Статья на тему: Особенности одаренных детей.
статья по теме

Земцовская Кристина

 

  «Мой ребенок – гений!» — эти слова желает произнести большая часть родителей, «озабоченных» умственным развитием своего малыша. Но в чем же действительно выражаются особенности одаренных детей?

И первое, что напрашивается в ответ – это ускоренное развитие интеллекта. Однако до сегодняшнего дня точного определения термина «интеллект» (а именно он лежит в основе «отделения» детей обычных от детей одаренных) так и не было создано. Среди психологов даже ходит шутка, что интеллект человека – это то, что измеряет тест интеллекта. Хотя возможно, что это не шутка, ведь с момента создания первых тестов непосредственно связанные с ними сугубо теоретические определения «интеллекта», претерпевали неоднократные изменения.

В последние годы было осознанно, что наряду с привычным для нас абстрактным интеллектом, задействованным большей частью в научном теоретическом познании (так называемый «академический интеллект») и проявляющемся в изучении различных наук и решении искусственно созданных, изолированных от практики тестовых заданий, в жизни существуют и многие другие виды интеллекта. К примеру, эмоциональный интеллект, социальный и практический интеллекты. Кроме этого, интеллект – это лишь одна из частей общего развития любого человека. Интеллект у полноценно всесторонне развитого человека будет «работать» более продуктивно, чем у человека, чувства, воля и воображение которого оказались не развиты по каким-либо причинам.

 

Умный и не только.

 

  Итак, убедившись, что понятие «интеллект» отличается довольно туманной формулировкой, стоит обратить внимание на какие-нибудь другие критерии оценки своего ребенка. А для начала – определить, что же вообще входит в понятие «одаренность». Но и тут ученые и психологи предлагают несколько вариантов. Однако если попытаться объединить все формулировки (а они есть в различных словарях по психологии) мы получим, что одаренность – это нечто (присущее ребенку с рождения), позволяющее в дальнейшем достигнуть каких бы то ни было достижений в любой из областей нашего мира («перепрыгнув» таким образом «планку», установленную для людей обыкновенных). В данном случае к людям обыкновенным стоит отнести не только тех, кто за время своей жизни показал средние способности, но и тех, кто не проявил себя по каким бы то ни было причинам, как внешним, так и внутренним.

 

 

Невостребованный дар.

 

  Но как родителям понять, входит ли их ребенок в группу «одаренных»? Ответ очень прост: если у вас в семье родился ребенок, он уже одарен природой (а его маме и папе остается только выяснить, в какой области жизни может проявиться его дар).

К сожалению, не у всех взрослых это получается, ведь в большинстве случаев родители просто не в состоянии проверить способности ребенка в слишком большом количестве направлений деятельности. Так создается искусственное ограничение способностей малыша, мешающее развиться его природной одаренности. Проще говоря, если ребенок растет, к примеру, в семье музыкантов, его «поле деятельности» чаще всего будет ограничено областями, связанными с музыкой. Другие же части нашего мира (точные науки, спорт и прочие) окажутся недоступны для «тестирования». Хотя вероятность, что малыш мог достигнуть много именно в этих областях, очень высока.

Вторая преграда, мешающая развитию одаренности – это существующая в наше время система обучения, направленная на «причесывание» всех детей «под одну гребенку». Одаренный ребенок в школе может стать помехой для учителя, выделяясь на фоне других учеников. А так как преподаватель должен научить КАЖДОГО своего ученика, одаренный ребенок («схватывающий» всю информацию с полуслова) очень часто оказывается обделен вниманием учителя (не учитывающего особенности развития одаренных детей) и постепенно теряет интерес к занятиям.

Третья преграда, встающая на пути развития природного дара – это желание взрослых направить ребенка в ту область будущей деятельности, в которой они сами не смогли преуспеть (то есть на ребенка «вешается» обязанность «отработки» жизненных планов одного из родителей, не глядя на способности самого малыша). Мамы и папы такой выбор, в свою очередь, оправдывают наличием у них жизненного опыта и возможностью «предвиденья» будущего, позволяющего выбирать для ребенка наиболее востребованные (и, соответственно более оплачиваемые) виды деятельности.

Столкнувшись со всеми тремя преградами, природная одаренность ребенка постепенно снижается до среднего уровня (облегчая этим жизнь малышу и частично людям, его окружающим).

 

Сохранить и преумножить.

 

  Так как же сохранить и помочь развиться тому дару, которым наделила природа Вашего ребенка? Во-первых, стоит учитывать психологические особенности одаренных детей. Любой малыш (не имеющий серьезных проблем со здоровьем) любопытен с самого первого дня своего рождения. Именно благодаря этому качеству он «впитывает» в себя весь окружающий его мир. И хотя его развитие на первый взгляд идет своеобразными толчками – сначала физические умения, затем умственные – на самом деле этот процесс природой сбалансирован таким образом, чтобы инстинкт познания мира не оказался заторможен из-за отставания физического развития тела.

