Новые формы взаимодействия с семьей в коррекционно-образовательном процессе в условиях ДОУ в контексте ФГОС ДО
материал по развитию речи
На протяжении многих лет система отечественного образования стояла на позициях приоритетности общественного воспитания над семейным. Именно поэтому вопросами образования и развития детей занимались образовательные учреждения, а основной задачей педагогов работе с родителями было лишь их педагогическое просвещение.
Семья и образовательное учреждение не могут заменить друг друга: у каждого из них свои функции, свои методы воспитания. Дошкольник – не эстафетная палочка, которую семья передает в руки педагогов. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedsovet.docx | 22.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Новые формы взаимодействия с семьей в коррекционно-образовательном процессе в условиях ДОУ в контексте ФГОС ДО
Изменение государственной политики в области образования повлекло за собой признание положительной роли семьи в воспитании детей и необходимости взаимодействия с ней. В этом законе, в отличие от документов предыдущих лет, уважение к семье признается одним из принципов образования, то есть семья из средства педагогического воздействия превращается в его цель.
В ФГОС ДО сформулированы и требования по взаимодействию дошкольной организации с родителями. Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество дошкольной организации с семьей, а ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
Одним из требований к психолого-педагогическим условиям является требование обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Родители (законные представители) должны принимать участие в разработке части образовательной Программы дошкольной организации, формируемой участниками образовательных отношений с учётом образовательных потребностей, интересов и мотивов детей, членов их семей и педагогов.
На протяжении многих лет система отечественного образования стояла на позициях приоритетности общественного воспитания над семейным. Именно поэтому вопросами образования и развития детей занимались образовательные учреждения, а основной задачей педагогов работе с родителями было лишь их педагогическое просвещение.
Семья и образовательное учреждение не могут заменить друг друга: у каждого из них свои функции, свои методы воспитания. Дошкольник – не эстафетная палочка, которую семья передает в руки педагогов. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов.
В процессе взаимодействия с семьями довольно часто выявляется, как мало родители уделяют должного внимания преодолению речевого нарушения у ребенка: не замечают недостатков в его речи, не придают им серьезного значения, полагая, что с возрастом все исправится. Обеспечение тесной взаимосвязи между родителями и педагогическим коллективом — важнейший аспект в коррекционно-образовательной деятельности ДОУ. Целенаправленная, систематически спланированная, комплексная работа педагогического коллектива и осознанная заинтересованность родителей – значительно повысит результативность обучения.
Не целенаправленность или бессистемность работы с родителями приводит к усугублению речевых и коммуникативных трудностей детей. Хаотичность воспитательных воздействий на ребенка в семье и перекладывание ответственности за речевые успехи ребенка на логопеда и воспитателей не способствуют установлению уважительной позиции в общении между педагогами и ребенком, формируют у дошкольника отрицательную или безразличную установку на педагогические воздействия.
Родители нередко сами отстраняются от работы по исправлению речевых дефектов, так как не владеют необходимыми знаниями и умениями и достаточным количеством свободного времени для занятий с детьми дома. Отсюда возникает проблема: родителям необходимо дать определенный уровень знаний, умений по вопросам речевого развития детей.
В коррекционной работе важно сделать родителей не только своими союзниками, но и помощниками.
С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка мы начинаем работу с анкетирования «Сотрудничество детского сада и семьи». На основе собранных данных я анализировала особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника, выработала тактику своего общения с каждым родителем. Это помогло мне лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.
У меня появилась возможность дифференцированного подхода к родителям во время проведения совместных мероприятий.
Я разработала для себя критерий, который назвала «включенностью» родителей в образовательный процесс. Сначала этот критерий отражал количественные показатели присутствия родителей на групповых мероприятиях: посещение родительских собраний и консультаций; присутствие родителей на детских праздниках, участие родителей в подготовке и проведении экскурсий, тематических занятий; участие в выставках, вернисажах; выпуск журналов и книг; посещение «Дня открытых дверей»; помощь родителей в оснащении педагогического процесса.
Позднее я выделила для себя качественные показатели: инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых. Такой анализ позволил выделить три группы родителей:
- Родители – лидеры, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения.
- Родители – исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации.
- Родители – критические наблюдатели.
