Тематическая консультация "Речевые особенности одаренного ребёнка"
консультация по развитию речи

Интерес общества к одаренным детям, как к будущей интеллектуальной и творческой элите, растет поскольку становится очевидным, что процветание и благосостояние общества зависит от развития личностных ресурсов человека.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_-_konsultatsii.docx73.42 КБ
Файл rechevoe_razvitie_odr_reb.pptx2.52 МБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  
детский сад № 67 комбинированного вида Выборгского района

ПЛАН - КОНСПЕКТ ТЕМАТИЧЕСКОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ

 РЕЧЕВЫЕ   ОСОБЕННОСТИ
ОДАРЕННОГО РЕБЕНКА
400_F_11500062_NjBh0PC7YJ2Y8t3evBwvLO6EwLsDiN5v.jpg

 

составила

Упалева Анастасия Геннадьевна

Учитель – логопед

                                                                               

                                                                           

Санкт - Петербург 2014 - 2015 год

 Данная консультация составлена на основании стать, опубликованной на сайте

http://borpsy.ucoz.ru/publ/rechevye_problemy_odarennykh_detej/1-1-0-133

 Речевые особенности одаренных  детей

Цель: Познакомить родителей / педагогов  с  особенностью речевого развития и  возможными речевыми нарушениями у одаренных детей.  

Задача: Вовлечь родителей в обсуждение проблемы влияния педагогов и родителей на развитие одаренных детей.

Хотите вырастить одаренного ребенка? Предлагаю вам в помощь небольшую консультацию - памятку об особенностях речевого развития одаренных детей.

Слайд

Информация, комментарий

Слайд

Начало

Слайд

Содержание

Слайд

Давайте  вспомним, что такое  Одарённость и Одаренный ребенок
Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном  или нескольких видах деятельности по
сравнению с другими  людьми.

Слайд

Одаренный ребенок

- это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Слайд

К важнейшим особенностям одаренных детей (среди прочих) относят необычайно раннее проявление сформированных навыков логического мышления;  

Быстроту и оригинальность вербальных ассоциаций.  
Дети очень любознательны, поэтому любят задавать каверзные вопросы, решать трудные задачи.
Рассказывая о чём - либо не теряют основную мысль.

Слайд

Специальные исследования психологов указывают на особую легкость формирования в раннем детстве речевого слуха, артикуляции ,  богатство словаря;
Некоторые высказывания детей, поражают «взрослостью».  По  сравнению с работами ровесников сочинения одаренных детей более оригинальны и выразительны.

Дарование ребенка может проявиться в какой-либо определенной области, например литературного творчества.

Литературное дарование, как правило, раскрывается поздно, но в некоторых случаях признаки литературных способностей выявляются и на этапе дошкольного детства.

Для обыкновенного ребенка естественно выражать себя, свои чувства, мысли посредством речи после того, как он начинает говорить. Но одаренными детьми это осознается и переживается иначе.
Ребенок настроен на музыку слов, его завораживает звучание рифм.

Любит фантазировать или импровизировать;
Уединившись, сочинять рассказы;
Изображает персонажи своих рассказов живыми и интересными;

Сочинения несут еще печать подражательности, что вполне естественно для дошкольного возраста.

Слайд

У одаренных детей трудно выделить «возраст вопросов» (период, когда дети начинают задавать очень много вопросов,
обычно длится от двух с половиной до трех с половиной лет).
Их вопросы появляются с самого начала активного говорения, и количество вопросов не уменьшается так резко, как у их сверстников в три-четыре года. Можно сказать, что одаренные дети всегда задают больше вопросов, чем их сверстники.

К тому же вопросы одаренных детей более глубоки по содержанию, шире по тематике.  
Он рассказывает все, что узнал, но непременно в собственном понимании.

Слайд

Ребенок ищет источник информации,
задает многочисленные вопросы взрослым,
сам пытается объяснить непонятное, опираясь на полученную информацию и собственное мнение.  
Он рассказывает  и повторяет все, что узнал  и услышал, но непременно в собственном понимании или так как понял.

Слайд

У одаренного ребенка значительно раньше происходит превращение детских вопросов из необходимого средства речевого общения, познания мира в необходимое звено самостоятельного мышления.

