Роль сюжетно-ролевой игры в развитии речи дошкольника
консультация по развитию речи
В данном материале описано влияние сюжетно-ролевой игры на речь детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сюжетно-ролевая игра и речь. | 33.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль сюжетно-ролевой игры в развитии речи детей
дошкольного возраста
Игровые занятия для ребёнка являются одним из самых эффективных методов для развития речи. Рассмотрим особенности воздействия игры на речевое развитие более подробно.
Проблема игры возникла как слагаемое проблемы свободного времени и досуга людей в силу тенденций религиозно-социально-экономического и культурного развития общества [8].
На сегодняшний день одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста является сюжетно-ролевая игра. Это обусловлено тем, что ролевая игра во всех сферах человеческой деятельности становится универсальным инструментарием, позволяющим обеспечить ее системность, целе-ориентированность и результативность.
Игра – как активность индивида, которая направленная на условное моделирование развернутой деятельности. Для человека – форма деятельности в условных ситуациях, тоже направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, закрепленных способов осуществления действий предметных в предметах науки и культуры.
Такими играми и называют формы жизнедеятельности животных Появление игры в процессе эволюции животного мира обусловлено усложнением видовой жизнедеятельности и необходимостью усвоения опыта видового сообщества молодыми животными.
Немецкий ученый К. Гросс отметил, что игра и животных, и детей имеет такую функцию: игра характерно именно для тех, у кого поведение не сводится лишь к автоматической реализации и требуется вариативное приспособление к условиям существования.
Игры исследуют в таких науках как психологии, этнографии и истории культуры, в педагогике и других науках. Особенностью игры являются быстро меняющиеся ситуации, в которых оказывается объект, и столь же быстрое приспособление объекта к новой ситуации.
В структуру игры детей входят:
- роли, взятые на себя играющими;
- игровые действия, как средство реализации этих ролей;
- игровое употребление предметов – замещение реальных предметов игровыми, условными;
- реальные отношения между играющими.
Роль — это основной фактор, объединяющий всех, кто вовлечён в процесс игры. Сюжет игры называется копируемая в игре часть реальности; наполнением является то, что копируется детьми как основной момент деятельности и отношений между взрослыми в их трудовой и общественной жизни. В игре происходит формирование произвольного поведения ребенка, его социализация [7].
Основой любой игры является поставленная педагогом игровая цель, реализуемая детьми во время игровой деятельности. Взаимосвязь обучения и игры наиболее наглядно видны в двух задачах - дидактической и игровой. Прямая постановка дидактической задачи ребёнку мало эффективна так как не вызывает у него интереса, гораздо эффективнее внедрять её через игровую задачу в этом случае она становиться задачей самого ребёнка, пробуждает желание и необходимость решить её, формирует действия в игре. Дидактическая задача в игре определяет её обучающий характер направленность на познавательную деятельность детей дошкольного возраста.
Детские игры сделаны, так что должны всесторонне подготовить детей дошкольного возраста к реальной жизни, поэтому они затрагивают абсолютно все виды деятельности человека и характеризуются как детская форма познания, труда, общения, искусства, спорта.
Изюминкой игры является то, что она развивает ребёнка в направлении драматического искусства, элементы которого сохраняются в любой игре:
- ребёнок в игре для решения определённых задач производит определённые действия;
- определённые моменты носят вымышленный характер что позволяет ребёнку отвлечься от реальной ситуации.
При построении воспитательно-образовательной деятельности педагоги опираются на образовательные программы и осуществляют их путем интеграции естественных для дошкольника видов деятельности, главным из которых является игра. Сюжетно-ролевая игра – это основной вид развивающей деятельности ребёнка дошкольника. Игровые моменты, ситуации включаются во все виды детской деятельности и общения воспитателя с дошкольниками.
Для детей старшего дошкольного возраста крайне важно создать условия для речевой, разнообразной творческой игровой деятельности.
Задачи развития игровой деятельности:
- Развивать умение играть на основе общего построенного сюжета, впоследствии — через сложение новых творческих сюжетов.
- Развивать содержание сюжетных игр детей на основе знакомства с явлениями из реальной жизни, развивать воображение на основе сюжетов сказок и мультфильмов.
- Развивать умение следовать игровым правилам в дидактических, подвижных, развивающих играх.
- Развивать умение занимается со сверстниками в разных видах игр: формулировать собственную точку зрения, выяснять точку зрения своего товарища, сравнивать их и анализировать при помощи аргументации.
