Конспекты литературных занятий
картотека по развитию речи (средняя группа)

Немкова (Веневцева) Анастасия Игоревна

В этом документе представлены литертурные занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekty_literaturnyh_zanyatiy1.docx35.63 КБ

Предварительный просмотр:

Конспекты литературных занятий

«Путешествие в осень»

Задачи:

Образовательная: систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях; активизировать глагольный словарь по данной теме; продолжать учить составлять предложения по картинкам, а из них короткий рассказ; продолжать учить детей отвечать на вопросы полным предложением; продолжать учить согласовывать движения с речью.

Развивающая: развивать мелкую моторику пальцев рук через пальчиковую гимнастику; продолжать развивать память, мышление через игры и упражнения.

Воспитательная: воспитывать положительное отношение к занятию, самостоятельность, контроль над собственной речью.

Ход занятия:

1.Воспитатель: Ребята, нас сегодня необычное занятие, мы с вами будем путешествовать! Отгадайте, в какое время года мы отправимся? Несу я урожаи, поля вновь засеваю, Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю, Но не касаюсь сосен и елочек. Я … (осень)

Воспитатель: Правильно, мы отправляемся в Осень. Звучит музыка осеннего леса.

2. Игра «Осенняя копилка». 

Воспитатель: - Назовите, какие осенние месяцы вы знаете? (сентябрь, октябрь, ноябрь).

3. Пальчиковая игра “Осенний букет”.
Воспитатель: - Ребята, давайте соберём осенний букет. Дети произносят хором:
Раз, два, три, четыре, пять – Будем листья собирать. (Сжимать и разжимать кулачки).
Листья берёзы. Листья рябины, Листики тополя,

Листья осины, Листики дуба

(Загибать поочерёдно пальцы).
Мы соберём В вазу осенний Букет отнесём.

(Сжимать и разжимать кулачки).

4. Воспитатель читает стихотворение «Осенью» (А. Плещеева) 

Осень наступила. Высохли цветы,

И глядят уныло Голые кусты.

 Вянет и желтеет Травка на лугах,

Только зеленеет Озимь на полях.

 Туча небо кроет, Солнце не блестит;

Ветер в поле воет; Дождик моросит.

Воды зашумели Быстрого ручья

 Птички улетели В тёплые края.

Звучит спокойная музыка..Разъснение.

Вопросы: Ребята,что вы представили? Какая осень в этом стихотворении? Заучивание стихотворения

5. Дыхательная гимнастика: «Листья шелестят»
Предлагаются полоски тонкой цветной бумаги, вырезанные в виде листочков и прикрепленные к «ветке» (нитке). По сигналу «подул ветерок» ребенок плавно дует на листья так, чтобы они отклонились и зашелестели.

Дует легкий ветерок
И качает так листок.
(Выдох спокойный, ненапряженный).
Дует сильный ветерок
И качает так листок.
(Сила выдоха постепенно увеличивается).
Оссенние листочки на веточке сидят,
Осенние листочки детям говорят:
Осиновый – А-А-А,
Рябиновый – И-И-И,
Березовый – О-О-О,

Дубовый – У-У-У.
(Пропевание гласных).


5.
Итог занятия.

 Воспитатель: - Занятие подошло к концу, скажите, о каком времени года мы говорили на занятии? Что бывает только осенью?

Источник: http://logoportal.ru/konspekt-osen/.html

Самоанализ: Литературное занятие мы провели хорошо. Оно получилось насыщенным, т.к. в нем присутствовали гимнастики. Так как тема этой недели была «Осень» данное занятие получилось познавательным.Дети повторили названия осенних месяцев, что оказалось, они знают не очень хорошо, признаки осени .

Анализ пословиц и поговорок.

Цель: научить детей  запоминать народные изречения, относить их к определенной теме, анализировать их смысл, обобщать их, понимать их обобщенный характер.

Воспитатель: «Ребята, Знаете ли вы какие-нибудь пословицы и поговорки?»

 «Пословицы и поговорки возникли давно. В те далекие времена люди еще не знали о самолетах и ракетах, о поездах и пароходах. Люди складывали сказки о сапогах-скороходах, ковре-самолете, шапке-невидимке. Тогда же появились пословицы и поговорки. Их было очень много и они рассказывали о разных людях: правдивых и лживых, трудолюбивых и лживых, смелых и трусливых. Были сложены, например, пословицы о маме: «При солнышке тепло, при матери добро», "Не лучше дружка, как родимая матушка», о родине: «За правое дело стой смело». Эти пословицы передавались вашим бабушкам и дедушкам, мама и папам»

 Пословицы и поговорки, по обыкновению, очень короткие. Давайте посчитаем количество слов в пословице об осени: "Осень идет и за собою дождь ведет". На каждое слово хлопаем в ладоши. Получилось 7 слов. Молодцы!