Слайд

Исследования психологов привлекают внимание к тому, что если в силу каких-либо исключительных условий формирование речи задерживается на несколько лет, то ее развитие крайне затрудняется (а впоследствии появляются вторичные нарушения письменной речи – дислексии, дисграфии).

Слайд

У одаренных детей нередки случаи  легких речевых нарушений.
Чаще всего это фонетическое недоразвитие речи – ребенок не произносит, искажает или заменяет некоторые звуки (от одного звука до нескольких звуков).
В тех случаях, когда одаренные дети поздно начинают говорить, то говорят они, как правило, сразу сложно, грамотно, много. Иногда у детей, поздно начавших говорить (в возрасте около трех лет) одновременно с бурным развитием речи возникает и заикание.

Слайд

Причинами  заикания у одаренных детей являются следующие моменты:
Определенная детоцентричность семьи,
фанатическое желание родителей развить его способности. Ребенка перегружают информацией: читают много книг, несоответствующих возрасту; разрешают много и часто смотреть телепередачи, работать на компьютере, Родители часто обращаются с постоянными просьбами: «расскажи», «повтори», часто заставляют говорить напоказ.

Часто  перегружают избыточными впечатлениями: посещение театра, цирка, музея, занятия в многочисленных кружках и т.п.
Особенно вредна такая перегрузка в период выздоровления после перенесенного заболевания.  

 Следует иметь в виду, что заикание также может появиться у детей с замедленно формирующейся моторной сферой  
Нередки случаи возникновения заикания у детей с рано развившейся речью.  

Слайд

Успешность коррекции речевых проблем одаренных детей зависит от тяжести нарушения речи и индивидуальных особенностей каждого ребенка (эмоционально-волевой сферы, мотивации на преодоление речевых нарушений).

Слайд

Главное вовремя увидеть проблему, понять, поддержать и помочь одаренному ребенку справиться с речевой проблемой.
 - это поможет ему избавиться или избежать от многих комплексов в будущем, связанных с обучением и общением.

Слайд

 

Все игры и занятия, способствующие развитию или коррекции речи,  должны рассчитываться  на повышение креативности.
Основываться на следующие принципы:

научить человеческий мозг, во-первых, задавать необычные вопросы, во-вторых, искать неожиданные ответы и экспериментировать с образами и идеями.

 В этом направлении  хорошим помощником станут Интеллектуальные игры

Слайд

Интеллектуальное упражнение "25 букв"

Название. Интеллектуальное упражнение "25 букв"
Предназначение.
  Процедура группового психологического тренинга. Участникам на короткое время показывается таблица с 25 буквами, далее по памяти следует составить слова из этих букв.
Качества. Беглость мышления. Зрительная память
Содержание
  Участникам на 30 секунд показывается следующая таблица:
  Ведущий отворачивает табличку, оставляя ее в руках. Задача участников - зрительно представить эту таблицу, после чего найти слова, которые можно составить из букв, находящихся рядом. То есть, передвигаясь от одной букве к соседней, находящейся справа, слева, сверху или снизу, потом дальше, можно найти новые слова, кроме тех пяти, которые помогают запомнить таблицу.
  Можно привести пример:
  - Вот в слове "АРЕНА" есть буква "Н". Двигаясь вниз, а потом влево, мы получим слово "НОС".
  По условиям к одной и той же букве можно возвращаться несколько раз. Поэтому можно получить такое длинное слово как "НОСОРОГ" (про это слово лучше не говорить участникам).
  Если участники длительное время затрудняются назвать новые слова, можно снова им показать таблицу секунд на пять. Участники могут переговариваться между собой.
  В конце можно еще раз продемонстрировать таблицу, чтобы участники могли найти слова, уже опираясь на непосредственный зрительный образ.

Слайд

Интеллектуальное упражнение "Слова-перевертыши"
Название
. Интеллектуальное упражнение "Слова-перевертыши"
Предназначение
.
  Известное упражнение, направленное на развитие интеллектуальной гибкости.

