Занятие: "Народные культуры и традиции"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Вызвать у детей интерес к русским народным традициям. Закрепить знания детей о названии страны, в которой они живут, о её быте. Расширять знания о народных культурах и традициях. Дать детям почувствовать гордость за богатое прошлое своей страны. Учить детей классифицировать предметы старинного быта и называть их, развивать умение видеть различие и сходство с современными предметами. Познакомить детей с народными промыслами через предметы быта (Дымка, Городец, Хохлома, Гжель). Расширить знания о русских народных музыкальных инструментах, формировать навыки игры. Развивать речевое дыхание, чувство ритма. Расширять словарный запас.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
narodnye_kultury_i_traditsii.docx | 707.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия "Народные культуры и традиции.
Русские народные инструменты"
Цель: Вызвать у детей интерес к русским народным традициям. Закрепить знания детей о названии страны, в которой они живут, о её быте. Расширять знания о народных культурах и традициях. Дать детям почувствовать гордость за богатое прошлое своей страны. Учить детей классифицировать предметы старинного быта и называть их, развивать умение видеть различие и сходство с современными предметами. Познакомить детей с народными промыслами через предметы быта (Дымка, Городец, Хохлома, Гжель). Расширить знания о русских народных музыкальных инструментах, формировать навыки игры. Развивать речевое дыхание, чувство ритма. Расширять словарный запас.
Оборудование: Предметы традиционного русского народного быта, наглядный материал, иллюстрации с изображением народных культур и традиций, музыкальные инструменты. Ноутбук.
Ход занятия:
Организационный момент. (Звучит русская народная мелодия).
Логопед: Сегодня я приглашаю вас окунуться в атмосферу далекой старины, вспомнить быт наших предков, как они жили, в какие русские народные игры играли (слайд №1).
Россия - страна очень большая и красивая. В России очень много лесов, в которых много разных зверей, растёт много ягод и грибов. Через всю страну протекает много рек. Одна из самых больших рек – это Волга (слайд №2). А в реках много разной рыбы. Много в России и гор. В горах добывают разные полезные ископаемые - уголь, алмазы, железную руду. Да, наша страна очень красивая и богатая. Она возникла очень давно, у неё древняя и интересная история. Наша страна – Россия - очень богата традициями и красивыми обычаями. Сегодня мы с вами совершим путешествие в старину ( слайда №3).
Логопед читает стихотворение.
Про Россию и про нас.
Русь деревянная – края дорогие,
Здесь издавна русские люди живут,
Они прославляют жилища родные,
Раздольные русские песни поют.
Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из брёвен (слайд № 4). Такие дома называются избами. И всё в избе было сделано из дерева: и пол, и потолок, и мебель, и даже посуда.
- Ребята, а знаете ли вы пословицы и поговорки об избе, доме? (слайд №5)
-В гостях хорошо, а дома лучше.
-Не красна изба углами, а красна изба пирогами.
-Без хозяина дом – сирота.
Печь в старые времена была в доме очень важна. В печи готовили еду, выпекали хлеб. Она обогревала избу. Она ещё и лечила маленьких детей. Набегавшись по глубокому снегу, они грели ноги на печи. В наши дни печки – очень редкое явление (слайда №6).
У каждого народа есть свои традиции. Традиция - это то, что передаётся от одного поколения другому. Традиции бывают семейные.
- Какие традиции есть у вас в семье? Например, почти во всех семьях существует традиция отмечать день рождения членов семьи и дарить подарки в этот день. (Ответы детей). Каждому человеку, когда он рождается, дают имя. Часто ребенка называют в честь бабушки или дедушки. А в старину отмечали на Руси именины так ….. если ребенок родился в день рождение святого, то ему давали его имя. Считалось, что если имя ребенка выбрано удачно, то ребенок будет счастливым.
В старые времена был такой обычай у русских людей, коротали они зимние вечера вместе, устраивали посиделки (слайд №7).Женщины и молодые девушки по вечерам шили, вышивали, пряли, а за работой песни распевали. Кто за прялкой сидит, кто из глины посуду лепит, другие ложки да плошки вытачивают, то песню затянут, то шуткой перебросятся. Вот так работа у них и спорилась ( слайд №8).
