Конспект занятия «Путешествие в царство Фольклора»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Цель: закрепить знания детей о фольклоре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по развитию речи
тема: «Путешествие в царство Фольклора»
Подготовила воспитатель: Лесняк О.Н.
Возраст обучающихся: 5-6 лет.
Образовательная область: речевое развитие.
Вид НОД: интегрированное.
Форма организации: подгрупповая.
Цель: закрепить знания детей о фольклоре.
Задачи:
Образовательные:
- способствовать формированию представлений о характерных чертах русского фольклора;
- закреплять знания о жанрах и видах устного народного творчества;
- обеспечить формирование умений сочинять загадки;
- способствовать созданию условий для формирования дружелюбного отношения между сверстниками.
Развивающие:
- развивать речь детей как средство общения;
- развивать умение действовать согласованно;
- развивать логическое мышление, память, мелкую моторику.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к чтению, любовь к устному народному творчеству;
- воспитывать навыки сотрудничества, инициативности;
- побуждать детей ценить культурное наследие русского народа.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Интеграция детских видов деятельности: игровая, познавательная, двигательная, социально-коммуникативная, восприятие художественной литературы.
Предварительная работа:
- чтение русских народных сказок;
- рассматривание иллюстраций к сказкам;
- игры драматизации; заучивание пословиц, поговорок.
Планируемый результат:
- выявить уровень знаний детей по теме: «Роль устного народного творчества в развитии речи детей»;
- навыки организованного поведения; участие в беседе, высказывание своей точки зрения, согласие или несогласие с ответом товарища;
- способность удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.
Средства и оборудование:
организационные: кленовый листок - 2, рисунок солнца, мольберт, весенние листья, мяч, 4 конверта, пазлы с русскими народными сказками - «Гуси-Лебеди», «Три медведя», «По щучьему велению», «Маша и медведь», «Заюшкина избушка»; маски к сказкам «Репка», «Теремок».
Игровая мотивация – «Помочь дедушке Фольклору разбудить царство и освободить солнце от волшебных чар злого колдуна».
Методические приемы: этюд «Назовите ласково друг друга по имени», сюрпризный момент – письмо на весеннем листочке от дедушки Фольклора; мотивация – «Помочь дедушке Фольклору разбудить царство и освободить солнце от волшебных чар злого колдуна»; беседа о фольклоре, жанрах фольклора; пословицы и поговорки о дружбе; отгадывание русских народных загадок; сочинение загадки о солнце; чтение скороговорок; игра с мячом «Я начну, а ты - закончи»; рассказывание русских народных сказок; физкультминутка «Солнышко»;
Ход НОД
Организация детей
Воспитатель: Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться – доброе утро!
Доброе утро солнцу и птицам,
Доброе утро улыбчивым лицам!
Воспитатель: - Дорогие ребята, давайте сядем поудобнее и посмотрим друг на друга: улыбнитесь и ласково назовите друг друга по имени. Мне нравятся ваши лица, и я вижу, что у вас хорошее настроение.
Мотивация
Воспитатель: - Сегодня утром к нам в группу залетел весенний листочек. Скажите, с какого дерева этот листок?
Дети: Кленовый лист.
Воспитатель: - Посмотрите, этот листочек необычный. На нем что-то написано. Давайте прочитаем?
Основная часть
Воспитатель: «Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам дедушка Фольклор. Мне нужна ваша помощь. Злой колдун заколдовал солнце в моем царстве и все вокруг уснуло. Помогите мне освободить солнце и разбудить мое царство. Впереди вас ждет много испытаний. Я надеюсь, что вы справитесь с ними. Желаю вам удачи!»
Воспитатель: - Вот такое необычное послание. Очень интересное имя у дедушки – Фольклор. Ребята, а вы знаете, что такое фольклор?
Дети: Это сказки, загадки, все то, что сочинил народ.
Воспитатель: - Правильно, ребята. Фольклор - это сказки, загадки, потешки, пословицы, поговорки, колыбельные, хороводные песни, прибаутки, скороговорки, считалки, игры. Сочинил их русский народ.
Как на Руси уж давно повелось,
Чтобы весело всем и счастливо жилось,
Чтоб не плакал никто, и никто не скучал,
Сам народ для себя песни – шутки слагал.
Наши дедушки, бабушки нам говорили
Как плясали они, хороводы водили.
