Отчет по самообразованию "Влияние сюжетно - ролевых игр на развитие речи дошкольников"
статья по развитию речи (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Самообразование неотьемлемая часть нашей работы!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Влияние сюжетно – ролевых игр на развитие речи дошкольников» | 23.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Отчет по самообразованию
Тема: «Влияние сюжетно – ролевых игр на развитие речи дошкольников»
Робулец Оксаны Владимировны
Воспитателя подготовительной группы
Корпуса № 6 ГБОУ «Школа на Яузе»
2019-2020гг.
Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через сюжетно – ролевую игру ребенок познает мир, готовится к взрослой жизни. В этой игре находят выражение основные потребности ребенка – дошкольника, а также идет развитие речи детей.
Развитие речи – процесс своеобразный, сложный, протекающий неодинаково у различных детей.
Сюжетно – ролевая игра оказывает положительное влияние на развитие речи. В ходе игры ребенок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за нее. Подражает гудению самолета, голосам зверей и т. д.
Среди всего многообразия детских игр наибольшее значение имеет сюжетно – ролевая игра. Она отличается тем, что действие ее происходит в некотором условном пространстве. Детская комната вдруг превращается в больницу или в магазин. А играющие дети берут на себя соответствующие роли (врача, продавца) и действуют от имени этих ролей. В ролевой игре это всегда парные или дополнительные роли, поскольку всякая роль предполагает другого участника: ребенок может быть врачом, только если рядом есть больной, покупателем, только если есть продавец и т. п. Поэтому ролевая игра – это деятельность коллективная: она обязательно предполагает других участников и прежде всего сверстников.
Сюжетно-ролевые игры помогают выработать чувство родного языка и умение правильно произносить слова, легко усваивать его грамматические нормы. Они таят в себе большие возможности, дают детям определённый объём знаний и учат их владеть этими знаниями; развивать творческую активность, самостоятельность мышления; помогают в игровой форме решать умственные задачи, преодолевая при этом определённые трудности речевого развития, такого как связная речь.
Однако умение играть в сюжетно – ролевые игры предполагает достаточно высокий уровень речевого развития. Известно, что дети, плохо владеющие речью, не могут играть в сюжетно – ролевые игры: они не умеют планировать сюжет, не могут взять на себя роль, их игры носят примитивный характер (в основном это манипуляции с предметами) и распадаются под влиянием любых внешних воздействий.
Сюжетно – ролевая игра оказывает специфическое воздействие на становление речи. В ее процессе детей следует постоянно побуждать к общению друг с другом и комментированию своих действий, что способствует закреплению навыков пользования инициативной речью, совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря, формированию грамматического строя речи.
Работая с детьми, я пришла к выводу, что многие дети нуждаются в коррекции речи. А так как игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, то проще всего это делать в процессе сюжетно – ролевой игры.
Цель моей работы: формирование речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности при косвенном и прямом участии воспитателя.
Исходя из цели, определяются задачи, которые решались в процессе формирования положительных взаимоотношений, учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста:
- развитие связной диалогической речи;
- развитие коммуникативности и личного взаимодействия детей друг с другом;
- расширение и активизация словарного запаса;
Для решения поставленных задач, я наметила методы и приемы, которые использовала в целях обогащения содержания сюжетно – ролевых игр:
- Исполнение воспитателем главной роли.
- Индивидуальная игра воспитателя с ребенком, при этом воспитатель исполняет главную роль.
- Внесение образных игрушек.
- Прием ролевой игры с продолжением.
- Игра в телефон.
- Обыгрывание с помощью кукол сюжетов жизни в детском саду.
- Разыгрывание с детьми воображаемых ситуаций.
В целях регулирования игровых взаимоотношений использовала следующие методы и приемы:
- Участие воспитателя в игре (главная роль) .
- Внесение кукольного персонажа, постановка правил поведения от его лица.
- Изменение игровой среды.
- Стимулирую детей комментировать (сопровождать речью свои действия) .
- Внимательно и тактично наблюдаю за игрой детей.
- Создаю условия для реализации различных видов игровой деятельности.
- Поощряю проявление детского словотворчества.
- Предоставляю детям право выбора средств для импровизации и самовыражения.
- Создаю условия для самостоятельной деятельности детей.
Прежде всего, я создала эмоционально – благоприятную атмосферу для детей: налаживание контактов с детьми, снятие эмоционального напряжения в игре, развертывание партнерских отношений. В группе я создала соответствующую предметно развивающую среду, оформила игры, соответствующие возрастным особенностям детей.
