Роль сюжетно-ролевой игры в развитии речи дошкольников
консультация по развитию речи (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Стальнова Людмила Александровна

Что такое игра? И какое значение  она имеет на развитие речи детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_syuzhetno-rolevoy_igry_vu_razvitii_rechi_doshkolnikov.docx426.35 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация

«Роль сюжетно-ролевой игры в развитии речи дошкольников»

       

          В настоящее время проблема развития речи приобретает особую актуальность, так как формирование связной речи имеет важнейшее значение в общей системе дошкольного образования.C:\Users\Люда\Desktop\s1200.png

Речь - одна из центральных, важнейших психических функций, «зеркало» протекания мыслительных операций, эмоциональных состояний, средство самореализации и вхождения в социум. Она имеет огромное влияние на формирование психических процессов ребёнка и на его общее развитие. Развитие мышления в значительной степени зависит от развития речи; она является основным средством общения людей между собой; речь играет большую роль в регуляции поведения и деятельности ребёнка на всех этапах его развития. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Однако не все дети одинаково успешно овладевают связной речью, что нередко ведёт к нарушению самосознания и самооценки ребёнка, отклонению в развитии личности ребёнка, что приводит к замкнутости, неуверенности в себе, негативизму, мешают в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности. Поэтому необходимо позаботиться о своевременном формировании речи детей, о её правильности и чистоте, предупреждая и исправляя любые отклонения от общепринятых норм родного языка, и этому способствуют сюжетно-ролевые игры. C:\Users\4BD3~1\AppData\Local\Temp\videoblocks-beautiful-little-girl-playing-doctors-with-doll-at-home_sqxdhnfahg_thumbnail-full01.png

     Главную роль в развитии речи детей и пополнение словарного запаса играет

воспитатель и его речь, поскольку большую часть дети проводят с ним, начиная с раннего возраста.

     Активно развивается речь ребенка в игре. Сюжетно-ролевая игра   способствует развитию речевых навыков и умений. Дети в игре разговаривают с игрушками, подражают голосам зверей, героям произведений, гудению самолета, поезда и т.д. Все это позволяет развивать речевую активность: овладеть навыками монологической и диалогической речи, развивать звуковую культуру речи, формировать грамматический строй речи.

     В раннем возрасте сюжетно-ролевые игры – отобразительные.  Они

отображают ежедневные бытовые ситуации, в которых воспитатели

используют элементы обучающих игр: дидактических, театрализованных,

пальчиковую гимнастику, артикуляционную и дыхательную гимнастики,

которые способствуют развитию речи.

В старшем возрасте воспитатель создает условия для возникновения новых

самостоятельных игр на основе знакомых. Способствует развитию творческого воображения в игре, где развиваются и совершенствуются речевые умения.

Сначала в разыгрывании первоначальных сюжетов игр должен всегда

присутствовать воспитатель (для развития связной, грамматической речи). А

дальше в самостоятельных играх детей воспитатель корректирует их речь.

Детям тяжело грамматически правильно связывать и согласовывать слова в

предложения, составлять рассказы. Для этого мы, воспитатели используем

сюжетно-ролевую игру, как обучающую форму взаимодействия для развитияречевых навыков, часто используя литературные произведения.

C:\Users\Люда\Desktop\s1200.jpg

      Сюжетно-ролевая игра даёт ребёнку возможность ориентироваться в реальных жизненных ситуациях, проигрывая их неоднократно и как бы понарошку в своём вымышленном мире, вырабатывает активное отношение к жизни и целеустремлённость в выполнении поставленной цели, помогает становлению связной речи. Сюжетно-ролевая игра - сильнейшее средство социализации ребёнка, включающие в себя как социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия, так и стихийные, влияющие на формирование связной речи. Игра становится компонентом становления социального организма, развивающегося в деятельности, развивающая речь.       Сюжетно-ролевые игры отражают профессиональную деятельность взрослых. В этих играх дети осваивают процесс созидания, они учатся планировать свою работу, свою роль, словесно договариваются о сюжете, распределяют роли, подбирают атрибуты, вступают в спор, используя при этом свой активны и пассивный словарь, закрепляют на знаниях полученные во время наблюдений, экскурсий.

C:\Users\Люда\Desktop\635571889087601790.jpg

Играя, ребенок познает мир, обучается, развивается психически и физически. Игра является определяющим фактором в развитии личности, в том числе и влияет на один из важнейших познавательных процессов человека - речь.

подготовила   воспитатель МАДОУ детский сад №5 «Ручеек»

Стальнова Людмила Александровна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогического совета на тему: «Использование сюжетно-ролевых игр в целях развития речи дошкольников» Подготовила воспитатель Ивченко Н.А.

Начальный этап игровой деятельности – ознакомительная игра с предметом-игрушкой по мотиву, заданному ребёнку взрослым. Её содержание составляют действия-манипуляции, осуществляемые в процесс...

Консультация для педагогического совета на тему: «Использование сюжетно-ролевых игр в целях развития речи дошкольников»

Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно, игра является основой творческого развития ребёнка, ...

Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие речи дошкольника

Игра - ведущая деятельность дошкольника, следует обучать детей игре и представлять возможность для самостоятельных сюжетно-ролевых действий. что способствует гармоничному развитию ребенка, формирует к...

Роль сюжетно-ролевых игр, как средства развития речи детей дошкольного возраста.

Игра является ведущим видом деятельности дошкольника....

«Роль сюжетно-ролевых игр в формировании представлений младших дошкольников о профессиях»

Игра-ведущий вид деятельности в жизни младшего дошкольника. Познать профессии в игре, очень просто и интересно, для детей младшего взрста....

Роль сюжетно-ролевой игры в развитии речи дошкольника

В данном материале описано влияние сюжетно-ролевой игры на речь детей дошкольного возраста....