Познавательно-исследовательский проект. Тема: "Мир профессий"
проект по развитию речи (подготовительная группа)

Елена Тимофеевна Пак

Цель проекта:

 Расширять и обобщать представление детей о профессиях, орудиях труда, трудовых действиях, через развитие интереса к различным профессиям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mir_professiy.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД «РОСИНКА» Г. НАДЫМА»

(МДОУ «ДЕТСКИЙ САД «РОСИНКА»)

_____________________________________________________________________________

Познавательно-исследовательский проект

для детей подготовительной группы:

«Мир профессий»

Воспитатель: Пак Е.Т

2018г

Проект по ознакомлению старших дошкольников с трудом взрослых

на тему: «Мир профессий».

        Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители воспитанников.

        Тип проекта: познавательно-исследовательский, краткосрочный.

          Продолжительность проекта: январь-май 2018г.

        Актуальность:

        Трудовое воспитание детей является одной из значимых проблем дошкольного образования на современном этапе. Именно дошкольное детство – ответственный период, когда закладываются основы правильного отношения к труду. Ознакомление с трудом взрослых, с профессиями является важной составляющей в трудовом воспитании дошкольника.

        

        Цель проекта:

 Расширять и обобщать представление детей о профессиях, орудиях труда, трудовых действиях, через развитие интереса к различным профессиям.

        Задачи:

Воспитывать уважение к людям труда.

Продолжать развивать интерес к различным профессиям, для чего нужны эти профессии, их польза обществу; какими качествами обладают люди той или иной профессии, в частности, к профессиям родителей и месту их работы.

В ходе работы с детьми выяснилось, что они мало знакомы с нераспространенными видами профессий и их спецификой, с профессиями своих родителей.  Порой, они не знают место работы, название специальности, трудовые обязанности родителей. Иногда понимание ребенком специфики профессии соседствует с комичным. На вопрос «Кем работает твой папа? », можно услышать ответы: «Папа: целый день играет за компьютером».  А на самом деле папа – программист и не просто играет, а проектирует строительство  здания, учреждения. Таким образом,  необходимо провести целенаправленную работу с детьми по формированию знаний о труде взрослых, о профессиях родителей.

Планируемые результаты:
• вызвать интерес к окружающему миру,
• расширить у детей знания и представления о профессиях, в том числе и профессиях своих родителей (место работы родителей, значимость их труда, гордость и уважение к труду своих родителей);
• обеспечить активность ребенка в процессе его социализации.

Ожидаемые результаты по проекту:

Для детей:

  • сформированность знаний о  профессиях взрослых, их назначении, особенностях;
  • пополнение лексики детей;
  • расширение знаний о своей семье.

Для родителей:

  • успешное взаимодействие со своими детьми;
  • повышение психолого-педагогической компетентности.

Для педагога:

  • создание предметно-развивающей среды по теме проекта;
  • совместная работа с родителями по расширению знаний детей;
  • повышение уровня развития психолого-педагогической компетенции родителей и активизация их позиции в более тесном взаимодействии с педагогами и детьми.

        I этап. Подготовительный.

 Изучение литературы по данной теме.

Анкетирование родителей.

 Сбор информации о труде родителей с фотографиями с места работы.

 Подбор консультаций, иллюстративного и дидактического материала на темы: «Профессии», «Инструменты».

  Разработка проекта, составление перспективного плана;

оказание помощи родителей в подборе материала к проекту.

Анализируя анкеты родителей, я пришла к выводу, что почти в каждой семье труд считается одной из важнейших задач в воспитании ребёнка.

Почти у каждого ребенка имеются свои трудовые обязанности, они охотно их выполняют. К  сожалению, не все родители знакомят своих детей со своей профессией более углублённо, а дают только поверхностные знания.

        II этап. Основной

Перспективный план работы

Образовательные области

Непосредственно образовательная деятельность

Работа с родителями

Познавательное развитие

Экскурсия в пожарную часть. Экскурсия в музей археологии, на кухню,  прачечную; по улицам города.

Наблюдения за трудом няни, дворника, водителя, повара.