А теперь поясните, что означает данная пословица?


Поиграем в игру, которая называется
«Я начну, а ты продолжи»
Задачи:

  1. учить понимать образные слова в пословицах и поговорках;
  2. развивать интерес к значению слова;
  3. учить активно использовать их в речи.

    Тише едешь – (дальше будешь).
    Крепкую дружбу водой - (не разольёшь).
    Один в поле - (не воин).
    Глупые ссорятся, а умные – (договариваются).
    Под лежачий камень – (вода не течет).

Семь раз отмерь – (один отрежь).
Что посеешь – (то и пожнешь).

Следующая
игра  «Одним словом»

Задачи:

  1. учить объяснять смысл пословиц, поговорок, фразеологизмов;
  2. познакомить с тем, что слова имеют значением смысл, в разговоре их необходимо употреблять в соответствии со значением;
  3. развивать аналитическое мышление.

  4. Надуть губы. (Обидеться.)
    Как снег на голову. (Внезапно.)
    Вылетело из головы. (Забыть.)
    Как по команде. (Дружно.)
    Со всех ног. (Быстро.)
    Рукой подать. (Близко.)

Воспитатель: Ребята, вы больше молодцы, хорошо справились с заданиями и мы надеемся, что вы запомнили, что каждая пословица и поговорка заключает в себе ясную мысль и отражает многовековую мудрость народа! И напоследок, домашнее задание - расспросите у родителей, какие они знают пословицы и поговорки.

Самоанализ: Литературное занятие было посвящено ознакомлению детей с элементами русского фольклора – пословицами и поговорками. Получилось так что дети впервые услышали слова пословица и поговорка. И они с интересом слушали и узнавали много нового.. В общем, дети были увлечены. Наша ошибка заключалась в том, что мы больше спрашивали детей о значении той или иной пословицы и поговорки, не объясняя сами.

Литературный досуг «В дорогу за сказками»

Задачи:

  1. развивать у детей интерес к художественной литературе;
  2. оживить в памяти детей события сказок, знакомых детям;
  3. развивать зрительное и слуховое внимание, память и речь детей;
  4. учить детей работать в коллективе дружно, уметь договариваться между собой;

Материалы: распечатка рисунка разных сказок, письма, задания, листы-закрывалки, цепочка с замочком. Листы, мешочек.

Ход занятия:

Ведущий. Далеко – далеко, там, где тихо шумит лесное озеро, там, куда серебристые звёзды робко и пугливо выглядывают по ночам из-за облаков – там живёт Королева Сказка. Все звери, слушая её, покорно ложатся у её ног. Ребята, а вы хотите попасть в гости к Королеве Сказке? Тогда закройте глаза и повторяйте за мной волшебные слова – лорики, ёрики, скорики, морики, крекс, фекс, пекс.

Королева Сказка. (во время слов входит в зал) Здравствуйте ребята. Я знаю, что вы хотите увидеть сказки, но злая Баба-Яга похитила их и оставила письмо, в котором сказано, что отпустит она сказки только тогда, когда все ее задания выполню. Но вот беда, одна я не справлюсь.

Ведущий. Ну, что? Поможем Королеве Сказке спасти жителей волшебной страны? Тогда Королева Сказка задаст вам первое задание.

  1. Конкурс телеграмм

Королева Сказка. Ко мне в окошко залетел маленький листочек,

А на нём я разглядела Бабы-Яги странный почерк,

Обращусь, ребята, к вам – это конкурс телеграмм.

Ребята должны отгадать отправителя:

  1. Спасите! Моих детей съел серый волк.

(Коза)

  1. Очень расстроена. Нечаянно разбила яичко.

(Мышка)

  1. Прибыть на праздник не смогу. От меня сбежали брюки.

(Грязнуля)

  1. Рыбалка закончилась благополучно, только хвост остался в проруби.

(Волк)

  1. Дорогие гости, помогите!

           Паука – злодея погубите!

(«Муха – цокотуха»)

  1. Пришлите, пожалуйста, капли.

           Мы лягушками нынче объелись,

           И у нас животы разболелись.

(Цапли)

Королева Сказка. Молодцы ребята. Все правильно ответили и спасли сказки, которые отгадывали. Но остались еще сказки и их тоже надо спасать. Вот и следующее задание, которое Баба-Яга приготовила для нас.

  1. Конкурс «Очень страшная история»

Ведущий. 