Сюжетно-ролевые игры являются отображением социальной действительности, комбинированием в одном сюжете реальных и выдуманных событий, разнообразных ситуаций взаимодействия людей.
Дети самостоятельно участвуют в создании игровой обстановки с учетом темы игры и воображаемой ситуации, совместно с воспитателем изготавливают игрушки-самоделки и предметы-заместители для игр.
В отечественной психологии и педагогике теорию игры разрабатывали К.Д. Ушинский, П.П. Блонский, Г.В. Плеханов, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, Н.К. Крупская, Д.Б. Эльконин, В.С. Мухина и другие.
К.Д. Ушинский отмечал, что игра – одно из замечательных явлений жизни. Всматриваясь в детские игры, он, пришел к выводу, что для ребенка игра – действительность, и действенность гораздо более интересная, чем та, которая его окружает… Интереснее, потому что ребёнок лучше понимает её, а лучше понимает, потому что часть игры создаёт сам своим воображением. Игра для ребёнка иногда бывает реалистичнее реального мира.
Более того, сюжетно-ролевая игра, активизирует все психические процессы человека, в значительной степени стимулирует личность к непрерывному поиску преображения реальности посредством деятельности изменения, постановке более сложных целей, выделения в предметной среде наиболее важных и существенных сторон для их осуществления, отыскания иных оптимальных способов действия.
В дошкольном образовательном учреждении ребенок получает море впечатлений, ведь там он играет и общается, получает новые навыки и применяет их на практике, задает вопросы и получает на них ответы, учится сопереживать и делиться эмоциями, соблюдать правила, планировать свои действия и подчиняться распорядку. Все вышеперечисленное является показателями развития качеств личности ребенка. Для того чтобы развитие ребенка стало гармоничным и всесторонним необходимо, чтобы уровни развития всех его качеств были одинаково высоки.
Вопросам развития игры в дошкольном возрасте посвящены многие работы Д.Б. Эльконина. В своих исследованиях психолог особое внимание уделяет становлению мотивации игровой деятельности и роли символов в ее осуществлении.
Эльконин Д.Б. считает, что символы обеспечивают ребенку выход за пределы реального предметного действия и выполнение его в сокращенной игровой форме, что позволяет дошкольнику выявить в этом действии общий смысл. Используя такие символы, ребенок моделирует в игре реальные отношения взрослых и берет на себя их общественно-трудовые роли.
Через игру можно побуждать детей к общению друг с другом. Уникальными возможностями для речевого развития в дошкольном возрасте обладает сюжетно-ролевая игра.
Сюжетно-ролевая игра способствует:
- закреплению навыков пользования инициативной речью;
- совершенствованию речи;
- обогащению словаря;
- формирование грамматического строя языка и т.д. [10].
Сюжетно-ролевая игра оказывает положительное влияние на речевое развитие, например, в ходе игры ребенок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за нее, подражает гудению самолета, голосам зверей [1].
Среди сюжетно-ролевых игр особое внимание стоит уделить играм, содержанием которых является инсценирование какого-либо сюжета, так и называемые игры-драматизации. Именно эти игры оказывают большое влияние на обогащение речевого развития детей.
Театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, формирует диалогическую речь, активизирует словарь. Часто дошкольники самостоятельно преобразовывают инсценировки, включают их в сюжетно-ролевые игры, которые способствуют развитию речевой активности выразительности речи.
Развитию выразительности речи и согласованности слов с движениями способствуют и хороводные игры, и игры с пением. Эти игры формируют также произвольное запоминание текстов и движений.
Также используются и дидактические игры для решения задач речевого развития, связанных с расширением словарного запаса. Такие дидактические игры направлены на уточнение и закрепление словаря, развитие навыков быстрого выбора наиболее подходящего слова, изменения и образования слов. Дидактические игры позволяют упражнять в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь [9].
Исходя из этого, если в качестве цели воспитатель выбирает речевое развитие через сюжетно-ролевую игру, то он должен таким образом строить сюжет игры, чтобы в нее были включены все элементы и игры-драматизации, хороводной и дидактической игры.
Создание игры, как деятельности предполагает, что педагог влияет на расширение тематики сюжетно-ролевых игр, их содержанием, способствует овладению детьми ролевым поведением.
Для каждого ребенка игра – это жизнь, это смысл дня, это счастье.
Содержания сюжетно-ролевых игр должно рассматриваться педагогом как условие формирования положительных взаимоотношений дошкольников.
У детей нужно формировать интерес к самому процессу общения, а не только к его результату, общение – это такой диалог, который требует терпимости и к идеям, ориентировать на то, что в общении надо не только что-то получать самому, но и как можно больше давать возможности другим.
