Конспект занятия «Путешествие в царство Фольклора»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Цель: закрепить знания детей о фольклоре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puteshestvie_v_tsarstvo_folklora_1.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи

тема: «Путешествие в царство Фольклора»

Подготовила воспитатель: Лесняк О.Н.

Возраст обучающихся: 5-6 лет.

Образовательная область: речевое развитие.

Вид НОД: интегрированное.

Форма организации: подгрупповая.

Цель: закрепить знания детей о фольклоре.

Задачи:

Образовательные:

- способствовать формированию представлений о характерных чертах русского фольклора;

- закреплять знания о жанрах и видах устного народного творчества;

- обеспечить формирование умений сочинять загадки;

- способствовать созданию условий для формирования дружелюбного отношения между сверстниками.

Развивающие:

- развивать речь детей как средство общения;

- развивать умение действовать согласованно;

- развивать логическое мышление, память, мелкую моторику.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к чтению, любовь к устному народному творчеству;

- воспитывать навыки сотрудничества, инициативности;

- побуждать детей ценить культурное наследие русского народа.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Интеграция детских видов деятельности: игровая, познавательная, двигательная, социально-коммуникативная, восприятие художественной литературы.

Предварительная работа:

- чтение русских народных сказок;

- рассматривание иллюстраций к сказкам;

- игры драматизации; заучивание пословиц, поговорок.

Планируемый результат:

- выявить уровень знаний детей по теме: «Роль устного народного творчества в развитии речи детей»;

- навыки организованного поведения; участие в беседе, высказывание своей точки зрения, согласие или несогласие с ответом товарища;

- способность удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.

Средства и оборудование:

 организационные: кленовый листок - 2, рисунок солнца, мольберт, весенние листья, мяч, 4 конверта, пазлы с русскими народными сказками - «Гуси-Лебеди», «Три медведя», «По щучьему велению», «Маша и медведь», «Заюшкина избушка»; маски к сказкам «Репка», «Теремок».

Игровая мотивация – «Помочь дедушке Фольклору разбудить царство и освободить солнце от волшебных чар злого колдуна».

Методические приемы: этюд «Назовите ласково друг друга по имени», сюрпризный момент – письмо на весеннем листочке от дедушки Фольклора; мотивация – «Помочь дедушке Фольклору разбудить царство и освободить солнце от волшебных чар злого колдуна»; беседа о фольклоре, жанрах фольклора; пословицы и поговорки о дружбе; отгадывание русских народных загадок; сочинение загадки о солнце; чтение скороговорок; игра с мячом «Я начну,  а ты - закончи»;  рассказывание русских народных сказок; физкультминутка «Солнышко»;

Ход НОД

Организация детей

Воспитатель: Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться – доброе утро!

Доброе утро солнцу и птицам,

Доброе утро улыбчивым лицам!

Воспитатель: - Дорогие ребята, давайте сядем поудобнее и посмотрим друг на друга: улыбнитесь и ласково назовите друг друга по имени. Мне нравятся ваши лица, и я вижу, что у вас хорошее настроение.

Мотивация

Воспитатель: - Сегодня утром к нам в группу залетел весенний листочек. Скажите, с какого дерева этот листок?

Дети: Кленовый лист.

Воспитатель: - Посмотрите, этот листочек необычный. На нем что-то написано.  Давайте прочитаем?

Основная часть

Воспитатель: «Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам дедушка Фольклор. Мне нужна ваша помощь. Злой колдун заколдовал солнце в моем царстве и все вокруг уснуло.  Помогите мне освободить солнце и разбудить мое царство. Впереди вас ждет много испытаний. Я надеюсь, что вы справитесь с ними. Желаю вам удачи!»

Воспитатель: - Вот такое необычное послание. Очень интересное имя у дедушки – Фольклор. Ребята, а вы знаете, что такое фольклор?

Дети: Это сказки, загадки, все то, что сочинил народ.

Воспитатель: - Правильно, ребята. Фольклор - это сказки, загадки, потешки, пословицы, поговорки, колыбельные, хороводные песни, прибаутки, скороговорки, считалки, игры. Сочинил их русский народ.

Как на Руси уж давно повелось,

Чтобы весело всем и счастливо жилось,

Чтоб не плакал никто, и никто не скучал,

Сам народ для себя песни – шутки слагал.