Как смеялись, шутили, песни звонкие пели,
Своих деток учили петь ещё с колыбели.
Воспитатель: - Итак, сегодня мы отправимся к дедушке Фольклора. Нам необходимо освободить его царство от волшебных чар злого колдуна. Пусть выглянет солнышко и разбудит все вокруг. Но разбудить царство и справиться со всеми испытаниями смогут лишь дружные ребята. Вы такие?
Дети: Да, конечно мы дружные.
Воспитатель: - Давайте это проверим. Назовите мне пословицы о дружбе?
Дети: «Человек без друзей, что дерево без корней», «Старый друг лучше новых двух», «Крепкую дружбу и топором не разрубишь», «Нет друга – ищи, а найдешь – береги».
Воспитатель: - Молодцы! Ребята, объясните мне значение пословицы «Человек без друзей, что дерево без корней»
Дети: Дерево не сможет выжить без корней, так - же как, и человек не проживет без друзей
Воспитатель: - Теперь я вижу, что вы дружные ребята и сможете победить волшебные чары злого колдуна.
Воспитатель: - Ребята, на чем мы отправимся в путешествие?
Дети: На самолете.
Воспитатель: - Мы с вами отправляемся в волшебное царство, поэтому я предлагаю полететь на ковре-самолете. В путь!
(дети садятся на ковер, закрывают глаза; воспитатель располагает мольберт с солнцем на ковре)
Воспитатель: - Вот мы и прилетели в царство дедушки Фольклора. Наша первая остановка «Загадки». Посмотрите, ветер разбросал по поляне (ковру) весенние листья. На каждом из них загадка. Давайте разгадаем их.
1. Согнута в дугу, летом на лугу, зимой на крюку (коса)
2. Люди ждут меня, зовут, а приду к ним – прочь бегут (дождь)
3. Не портной, а всю жизнь с иголками ходит (ежик)
4. Черный Ивашка, деревянная рубашка, где носом поведет, там заметку кладет (карандаш)
5. Летом бежит, а зимой стоит (река)
6. Если б не было его, не сказал бы ничего (язык)
7. Кланяется, кланяется, придет домой – растянется (топор)
8. Сидит девица в темнице – коса на улице (морковь)
19. Летом греет, зимой холодит (солнце)
Воспитатель: - Ребята мы все загадки отгадали. Молодцы! Но чтобы солнышко поскорее выглянуло – давайте сами сочиним загадку про солнце.
(дети выполняют задание)
Воспитатель: - Посмотрите, ребята, потихоньку начинает подниматься солнышко. Царство просыпается. Можно идти дальше.
Воспитатель: - Следующая остановка «Скороговорки». Разомнем наши язычки! Всех скороговорок не переговоришь, а мы попробуем. Ребята, проговорите скороговорки, которые вы знаете?
Дети:
- «Коси, коса, пока роса. Роса долой, и мы домой»
- «Гроза грозна, грозна гроза»
- «Осип охрип, а Архип осип».
- «Раз дрова, два дрова, три дрова»
- «У ежа ежата, у ужа ужата»
- «Течет речка, печет печка».
Воспитатель: - Хороши ваши язычки, справились со скороговорками. Ребята, а я знаю скороговорку про солнце - «Глядят подсолнухи на солнышко, а солнышко на подсолнушки». Давайте повторим все вместе и запомним ее.
Воспитатель: - Солнышко освобождается от злых чар, а мы идём дальше. Следующая остановка – «Пословицы и поговорки». Поиграем в игру «Я начну, а ты закончи». Я буду кидать вам мяч и говорить начало пословицы, а вы мне в ответ – концовку. Будьте внимательны.
1. Старый друг (лучше новых двух)
2. Без труда (не вытащишь и рыбку из пруда)
3. Хорошо в гостях (а дома лучше)
4. Добрый конец (всему делу венец)
5. Семь раз отмерь – (один раз отрежь)
6. Осень перемен (восемь)
7. Хлеб всему (голова)
8. Труд человека кормит, (а лень портит)
9. Ученье - свет, а неученье - тьма.
10. Осень торопит, (зима не ждет).
Воспитатель: - Молодцы, ребята. Как хорошо вы знаете пословицы и поговорки. А кто из вас знает пословицу про солнце?