Следовательно, владением речью и созданием определенных установок в сфере общения и развитие у дошкольников коммуникативных умений.
Игру детей принято называть «Спутником детства», она составляет содержание жизни, и выступает как ведущая деятельность, но тесно переплетается с трудом и учением.
В игру вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, воспринимает, говорит, думает, в процессе игры у него активно работаю все психические процессы: воображение, мышление, память, эмоциональные и волевые проявления.
В создании образа особенно велика роль слова. Слово помогает ребенку выявить его мысли, чувства, согласовывать свои действия. Развитие целенаправленности связано с речевым развитием, с возрастающей способностью облекать в свои слова замыслы.
Для того, чтобы дети могли реализовывать свои творческие возможности, необходимо им овладевать более сложным способом построения игры, оно включает в себя умение ребенка выстраивать новые события, которые охватывают разнообразные тематические содержания, и при этом быть ориентированным на партнеров сверстников.
Важным и эффективным средством формирования является совместная игра взрослого с детьми. Каждый способ игры формируется достаточно быстро и легко, если он отделен от усвоенных способов.
Полезное влияние сюжетно-ролевых игр на развитие речи, позволяет использовать как средство диагностики и коррекции становления речи, они позволяют подтолкнуть ребенка к использованию речевых средств.
Развитие коммуникативных умений происходит успешнее тогда, когда педагоги, организуя коллективные дела в группе, стараются целенаправленно использовать их в этом направлении.
На протяжении всего периода ребенок старшего дошкольного возраста будет развиваться во всех направлениях речи:
- будет развиваться грамматический строй речи;
- обогащаться словарный запас;
- формироваться связная речь (монологическая, диалогическая);
А также будет изменен характер взаимоотношения между речью и пониманием.
Для каждого педагога дошкольного образования, стоит задача, как улучшить, или усовершенствовать речь. Для этого мы используем в работе с детьми не только диалог – игра, диалог – бытовой труд, диалог – бытовая деятельность, диалог – учебная деятельность, но и монолог (текст), как грамотно и правильно учиться говорить.
Игра – это и есть толчок, для развития языка и слова.
Чтобы ребенок качественно и своевременно овладел устной речью, для этого необходимом, чтобы он пользовался ею как можно чаще, вступая в контакт со взрослыми и детьми.
В процессе игры дети накапливают необходимый запас слов, приобретают умение выражать свои мысли наиболее полно и связно, учатся правильно использовать в своей речи грамматические формы, распределяют между собой роли, проговаривают основные действия той или роли.
Мир взрослых влияет на мир детей и наоборот. Сама игра выступает в роли своеобразного мостика от мира детей к миру взрослых, где все взаимосвязано и переплетено.
Через игру ребенок-дошкольник познает мир, готовится к взрослой жизни, одновременно и игра является основной творческого развития ребенка, развития умения соотнесения творческих навыков и реальной жизни. В игре находят выражение потребности ребенка-дошкольника.
Роль воспитателя заключается в том, чтобы ориентировать детей на то, что в общении надо не только говорить самому, но и давать возможность высказаться другим детям.
В чем особенность сюжетно-ролевой игры как основного вида игры ребенка дошкольного возраста?
С.Л. Рубинштейн подчеркнул, что эта игра есть наиболее спонтанное проявление интересов ребенка [11, с.55].
Важно, что сюжетно-ролевая игра строится на взаимодействии ребенка со сверстниками и взрослыми. Основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество.
Особенностью сюжетной игры является наличие воображаемой ситуации. Мнимая ситуация сюжета и ролей, которые принимают дети в процессе игры, в том числе с использованием своего рода вещей и предметов.
Можно увидеть, что чаще всего ребенок берет на себя роль взрослого. Наличие роли и игры означает, что ребенок идентифицирует себя с тем или иным человеком и действует от имени этой ролевой позиции. Такая ролевая позиция демонстрируется в действиях: правильное использование тех или иных объектов (ставит градусник, как медсестра, за рулем автомобиля в качестве водителя, также входит в различные отношения с другими играющими). Роль также выражается в действиях, речи, мимикой, пантомимы [5, 6].
Сюжетно-ролевая игра является речевой ситуацией, где происходит обучение диалогической речи, она направлена на развитие умений договариваться во время общения, вступать в разговор, соблюдать речевой этикет, выражать свои чувства, доказывать свою точку зрения.