Есть сказки задушевные,

Пёстрые, волшебные.

Есть сказки стародавние,

Добрые, забавные.

Есть тихие, домашние,

Странные и страшные.

Ребята, послушайте стихи и скажите, кого испугались персонажи сказок?

  1. Волки от испуга скушали друг друга.

           Бедный крокодил жабу проглотил.

           А слониха, вся дрожа,

           Так и села на ежа.

                                    (таракана)

  1. Зажужжал он и как раз

           Тётке сел на левый глаз.

           И ткачиха побледнела

           «Ай! » - и тут же окривела.

                                    (комара)

  1. Я к Таврическому саду,

          Перепрыгнул через ограду,

          А она за мною мчится

          И кусает как волчица.

                                   (мочалки)

Королева Сказка. Все вы знаете, молодцы. Но я беспокоюсь за своих подданных.

  1. Конкурс «Сказочная песня»

Звучит мелодия песни. Ребята должны назвать её, и сказать из какого она мультфильма. Участникам предлагаются подсказки.

  1. Песня друзей из города Бремен

(«Песня бременских музыкантов»)

  1. Песня ребёнка, потерявшего маму.

(«Песня Мамонтёнка)

  1. Песня о борьбе с неприятностями.

(«Песня Кота Леопольда»)

  1. Песня жителя болота, у которого не было друзей.

(«Я – водяной, я – водяной»)

  1. Средство передвижения, везущее друзей в светлое будущее.

(«Голубой вагон»)

  1. Песня о самом радостном дне.

(«Песня крокодила Гены»)

Молодцы ребята, и еще часть сказок освободили. Осталось совсем немного.

  1. Конкурс загадок

Не лежалось на окошке,

Покатился по дорожке.

                («Колобок)

По тропе, шагая бодро,

Сами воду тащат вёдра.

                («По щучьему веленью»)

Ах ты, Петя, простота,

Сплоховал немножко,

Не послушался кота,

Выглянул в окошко.

               («Кот, петух и лиса»)

Нет ни речки, ни пруда,

Где воды напиться?

Очень вкусная вода

В ямке от копытца.

(«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)

Красна девица грустна

Ей не нравится весна,

Ей на солнце тяжко,

Слёзы льёт бедняжка.

               («Снегурочка»)

Муха дом себе нашла.

Муха добрая была.

В доме том, в конце концов

Стало множество жильцов.

               («Теремок»)

Вот и отгадали мы все загадки и спасли сказки.  

Смотрите, а здесь еще есть письмо.

(текст письма:

«ребята, вы отгадали все мои запутанные загадки, и прошли все мои задания. Вам хорошо, вы можете прочитать сказки, посмотреть и послушать, а мне ни кто не читает, читать я не умею, и посмотреть мне не где»)

Ребята, давайте пообещаем Бабе-Яге, что будем рассказывать ей сказки. Наше путешествие закончилось

Ведущий. О чём-то скрипит половица,

И спице опять не спится.

Присев на кровати, подушки

Уже навострили ушки…

И сразу меняются лица,

Меняются звуки и краски…

Тихонько скрипит половица,

По комнате ходит сказка…

А теперь закройте глаза и повернитесь вокруг себя. (Королева Сказка в это время уходит причем быстро, чтобы дети не видели) Вот мы с вами и побывали в волшебной стране сказок. Вам понравилось? И мне тоже понравилось, как вы справлялись с задачками.

После каждого конкурса с листа со сказками убирается одно препятствие. После первого – цепочка с замочком, после последующих – листы, закрывающие картинку. Под листами спрятано письмо Бабы-Яги.

Самоанализ: Занятие прошло очень хорошо. На нем присутствовали ребята, воспитатель, методист, логопед. Они с вниманием слушали нас и им очень понравилось данное литературное занятие. Дети вспомнили все сказки, а такая форма оказалась увлекательной, они смотрели не отрываясь. Королева Сказок была в красивом костюме с короной, взятом в костюмерной детского сада. Данное занятие соответствует возрасту детей, что подтвердила методист. У детей совершенствовались такие психические процессы как внимание, речь, память, мышление. Присутствовала смена видов деятельности: дети слушали стихотворения, отгадывали загадки, слушали песни из мультфильмов. Мы постарались провести очень эмоционально, играя голосом.