Встреча с интересными людьми  (повар, пожарный, экскурсовод, учитель музыки, ветеран ВОВ).

Просмотр презентаций «Люди на производстве», «Разные профессии», «Кто работает на швейной фабрике», «Как путешествует письмо», «Профессии в детском саду», «Кем работает мама».

Рассматривание журналов, фотографий.

Беседа о профессии ветеринара; чтение К. Чуковского «Доктор Айболит». Сюжетно- ролевая игра «Дорожное движение».

Беседа с детьми о людях мужественных профессий; Экскурсия в музей археологии, беседа о профессии музейных работников, организация мини – музея «Такие разные куклы».

Беседа о профессии эколог, трудовая деятельность на участке детского сада, посадка деревьев совместно с родителями.

Цикл познавательных мероприятий: «Эти разные профессии»;

 Занятие «Почтальон»; Знакомство с профессией строителя»; «Профессия-президент»; «Знакомство с профессией портного»; «Фермер»; Беседа о труде библиотекаря; «Знакомство с профессией агронома»; Знакомство с профессией художника»; «Знакомство с профессией швеи, закройщика»; Знакомимся с профессией нефтяников. Сказание о буровиках, «Как добывают газ».

Мероприятие, посвященное Дню Победы (Есть такая профессия - Родину защищать).

Беседы с детьми, рассказы о профессиях, прогулки и экскурсии с познавательной целью, помощь в создании  альбома «Профессия моей мечты»

Консультация для родителей на тему: «Воспитание у детей старшего дошкольного возраста положительного отношения к труду».

Речевое развитие

Разучивание стихов о людях разных профессий.

Подбор загадок, пословиц, поговорок.

Придумывание сказок об инструментах.

Рассказы детей «Кем работают мои родители».

Чтение сказок о профессиях; Маяковский «Кем быть? »,
М. Познанская «Пойдем на работу»,
Д. Родари «Чем пахнут ремесла», «Какого цвета ремесла»,
С. Маршак «Откуда стол пришел»,
С. Михалков «А что у вас? »,
В Лифшиц «И мы трудиться будем».
С. Маршак «Кошкин дом», «Пожар»,
Л. Толстой «Пожарные собаки», «Пожар»,
С. Михалков «Дядя Степа».
С. Маршак «Мы военные»,
С. Михалков «Дядя Степа- милиционер».
Чуковский «Айболит»,
А. Барто «Мы с Тамарой санитары»,
Б. Житков «Железная дорога», Ильин «Машины на нашей улице»
Воспитатель: Н. Найденова «Ольга Павловна».
С. Баруздин «Кто построил новый дом», Л. Воронкова «Мы строим, строим, строим»,

Словесная игра «Инструмент и  действие с ним».

Нод «Писатель и поэт».

Оформление книги «Сказки о волшебных инструментах».

Беседы о профессиях в домашней обстановке;

Домашнее задание для родителей по закреплению материала по лексической теме «Профессии».

Социально-коммуникативное развитие

Занятие «Как делают автомобили», Конструирование «Грузовик».

Конструирование из строительного материала, игры с песком, занятие о строительных профессиях (по выбору).

Нод «Путешествие в город профессий»; «Кем быть?», «Все профессии нужны, все профессии важны».

Дидактические игры: «Угадай профессию по описанию», «Кому, что нужно для работы», лото «Профессии», «Если я поранился».  Сюжетно-ролевые игры: «Кафе», «Полет в космос», «Почта», «Супермаркет», «Транспорт», «Салон красоты», «Служба спасения», «Поликлиника».

Пополнение развивающей среды новым познавательным материалом, дидактическими играми, атрибутами для сюжетно-ролевых игр.

Консультация для родителей «Знакомство детей с профессиями взрослых».

Художественно-эстетическое развитие

Составление альбома «Профессия моей мечты».

Занятие по рисованию «Магазин нарядного платья», «Моя любимая профессия».

Коллективная аппликация «Мы летим в космос», «Оленеводы».

Аппликация «Поможем повару  сварить борщ».