Главной особенностью игровой воображаемой ситуации является, то, что ребенок начинает действовать в мысленной, а не видимой ситуации. Действие, как правило, придумано, а не определено какой-то конкретной вещью. Идея и мысль в игре нуждается в опоре, поэтому часто одна вещь заменяется другой (палочка заменяет лошадь), которое позволяет осуществить требуемое по смыслу действие.
Л.С. Выготский подчеркивал, что творческая ролевая игра — преобладающая деятельность ребенка трех—шести лет, так как она создает область ближайшего развития. В игре ребенок всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного повседневного поведения, он как бы на голову выше самого себя. «Игра в конденсированном виде содержит в себе, как в фокусе увеличительного стекла, все предпосылки развития; ребенок в игре как бы пытается сделать прыжок над уровнем своего обычного поведения... За игрой стоят изменения потребностей и изменения сознания более общего характера... Действие в воображаемом поле, в придуманной ситуации, создание произвольного намерения, образование жизненного плана, волевых мотивов — все это возникает в игре и ставит ее на высший уровень развития, возносит ее на гребень волны, делает ее девятым валом развития дошкольного возраста». [5, с. 88].
В сюжетно-ролевой игре знания, впечатления ребенка не остаются неизменными. Они пополняются и уточняются, качественно изменяются, преобразовываются, это делает игру формой практического познания окружающей реальности.
Огромную роль в развитии речи имеют игры, игровые упражнения, которые можно использовать не только в занятиях и в совместной деятельности воспитателя с детьми, но и в самостоятельную деятельность детей.
Сюжетно - ролевые игры создают сами дети, а их деятельность носит явно выраженный самодеятельный характер.
Творческой ролевой игре присущи мотивы, наиболее общий мотив – это стремление ребенка к совместной социальной жизни с взрослыми. Такое стремление сталкивается, с одной стороны, с неподготовленностью ребенка к его осуществлению, а с другой стороны – с растущей самостоятельностью детей. Таким образом, возникающее противоречие разрешается в сюжетно-ролевой игре, ребенок принимает роль взрослого и воспроизводит его жизнь, деятельность и отношения.
Такие непосредственные мотивы с возрастом изменяются, определяя содержание игр. У младших дошкольников основная причина игры – действие с привлекательными для него предметами, а для детей старшего дошкольного возраста основным мотивом становится воспроизведение отношений, в которые вступают друг с другом изображаемые в игре взрослые.
Для детей дошкольного возраста основное в сюжетно-ролевой игре – проявление высоких моральных качеств, которыми отличается тот или иной человек (честность, храбрость и др.).
Мы еще раз подчеркиваем, что игровая деятельность имеет большое значение и играет огромную роль в овладении речевыми навыками общения дошкольниками.
По мнению А.В. Мудрика считает, что дошкольникам необходимо прививать навыки речевого общения, это предполагает наличие большого запаса слов, образность и правильность речи; восприятие устного слова и точную передачу идей партнеров своими словами; логичность построения и изложения высказываний.
У дошкольников, следовательно, нужно формировать интерес к самому процессу общения, а не только к его результату, а результатом же общения может стать понимание того, что общение – это диалог, требующий терпимости и к идеям, и мелким недостатком партнера, умения слушать и слышать другого.
Владением речью и формированием определенных установок в сфере общения и развитие у дошкольников коммуникативных умений.
Дошкольникам важно учиться восприятию окружающих людей, они учатся присматриваться к людям в различных ситуациях, учатся понимать их настроение, характер.
Все это помогает найти правильный стиль и тон общения в той или иной ситуации. Опыт общения и сотрудничества с разными людьми может развиваться и способность интуитивно определять состояние другого человека его отношение к делу, судить о нем как о личности.
Таким образом, важно подчеркнуть, что развитие коммуникативных умений чаще всего происходит успешнее тогда, когда педагоги, организуя те или иные коллективные дела в группе, стараются целенаправленно использовать их в этом направлении.
Ролевая игра как средства обучения общению, по мнению специалистов, состоит в том, что та или иная коммуникативная задача решается участниками путем импровизации в разыгрывании определенной ситуации.
Возможно одна и та же ситуация проигрывается несколько раз, что и позволяет участникам поменяться ролями, и предложить свои варианты поведения, затем можно обсудить, какие варианты были наиболее удачными [3, 4].
Исследователи выделяют многофункциональные особенности сюжетно-ролевой игры:
- Деятельная функция – такая игра разрешает детям брать новые чувственно-привлекательные позиции и этим способствовать исполнению настоящей деятельности, в которую он включается. В одной сюжетно-ролевой игре можно обнаружить несколько видов деятельности.