 «В гостях у сказки»

Конспект занятия «Путешествие по сказкам с Василисой Премудрой»

Задачи:

  1. продолжать знакомить с величайшим богатством русской народной культуры - сказками;
  2. учить узнавать сказки по характерным признакам, по рисункам, загадкам;
  3. активизировать речь, обогащать словарный запас, учить подбирать слова, определяющие качества героев;
  4. развивать фантазию, творческое воображение, эмоциональное восприятие, гибкость мышления;
  5. воспитывать доброжелательное отношение к героям сказок и друг к другу, любовь, бережное отношение к окружающему миру через сказки

Оборудование и материалы: иллюстрации с изображением сказочных героев, ветка яблоньки (макет, теремок с окошками, изображение царевны Несмеяны, кроссворды, пазлы по русским народным сказкам, кокошник Василисы Премудрой.

Предварительная работа: чтение русских народных сказок "Иван - царевич и серый волк", "По щучьему велению", "Сестрица Аленушка и братец Иванушка", "Царевна-лягушка", и др. ;

дидактические игры "Четвертый лишний", "Назови по другому", "Угадай по описанию"; работа над пословицами.

Ход занятия:

1.Воспитатель. – Здравствуйте, дети. Приглашаю вас в сказочное путешествие. Проверить хочу. Как вы сказки русские народные знаете. Какой сказочный герой вам нравится больше всего? На кого вы хотите быть похожим?

(ответы детей)

Воспитатель – А мне нравится Василиса Премудрая, она много знает. Умеет находить выход из самой сложной ситуации. Хочу быть похожей на Василису Премудрую.

Я три раза повернусь,

В Василису превращусь!

(превращение)

Вас. Пр. –Добрый день!

Красны девицы да добры молодцы добро пожаловать на сказочную поляну, помериться силой ума, показать свою смекалку да находчивость. Посмотрю, сможете ли вы сказочный народ удивить да порадовать.

Не страшно ли вам в путь дорогу отправляться?

Тогда вперед!

2. Динамическая пауза. 

Мы шагаем по дорожке

Раз-два, раз-два,

Дружно хлопаем в ладошки,

Раз-два, раз-два.

У дорожки теремок,

Он не низок не высок.

Кто же в теремке живет,

Отвечай, честной народ.

(дети подходят к теремку с пустыми окошками)

Вас. Пр. –Давайте заселим наш теремок. Я буду загадывать загадки, а вы угадывайте.

(загадки о сказочных героях)

Летела стрела и попала в болото.

А в этом болоте поймал ее кто то.

Она распростилась с зеленою кожей.

Стала красивой, стала пригожей. (Царевна-лягушка)

Рыбку он ловил хвостом

И лису спасал потом.

Вез до дома на спине.

Кто? Скажите быстро мне. (Серый волк)

Скачет баба на метле,

Страшная и злая.

Кто она такая?

            (Баба яга)

Она не любит солнышко и теплый ветерок,

Зато приводит снежная метель ее в восторг.

У бабушки, у дедушки лишь зиму прожила,

А летом белым облачком на север уплыла. (Снегурочка)

Помогла им яблонька, помогла им печка,

Помогла хорошая голубая речка.

Все им помогали, все их укрывали,

Чтоб к матушке и батюшке они домой попали.

(Сестрица Аленушка и братец Иванушка)

Росла, росла яблонька -подросла,

Цвела, цвела яблонька - отцвела.

Отряхнула яблонька свой наряд

И поспели яблоки, но не для всех подряд.

Ветки опускаются для одной

девушки красавицы дорогой. (Крошечка-хаврошечка)

Вас. Пр. –Молодцы, все загадки отгадали. Я тоже хочу ваши загадки угадать.

3. Дидактическая игра "Яблонька, наклонись!"

(Составление загадок-описаний о сказочных героях)

Дети по картинке составляют загадку о сказке или о сказочном герое.

Василиса Премудрая, отгадывая загадки, просит помощи у детей.

Вас. Пр. –Молодцы. Теперь в этом теремке будут жить и другие сказочные герои.

А мы продолжим наш путь.

  1. Динамическая пауза.

Мы шагаем друг за другом

Лесом и зеленым лугом.

Крылья пестрые мелькают-

В поле бабочки летают.

По дорожке мы пойдем

Сказки новые найдем.

  1. Вас. Пр. – Вот пришли мы на сказочную поляну. Я знаю, что здесь жили герои сказок. Но, кажется, здесь случилось что-то страшное. Не иначе как Кощей Бессмертный похозяйничал. Всех героев перепутал, сказки все разрушил – одни осколки остались. Давайте поможем сначала всех героев в свои сказки вернуть.

Дидактическая игра "Четвертый лишний"

- Из одной ли сказки эти герои?

-Какие герои из одной сказки? Назовите сказку.

-Какой герой лишний? Почему?