Разобравшись с «управлением» своим «новым» телом, ребенок начинает «использовать» его для знакомства с окружением. В это время очень важно не только не ограничивать инициативу ребенка (к примеру, детским «манежем» или кроваткой), но и позаботиться о его безопасности (любопытный малыш еще ничего не боится и может запросто скатиться с дивана вниз головой и прочее). Взрослея, ребенок подбирает для себя занятие (игру) по душе. В большинстве случаев оно будет отражать «сектор» одаренности ребенка, но при этом являться одной из многих, к которым у малыша будут способности.

От «своих» занятий ребенка бывает трудно оторвать, он не просто увлечен, а буквально погружен в свое дело, посвящая этому значительную часть времени. При этом он практически не требует помощи со стороны взрослых, предпочитая собственные нестандартные решения возникающих ситуаций, а не «шаблоны» действий, которыми могут поделиться с ним родители. Конечно, маме и папе следует учитывать личностные особенности одаренных детей, чтобы помочь ребенку расширить границы своего увлечения, показать ему многообразие возможностей его окружающих и обеспечить более гармоничное его развитие (без «перекоса» в одну область, например, при одаренности умственной не стоит забывать о физическом развитии тела).

Конечно, существуют и особенности воспитания одаренных детей. Но так как все дети одарены природой в той или иной степени, то и обучаются они примерно одинаково: на подражании и примере со стороны взрослых (вспомните, как малыш стремился научиться ходить, как это делают окружающие его люди). И если вы хотите, чтобы ваш одаренный ребенок развивался успешно и с максимальной пользой для себя, станьте для него одаренным объектом для подражания. Помните, что расширяя свои жизненные «границы», вы увеличиваете возможности своего ребенка. В какой-то момент, конечно, вам придется «передать» своего малыша в опытные руки профессионального наставника, владеющего большим объемом знаний, чем вы. Но и при этом полностью устраняться от обучения своего ребенка вы не должны.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_osobennosti_odaryonnyh_detey.docx22.53 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему:

Особенности одаренных детей.

Оглавление:

  1. Умный и не только.
  2. Невостребованный дар.
  3. Сохранить и преумножить.

  «Мой ребенок – гений!» — эти слова желает произнести большая часть родителей, «озабоченных» умственным развитием своего малыша. Но в чем же действительно выражаются особенности одаренных детей?

И первое, что напрашивается в ответ – это ускоренное развитие интеллекта. Однако до сегодняшнего дня точного определения термина «интеллект» (а именно он лежит в основе «отделения» детей обычных от детей одаренных) так и не было создано. Среди психологов даже ходит шутка, что интеллект человека – это то, что измеряет тест интеллекта. Хотя возможно, что это не шутка, ведь с момента создания первых тестов непосредственно связанные с ними сугубо теоретические определения «интеллекта», претерпевали неоднократные изменения.

В последние годы было осознанно, что наряду с привычным для нас абстрактным интеллектом, задействованным большей частью в научном теоретическом познании (так называемый «академический интеллект») и проявляющемся в изучении различных наук и решении искусственно созданных, изолированных от практики тестовых заданий, в жизни существуют и многие другие виды интеллекта. К примеру, эмоциональный интеллект, социальный и практический интеллекты. Кроме этого, интеллект – это лишь одна из частей общего развития любого человека. Интеллект у полноценно всесторонне развитого человека будет «работать» более продуктивно, чем у человека, чувства, воля и воображение которого оказались не развиты по каким-либо причинам.

Умный и не только.

  Итак, убедившись, что понятие «интеллект» отличается довольно туманной формулировкой, стоит обратить внимание на какие-нибудь другие критерии оценки своего ребенка. А для начала – определить, что же вообще входит в понятие «одаренность». Но и тут ученые и психологи предлагают несколько вариантов. Однако если попытаться объединить все формулировки (а они есть в различных словарях по психологии) мы получим, что одаренность – это нечто (присущее ребенку с рождения), позволяющее в дальнейшем достигнуть каких бы то ни было достижений в любой из областей нашего мира («перепрыгнув» таким образом «планку», установленную для людей обыкновенных). В данном случае к людям обыкновенным стоит отнести не только тех, кто за время своей жизни показал средние способности, но и тех, кто не проявил себя по каким бы то ни было причинам, как внешним, так и внутренним.

Невостребованный дар.

  Но как родителям понять, входит ли их ребенок в группу «одаренных»? Ответ очень прост: если у вас в семье родился ребенок, он уже одарен природой (а его маме и папе остается только выяснить, в какой области жизни может проявиться его дар).

К сожалению, не у всех взрослых это получается, ведь в большинстве случаев родители просто не в состоянии проверить способности ребенка в слишком большом количестве направлений деятельности. Так создается искусственное ограничение способностей малыша, мешающее развиться его природной одаренности. Проще говоря, если ребенок растет, к примеру, в семье музыкантов, его «поле деятельности» чаще всего будет ограничено областями, связанными с музыкой. Другие же части нашего мира (точные науки, спорт и прочие) окажутся недоступны для «тестирования». Хотя вероятность, что малыш мог достигнуть много именно в этих областях, очень высока.

