Организованная образовательная деятельность по речевому развитию в подготовительной группе на тему "Разные ручки".
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Представлен конспект ООД по развитию речи "Разные ручки", разработанный в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Данное занятие направлено на совершенствование устной речи детей. Отличительной особенностью занятия по ФГОС ДО является активная речевая деятельность детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie_raznye_ruchki.docx | 23.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Организованная образовательная деятельность
по развитию речи «Разные ручки».
Технология проблемного обучения в ДОУ.
Цель: совершенствовать устную речь детей.
Задачи.
Образовательные: закрепить умение составлять текст повествования, соблюдая структуру и используя разнообразные средства связи; составлять предложения по схеме; познакомить с многозначным словом «ручки», с использованием проблемной ситуации; закрепить с детьми в составлении предложений, объединённых тематически.
Развивающие: развивать речь, внимание, воображение; развивать интонационную выразительность речи.
Воспитательные: воспитывать доброжелательные отношения друг к другу прислушиваться и не перебивать, давать возможность друг другу высказаться, воспитывать речевое внимание.
Словарная работа: ручка, которыми мы пишем; ручки малыша; ручка дверная; ручка на сумке; ручка на чемодане; ручка на лейке; ручка на ранце; ручка на двери машины; ручка на корзине; ручка на ковше; ручка на калитке; ручка на кастрюле.
Предварительная работа: чтение художественной литературы Родина М. «Мамины руки», Валентин Берестов «Кто живёт в портфеле» (отрывок); беседы «Мойте руки перед едой!». Цель: обобщение и систематизация знаний учащихся о правилах здорового образа жизни.
Развивающая предметно – пространственная среда: презентация с разными ручками (ручка, которой мы пишем; ручки малыша; ручка дверная; ручка на сумке; ручка на чемодане; ручка на лейке; ручка на ранце; ручка на машине; ручка на корзине; ручка на ковше; ручка на калитке; ручка на кастрюле), запись песни о дружбе, схематические картинки для составления предложений, словарь, компьютер, мяч.
Используемые технологии: словесный метод (прослушивание рассказа , вопросы, рассуждения, обсуждения); наглядно – демонстрационный (показ презентации «Разные ручки» с использованием современных технологий ИКТ); практический метод (проблемное обучение, Д / игра: «Сплетём венок из предложений; игровой метод (физминутка, психогимнастика); эврестический метод: беседы – доказательства.
Форма организации: совместная деятельность педагога с детьми.
Ход ООД.
Вводная беседа.
Звучит песня о дружбе.
- Ребята, о чём песня? (О дружбе).
- Как вы думаете, что значит дружить? (Дружить – значит доверять, помогать, делить радости и беды, не обижать).
- Ребята, а с кем можно дружить? (С другом).
- А кто может быть вашим другом? (Люди, животные, дети, родители).
- Можно сказать друг, а как по - другому можно сказать? (Товарищ, приятель, подруга).
- Ребята, а давайте я вам расскажу историю о двух друзьях. Хотите послушать?
Постановка проблемы. Прослушивание рассказа.
Утром в детском саду встретились два друга Саша и Миша.
- Ты знаешь, Миша, мне мама купила новые ручки, - сказал Саша.
- Миша, как новые? Покажи мне свои ручки. Миша: «А у меня сегодня сломалась ручка, и мы опоздали в детский сад. Ручка была старая». Мальчики друг друга не поняли, удивлёно посмотрели. Пожали плечами и разошлись. Вот такая произошла история.
Эврестические вопросы.
- О ком этот рассказ? (О друзьях).
- Что рассказал Саша? (Мне мама купила новые ручки).
- Что ответил Миша? (Как новые? Покажи мне свои ручки).
- Почему же друзья разошлись? (Потому, что они друг друга не поняли).
- Какая проблема возникла у мальчиков? (Они не поняли, о каких ручках они говорят).
- Как вы думаете, почему они не поняли друг друга? (Потому что не правильно объясняли).
- Сможем мы им помочь? (Да).
- Как мы можем помочь мальчикам разобраться? (Надо узнать про какие ручки говорили мальчики).
Актуализация знаний.
- А какие вы знаете ручки? (Ручки на сумке, ручка на двери машины, ручка которой пишут).
- Давайте мы с вами рассмотрим иллюстрации ручек.
Выдвижение гипотез.
- Как вы думаете, какие ручки купила мама Саше?
- Значит, Саше мама могла купить ручки, которыми пишут.
- Вспомните, что сказал Миша о ручке? (Что ручка сломалась, и мы опоздали в детский сад. Ручка была старая).
- Что это за ручка, которая была старая и сломалась?
Проверка решения.
- Как можно проверить, правильные ли предположения мы сделали о Мишиных и Сашиных ручках. (Посмотреть к энциклопедии, словаре, в интернете или спросить у взрослых).
- Из всего перечисленного у нас есть интернет, давайте заглянем в него.