Ведь говорят в народе: «От скуки бери дело в руки»
- А какие вы знаете пословиц и поговорки о труде?
- Умелые руки не знают скуки.
- Без труда нет добра.
- Скучен день до вечера, коли делать нечего. - Терпенье и труд все перетрут.
Наши предки всегда почитали праздники, но праздновали их не совсем так, как сейчас. Обычно все праздничные дни начинались с торжественной службы в церкви, а продолжались на улице, в поле, на лужайках (слайд №9). Под музыку, а то и без нее, водили хороводы, пели, плясали, затевали веселые игры. Люди наряжались в самые лучшие, праздничные одежды. Готовили вкусные угощения. Нищим и бедным людям дарили подарки, бесплатно кормили. Повсюду был слышен праздничный звон колоколов.
Осенью отмечали на Руси удивительно красивый праздник, праздник рябины, а праздновали его 23 сентября, в день святых Петра и Павла (слайд №10). Рябина считалась деревом-оберегом. Ее сажали у ворот и калиток. Осенью кисти рябины срывали и вешали под крышу дома. Рябиновые бусы предохраняли детей от сглаза и порчи.
Самым великим и любимым праздником была Пасха (слайд №11). Этот праздник всегда отмечался торжественно и весело. И праздновали его целую неделю.
В пасхальную ночь в церковь шли все, дома оставались только старики, да маленькие дети. Во время Пасхальной службы всегда читали такие слова: «Пусть богатые и бедные радуются друг с другом. Прилежные и ленивые пусть веселятся. Пусть никто не плачет, потому что Бог дал людям прощение».
На Руси народ особенно ждал осень. Любили это время года за то, что закончены основные работы в полях, садах, на огородах. Собран и убран богатый урожай. А коль урожай богат – спокойна душа у крестьянина, не страшна ему долгая, суровая зима, можно немного отдохнуть и повеселиться. Первый осенний праздник, который отмечали на Руси – Успение (слайд №12). Люди поздравляли друг друга с окончанием работ, благодарили Бога за то, что удалось вовремя и без потерь собрать богатый урожай. На полях специально оставляли несжатыми несколько колосьев, перевязывали их красивой лентой и приговаривали.
Дай Бог, чтобы на другое лето был хороший урожай.
Хлебушко, расти!
Времечко, лети!
До новой весны,
До нового лета,
До нового хлеба!
14 октября отмечали праздник Покрова Пресвятой Богородицы (слайд №13). Это очень почитаемый праздник в России. Ведь Богородицу считают покровительницей земли русской, нашей заступницей и помощницей. На Покров часто выпадал снежок, по этому говорили: «До обеда осень, а после обеда – зима!» К Покрову старались утеплить избу. На селе в этот день играли свадьбы. Очень интересен свадебный обряд на Руси (слайд №14). В центре его находилась невеста. Первую половину свадьбы она должна была плакать, печалиться, прощаясь с подругами, с родителями, с вольной девичьей жизнью. Постепенно на смену грустным, прощальным песням приходили песни веселые, величальные (слайд №15). На Покров в деревнях до утра играла гармошка, а парни и девушки ходили гурьбой по улице и распевали веселые разудалые частушки.
Далее начинались осенние покровские ярмарки - веселые, обильные, яркие (слайд №16). Здесь можно было увидеть все, чем земля отблагодарила людей за тяжелый, кропотливый труд. Шла бойкая торговля овощами, фруктами, хлебом, медом и другими товарами. Свое мастерство показывали народные умельцы.
Логопед показывает детям различные предметы быта, игрушки, посуду и т.д. Знакомит детей с дымковской игрушкой, хохломском изделиях, Городецкой росписи и др.
Дети сравнивают старинные и современные предметы.