Изменение восприятия родителей как участников образовательного процесса привело к изменению понимания типов семей:
- активные участники педагогического процесса, заинтересованные в успешности своих детей
- заинтересованные, но желающие решить проблемы с помощью специалистов
- равнодушные, живущие по принципу «меня воспитывали так же».
Традиционные родительские собрания в форме лекций, отчетов уже не находят отзыва в душе родителей и не дают желаемого результата. Идея недостаточности традиционных форм работы с родителями и необходимости целенаправленного образования родителей с целью повышения их функциональной грамотности и способности к полноправному сотрудничеству с педагогами образовательного учреждения осознаётся сегодня и родителями, и специалистами: педагогами, психологами. Под образованием родителей понимается обогащение знаний, установок и умений, необходимых для ухода за детьми и их воспитания, гармонизации семейных отношений, выполнения родительских ролей в семье и обществе.
Сегодня возникает необходимость строить новые партнерские взаимоотношения с родителями, а это в свою очередь диктует новые формы и условия такого взаимодействия. При этом мы учитываем запросы всех категорий родителей (родителей – лидеров, родителей-исполнителей, родителей — критических наблюдателей).
Формы работы с родителями делятся на 4 вида:
- Информационно-аналитические;
- Наглядно-информационные.
- Досуговые;
- Познавательные;
Информационно-аналитические формы организации общения с родителями
Сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации
Наглядно-информационные: информационно-ознакомительные; информационно-просветительские
Например, открытые занятия для родителей, просмотр видеороликов, фотографии, выставки детских работ. Проведение открытых занятий в ДОУ может быть организовано по-разному.
Досуговые:
– совместные досуги, праздники, выставки призваны устанавливать теплые неформальные, доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми. Досуги позволяют создать эмоциональный комфорт в группе.
Педагог должен постараться разрушить иллюзию, весьма распространенную среди родителей, о возможности магического, «волшебного» разрешения всех проблем развития и воспитания ребенка только в результате посещения им коррекционных занятий. Необходимо сформировать адекватные ожидания родителей в отношении результатов обучения, подчеркнуть, что, какие бы значительные позитивные изменения в речи ребенка ни происходили на занятиях с логопедом, они приобретут значение для ребенка лишь при условии их переноса в реальную жизненную ситуацию.
Онлайн- консультации.
Консультирование родителей происходит в онлайн режиме, используя ИКТ.
- «Гость дня»
Такая форма при которой один из родителей становится гостем в группе.
Например, в одном случае, родители в качестве гостей посещают занятия. Родители видят собственных детей в необычной для себя обстановке, получают рекомендации об обучении детей в семье. В другом случае родители могут быть активными участниками педагогического процесса. Они отвечают на вопросы, совместно с детьми двигаются под музыку, поют, рисуют, выполняют задания педагога и т. Д
- Дни добрых дел
Дни добровольной помощи родителей группе, ДОУ – ремонт игрушек, мебели, группы, помощь в создании предметно-развивающей среды в группе. Такая форма позволяет налаживать атмосферу тёплых, доброжелательных взаимоотношений между воспитателями и родителями.
«Семинар – практикум». На семинарах-практикумах демонстрирую родителям различные пособия, с помощью которых дети получают необходимую информацию по обучению грамоте, автоматизации звуков и т.д. Рекомендую (по необходимости) изготовить аналогичные для занятий в домашних условиях. Взаимодействуя с родителями, широко использую ИКТ. Демонстрация видеосюжетов различных занятий в нашем «Видеосалоне» дает возможность оценить успехи и неудачи своих детей, сравнить, сделать выводы, задать вопрос. Это полезно на этапе автоматизации звуков и введении их в речь. Предлагаем в видеозаписи посмотреть, как дети говорят в обыденной речи , и как они могут сказать по просьбе логопеда, демонстрируются фрагменты занятий, комментируются действия детей, задачи, последовательность выполнения заданий, тем самым обучаем родителей игровым приемам, развиваем навыки общения с ребенком и коррекции его речевых нарушений .
- « Тренинги» - наиболее активно применяемая мною форма
Тренинговые игровые упражнения и задания (по развитию связной речи, формированию произношения, по выполнению домашних заданий, предпосылок по формированию навыков письма, по предупреждению дисграфии и дислексии) помогают дать оценку различным способам взаимодействия с ребенком, выбрать более удачные формы обращения к нему и общения с ним, заменять нежелательные конструктивными. Родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, начинает общение с ребенком, постигает новые истины.
