Сценарий организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Противоположности»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Составлен сценарий проведения занятия по развитию речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lomova_t.i._otkrytoe_zanyatie.docx | 168.05 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №1
«МАЛЕНЬКАЯ СТРАНА»
143968, Московская обл., Тел./факс 8 (495) 528-01-23
г.о. Реутов, ул. Реутовских ополченцев, дом 12 e-mail: madou_1reutov@mail.ru
Сценарий организованной образовательной деятельности
для детей старшего дошкольного возраста
«Противоположности»
Подготовила:
воспитатель Ломова Т.И.
г.о. Реутов, 2020г.
Цель: познакомить детей с понятием «Противоположности».
Задачи:
Образовательные:
- учить подбирать слова противоположные по смыслу;
- формировать умение заканчивать предложения с заданными словами.
Развивающие:
- развивать фонематический слух, память, внимание;
- развивать связную речь.
Воспитательные:
- воспитывать умение детей действовать согласно словесной инструкции;
- воспитывать умение работать в коллективе;
- воспитывать трудолюбие.
Методические приёмы:
- наглядные (показ, демонстрация, рассматривание);
- словесные (вопрос-ответ, объяснение педагога);
- игровые (интеллектуальные);
- практические (упражнения);
Оборудование:
Предметные картинки (для игры «Найди пару»); картинка к рассказу «Лекарство»; видео «Противоположности»; предметы для упражнения «Живое – неживое»; мяч; лего-конструктор.
Ход занятия
Дети стоят в кругу на ковре. Воспитатель приносит мяч и начинает передавать его по кругу. Каждый ребёнок, взяв мяч в руки говорит приветственные слова: доброе утро, привет, здравствуйте.
Воспитатель:
- Сегодня нас ждёт путешествие в страну новых слов, без которых наша речь не возможна. Нас ожидают игры, веселые задания.
- Итак, наше путешествие в страну новых слов начинается.
Присядьте на ковёр, ребята.
Игра «Да или нет»
- Я буду говорить, что вы любите и что не любите, а вы отвечаете «Да» или «Нет».
- Мороженое
- Пирожное
- Горчицу
- Шоколад
- Лук
- Чипсы
- Клубнику
- Сладкие конфеты
- Если вы соглашались, говорили ... (Да)
- Если вы не соглашались, говорили … (Нет)
- В русском языке есть слова-недруги, слова с противоположным значением. Такие слова
Да – нет,
горячо – холодно,
много – мало,
большой – маленький.
А теперь ребята мы посмотрим интересное видео о словах-противоположностях, а заодно и поиграем.
Внимание на экран.
Включаем видео, на котором демонстрируются картинки с противоположным значением, периодически останавливаем видеоряд и предлагаем детям назвать слово с противоположным значением.
Ребята, молодцы!
– Отгадайте загадки и найдите в них слова, противоположные по значению.
Кто приходит, кто уходит,
Все ее за ручку водят. (Дверь)
К вечеру умирает,
по утру оживает. (День)
В полотняной стране
По реке простыне
Плывет пароход,
То назад, то вперед,
А за ним такая гладь,
Ни морщинки не видать. (Утюг)
Без рук, без ног
И сердце заводное,
А на лице торчат одни усы.
И день и ночь
Идут без выходного. (Часы)
Давайте немножко разомнёмся
Физкультминутка:
Мы летаем высоко,
Мы летаем низко,
Мы летаем далеко,
Мы летаем близко.
(расставили ручки в стороны и представляем, что мы лётчики)
Дети бегут друг за другом по кругу. Затем снова садятся на ковёр.
Итак, сейчас я прочту короткий рассказ, который называется «Лекарство». Внимательно выслушайте и скажите, есть ли в этом рассказе слова – наоборот.
Рассказ «Лекарство».
У Маши заболела бабушка. Врач прописал ей лекарство. Когда Маша увидела, что бабушка пьёт лекарство, то сказала: «Милая бабушка, давай я выпью твоё горькое лекарство, а ты съешь мою сладкую конфетку».
- Какие слова, имеющие противоположные значения встречаются в этом рассказе? (горькое лекарство – сладкая конфета).
Воспитатель:
- Посмотрите на картинку и скажите, какие противоположности изображены на ней? (здоровая девочка и больная бабушка, бабушка пожилая, а девочка молодая, бабушка лежит на мягкой кровати, а девочка сидит на твёрдом табурете).