Качества
. Гибкость мышления. Эмоциональная уравновешенность
Содержание

  Будучи в общественном месте и имея свободную голову, вы можете размять немного свой ум.
  Встречая те или иные слова (написанные или произнесённые), попробуйте прочитать их наоборот: от конца к началу. Например:
  АПТЕКА - АКЕТПА
  ТАКСИ - ИСКАТ
  КРЕДИТЫ - ЫТИДЕРК
  ПРИВЕТ - ТЕВИРП
  УНИВЕРСИТЕТ - ТЕТИСРЕВИНУ
  Это хорошее упражнение для интеллектуальной встряски перед важной встречей или каким-то испытанием. Оно также поможет несколько отвлечься от тревожные переживаний и сомнений

Слайд

Исключение лишнего слова

Берутся любые три слова, например «собака», «помидор», «солнце». Надо оставить только те слова, которые обозначают в чем-то сходные предметы, а одно слово «лишнее», не обладающее этим признаком, исключить. Следует найти как можно больше вариантов исключения лишнего слова, а главное — больше признаков, объединяющих каждую оставшуюся пару слов и не присущих исключенному, лишнему. Не пренебрегая вариантами, которые сразу же напрашиваются (исключить «собаку», а «помидор» и «солнце» оставить, потому что они круглые), желательно искать нестандартные, но в то же время, меткие решения. Задание учит классификации по свойствам.

Слайд

Спасибо за внимание!

Литература
1. Белова Е. С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать: Пособие для воспитателей и родителей. – 2-е изд.- М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2001.
2. Заикание у детей // Растем вместе. 2006. № 23.
3. Климонтович Е. Ю. Консультация логопеда: для специалистов и родителей// Школа здоровья. 2005. № 2.
4.Савенков А. И. Одаренные дети в детском саду и школе: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
5. Рабочая концепция одаренности. – М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1998.

http://borpsy.ucoz.ru/publ/rechevye_problemy_odarennykh_detej/1-1-0-133

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Речевые особенности одаренных детей Презентацию составила Упалева Анастасия Геннадьевна Учитель – логопед Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 67 комбинированного вида Выборгского района Санкт – Петербург 2014 – 2015 учебный год

Слайд 2

Содержание Одаренность; Одаренный ребёнок; Особенности речевого развития одаренных детей; Литературные дарования; Речевые проблемы одаренных детей; Успешность коррекции речевых проблем у одаренного ребенка; Интеллектуальные игры.

Слайд 3

- это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. ОДАРЁННОСТЬ

Слайд 4

это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Одаренный ребенок

Слайд 7

- Настроен на музыку слов, его завораживает звучание рифм; - Л юбит фантазировать или импровизировать; - Л юбит , уединившись, сочинять рассказы - Изображает персонажи своих рассказов живыми и интересными; Литературные дарования

Слайд 15

Главное вовремя увидеть проблему, понять, поддержать и помочь одаренному ребенку справиться с речевой проблемой - это поможет ему избавиться или избежать от многих комплексов в будущем, связанных с обучением и общением.

Слайд 16

Интеллектуальные игры Рассчитываться на повышение креативности , основываться на следующие принципы: научить человеческий мозг, во-первых, задавать необычные вопросы , во-вторых, искать неожиданные ответы и экспериментировать с образами и идеями .

Слайд 17

25 букв

Слайд 18

АПТЕКА - АКЕТПА ТАКСИ - ИСКАТ КРЕДИТЫ - ЫТИДЕРК ПРИВЕТ - ТЕВИРП УНИВЕРСИТЕТ - ТЕТИСРЕВИНУ Слова-перевертыши

Слайд 19

Исключение лишнего слова

Слайд 20

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Особенности одаренных детей дошкольного возраста»

Даны характеристики различных сфер одаренности детей, возможные проблемы и методики определения одаренности....

Консультация для родителей: "Психологические особенности одаренных детей"

Консультация для родителей: "Психологические особенности одаренных детей"...

Особенности одаренных детей.

Материал расскажет как развивать одаренных детей, также расскажет о их характере...

Возрастные особенности одаренности

Консультация для педагогов...

Статья на тему: Особенности одаренных детей.

«Мой ребенок – гений!» — эти слова желает произнести большая часть родителей, «озабоченных» умственным развитием своего малыша. Но в чем же действительно выражаются особенности одаренных ...

Консультация для педагогов « Особенности одаренных детей дошкольного возраста»

Умственно одаренный ребенок дошкольного возраста отличается от своих сверстников более высоким уровнем обучаемости, большими возможностями усвоения нового. Основная задача образовательной работы состо...

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ

В настоящее время в одном ряду с такими глобальными проблемами, как экологические, мировой финансовый кризис, внедрение новых информационных технологий, исследователей всего мира привлекает интерес и ...