Совместные проекты, которые обеспечивают современный интегрированный подход в воспитании и обучении детей. Главным принципом данного направления стала пословица: “Расскажи - и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму”. Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Вместе с родителями дети были участниками проектов по теме "Умные пальчики", «Весёлый самомассаж», позволивший, родителям осознать значение развития мелкой моторики руки ребенка для речевого развития и активно включиться в изготовление пособий для тренировки руки и самомассажа из подручного материала.
Информационный журнал "Учимся, играя!" содержит материалы по всем лексическим темам для практического использования в играх и занятиях с детьми дома.
Индивидуальные занятия-практикумы «родитель + ребенок» по обеспечению родителей совместными формами деятельности с детьми, носящими коррекционную направленность, при этом решаются задачи индивидуальной программы работы с семьей. Обязательным условием является присутствие на них родителей, особенно матери: «Учимся у тех, кого любим». Наблюдая за работой логопеда, родители охотней и лучше выполняют с ребёнком домашние задания, процесс ускоряется раза в два.
Индивидуальные встречи с родителями на которых их информировали о динамике речевого развития;
Информационный стенд, который кроме своей основной задачи (информирование родителя об организации учебного процесса, документы, объявления, анонсы семинаров, тренингов и других мероприятий и т. п.) решает и другие задачи. Здесь родитель может прочитать статью из серии «Уголок логопеда», как позаниматься дома по лексической теме и т. д. Разделы на этом стенде периодически обновляются и отражают актуальные вопросы и проблемы речевого развития детей и пути их решения и т. д.
Сочетая в своей работе традиционные и не традиционные формы взаимодействия с семьей, могу отметить, что эффективность коррекционно – образовательного процесса значительно повысилась. Кроме того, родители стали более заинтересованы в успехах своего ребенка и более информированы, с точки зрения вопросов его речевого развития. Эти две стороны вопроса взаимосвязаны между собой – если нет первой (заинтересованность родителей, то и результативность второй (речевое развитие) будет относительной.
Вовлечение родителей в орбиту педагогической деятельности, их заинтересованное участие в коррекционно - педагогическом процессе важно не потому, что этого хочет учитель – логопед, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребёнка. Именно такого результата я хотела достичь, организовывая работу с родителями таким образом. Ведь сочетание традиционных и инновационных форм работы способствует повышению коррекционно- логопедической компетентности родителей и значительно сказывается на эффективности всей логопедической работы по устранению речевых нарушений у дошкольников
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК НОВАЯ ВЫСОКОЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВСЕХ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА в условиях ФГОС ДО
Основной тезис современного понимания метода проектов:«Всё, что я познаю, я знаю,для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить»....
«Совместные занятия детей и родителей как форма вовлечения семьи в воспитательно-образовательный процесс в ДОУ»
«Совместные занятия детей и родителей как форма вовлечения семьи в воспитательно-образовательный процесс в ДОУ»...
План тематического контроля «Использование активных форм взаимодействия с семьями воспитанников и вовлечение их в коррекционно-развивающий и воспитательно-образовательный процесс в контексте ФГОС ДО»
Представлен план организации тематического контроля по организации взаимодейстия ДОУ с семьями воспитанников с указанием форм и методов работы в разных направлениях воспитательно-образовательного проц...
статья :РОДИТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КАК НОВАЯ ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Данная статья посвящена родительским университетам как новой форме взаимодействия семьи и образовательных организаций в России. Тема является актуальной, так как педагоги...
Новые формы работы с семьей в условиях введения и реализации ФГОС
Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищеСемья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоцион...
Социально – педагогическое партнерство участников образовательного процесса: дети, родители, воспитатели, в контексте ФГОС.
Семья - одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю его существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлись - и не обходятся – без семьи. В ее позитивн...
«Современные формы работы в организации коррекционно - образовательной деятельности по формированию ценности Родины в работе учителя логопеда ДОУ»
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на обеспечение формирования в детях нравственности, интеллекта, физической культуры и эстетических качеств. Образ...