Организованная образовательная деятельность по речевому развитию в подготовительной группе на тему: «ПЕРЕСКАЗ РАССКАЗА «РАННЯЯ ВЕСНА» ПО ОПОРНЫМ КАРТИНКАМ»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Организованная образовательная деятельность по речевому развитию в подготовительной группе "Пересказ рассказа по опорным картинкам"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_po_rechevomu_razvitiyu.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Организованная образовательная деятельность по речевому развитию
В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ТЕМУ:
«ПЕРЕСКАЗ РАССКАЗА «РАННЯЯ ВЕСНА» ПО ОПОРНЫМ КАРТИНКАМ»
Программное содержание: закрепить представления детей о весне и ее приметах. Активизировать и актуализировать словарь по теме «Весна». Совершенствовать синтаксическую сторону речи (составление простых распространенных предложений). Совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза слов. Формировать умение детей пересказывать текст по опорным картинкам.
Развивать диалогическую речь, зрительное внимание, мышление; гибкость отдельных частей речевого аппарата, координацию движений и мелкую моторику.
Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Оборудование: Д/м: картины с изображением времен года; звуковая схема слова «ВЕСНА»; буквы для выкладывания слова «ВЕСНА»; предметные картинки для пересказа рассказа «Ранняя весна»; картинки с изображением марта, апреля, мая; карточки-символы для составления простых распространенных предложений для описания примет весны; картина для Д/и «Нелепицы».
Р/м : цветные карандаши; карточки для Д/и «Что нужно весне?».
Активизация словаря: весна, набухают, журчат, капель, первоцветы, проталины, времена года.
Предварительная работа: экскурсии в рощу, парк, на луг. Рассматривание картин: И.Левитан «Первая зелень»; Б.Бакшеева «Голубая весна»; К.Юон «Мартовское солнце». Чтение художественной литературы: М.Пришвин «Золотой луг»; А.Блок «На лугу»; И.С.Никитин «Полюбуйся: весна наступает»; Н.А.Некрасов «Зеленый шум»; С.Я.Маршак «Весенняя песенка», «Ледоход»; В.Бианки «Наводнение в лесу».
Ход занятия: 1 часть. Оргмомент.
- Дети, отгадайте загадки и покажите отгадку. (По мере отгадывания детьми загадок, они выставляют на наборное полотно соответствующую картинку с определенным временем года).
Тройка, тройка прилетела. Несу я урожаи,
Скакуны в той тройке белы. Поля вновь засеваю,
А в санях сидит царица – Птиц к югу отправляю,
Белоока, белолица. Деревья раздеваю,
Как махнула рукавом – Я не касаюсь сосен
Все покрыла серебром. И елочек, я…
(Зима) (Осень)
Я соткана из зноя, Тает снежок,
Несу тепло с собою. Ожил лужок,
Я реки согреваю: День прибывает,
«Купайтесь!» - приглашаю. Когда это бывает?
И любите за это (Весной).
Вы все меня. Я – (Лето).
- Назовите одним словом все то, о чем были загадки? (Времена года).
- Какое время года наступает первым? (Зима).
- Какое время года наступает вторым? (Весна).
- Какое время года наступает третьим? (Лето).
- Какое время года наступает последним? (Осень).
(Дети располагают картинки с изображением времен года по порядку).
2 часть. Звуковой анализ слова «ВЕСНА».
- А о каком времени года мы будем говорить сегодня на занятии вы узнаете, когда отгадаете его название по звуковой схеме слова.
(На доске выставляется звуковая схема слова «ВЕСНА»).
- Что можно сказать о первом звуке в слове? (Согласный, мягкий, звонкий).
- Какой второй звук с слове? (Гласный).
- Что можно сказать о третьем звуке в слове? (Согласный, твердый, глухой).
- Что можно сказать о четвертом звуке в слове? (Согласный, твердый, звонкий).
- Какой последний звук в слове? (Гласный).
- К названию какого времени года подходит эта схема? (Весна).
- А теперь выложите слово «ВЕСНА» с помощью букв. (Дети выкладывают слово «ВЕСНА» буквами).
