Красивая и выразительная речь
статья по развитию речи (старшая группа)

Егорова Надежда Александровна

Красивая и выразительная речь является одним из наиболее точных признаков всесторонне развитой личности. Богатая речь не только позволяет осуществлять эффективное общение, но и способствует регуляции высших психологических функций личности.                                                                                       

Скачать:


Предварительный просмотр:

Красивая и выразительная речь является одним из наиболее точных признаков всесторонне развитой личности. Богатая речь не только позволяет осуществлять эффективное общение, но и способствует регуляции высших психологических функций личности.                                                                                       В связи с вышесказанным современные образовательные стандарты все большее внимание уделяют многоаспектному развитию речи. Коммуникативная компетентность являет собой сложное и комплексное качество личности. Одним из ее главных компонентов является выразительность речи. Выразительная речь обеспечивает эффективность коммуникации, позволяет личности самовыражаться.                                                      Наиболее благоприятным возрастом для формирования выразительности речи является дошкольный. Именно в этот период педагоги и семья должны уделять много внимания процессу речевого развития. Это положение отражено во многих методических и педагогических исследованиях.                          В рамках освещения процесса формирования речевой выразительности необходимо отметить высокий потенциал театрализованной деятельности.  Из вышесказанного следует актуальность исследования: необходимость формирования выразительности речи детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с произведениями устного народного творчества средствами театрализованных игр.                                                                             Речевое развитие ребенка представляет собой довольно сложный процесс. Старший дошкольный возраст – это этап интенсивного умственного развития. Именно в этом возрасте прогрессивные изменения происходят во всех областях – от улучшения психофизиологических функций до возникновения сложных личностных новообразований.                                       Необходимо отметить, что у детей старшего дошкольного возраста развитие речи, как правило, уже находится на довольно высоком уровне. Большинство детей на этом уровне развития обладают некоторыми умениями:

− регуляция силы голоса;

− регуляция темпа речи;

− регуляция интонаций вопроса, радости, удивления;

− использование значительного запаса слов.

Несмотря на то, что дети старшего дошкольного возраста, как уже было отмечено, обладают достаточно объемным словарным запасом, обогащение лексики все же не прекращается. Увеличивается не только словарный состав, но также ребенок овладевает совокупностями слов.                                                         Особое внимание уделяется качественной, а не количественной стороне лексики. Иными словами, дети старшего дошкольного возраста увеличивают лексический запас словами сходного (синонимы) или противоположного (антонимы) значения, а также различными многозначными словами. Также именно в старшем дошкольном возрасте осуществляется завершение одного из наиболее важных этапов развития речи детей – усвоение грамматической системы языка. На этом этапе детского развития вырабатывается критическое отношение к грамматическим ошибкам, дети учатся контролировать свою речь.                                                                                                   В старшем дошкольном возрасте значительно возрастает удельный вес простых распространенных, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений – дети переходят к использованию в своей речи более сложных синтаксических структур. Процесс развития связной речи характеризуется тем, что дети начинают активно пользоваться разными способами связи слов внутри предложения, а также между предложениями и даже частями пролонгированного высказывания. Особенность речи детей старшего дошкольного возраста заключается в том, что при этом сохраняется структура перечисленных конструкций. В старшем дошкольном возрасте дети активно осваивают построение различных типов текстов: описание, повествование, рассуждение. Это является наиболее яркой характеристикой речевого развития детей 6-го года жизни.                                                                       У детей старшего дошкольного возраста происходит процесс совершенствования связной монологической речи. Таким образом, ребенок без помощи взрослого может передать содержание небольших по-своему  объему произведений: сказки или мультфильма. Также ребенок учится описывать разнообразные события, свидетелем которых ему приходится быть. Как правило, ребенок старшего дошкольного возраста уже способен самостоятельно раскрыть содержание картинки – при условии, что на ней изображены те предметы, которые он хорошо знает. Однако при составлении рассказа по картинке большинство детей уделяет значительное внимание основным деталям, упуская из виду более мелкие.                                                         Что же такое выразительность речи? Выразительное чтение такое же самостоятельное искусство, как музыка, живопись и балет. Понимать. Чувствовать. Воссоздавать. Выразительное чтение является одной из наиболее активных форм обучения литературе. Это одно из средств, благодаря которому мы вызываем у детей чувство сопереживания, помогаем лучше понять и ощутить автора.                                                                                                                       Живая речь образованного человека предполагает наличие дикционной чёткости, грамотности, логической ясности, эмоцианально-образной выразительности.                                                                                                        Работу по развитию выразительности речи нужно проводить последовательно, в два этапа: сначала формировать навыки восприятия интонации, затем - навыки ее использования в собственной речи. Очень важно вызвать у ребёнка сопереживание и понимание чувств автора. Тогда у него обязательно возникнет свое отношение к описываемому сюжету, и он не сможет остаться безучастным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы: "Перспективный план по развитию выразительной речи у детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи на музыкальных занятиях "

Развивать у детей ритмические способностиОвладение интонационными возможностями речиФормировать интонационную выразительность средствами мимики, жестов, телодвиженийСовершенствовать моторику, ко...

Консультация для родителей "Учимся быть красивыми и выразительными"

Данный материал раскрывает как с помощью игр со словом можно совершенствовать двигательные навыки ребенка....

ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ РЕЧИ – ГАРАНТИЯ КРАСИВОЙ РЕЧИ

Коррекционная логопедическая работа по формированию умения использовать средства выразительной речи...

Презинтация на тему «Учим говорить легко, красиво и ярко! Средства выразительности речи

laquo;Когда ты хочешь молвить слово,Мой друг, подумай- не спеши,Оно бывает то сурово,То рождено теплом души»...

Консультация для родителей "Говорим красиво и выразительно"

На формирование правильной речи малыша большое влияние оказывает обраазец высказываний взрослого.Вслушиваясь в разговор взрослых, дети усваивают правильное звукопроизношение, грамматическое построение...

Говорим красиво: развитие выразительной речи в театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

Уровень речевого развития дошкольника в значительной мере зависит от его достаточной речевой практики. Дети с речевой патологией испытывают чувство неуверенности, закомплексованности в общен...