Игра «Назови словечко»
А теперь мы сыграем в игру «Назови словечко» с мячом.
Я буду каждому из вас бросать мяч и называть слово, а вы должны вернуть мяч мне обратно и назвать «слово-наоборот»горячий, широкий, злой, трусливый, конец, радость, война, ночь, высокий, тяжелый, большой, маленький, свет, приходить, новый, радоваться, бездельничать, плохо, мелко, грязно, рано, сладкий, добрый, далеко.
Теперь мы подойдём к центру конструирования и немного поиграем.
Командная игра «Построй противоположное»
Ребята, сейчас вы должны будете построить противоположные по размерам элементы.
Дети делятся на 2 команды, воспитатель предлагает первой команде построить низкую башню, дети строят, после чего вторая команда должна построить башню противоположную по высоте, т.е. высокую.
Далее второй команде предлагается построить из лего короткую дорожку, а первая команда оценивает длину, и, соответственно, строит длинную дорожку.
Упражнение «Подскажи словечко»
– Подскажите мне нужное слово, ребята.
Куст низкий, а дерево …
Вагон большой, а тележка …
Ночь была холодная, а день …
Молоко жидкое, а сметана …
Малина сладкая, а лимон …
Молодцы, ребята, а теперь займите свои места за столами.
Игра «Найди пару».
На столах у детей разложены листочки с изображением противоположных предметов, ребёнок должен самостоятельно найти пару и соединить их простым карандашом.
У каждого из вас на столе лежат листы с изображение предметов. Вам нужно карандашом соединить предметы, противоположные по смыслу. Например: холодный – горячий.
Дети выполняют задание. Воспитатель контролирует, помогает при необходимости.
Ребята, отложите карандаши, давайте разомнём пальчики.
Пальчиковая гимнастика про часики:
И день, и ночь,
То тихо, то громко,
Идут, стоят,
Работают бойко
(Попеременно загибать пальчики, начиная с мизинца левой руки, затем правой руки и так до большого пальца.)
Игра «Живое – неживое»
На столе находятся комнатное растение фиалка и предметы быта. Дети определяют «живые – неживые» предметы.
– Что это? (Комнатное растение).
– Как называется это комнатное растение?
– Как мы ухаживаем за растениями? (Поливаем, рыхлим, удобряем, пересаживаем)
– Для чего это делаем? (Чтобы цветок рос, цвел, не погиб, потому что он живой)
– Какие неживые предметы вы видите на столе? (Игрушка, тарелка, чашка)
– Ребята, вы отлично справились, молодцы!
Рефлексия
- О чём мы сегодня беседовали на занятии? (о словах, которые мы называем «наоборот», слова, имеющие противоположное значение).
- А ещё мы их называем слова – неприятели
Ребята, вам было интересно узнать о словах-неприятелях?
- Ответы детей.
Воспитатель:
Слова – противоположности
Они ведь не зазнайки,
Они всего лишь наши
С вами помогайки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СЦЕНАРИЙ РАЗВЛЕЧЕНИЯ (ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «УВЛЕКАТЕЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ НА ВЕРТОЛЕТЕ ДОРОЖНО-ПАТРУЛЬНОЙ СЛУЖБЫ»
Закрепление знаний о правилах дорожного движения и дорожных знаков детей старшего дошкольного возраста....
Сценарий непосредственно организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста с ФФНР на тему: «Дикие животные»
Обобщение и систематизация знаний о диких животных наших лесов, их внешнем виде и образе жизни.Развитие связной речи и навыков общения, речевого слуха, общих речевых навыков, памяти, мышления, артикул...
Сценарий непосредственно организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста с ФФНР на тему: "В гостях у Красной Шапочки"
- формирование навыка правильного звукопроизношения.- закреплять навык автоматизации звука «Р» в слогах, словах, предложениях;- учить согласовывать речь с движениями;- развитие мелкой мото...
Сценарий организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Осень золотая»
Сценарий организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Осень золотая» Цель: Закрепить представления детей о характерных признаках осени....
Сценарий организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Мусор парк не украшает»
В современном мире остро стоят проблемы, тесно связанные с состоянием окружающей среды. Экологическая проблема мусора на сегодняшний день является глобальной задачей для экологов всего мира.Наша жизнь...
Конспект организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Кашу дружно мы варили, детский сад весь накормили» ФЭМП с элементами экспериментирования в старшем дошкольном возрасте.
Конспект открытого занятия с элементами эксперементирования....