3 часть. Составление простых распространенных предложений по карточкам – символам.
- Назовите первый месяц весны. (Март).
-Назовите второй месяц весны? (Апрель).
-Назовите третий месяц весны. (Май).
(По мере называния детьми весенних месяцев, они выставляют картинки с изображением месяцев весны на наборное полотно).
-Какой месяц весны наступил совсем недавно? (Апрель).
- А сейчас мы будем вспоминать приметы весны с помощью карточек – символов по цепочке.
Весной солнце пригревает сильнее.
Весной тает снег, звенит капель, бегут ручьи, появляются
первые проталины.
Весной день становится длиннее, а ночь короче.
Весной на деревьях набухают почки и появляются первые
листочки.
Весной появляются первые цветы (первоцветы): подснежники,
мать-и-мачеха, хохлатка….
Весной перелетные птицы возвращаются домой из теплых
стран.
- Вспомните, пожалуйста, какая перелетная птица прилетает к нам первой? (грач)
- Какую поговорку о граче вы знаете? (Грач на горе, весна на дворе).
Весной люди снимают шубы, надевают куртки и плащи.
4 часть. Упражнение для мышц шеи «Ветерок качает подснежник».
Наклоны головы влево-вправо (шея расслаблена).
Дети радуются солнышку и поют ему песенку, состоящую из гласных: «А – э – и – о – у».
5 часть. Биоэнергопластика «Весна».
- Мы с вами рассказали о приметах весны по картинкам – символам, а сейчас вы о ней расскажите с помощью пальчиков и языка.
Каплями забулькала, плакала сосулька: «Кап-кап-кап!»
(Стучат указательными и безымянными пальцами по столу).
(Упражнение «Сосулька тает» - открыть рот, вытянуть острый язык).
А вот и долгожданное тепло к нам пришло. На земле лужи.
(Положить руки на колени ладонями вниз).
(Рот открыть, положить широкий язык на нижнюю губу и чуть-чуть двигать его сначала в левую, затем в правую сторону).
На реке трескается лед, плывут льдины.
(Ударять три раза кулачками друг о друга).
(Двигать нижней челюстью вправо-влево).
На опушке береза. Вот ее ствол.
(Соединить локти, поднять вверх пальцы).
(Язык высунуть и напряженно тянуть к носу).
Лопаются почки на деревьях.
(Вытянуть напряженно пальцы, широко расставить и коснуться по очереди друг друга).
(Широкий язык подвести под верхнюю губу и пощелкать).
За зиму звери похудели.
(Обнять руками лицо и плавно повернуть голову влево-вправо).
(Щеки втянуть, затем вернуться в исходное положение).
Наши алые цветки раскрывают лепестки.
(Раскрывать цветок (руки «чашечкой»).
(Улыбнуться).
Наши алые цветки закрывают лепестки.
(Закрывать цветок).
(Язык «чашечкой»).
И тихо спать легли.
(Положить руки под щеку).
(Рот закрыть, язык спокойно лежит за нижними зубами).
Тихо засыпают, головками качают.
(Качать кулачками вперед-назад).
(Язык двигать вверх-вниз, затем убирать за нижние зубы).
6 часть. Д/и «Нелепицы».
- Мы с вами уже много знаем о приметах весны, я вам предлагаю рассмотреть вот эту картинку и сказать, чего весной не может быть.
(Дети, рассматривая картинку, находят «нелепицы» и объясняют их).
- Посмотрите внимательно на картинку и скажите, какое явление на реке происходит весной? (Ледоход).
- Это сложное слово, из каких двух слов оно состоит? (Лед и ходит). Повторите это слово.
7 часть. Пальчиковая гимнастика «Весна».
Весенний день! Весенний день! (Хлопают в ладоши).
На дворе звенит капель. (Встряхивание кистями рук).
По полям бегут ручьи, (Делают волнообразные движения руками).
На дорогах лужи, (Соединить руки перед собой, округлив их).
Выползают муравьи («Пробегают» пальчиками по бедрам к колену).