Есть традиции, которые возникли очень давно и сохранились до наших дней. Масленица – это один из самых любимых праздников русского народа (слайд № 17). С древних времен, на Руси существует обычай – провожать зиму и встречать весну. На масленицу пекут блины – это главное праздничное блюдо. Масляный блин – символ солнца, хорошего урожая, здоровых людей. На масленицу русский народ веселился: играли в игры, пели песни и водили хороводы, устраивали кулачные бои, на праздниках мужчины любили помериться силой богатырскою. Не один праздник на Руси не обходился без хоровода. Хоровод обозначает движение по кругу, цепью, восьмерками или другими фигурами с песнями, а иногда со сценическим действием (слайда № 18). Масленица – это один из самых любимых праздников русского народа. Это древнейший праздник проводов зимы и встречи солнца и весны. Продолжается он целую неделю. Каждый день этой недели особенный.
Подвижная игра «Хоровод – мы на луг ходили» (звучит хоровод, дети выполняют движения под музыку)
Продолжение беседы с детьми:
- Ребята, предлагаю вам поиграть в игру. Я буду вам говорить слова так, как их говорили в старину, а вы их назовете, так как говорят сейчас.
Игра « Назови по старинке» (словесная игра сопровождается слайдами)
Очи – глаза (слайд 19)
Изба-дом (слайд №20)
Рушник-полотенце (слайд №21)
Сусеки – место для хранения муки, зерна, овощей (слайд № 22)
Лучина-лампочка (слайд №23)
Колыбелька-кроватка (слайд №24)
Кушак-пояс (слайд №25)
Чугунок-кастрюля (слайд №26)
Крынка – глиняный горшок (слайд №27)
Околица – изгородь, забор окружающий деревню (слайд №28)
- Что такое русское народное творчество? (Это фольклор) Что относят к фольклору? (Сказки, поговорки, пословицы, частушки, танцы и песни)
- Русский народ очень любил исполнять песни под музыку с инструментами, которые сам же и создавал.
- Какие русские народные инструменты вы знаете?
Ответы детей: Гусли, свирель, трещотки, рожок, жалейка (слайд № 29).
Музыкальные инструменты – это предметы, с помощью которых человек может извлекать различные звуки. Есть ударные (барабаны, ксилофон, бубен, треугольники и т.д) , духовые (дудочка, свистулька, губная гармошка), клавишные (баян, гармонь) и струйные (гусли, балалайка) музыкальные инстументы.
Игра: «Узнай инструмент» (дети закрывают глаза, логопед играет на музыкальном инструменте, ребенок отгадывает)
Игра: «Повтори ритм» (логопед задает ударным инструментом ритм, просит ребенка повторить)
Итог занятия: Проводы гостей тоже сопровождались традициями. Провожая гостей, хозяева желали им доброго пути и делали поклон (слайд №30) . В старой Руси дороги были плохими и ездить по ним было настоящим мучением. Поэтому уезжающим гостям говорили: «скатертью дорога», что подразумевало собой пожелание легкого и гладкого, как скатерть, пути. Ребята я вам хочу пожелать добра, благополучия и счастья. В добрый путь!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективно- тематический план работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями родного края «Культура и традиции родного края»
В программе воспитания дошкольников России основная позиция отводится знакомству с Отечеством, его традициями, героями. Основа патриотизма закладывается, прежде всего, в любви к своему родному краю....
конспект занятия: "Народная культура и традиции".
Цель. Закрепить знания детей о названии страны, в которой они живут, о её природе, некоторых исторических событиях, культуре.Уточнить знания детей о таком понятии, как традиция, вспомнить традиции рус...
Проект по приобщению детей к истокам русской народной культуры и традициям «Русская народная культура и традиции»
Проект решает актуальную проблему – приобщает детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры и традициям. Актуальность проблемы обусловлена тем, что нарушаются традиции, рвутся н...
Конспект занятия «Народности, проживающие на Ставропольском крае. Народная культура, традиции и обычаи СК»
Народная культура, традиции и обычаи Ставропольского края...
Открытое занятие "Народная культура и традиции"
Цель: приобщение детей к истокам русской культуры; знакомство детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщение к народным традициям и обычаям; уточ...