Вторая преграда, мешающая развитию одаренности – это существующая в наше время система обучения, направленная на «причесывание» всех детей «под одну гребенку». Одаренный ребенок в школе может стать помехой для учителя, выделяясь на фоне других учеников. А так как преподаватель должен научить КАЖДОГО своего ученика, одаренный ребенок («схватывающий» всю информацию с полуслова) очень часто оказывается обделен вниманием учителя (не учитывающего особенности развития одаренных детей) и постепенно теряет интерес к занятиям.

Третья преграда, встающая на пути развития природного дара – это желание взрослых направить ребенка в ту область будущей деятельности, в которой они сами не смогли преуспеть (то есть на ребенка «вешается» обязанность «отработки» жизненных планов одного из родителей, не глядя на способности самого малыша). Мамы и папы такой выбор, в свою очередь, оправдывают наличием у них жизненного опыта и возможностью «предвиденья» будущего, позволяющего выбирать для ребенка наиболее востребованные (и, соответственно более оплачиваемые) виды деятельности.

Столкнувшись со всеми тремя преградами, природная одаренность ребенка постепенно снижается до среднего уровня (облегчая этим жизнь малышу и частично людям, его окружающим).

Сохранить и преумножить.

  Так как же сохранить и помочь развиться тому дару, которым наделила природа Вашего ребенка? Во-первых, стоит учитывать психологические особенности одаренных детей. Любой малыш (не имеющий серьезных проблем со здоровьем) любопытен с самого первого дня своего рождения. Именно благодаря этому качеству он «впитывает» в себя весь окружающий его мир. И хотя его развитие на первый взгляд идет своеобразными толчками – сначала физические умения, затем умственные – на самом деле этот процесс природой сбалансирован таким образом, чтобы инстинкт познания мира не оказался заторможен из-за отставания физического развития тела.

Разобравшись с «управлением» своим «новым» телом, ребенок начинает «использовать» его для знакомства с окружением. В это время очень важно не только не ограничивать инициативу ребенка (к примеру, детским «манежем» или кроваткой), но и позаботиться о его безопасности (любопытный малыш еще ничего не боится и может запросто скатиться с дивана вниз головой и прочее). Взрослея, ребенок подбирает для себя занятие (игру) по душе. В большинстве случаев оно будет отражать «сектор» одаренности ребенка, но при этом являться одной из многих, к которым у малыша будут способности.

От «своих» занятий ребенка бывает трудно оторвать, он не просто увлечен, а буквально погружен в свое дело, посвящая этому значительную часть времени. При этом он практически не требует помощи со стороны взрослых, предпочитая собственные нестандартные решения возникающих ситуаций, а не «шаблоны» действий, которыми могут поделиться с ним родители. Конечно, маме и папе следует учитывать личностные особенности одаренных детей, чтобы помочь ребенку расширить границы своего увлечения, показать ему многообразие возможностей его окружающих и обеспечить более гармоничное его развитие (без «перекоса» в одну область, например, при одаренности умственной не стоит забывать о физическом развитии тела).

Конечно, существуют и особенности воспитания одаренных детей. Но так как все дети одарены природой в той или иной степени, то и обучаются они примерно одинаково: на подражании и примере со стороны взрослых (вспомните, как малыш стремился научиться ходить, как это делают окружающие его люди). И если вы хотите, чтобы ваш одаренный ребенок развивался успешно и с максимальной пользой для себя, станьте для него одаренным объектом для подражания. Помните, что расширяя свои жизненные «границы», вы увеличиваете возможности своего ребенка. В какой-то момент, конечно, вам придется «передать» своего малыша в опытные руки профессионального наставника, владеющего большим объемом знаний, чем вы. Но и при этом полностью устраняться от обучения своего ребенка вы не должны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему:"Особенности обучаемости детей с разным типом восприятия"

Особенности обучаемости детей с разным типом восприятия...

Статья на тему: "Особенности общения детей с интеллектуальной недостаточностью"

На современном этапе развития общества появляются новые задачи воспитания детей дошкольного возрaста с нарушением интеллекта. Большое значение придают проблеме психологической подготовки детей к школе...

Статья на тему Особенности взаимоотношений детей дошкольного возраста

Проблема отношений занимает в педагогике и психологии большое место. Фиксация отношений означает реализацию более общего методологического принципа - изучения объектов природы в их связи с окружающей ...

Статья на тему: " Сопровождение одаренных детей в ДОУ"

Разработка  технологии поддержки и развития общей одаренности детей в условиях дошкольного образования.Основной чертой данной формы организации работы является гибкое использование учебного помещ...

Статья на тему: "Особенности развития детей старшего дошкольного возраста"

Дошкольный возраст считается начальным этапом формирования личности. У детей возникают такие личностные новообразования, как соподчинение мотивов, усвоение нравственных норм и формирование произвольно...

Статья на тему: Особенности усвоения детей правил общения

Что в целом представляют собой правила общения и зачем они необходимы? Правила общения – это общепринятые в определенной лингвокультурной группе общества рамки, каноны и традиции, которые в той ...