Повторное рассматривание презентации разных ручек с добавлением новых иллюстраций ручек: ручка, которой пишут; ручка на сумке; ручка на двери автомобиля; ручка малыша; ручка на лейке; ручка на чемодане; ручка на рюкзаке; ручка на корзине; ручка на ковше; ручка на калитке; ручка на кастрюле).
Воспитатель читает стихотворение про ручку.
Буквы напечатанные -
Очень аккуратные.
Буквы для письма
Я пишу сама.
Очень весело пишется ручке:
Буквы держат друг друга за ручки.
- Ах, батюшки! - сказала ручка. -
Что значит эта закорючка?
- Чернильная ты голова!
Ты ж написала букву "А"!
- - О какой ручке идёт речь? (О ручке, которой пишут).
Физминутка.
Потрудились – отдохнём
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперёд.
Влево, вправо, поворот.
Три наклона, прямо встать
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
- Представьте себе, что вы художники – волшебники, рисуете картины в воздухе. (Рисование в воздухе травы, деревьев, солнышка, кустика, облачка, дождика).
- Какие у вас красивые картины получились.
Введение в систему знаний. Презентация.
- Много есть разных ручек.
Рассматривание презентации с разными ручками. Воспитатель обращает внимание детей, что есть разные ручки.
- Ручки бывают разные, есть и дверная ручка.
Дидактическая игра с мячом.
«Сплетём венок из предложений»
Цель: Упражнять детей в составлении предложений, объединенных тематически, воспитывать речевое внимание.
Ход: Воспитатель произносит предложение. Дети называют последнее слово и с ним же придумывают новое предложение. Например: 1. Серёжа пишет ручкой. Ручка синяя. 2. Миша моет руки. Руки у Миши грязные.
Воспитатель читает загадку.
Ходит плавно взад – вперёд,
А полов не достаёт.
Кто уходит иль войдёт
Ручку ей всегда пожмёт.
- О какой ручке идёт речь? (О дверной).
- Предлагаю ещё раз детям назвать все ручки, с которыми сегодня встретились.
- Всё это называется словом «ручки». А внешне они похожи или разные?
- Если слово имеет одно значение, то оно однозначное, а если у слова много значений то оно многозначное.
- Сколько значений у слова ручки? (Много).
- Значит слово «ручки» - … (многозначное).
- Ребята, мы с вами сделали открытие? (Да, так как слово «Ручки» имеет много значений и оно многозначное).
- Давайте, с вами ещё раз вспомним историю о двух мальчиках друзьях. Как их звали, кто помнит? (Миша и Саша). Как мог сказать Миша, чтобы друг его понял? Какой мы можем сделать вывод? (Нужно говорить так, чтобы тебя поняли).
- Мы помогли разобраться мальчикам, решили их проблему? (Да, мы молодцы).
- А теперь по моей схеме придумайте предложение со словом «ручка». Из скольких слов будет состоять ваше предложение? (3-4 слов).
Итог занятия.
- Ребята, что вам запомнилось на занятии, что понравилось?
- Что нового и интересного вы узнали после нашего занятия?
- Какое мы с вами сделали открытие?
- Используемая литература для педагога:
- 1. Кудрявцев В. Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. – М.: Издательство «Знание», 1991. – 80с.
2. Хабарова Т. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании.- М.: Издательство «Детство – Пресс», 2012 . – С. 58. - 3. Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. - М.: «Знание», 1983. - 96 с.
- 4. Бертон В. Принципы обучения и его организация. М., 1994. - 159 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию в подготовительной к школе группе для детей с ОНР.
В конспекте представлены различные методы и приемы, игры и упражнения по развитию речи детей по теме "Одежда"....
Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию в подготовительной группе на тему: «Счастливый случай»
интегрированное занятие по речевому развитию с элементами игры...
Организованная образовательная деятельность по речевому развитию в подготовительной группе на тему: «ПЕРЕСКАЗ РАССКАЗА «РАННЯЯ ВЕСНА» ПО ОПОРНЫМ КАРТИНКАМ»
Организованная образовательная деятельность по речевому развитию в подготовительной группе "Пересказ рассказа по опорным картинкам"...
Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию детей подготовительной группы на тему: «Путешествие в Звукоград»
Открытое занятие проводилось в рамках подготовки к педагогическому совету в МДОУ. Адресовано воспитателям и специалистам детского сада. Посвящено теме формирования навыков звуко-слогового анализа и си...
Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию в подготовительной группе Тема: «Богатыри земли русской».
Занятие проводилось в рамках проекта "Богатыри земли русской"....
Технологическая карта организованной образовательной деятельности по речевому развитию в подготовительной группе "Украшение девичьей косы - накосник".
Технологическая карта организованной образовательной деятельности по речевому развитию в подготовительной группе Тема: Украшение девичьей косы - накосник"....
Конспект проведения организованной образовательной деятельности по речевому развитию в подготовительной группе ЧТЕНИЕ СКАЗКИ В.КАТАЕВА «ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК».
Ознакомление детей с произведением В.Катаева «Цветик-семицветик»....