Лепка «Мы кондитеры».        

Рекомендации родителям

«Как сформировать положительное отношение к труду у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с профессиями».

Помощь в подборе стихов о профессиях.

Физическое развитие

Пальчиковые игры на тему «Профессии»;

Физминутки «Профессии».

П/и «Пожарные на учении»

Цель: упражнять детей в лазании, развивать внимание, ловкость и умение правильно реагировать на команду воспитателя.

Игра с мячом «Назови профессию».

Цель: закреплять знания детей о профессиях, обогатить словарь детей, развивать внимание, ловкость

«Воробушки и автомобиль».

Цель: упражнять в ориентировке на местности.

«Самолеты»

Цель: упражнять в беге, умении действовать по сигналу воспитателя, спрыгивать со скамейки.

«Стадо и волк», «Охотники и зайцы», «Космонавты».

Памятка родителям по трудовому воспитанию дошкольников:  

«Как следует знакомить ребенка с профессиями».

Советы «Как рассказать детям о профессиях».

        III этап. Заключительный.

Создание альбома  «Профессия моей мечты», картотека дидактических игр по ознакомлению дошкольников с профессиями взрослых.

Оформление книги «Сказки о волшебных инструментах».

Участие в мероприятии, посвященное Дню Победы.

Результат проекта

        Цель достигнута:

        У детей вырос интерес к труду взрослых, имеются знания и представления о различных профессиях. Воспитанники узнали, что труд взрослых приносит не только заработок, но и огромную пользу обществу. Родители больше стали рассказывать детям о своей профессии, какую пользу они приносят обществу своим трудом. Дети испытывают гордость за своих родителей.

        Предметно-развивающая среда пополнилась новыми дидактическими играми, атрибутами к сюжетно-ролевым играм, новым познавательным материалом.

Список использованной литературы.

1. Голицына Н.С. Конспекты комплексно-тематических занятий. Старшая группа. Интегрированный подход.- М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2013.-448 с.

2. Шорыгина Т. А. «Профессии. Какие они? » - М., 2014 г. - 95 с.

3. Харенко Г, К. Ткаченко «Мамины и папины профессии», – М., АСТ - ПРЕСС, 2008 г. – 58 с.

4. «Профессии в картинках. Наглядное пособие для педагогов и воспитателей» Знакомство детей дошкольного возраста с окружающим миром. ООО «Издательство ГНОМ, 2014 г. - 28 с.

Приложение:

Альбом «Профессия моей мечты», картотека дидактических игр по ознакомлению дошкольников с профессиями взрослых.

Цикл занятий к проекту «Мир профессий».

Книга «Сундучок сказок о профессиях и волшебных инструментах.

Консультации для родителей по проекту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательно - исследовательской деятельности на тему "Журналист - профессия творческая

Цель: активизация  знаний детей о творческой профессии журналиста....

Познавательно – исследовательский, творческий проект. Тема: «Мир камней».

  Всегда ли мы внимательно смотрим под ноги не только для того, чтобы не споткнуться и не упасть, а для того ещё, чтобы найти, поднять и рассмотреть одно из чудес природы – камень? Знакомс...

Конспект занятия в старшей группе в разделе «Познавательно – исследовательская деятельность» по теме «Все профессии нужны, все профессии важны».

Конспект занятия в старшей группев разделе «Познавательно – исследовательская деятельность»по теме «Все профессии нужны, все профессии важны»....

Познавательно - исследовательская, Беседа на тему «Музей, его назначение». Профессии людей, которые работают в музее

Познавательно - исследовательская, Беседа на тему «Музей, его назначение». Профессии людей, которые работают в музее....

Познавательно-исследовательский, творческий проект "Профессии наших родителей"

Вопрос «Кем быть?» жизненно важный. Ответ на него оказывает влияние на всю дальнейшую жизнь человека. Детский сад является первой важной ступенью знакомства дошкольников с профессиями, что...

Познавательно - исследовательский, творческий проект "Профессия нефтяник. Какая она?"

Изучение особенностей профессии «нефтяник», ее значимости в обществе....