(дети называют героев сказки или предметы, называют сказку)

-сестрица Аленушка, братец Иванушка, Иван-царевич, козленочек

-жар-птица, баба-яга, заяц, селезень

-сундук, злато-серебро, яблонька, сани

-копытце, котлы чугунные, клетка золотая, ножи булатные

-царь берендей, серый волк, Елена Прекрасная, Василиса Премудрая

-клубок, дуб, лягушачья кожа, яблонька

-гуси-лебеди, баба-яга, Иванушка, падчерица

-живая вода, мертвая вода, ворон, Морозко

6. Вас. Пр. -Ой, боюсь я ребятушки, что Кощей еще раз напроказничает. Что же такое придумать, чтобы он сказки не узнал?

(Дети предлагают свои способы спасения сказок)

Вас. Пр. -А мы вот что сделаем. Заменим названия сказок на пословицы, что бы Кощеюшка их не узнал. Согласны?

Дидактическое упражнение "Замени название сказки на пословицу"

Вас. ПР. - К какой сказке подходит эта пословица? Почему?

(воспитатель читает пословицы, дети подбирают сказку и объясняют свой выбор)

-Какова работа, такова и плата.

-Сделал худо, не жди добра.

-Беда не страшна, коли есть друзья.

-Где отвага, там и победа.

- Не рой другому яму, сам в нее попадешь.

-Помощь в несчастье, что дождь в засуху.

-Друзья познаются в беде.

Вас. Пр. - Хорошо поработали, теперь Кощей не сможет узнать сказки.

7. Вас. Пр. – Ребятушки, вы слышите, кто –то плачет. Кому то наша помощь требуется.

(Воспитатель открывает на доске рисунок с изображением царевны Несмеяны)

Вас. Пр -Кто это?

Д. – Это царевна Несмеяна.

Вас. Пр. - Отчего она плачет?

(ответы детей)

Вас. Пр. – Ей, наверно, скучно. Давайте повеселим ее.

У Маланьи, у старушки

Жили в маленькой избушке

Семь сыновей,

Все без бровей,

Вот с такими ушами,

Вот с такими носами,

Вот с такой головой,

Вот с такой бородой!

Они не пили и не ели,

На Маланью все глядели

И все делали вот так.

(Потешка с движениями, в конце воспитатель переворачивает изображение)

8. Вот и наше путешествие подошло к концу. Вы молодцы, много дел добрых сделали и

на прощание хочу напутствовать вас такими словами:

Вы сказки русские читайте,

Они хорошему научат вас,

Героям добрым, смелым подражайте!

Прощайте, дети!

В добрый час!

Кто три раза повернется, Тотчас в детский сад вернется!

Воспитатель: - Мне очень понравилось наше путешествие по русским народным сказкам. И мне, И Василисе понравилось, какими вы были внимательными, как вы проявили свой ум, смекалку и были добры к царевне Несмеяне. А что больше всего понравилось вам? (высказывания детей)

Самоанализ: Занятие прошло успешно, детям понравилось. Опять же мы выбрали интегрированную форму с различными видами деятельности, это и загадки, и стихи, и потешки, и придумывание сказки, замена названия пословицами. К минусам можно отнести то, что было затянуто немного, долго, дети подустали, не всегда знали ответы на задания, приходилось намекать. Но в целом, дети были увлечены.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ Открытого занятия «Литературная гостиная»

посвященное 90 летию произведения К.И. Чуковского "Муха-цокотуха"...

"Конспект комплексного занятия в подготовительной группе ЗПР с использованием литературного материала."

Активная игровая форма позволяет сохранять интерес и внимание на протяжении всего занятия....

Конспект открытого занятия по речевому развитию "Литературная викторина"

Целевая аудитория:  воспитатели. Конспект предназначен для детей старшего, подготовительного дошкольного возраста.  В ходе занятия дети смогут закрепить  полученные знан...

Конспект открытого занятия по художественной литературе для детей старшего дошкольного возраста от 5 до 6 лет. Тема «Литературная викторина. В гостях у сказки»

Цель: сформировать интерес к художественной литературе, к сказкам. Продолжать развивать артистические качества. Повысить уровень эмоционального состояния детей.Задачи: 1.Закрепить знания по содержанию...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ «РИСОВАНИЕ ДЕТЕЙ ПО СЛЕДАМ ВОСПРИНЯТОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ – СКАЗКА «ГОСПАЖА МЕТЕЛИЦА»» подготовительная группа

Развивать интерес к  созданию иллюстраций к литературному произведению. Формировать умение выбирать эпизод, который хотелось бы передать в рисунке. Учить передавать в рисунке сказочных героев в д...