Дети: «При солнышке тепло - при матери добро».
Воспитатель: - Смотрите, солнышко поднимается всё выше.
Воспитатель: - А теперь давайте немного отдохнем и поможем солнышку с помощью физкультминутки.
Физкультминутка «Солнышко» (проводит ребенок – 2 раза)
Вот как солнышко встает,
Выше, выше, выше. (Поднять руки вверх, потянуться)
К ночи солнышко зайдет
Ниже, ниже, ниже. (Присесть на корточки, руки опустить на пол)
Хорошо, хорошо,
Хорошо, хорошо,
Солнышко смеется. (Хлопаем в ладоши)
А под солнышком нам
Весело живется. (Гладим по щекам, улыбаемся)
Воспитатель: - Молодцы, ребята. Следующая остановка – «Сказки». Посмотрите, на столах лежат конверты. Давайте раскроем их и посмотрим, что там.
Воспитатель: - Перед вами пазлы с русскими народными сказками.
(«Гуси-Лебеди», «Три медведя», «По щучьему велению», «Маша и медведь», «Заюшкина избушка»).
Воспитатель: - Я предлагаю вам разделиться на команды и собрать пазлы. А затем рассказать сказку, которая пряталась в вашем конверте.
(дети выполняют задание)
Воспитатель: - Ребята, вы отлично справились с заданием! Наша следующая остановка –
«Найди место сказочному герою».
Воспитатель: -Сейчас будете в сказки вы играть,
-Будете сказки вспоминать.
-Вы на репку посмотрите
-И себе вы помогите.
-Репку нужно вам достать,
-Кто за кем, где должен встать?
(Распределение ролей. Драматизация сказки «Репка»)
(Дедка, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка)
Это сказка «Теремок»
Он не низок, не высок,
И жильцов своих всех ждёт.
Кто за кем сюда придёт?
(Мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок – серый бочок, медведь косолапый.)
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, солнце поднялось высоко. Мы справились со всеми заданиями и разбудили царство.
Рефлексия
Воспитатель: - Мы совершили увлекательное путешествие в царство дедушки Фольклора. Пора нам возвращаться обратно в детский сад. Усаживаемся на ковер – самолет и полетели. А пока мы летим, я хочу вас спросить – что вам больше всего понравилось в нашем путешествии? Как мы помогли разбудить царство и освободить солнышко от волшебных чар злого колдуна? А с чем вам было справиться сложнее?
Воспитатель: - Вот мы и прилетели обратно в наш детский сад. Посмотрите, к нам прилетел еще один весенний листочек. Давайте посмотрим, что там. Это послание от дедушки Фольклора: «Дорогие ребята. Вы прошли нелегкий путь, но смогли справиться со всеми испытаниями. Спасибо вам за помощь».
Воспитатель: - Преодолевая все препятствия, мы вспомнили, что такое фольклор, а также жанры фольклора: пословицы, поговорки, загадки, скороговорки, игры, считалки, сказки. Мы смогли освободить солнышко. И я желаю, чтобы вам всегда светило яркое солнышко.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по развитию речи по теме: «Путешествие в царство Фольклора»
В форме путешествия дети закрепляют знания об основных жанрах русского народного фольклора: загадки, пословицы, поговорки, скороговорки, сказки и т.п....

Конспект занятия "Путешествие в царство "Водицы - Царицы"
Конспект занятия "Путешествие в царство "Водицы - Царицы"...

Конспект занятия "Путешествие в царство Волшебницы Воды"
Конспект образовательной деятельности.Образовательная область «Познание».Тема: «Путешествие в царство Волшебницы Воды» Средняя группа №2...

Конспект занятия, старшая группа, речевое развитие. Путешествие в царство Фольклора для детей старшей группы.
Данное занятие проходило в рамках районого семинара в феврале 2020г...

Конспект занятия "Путешествие в царство Чисел"
Тема занятия: «Путешествие к царство ЧИСЕЛ».Цели: Закреплять умение пользоваться количественным и порядковым счётом в пределах 10. Задачи: Образовательная:• - Упражнять в сч...
Конспект занятия «Путешествие в царство растений» старшая группа
Тема: Путешествие в мир растений. Цели: Ввести и обосновать классификацию растений.-Подвести к выводу, что растения– это живая природа.-Закрепить знания о разн...