После зимней стужи,
Пробирается медведь («Переступают» большими пальцами и мизинцами по
Сквозь лесной валежник. бедрам).
Стали птицы громче петь, (Делают взмахи кистями рук).
И расцвел подснежник. (Складывают из ладошек «бутон» и раскрывают его).
8 часть. Пересказ рассказа «Ранняя весна» по опорным картинкам.
а) Воспитатель выставляет на наборное полотно картинки, читает текст:
Дует теплый южный ветер. С каждым днем солнышко светит ярче и горячей. Лед на реке стал тонким и хрупким. Радостно чирикают воробьи. С крыш свисают длинные сосульки. Почти растаял снеговик во дворе. На катке мальчишки больше не играют в хоккей. А маша не берет на прогулку санки. Весна уже в пути!
б) Поочередно показывая на каждую картинку, вос-ль предлагает детям припомнить, о чем говорилось в каждом предложении.
в) Затем дети по цепочке пересказывают весь текст.
г) По окончании пересказа педагог переворачивает картинки через одну тыльной стороной и предлагает одному из детей воспроизвести содержание рассказа.
д) В конце пересказа вос-ль переворачивает все картинки тыльной стороной и предлагает одному из детей пересказать рассказ по памяти.
9 часть. Массаж биологически активных зон «Солнышко».
Солнце утром рано встало, (Поднимают руки вверх).
Всех детишек приласкало. (Потягиваются, делая руками «фонарики»).
Гладит грудку. (Массируют «дорожку» вдоль передне-срединного мери-
диана по спирали снизу вверх).
Гладит шейку, (Поглаживают шейку большими пальцами сверху вниз).
Гладит носик, (Кулачками растирать крылья носа).
Гладит лоб, (Проводят пальцами по лбу от середины к вискам).
Гладит ушки, (Ладонями растирать уши).
Гладит ручки. (Растирать ладошки).
Загорают дети. Вот! (Поднять руки вверх).
10 часть. Практическая часть «Раскрась картинки, которые нужны весне».
- А теперь пройдите и сядьте за столы, посмотрите внимательно на свои изображения, вспомните еще раз приметы весны и раскрасьте только те картинки, которые нужны весне.
(Дети по сопровождение спокойной мелодии раскрашивают весенние картинки).
11 часть. Итог занятия.
ЗАНЯТИЕ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ
В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ
ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР №11
«ПЕРЕСКАЗ РАССКАЗА «РАННЯЯ ВЕСНА»
ПО ОПОРНЫМ КАРТИНКАМ
Воспитатель: Полетаева И.О.
2008 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» в подготовительной группе Тема: «Путешествие в страну слов»
Данный материал поможет создать положительный эмоциональный настрой, развивать фантазию и интерес к речевому творчеству....
Конспект организованной образовательной деятельности «Речевое развитие» в подготовительной к школе группе (с использованием картинно-графического плана) «Путешествие в лес»
Обучение перессказу способствует обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти и внимания. при этом совершенствуется структура речи, произношение, усваиваются нормы построения предложений ...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» в подготовительной группе. Тема: «Составление описательного рассказа «Пришла зима» с опорой на мнемотаблицы.
Программное содержание:-расширять и активизировать словарный запас по лексической теме «Пришла зима»-учить детей составлять описательный рассказ с опорой на мнемотаблицы;-упражнять детей в...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» в подготовительной группе. Тема: «История куклы»
Тема: «История куклы»Цель: Формировать у детей позитивное полоролевое поведение. Закрепить умение детей объденять предметы по гендерному признаку. Продолжать учить детей составлять предлож...
Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» в подготовительной группе. Название: «Зачем нужна спецодежда?».
Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» в подготовительной группе. Название: «Зачем нужна спецодежда?&r...
Конспект организованной образвательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» в подготовительной группе «Путешествие в Страну правильной и красивой речи»
Цель: формирование у детей правильной устной речи с учетом их возрастных особенностей и возможностей....
Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области "Речевое развитие" в подготовительной группе "Питание и наше здоровье"
Данное занятие помогает детям расширить знания о здором и правильном питании, полезных продуктах....