Наши дедушки, бабушки нам говорили

Как плясали они, хороводы водили.

Как смеялись, шутили, песни звонкие пели,

Своих деток учили петь ещё с колыбели.

Воспитатель: - Итак, сегодня мы отправимся к дедушке Фольклора. Нам необходимо освободить его царство от волшебных чар злого колдуна. Пусть выглянет солнышко и разбудит все вокруг. Но разбудить царство и справиться со всеми испытаниями смогут лишь дружные ребята. Вы такие?

Дети: Да, конечно мы дружные.

Воспитатель: - Давайте это проверим. Назовите мне пословицы о дружбе?

Дети: «Человек без друзей, что дерево без корней», «Старый друг лучше новых двух», «Крепкую дружбу и топором не разрубишь», «Нет друга – ищи, а найдешь – береги».

Воспитатель: - Молодцы! Ребята, объясните мне значение пословицы «Человек без друзей, что дерево без корней»

Дети: Дерево не сможет выжить без корней, так - же как, и человек не проживет без друзей

Воспитатель: - Теперь я вижу, что вы дружные ребята и сможете победить волшебные чары злого колдуна.

Воспитатель: - Ребята, на чем мы отправимся в путешествие?

Дети: На самолете.

Воспитатель: - Мы с вами отправляемся в волшебное царство, поэтому я предлагаю полететь на ковре-самолете. В путь!

(дети садятся на ковер, закрывают глаза; воспитатель располагает мольберт с солнцем на ковре)

Воспитатель: - Вот мы и прилетели в царство дедушки Фольклора. Наша первая остановка «Загадки». Посмотрите, ветер разбросал по поляне (ковру) весенние листья. На каждом из них загадка. Давайте разгадаем их.

1. Согнута в дугу, летом на лугу, зимой на крюку (коса)

2. Люди ждут меня, зовут, а приду к ним – прочь бегут (дождь)

3. Не портной, а всю жизнь с иголками ходит (ежик)

4. Черный Ивашка, деревянная рубашка, где носом поведет, там заметку кладет (карандаш)

5. Летом бежит, а зимой стоит (река)

6. Если б не было его, не сказал бы ничего (язык)

7. Кланяется, кланяется, придет домой – растянется (топор)

8. Сидит девица в темнице – коса на улице (морковь)

19. Летом греет, зимой холодит (солнце)

Воспитатель: - Ребята мы все загадки отгадали. Молодцы! Но чтобы солнышко поскорее выглянуло – давайте сами сочиним загадку про солнце.

 (дети выполняют задание)

Воспитатель: - Посмотрите, ребята, потихоньку начинает подниматься солнышко. Царство просыпается. Можно идти дальше.

Воспитатель: - Следующая остановка «Скороговорки».  Разомнем наши язычки! Всех скороговорок не переговоришь, а мы попробуем. Ребята, проговорите скороговорки, которые вы знаете?

Дети:

- «Коси, коса, пока роса. Роса долой, и мы домой»

- «Гроза грозна, грозна гроза»

- «Осип охрип, а Архип осип».

- «Раз дрова, два дрова, три дрова»

- «У ежа ежата, у ужа ужата»

- «Течет речка, печет печка».

Воспитатель: - Хороши ваши язычки, справились со скороговорками. Ребята, а я знаю скороговорку про солнце - «Глядят подсолнухи на солнышко, а солнышко на подсолнушки». Давайте повторим все вместе и запомним ее.

Воспитатель: - Солнышко освобождается от злых чар, а мы идём дальше. Следующая остановка – «Пословицы и поговорки». Поиграем в игру «Я начну, а ты закончи». Я буду кидать вам мяч и говорить начало пословицы, а вы мне в ответ – концовку. Будьте внимательны.

1. Старый друг (лучше новых двух)

2. Без труда (не вытащишь и рыбку из пруда)

3. Хорошо в гостях (а дома лучше)

4. Добрый конец (всему делу венец)

5. Семь раз отмерь – (один раз отрежь)

6. Осень перемен (восемь)

7. Хлеб всему (голова)

8. Труд человека кормит, (а лень портит)

9. Ученье - свет, а неученье - тьма.

10. Осень торопит, (зима не ждет).

