Открытое занятие "Народная культура и традиции"
план-конспект занятия (средняя группа)

Казакова Мария Юрьевна

 

Цель: приобщение детей к истокам русской культуры; знакомство детей с жизнью, бытом и творчеством  русского народа, приобщение к народным  традициям и обычаям; уточнение представления детей о разных формах русского фольклора (загадки, пословицы, народная игра)обогащение словарного запаса: ухват, кочерга, изба; создание благоприятной среды для детского творчества.

Задачи:

- обогащать речь детей на тему домашней утвари и обихода славян, развивать умение поддерживать беседу.

- расширять представления детей о народных  традициях и обычаях на Руси;

- развивать инициативу, стремление выражать своё отношение к окружающему.

продолжить знакомство с элементами русской народной росписи, музыкальным фольклором.

обогащать представление о народных играх.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx25.7 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: приобщение детей к истокам русской культуры; знакомство детей с жизнью, бытом и творчеством  русского народа, приобщение к народным  традициям и обычаям; уточнение представления детей о разных формах русского фольклора (загадки, пословицы, народная игра)обогащение словарного запаса: ухват, кочерга, изба; создание благоприятной среды для детского творчества.

Задачи:

- обогащать речь детей на тему домашней утвари и обихода славян, развивать умение поддерживать беседу.

- расширять представления детей о народных  традициях и обычаях на Руси;

- развивать инициативу, стремление выражать своё отношение к окружающему.

продолжить знакомство с элементами русской народной росписи, музыкальным фольклором.

обогащать представление о народных играх.

Предварительная работа:

1. Рассматривание иллюстраций в книгах с изображением старинных предметов быта.

2. Разучивание пословиц, поговорок, загадок, хороводов.

3. Чтение русских народных сказок.

4. Русские народные игры.

Оборудование «Русская изба» с предметами быта (печь, старинная посуда, самовар, чугунок, ухват и т. д.) ; русский народный костюм для хозяйки; музыкальное сопровождение.

Демонстрационный и раздаточный материал: оформление уголка русская изба, колонка с музыкой.

Ход занятия:

Воспитатель: (звучит русская народная мелодия).

Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие во времени, мы перенесёмся в прошлые времена. А вы знаете, что такое прошлые, древние времена? Это времена, когда не было ещё на свете ни вас, ни ваших родителей, ни даже ваших бабушек и дедушек.

Ребята, как называется наша страна, в которой мы живём? (Россия).

А в древние времена она называлась не Россия, а Русь, древняя Русь, и люди, жившие в ней, назывались русичи. Сегодня мы и перенесёмся в Древнюю Русь.

Присаживайтесь на стульчики.

Воспитатель: Посмотрите, как необычно я сегодня нарядилась! Как называется мой наряд? (сарафан). Это старинная русская одежда. В древние времена люди одевались совсем не так, как в наши времена. Давайте посмотрим, что носили дети. (Показ сарафана и кофты)

Демонстрация картинки старинной русской одежды.

Воспитатель: Женщины носили головные уборы – платки, кокошники мужчины картузы. Наши девочки тоже сегодня нарядные, и сейчас мы им покроем головы платочками.

Воспитатель приглашает детей поводить хоровод под весёлую музыку. (Хоровод)

Воспитатель: У каждого народа есть свои традиции. Традиция – это

то, что передается от одного поколения людей другому. Традиции

бывают семейные. Например, почти во всех семьях отмечают дни

рождения членов семьи, поздравляют женщин в день Восьмого марта.

Есть традиции народные: празднование Рождества Христова. Крещение Господнее, купание. Масленицы с блинами и катанием на санях. А еще есть традиции связанные с приготовлением разных блюд – традиционная национальная кухня. Она зависит от того, что выращивают в стране. Что

выращивают в России? Ответы детей.

Воспитатель: В нашей стране очень много национальных блюд готовят из муки, например: (блины, каравай, расстегай.)

Воспитатель: А знаете, почему Русь называли деревянной? (Ответы детей.)

Давным-давно на Руси люди строили себе жилища только из дерева. Такие дома назывались избами. В старину каждый хозяин старался сделать свою избу не похожей на другие. Все избы были нарядными, словно русские красавицы. Все украшения в избе тоже были деревянными. И всё, что находилось в избе, делалось из дерева: и пол, и потолок, и стены, и мебель, и посуда.

Воспитатель: Вот и подошли мы к такой избе. Русские люди всегда славились гостеприимством. Гость на порог — хозяину радость. А гостей принято угощать. Гостей встречали хлебом-солью и говорили: Милости просим проходите.

Воспитатель: Ребята, хотите узнать, что же в избе было самым главным? Тогда отгадайте мою загадку:

Летом спит,

Зимой горит,

Рот открывает,

Что дают – глотает (печь)

Демонстрация макета «Русская печь»

Воспитатель: Вспомните, в какой сказке есть упоминание о русской печке? Дети: «По щучьему велению»

Воспитатель: Печь - это сердце дома. Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. Печка — деревенская кормилица.

