Роль сюжетно-ролевой игры в развитии речи дошкольников
консультация по развитию речи (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Что такое игра? И какое значение она имеет на развитие речи детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 426.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация
«Роль сюжетно-ролевой игры в развитии речи дошкольников»
В настоящее время проблема развития речи приобретает особую актуальность, так как формирование связной речи имеет важнейшее значение в общей системе дошкольного образования.
Речь - одна из центральных, важнейших психических функций, «зеркало» протекания мыслительных операций, эмоциональных состояний, средство самореализации и вхождения в социум. Она имеет огромное влияние на формирование психических процессов ребёнка и на его общее развитие. Развитие мышления в значительной степени зависит от развития речи; она является основным средством общения людей между собой; речь играет большую роль в регуляции поведения и деятельности ребёнка на всех этапах его развития. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Однако не все дети одинаково успешно овладевают связной речью, что нередко ведёт к нарушению самосознания и самооценки ребёнка, отклонению в развитии личности ребёнка, что приводит к замкнутости, неуверенности в себе, негативизму, мешают в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности. Поэтому необходимо позаботиться о своевременном формировании речи детей, о её правильности и чистоте, предупреждая и исправляя любые отклонения от общепринятых норм родного языка, и этому способствуют сюжетно-ролевые игры.
Главную роль в развитии речи детей и пополнение словарного запаса играет
воспитатель и его речь, поскольку большую часть дети проводят с ним, начиная с раннего возраста.
Активно развивается речь ребенка в игре. Сюжетно-ролевая игра способствует развитию речевых навыков и умений. Дети в игре разговаривают с игрушками, подражают голосам зверей, героям произведений, гудению самолета, поезда и т.д. Все это позволяет развивать речевую активность: овладеть навыками монологической и диалогической речи, развивать звуковую культуру речи, формировать грамматический строй речи.
В раннем возрасте сюжетно-ролевые игры – отобразительные. Они
отображают ежедневные бытовые ситуации, в которых воспитатели
используют элементы обучающих игр: дидактических, театрализованных,
пальчиковую гимнастику, артикуляционную и дыхательную гимнастики,
которые способствуют развитию речи.
В старшем возрасте воспитатель создает условия для возникновения новых
самостоятельных игр на основе знакомых. Способствует развитию творческого воображения в игре, где развиваются и совершенствуются речевые умения.
Сначала в разыгрывании первоначальных сюжетов игр должен всегда
присутствовать воспитатель (для развития связной, грамматической речи). А
дальше в самостоятельных играх детей воспитатель корректирует их речь.
Детям тяжело грамматически правильно связывать и согласовывать слова в
предложения, составлять рассказы. Для этого мы, воспитатели используем
сюжетно-ролевую игру, как обучающую форму взаимодействия для развитияречевых навыков, часто используя литературные произведения.
Сюжетно-ролевая игра даёт ребёнку возможность ориентироваться в реальных жизненных ситуациях, проигрывая их неоднократно и как бы понарошку в своём вымышленном мире, вырабатывает активное отношение к жизни и целеустремлённость в выполнении поставленной цели, помогает становлению связной речи. Сюжетно-ролевая игра - сильнейшее средство социализации ребёнка, включающие в себя как социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия, так и стихийные, влияющие на формирование связной речи. Игра становится компонентом становления социального организма, развивающегося в деятельности, развивающая речь. Сюжетно-ролевые игры отражают профессиональную деятельность взрослых. В этих играх дети осваивают процесс созидания, они учатся планировать свою работу, свою роль, словесно договариваются о сюжете, распределяют роли, подбирают атрибуты, вступают в спор, используя при этом свой активны и пассивный словарь, закрепляют на знаниях полученные во время наблюдений, экскурсий.
Играя, ребенок познает мир, обучается, развивается психически и физически. Игра является определяющим фактором в развитии личности, в том числе и влияет на один из важнейших познавательных процессов человека - речь.
подготовила воспитатель МАДОУ детский сад №5 «Ручеек»
Стальнова Людмила Александровна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/14/picture-725556-1450118220.jpg)
Консультация для педагогического совета на тему: «Использование сюжетно-ролевых игр в целях развития речи дошкольников» Подготовила воспитатель Ивченко Н.А.
Начальный этап игровой деятельности – ознакомительная игра с предметом-игрушкой по мотиву, заданному ребёнку взрослым. Её содержание составляют действия-манипуляции, осуществляемые в процесс...
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/14/picture-725556-1450118220.jpg)
Консультация для педагогического совета на тему: «Использование сюжетно-ролевых игр в целях развития речи дошкольников»
Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно, игра является основой творческого развития ребёнка, ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/04/13/picture-1030746-1523586261.jpg)
Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие речи дошкольника
Игра - ведущая деятельность дошкольника, следует обучать детей игре и представлять возможность для самостоятельных сюжетно-ролевых действий. что способствует гармоничному развитию ребенка, формирует к...
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/03/picture-1429416-1667423199.jpg)
Роль сюжетно-ролевых игр, как средства развития речи детей дошкольного возраста.
Игра является ведущим видом деятельности дошкольника....
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/13/picture-1363249-1636815153.jpg)
«Роль сюжетно-ролевых игр в формировании представлений младших дошкольников о профессиях»
Игра-ведущий вид деятельности в жизни младшего дошкольника. Познать профессии в игре, очень просто и интересно, для детей младшего взрста....
![](/sites/default/files/pictures/2024/02/27/picture-620751-1709043514.jpg)
Роль сюжетно-ролевой игры в развитии речи дошкольника
В данном материале описано влияние сюжетно-ролевой игры на речь детей дошкольного возраста....