма

Ребенок: Третий звук в слове зиммма [м] – произносим  твердо, мешает язык во рту, он твердый,  согласный звук, обозначаем  синей фишкой. 

C:\Users\veronika\Pictures\user_file_56c14d409f6a4_0_1.png

C:\Users\veronika\Pictures\blue-web-colors-yellow-drawing-blue-square-png.jpg

Воспитатель  предлагает  детям произнести звук [м ].

Дети произносят звук  [м].

Воспитатель: Какой четвертый звук в слове зима?

Воспитатель произносит слово, четко выделяя  четвертый  звук в слове зимааа.

Ребенок: Четвертый звук в слове зима[а] – во рту ничего не мешает, чтобы его произнести, это гласный звук, обозначаем красной фишкой.

C:\Users\veronika\Pictures\user_file_56c14d409f6a4_0_1.png

Воспитатель  предлагает  детям произнести звук [а ].

Дети произносят звук  [а].

Воспитатель: Возьмите в руки указки .

Воспитатель: Медленно ведем указкой и  произносим четко каждый звук в слове      «з’з’з’з’ииимммааа»

Воспитатель: А теперь внимательно посмотрите на схему слова и скажите, пожалуйста,  сколько всего звуков в слове?

Дети: В слове  4 звука

Воспитатель:  Сколько гласных звуков в слове?

Дети:   2  

Воспитатель: Сколько согласных звуков в слове?

Дети:  2 звука.

Воспитатель: Сколько мягких согласных звуков в слове?

Дети: 1 звук

Воспитатель: Сколько твердых согласных в слове?

Дети: 1 звук 

Воспитатель: Назовите первый гласный звук. 

Дети: И.

Воспитатель: Назовите второй гласный звук.

Дети: А

Воспитатель:  Назовите мягкий согласный звук. 

Дети:  з’

Воспитатель: Назовите твердый   согласный звук

Дети: (м)

Воспитатель  хвалит детей за работу у доски и за столами, проверяя составленную схему слова у детей, работающими за столами. Воспитатель предлагает детям придумать предложения со словом «зима».

Дети: Пришла зима. Пришла зима морозная. К нам пришла снежная зима.

Воспитатель благодарит детей за предложения.

Воспитатель: Я думаю,  вы теперь догадались,  кто нам прислал письмо?

 Дети:  Зима.

3. Рефлексивный этап

Воспитатель: А вот и сюрприз от Волшебницы зимы - волшебный сундучок. Посмотрите ребята, в нем – веселые смайлики.

Воспитатель предлагает всем детям взять в руки смайлики.

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам поиграть со смайликами.  Поднимите, пожалуйста, смайлик высоко, кому на занятии было легко, кто не испытывал затруднений.

Дети поднимают смайлики.

 

 Воспитатель: А сейчас поднимут файлик до плеча те ребята,  которые испытывали небольшие затруднения на занятии.  

Дети поднимают смайлики.

Воспитатель благодарит всех детей за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (изобразительной деятельности) с использованием нетрадиционных техник рисования в старшей группе.

Конспект непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (изобразительной деятельности) с использованием нетрадиционных техник рисования в старшей группе. Тема: "Гравю...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по музыкальному-художественному развитию «Праздник дружбы!» досуговая деятельность

Цель: закрепление у детей представлений о доброте, радости и дружеских взаимоотношениях.Задачи:- стимулировать совместную музыкально-художественную деятельность, развивать эмоциональную отзывчивость,-...

Заучивание стихотворения В. Мировича «Листопад» (конспект непрерывной образовательной деятельности по приоритетному направлению речевое развитие)

В конспекте отражены основные цели и задачи по данной теме, предполагаемый результат, представлены педагогические технологии для достижения желаемого результата. Для лучшего заучивания стихотворения п...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по области: «Познавательное развитие» для детей средней группы (4-5 лет) Тема: «Путешествие в звездную страну» с использованием современной образовательной технологии «Игровая деятельность»

Конспект непрерывной образовательной деятельности по области: «Познавательное развитие» для детей средней группы (4-5 лет)Тема: «Путешествие в звездную страну» с использованием...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию для среднего дошкольного возраста «Я слышу» с использованием образовательных технологий: интегрированное обучение, игровая, здоровьесберегающая технология.

Цель: Формирование бережного отношения к органам слуха и в целом к собственному здоровью. Задачи: образовательные:ž  расширить знания детей о роли слуха для ориентации в окружающей ...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по социально-личностному развитию образовательной области Труд «Посадили детки репку» старшая группа

конспект о том как научить посадке семян репы; уход за всходами; развивать у детей желание трудиться. Развивать у детей трудовые навыки при уходе. Развивать интерес к опытно-исследовательской деятельн...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по приоритетной образовательной деятельности "Художественно - эстетическое развитие". Конструирование из бумаги в технике "Оригами" "Рубашка с галстуком для папы".

Конспект непрерывной образвательной деятельности  в подготовительной группе. Констуирование из бумаги в технике "Оригами". Тема: "Рубашка с галстуком для папы"...