Ой, ты, печка-сударыня,

Помоги нам, боярыня.

Ты свари, испеки,

Обогрей, освети,

Полечи и спаси,

В дом богатство принеси!

Воспитатель: Чем же могла печь накормить своих хозяев?

В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги. Но для того, чтобы приготовить в печке еду, нужна была специальная посуда. Послушайте ещё одну загадку:

Что хозяйка в печку ставит,

Кто из вас, ребята, знает? (чугунок)

Демонстрация чугунка. Слайд

Воспитатель: Это чугунок. Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился.

Как же можно было достать из печи горячий чугунок? Здесь был нужен другой помощник. Слушайте про него загадку.

Не бык, а бодает,

Не ест, а еду хватает,

Что схватит – отдаёт,

А сам в угол идёт (ухват)

Воспитатель: Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие чугунки со щами и вкусной кашей. Хотите попробовать, легко ли было хозяюшке? (Дети пробуют достать из печи ухватом чугунок).

Воспитатель: А какие ещё предметы домашнего обихода можно увидеть в русской избе?

Чёрный конь

Скачет в огонь. (Кочерга.)Слайд

Кочерга- это железная палка с загнутым концом, при помощи которой перемешивали дрова в печи.

Воспитатель: А после сытного обеда или ужина русичи выходили на улицу в игры поиграть или на карусели покататься. Давайте же и мы с вами поиграем в русскую народную игру «Ручеек».

Подвижная игра «Ручеек» под русскую народную песню «Калинка-малинка».

Воспитатель: Наигрались мы с вами, навеселились, в древние времена после игр, было необходимо древним русичам пить чай, что же нужно чтобы  приготовить воды для горячего, ароматного чая?

Послушайте ещё одну загадку:

Выпускает жаркий пар

Древний чайник… (самовар).Слайд

Воспитатель: За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя.

Воспитатель: Сколько народных умельцев было на Руси! Из обыкновенного полена могли, например, вырезать шкатулку. Как вы думаете, что в ней хранили? (Мелкие предметы.)

 А какую красивую деревянную посуду делали в старину! Чем, по вашему мнению, хороша деревянная посуда? (Лёгкая, удобная, не бьётся.) 

А как можно использовать деревянную посуду? (Кушать из неё, играть ею.) 

А ещё русские люди издавна обратили внимание на то, какой приятный звук издают деревянные ложки. И стали их использовать как музыкальный инструмент.

В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит».

Ни свет, ни заря

Пошёл, согнувшись, со двора. (Коромысло.)  показ.

Без рук, без ног,

Во все стороны кланяется. (Люлька.)

Люлька — это кроватка для младенца, её делали из дерева. Люлька устанавливалась рядом с печкой. Люльку покачивали, и младенец засыпал.

А еще ребята русский народ изготавливал игрушки из глины, из дерева, а потом украшали их разными росписями.

Вот послушайте про какую игрушку эта загадка?

Прячется от нас с тобой

Одна куколка в другой.

На косыночках горошки.

Что за куколки? (Матрешки) Слайд

Показ игрушки.

Воспитатель: Посмотрите какая матрешка (красивая,нарядная).

Много интересного мы сегодня с вами увидели.

Итог занятия.

А пока вы работали с вами мои хорошие, в печи испеклись вкусные блины, но блиночки нам принесет сама «Масленница» и мы с вами их отведаем на улице.

Ребята, давайте мы с вами как в давние времена скажем печке добрые и ласковые слова, повторяйте вместе со мной.

Ой, ты печка - сударыня

Помоги нам, боярыня

Ты свари, испеки

Обогрей, освети,

полечи и спаси,

В дом богатство неси!

Рефлексия:

Воспитатель: Сегодня мы с вами говорили о нашей стране, о

талантах русского народа, о разных русских традициях.

Что нового вы сегодня узнали?

Какие традиции и таланты нашего народа вам запомнились?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Культура и традиции русского народа: открытое занятие"

Культура и традиции русского народа...

Конспект открытого НОД на тему «Культура и традиции русского народа» для средней группы

Приобщать детей к русской народной культуре, формировать представления о традициях русского народа и семейных традициях....

Конспект открытого НОД на тему «Культура и традиции русского народа» для средней группы

Конспект открытого НОД на тему«Культура и традиции русского народа»для средней группыЦель: приобщать детей к русской народной культуре, формировать представления о традициях русского ...

Открытое занятие Тема: "Народная культура и традиции".

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Малышок» г.ЧадаанаДзун-Хемчикского кожууна Республика Тыва  УтверждаюЗав. д/с «Малышок» г....