Воспитатель: - Молодцы, ребята. Как хорошо вы знаете пословицы и поговорки. А кто из вас знает пословицу про солнце?

Дети: «При солнышке тепло - при матери добро».

Воспитатель: - Смотрите, солнышко поднимается всё выше.

Воспитатель: - А теперь давайте немного отдохнем и поможем солнышку с помощью физкультминутки.
Физкультминутка «Солнышко»
 (проводит ребенок – 2 раза)

Вот как солнышко встает, 

Выше, выше, выше. (Поднять руки вверх, потянуться

К ночи солнышко зайдет

Ниже, ниже, ниже. (Присесть на корточки, руки опустить на пол

Хорошо, хорошо, 

Хорошо, хорошо, 

Солнышко смеется. (Хлопаем в ладоши

А под солнышком нам

Весело живется. (Гладим по щекам, улыбаемся

Воспитатель: - Молодцы, ребята. Следующая остановка – «Сказки». Посмотрите, на столах лежат конверты. Давайте раскроем их и посмотрим, что там.

Воспитатель: - Перед вами пазлы с русскими народными сказками.

(«Гуси-Лебеди», «Три медведя», «По щучьему велению», «Маша и медведь», «Заюшкина избушка»).

Воспитатель: - Я предлагаю вам разделиться на команды и собрать пазлы. А затем рассказать сказку, которая пряталась в вашем конверте.

(дети выполняют задание)

Воспитатель: - Ребята, вы отлично справились с заданием! Наша следующая остановка –

«Найди место сказочному герою».

Воспитатель: -Сейчас будете в сказки вы играть,

-Будете сказки вспоминать.

-Вы на репку посмотрите

-И себе вы помогите.

-Репку нужно вам достать,

-Кто за кем, где должен встать?

(Распределение ролей. Драматизация сказки «Репка»)

(Дедка, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка)

Это сказка «Теремок»

Он не низок, не высок,

И жильцов своих всех ждёт.

Кто за кем сюда придёт?

(Мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок – серый бочок, медведь косолапый.)

Воспитатель: - Ребята, посмотрите, солнце поднялось высоко. Мы справились со всеми заданиями и разбудили царство.

Рефлексия

Воспитатель: - Мы совершили увлекательное путешествие в царство дедушки Фольклора. Пора нам возвращаться обратно в детский сад. Усаживаемся на ковер – самолет и полетели. А пока мы летим, я хочу вас спросить – что вам больше всего понравилось в нашем путешествии? Как мы помогли разбудить царство и освободить солнышко от волшебных чар злого колдуна? А с чем вам было справиться сложнее?

Воспитатель: - Вот мы и прилетели обратно в наш детский сад. Посмотрите, к нам прилетел еще один весенний листочек. Давайте посмотрим, что там. Это послание от дедушки Фольклора: «Дорогие ребята. Вы прошли нелегкий путь, но смогли справиться со всеми испытаниями. Спасибо вам за помощь».

Воспитатель: - Преодолевая все препятствия, мы вспомнили, что такое фольклор, а также жанры фольклора: пословицы, поговорки, загадки, скороговорки, игры, считалки, сказки. Мы смогли освободить солнышко. И я желаю, чтобы вам всегда светило яркое солнышко.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по развитию речи по теме: «Путешествие в царство Фольклора»

В форме путешествия дети закрепляют знания об основных жанрах русского народного фольклора: загадки, пословицы, поговорки, скороговорки, сказки и т.п....

Конспект занятия "Путешествие в царство "Водицы - Царицы"

Конспект занятия "Путешествие в царство "Водицы - Царицы"...

Конспект занятия "Путешествие в царство Волшебницы Воды"

Конспект  образовательной деятельности.Образовательная область «Познание».Тема: «Путешествие в царство Волшебницы Воды» Средняя группа №2...

Конспект занятия "Путешествие в царство Чисел"

Тема занятия: «Путешествие к царство ЧИСЕЛ».Цели: Закреплять умение пользоваться количественным и порядковым счётом в пределах 10. Задачи: Образовательная:• - Упражнять в сч...

Конспект занятия «Путешествие в царство растений» старшая группа

Тема:   Путешествие в мир растений. Цели: Ввести и обосновать классификацию растений.-Подвести к выводу, что    растения– это живая природа.-Закрепить знания о разн...