Формирование правильных взаимоотношений включает развитие организаторских умений детей, инициативы, элементарного умения руководить и подчиняться.
Целесообразно организовывать с детьми такие игры, в которых участвуют все дети. Примерами таких игр могут быть: «Магазин», «Поезд», «Путешествие», «Детский сад» и т. д.
Основной компонент сюжетно - ролевой игры - это сюжет. Сюжет игры – это та сфера, которая воспроизводится детьми. Сюжеты игр разнообразны. Условно их делят на:
- бытовые (игры в семью, детский сад) ;
- производственные и общественные отражающие профессиональный труд людей (школа, магазин, библиотека, почта, парикмахерская, больница, транспорт, автобус, поезд, полиция, пожарные, цирк и т. п.) .
- игры на героико – патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа (герои войны, космические полеты и т. д.)
- игры на темы литературных произведений, кино, теле – и радио передач: (по содержанию мультфильмов, кинофильмов и др.) . В этих играх ребята отражают целые эпизоды, подражая действиям героев, усваивая их поведение.
Сюжетно-ролевые игры отражают профессиональную деятельность взрослых. В этих играх дети осваивают процесс созидания, они учатся планировать свою работу, свою роль, словесно договариваются о сюжете, распределяют роли, подбирают атрибуты, вступают в спор, используя при этом свой активный и пассивный словарь, закрепляют знания, полученные во время наблюдений, экскурсий.
Игра становится компонентом становления социального организма, развивающегося в деятельности, развивающая речь.
Работу я начала по следующим направлениям: изучение литературы, работа над созданием развивающей среды, НОД с детьми, взаимодействие с родителями.
В течение учебного года я изучала соответствующую литературу по данной теме:
1. Виноградова Н. А. Сюжетно-ролевые игры для дошкольников. Москва, 2011.
2. Краснощекова Н. В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. Ростов на Дону, 2013.
3. Филичева Т. Б., Соболева А. В. Развитие речи дошкольника. Екатеринбург, 1996.
4. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. Москва, 1983. (стр. 3-8) .
В течение года мною были подготовлены и проведены:
- Беседы о профессиях.
- Организация самостоятельных сюжетно-ролевых игр (Поликлиника, Зоопарк, Театр, Супермаркет, Салон красоты, Ногтевая студия, Школа и мн. др.) .
- Составление творческих рассказов, рассказов из личного опыта детьми с использованием схем – подсказок («Что я видел на стройке», «Мой папа – строитель», «Учитель», «Моя мама (папа) врач») и т. п.
- Настольно-печатные игры («Кому, что нужно для работы», «Профессии») .
- Просмотр видеофильмов по теме «Профессии взрослых людей».
- Консультации для родителей («Сюжетно-ролевая игра в жизни ребенка», «Роль игры в жизни дошкольника», «Роль сюжетно-ролевой игры в воспитании детей дошкольного возраста»). Было предложено родителям поиграть дома в настольные игры (для закрепления умения детей брать на себя ведущую роль) .
В процессе сюжетно-ролевой игры происходит развитие всех сторон личности ребенка – дошкольника, в том числе и речевого развития. Сюжетно-ролевая игра оказывает специфическое воздействие на становление речи. В её процессе детей постоянно общаются друг с другом и комментируют свои действия, что способствует закреплению навыков пользования инициативной речью, совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря, формированию грамматического строя речи. Таким образом, сюжетно-ролевая игра является основой для развития речи, формирования коммуникативных умений, столь необходимых каждому ребёнку в будущем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие речи дошкольника
Игра - ведущая деятельность дошкольника, следует обучать детей игре и представлять возможность для самостоятельных сюжетно-ролевых действий. что способствует гармоничному развитию ребенка, формирует к...
роль сюжетно - ролевых игр в развитии речи дошкольников с ЗПР
роль сюжетно - ролевых игр в развитии речи дошкольников с ЗПР...
Роль сюжетно-ролевой игры в развитии речи дошкольников
Что такое игра? И какое значение она имеет на развитие речи детей дошкольного возраста....
Презентация по развитию речи "Роль сюжетно-ролевой игры в развитии речи у дошкольников"
Консультация для воспитателей....
Родительское собрание. «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии речи у дошкольников»
Родительское собрание. «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии речи у дошкольников»...
Роль сюжетно-ролевой игры в развитии речи дошкольников
Роль сюжетно - ролевой игры...
Роль сюжетно-ролевой игры в развитии речи дошкольника
В данном материале описано влияние сюжетно-ролевой игры на речь детей дошкольного возраста....