- Социокультурная функция - в этой игре отражены эталоны культурных ценностей современного общества. В ней заложены правила поведения и взаимодействия людей, общечеловеческие и социальные нормы. Нет ни одной игры, в которой были бы не оглашены определенные социокультурные правила.
- Коммуникативная функция – никакую игру нельзя представить себе без общения. Во время игры с детьми и игрушками в детском саду ребенок учится устанавливать новые отношения и связи с достижением своей цели.
- Функция самореализации – еще одна функция сюжетно-ролевой игры. У любой игры есть своя цель, ее можно достигнуть, только лишь применив все свои знания и навыки.
- Защитная (коррекционная) функция сюжетно-ролевой игры связана с тем, что в ходе игры дошкольники могут научиться видеть и решать свои проблемы.
Исходя из вышеизложенного, можно выделить несколько особенностей сюжетно-ролевой игры:
- игра выступает формой неигровой деятельности детей;
- игра может выступать как средство, метод учебной деятельности дошкольников;
- ролевая игра, как и другие виды игр, может входить составной частью в содержание и организацию неигровой деятельности детей.
Таким образом, сюжетно-ролевые игры способствуют формированию и закреплению диалогических умений, чем выше уровень игрового творчества детей дошкольников в игре, тем богаче и разнообразнее диалог.
Список литературы:
- Арбанян, Л.А. Игра дошкольника / под ред. С.Л. Новоселовой, Л.А.Арбанян, Т.В. Антонова, Л.В. Артемова и др. – Москва: Просвещение, 2011. – 286 с.
- Аркин, Е.А. Ребенок в дошкольные годы / Е.А. Аркин. – М., 2011. – 177с.
- Виноградова Н.А., Позднякова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников. М.: Айрис-Пресс, 2010.
- Возрастная и педагогическая психология: учебник для студ. пед. институтов / В.В. Давыдов, Т.В. Драгунова, Л.Б. Ительсон и др. / под ред. А.В. Петровского. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Просвещение, 2009. – 288 с.
- Воронкова Л.В. Сюжетно-ролевые игры, программы, беседы в кругу детей. М.: Педагогическое общество России, 2004.
- Деркунская В.А., Харчевникова А.Н. Педагогическое сопровождение сюжетно-ролевых игр детей 5-7 лет. Учебно-педагогическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2015.
- Диагностика в детском саду. Содержание и организация диагностической работы в дошкольном образовательном учреждении: Методическое пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. – 288 с.
- Жуковская, Р.И. Игра и ее педагогическое значение / Р.И. Жуковская. –Москва: ЧП Ильин, 2001. – 249с.
- Золотая коллекция игр для детей. Развивающие, дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные. Под ред. Минеджян Т.М. М.: Центрполиграф, 2011.
- Краснощекова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста / Ростов - на - Дону, 2007.
- Рубинштейн, Л.С. Речь и мышление / Рубинштейн Л.С. – Москва: Просвещение, 2013. – 432 с. 25. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях / под ред. М.А. Васильевой. – М., 2012. – 203 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогического совета на тему: «Использование сюжетно-ролевых игр в целях развития речи дошкольников» Подготовила воспитатель Ивченко Н.А.
Начальный этап игровой деятельности – ознакомительная игра с предметом-игрушкой по мотиву, заданному ребёнку взрослым. Её содержание составляют действия-манипуляции, осуществляемые в процесс...
Консультация для педагогического совета на тему: «Использование сюжетно-ролевых игр в целях развития речи дошкольников»
Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно, игра является основой творческого развития ребёнка, ...
Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие речи дошкольника
Игра - ведущая деятельность дошкольника, следует обучать детей игре и представлять возможность для самостоятельных сюжетно-ролевых действий. что способствует гармоничному развитию ребенка, формирует к...
Роль сюжетно-ролевой игры в развитии речи дошкольников
Что такое игра? И какое значение она имеет на развитие речи детей дошкольного возраста....
Роль сюжетно-ролевой игры в развитии речи дошкольников
Роль сюжетно - ролевой игры...
Роль сюжетно-ролевых игр, как средства развития речи детей дошкольного возраста.
Игра является ведущим видом деятельности дошкольника....
«Роль сюжетно-ролевых игр в формировании представлений младших дошкольников о профессиях»
Игра-ведущий вид деятельности в жизни младшего дошкольника. Познать профессии в игре, очень просто и интересно, для детей младшего взрста....