Развитие речи
план-конспект занятия по развитию речи
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
ОО «Речевое развитие» Раздел Развитие речи
Возрастная группа: средняя группа
Тема: «Цветик - семицветик»
Цель ООД: Закрепление активного словаря и обобщение умений детей в формировании грамматического строя речи.
Задачи ООД: Обучающие:
- Упражнять в подборе слов с противоположным значением и по смыслу; к обобщающему слову подбирать подходящие слова.
- Закрепить навыки быстрого и четкого произношения скороговорок.
- Закрепить знание русско – народного фольклора (сказок).
Развивающие:
- Развивать четкое произнесение звуков, слуховое внимание.
- Развивать связную речь детей.
Воспитательные: воспитывать такие качества, как доброжелательность, желание помогать другим, положительное отношение к родному языку, к русско – народным сказкам; воспитывать умение работать в коллективе.
Тип: Интегрированное.
Этап, хронометраж | Содержание деятельности | Реализуемые задачи | Форма работы | Методы и приёмы | Виды детской деятельности | Интегрируемые образовательные области (ФГОС ДО) | Планируемый результат | Оборудование | |
1.Организационный (1 мин.) | Здравствуйте ребята. Как выше настроение? Весь год мы вместе много трудились и многому научились. И сегодня предлагаю нам стать участниками викторины и помочь одной сказочной героине. Вы согласны? (ответы) Не забывайте: «Говорим всегда красиво, Четко и неторопливо Вспомним обязательно, Все, что узнали на занятиях». | Формировать интерес к совместной деятельности; | Фронтальная | Метод: -словесный: рассказ. | Коммуникативная | Социально – коммуникативное развитие. | Положительный настрой. | ||
2.Мотивационный (2 мин.) | Дети заходят в группу перед ними на доске цветок и рядом письмо. - Ребята, посмотрите, письмо лежит, давайте прочтем его. «Здравствуйте дети, пишет вам фея Цвета, из страны Цветалии, злой волшебник ворвался ко мне в королевство и заколдовал мой волшебный цветок, Цветик - семицветик, он забрал у него все цвета на его прекрасных лепесточках, чтобы расколдовать цветок нужно выполнить семь его заданий. Дети, помогите мне, пожалуйста. Я вас отблагодарю обязательно». - Вот и разноцветные карточки с заданием. - Ребята, поможем фее Цвете? (Да) - Но для этого нам нужно будет отправиться в страну Цветалию. Ребята, давайте вспомним сказку «Цветик – семицветик». Она нам поможет. Встанем в круг, и произнесем волшебное заклинание: Лети, лети, лепесток через Запад на Восток, Через Север, через Юг Возвращайся сделав круг, Лишь коснешься ты земли Быть по нашему вели, Вели чтобы мы оказались в стране Цветалии. - Ребята, посмотрите, как здесь красиво. А вот и тот самый цветок (на доске) посмотрите какой он скучный, некрасивый, поможем его расколдовать? (да) | Формировать интерес к совместной деятельности; умение слушать и слышать воспитателя, действовать по словесной инструкции. | Фронтальная | Метод: словесный – рассказ» Наглядный: демонстрация дидактического оборудования. Приемы: привлечение внимания (сюрпризный момент), проблемный вопрос. | Коммуникативная, игровая, двигательная | Физическое развитие. Речевое развитие, Социально – коммуникативное развитие. | Желание вступить в совместную деятельность. Вызвать интерес. | Конверт с письмом и карточки с заданием. Мольберт, «Цветик – семоцветик» (из картона), магниты. | |
3. Основной (16 мин.) | Посмотрим, какое нам предстоит первое задание: «Дидактическое упражнение «Скажи наоборот» Воспитатель называет слово, а вы ребята подбирайте к нему слово с противоположным значением. (игра с мячом, дети стоят полукругом) Большой – маленький Мягкий – твердый Жара – холод Тяжелый – лёгкий Светлый – темный Ложиться – вставать Грязный – чистый Говорить – молчать Добро – зло Низкий – высокий День – ночь Сидеть – стоять - Молодцы ребятки, мы справились с первым заданием. (переворачивает лепесток другой стороной) Ребятки, посмотрите лепесток окрасился и каким цветом? (ответ: оранжевым) - Давайте выполним второе задание. (прошу принести красную карточку) Читаем: «Угадайте сказку». - В какой сказке есть такие слова? «Рады зайчики и белочки, рады мальчики и девочки, обнимают и целуют косолапого: «Ну, спасибо тебе, дедушка за солнышко» (ответы – Краденое солнце). - «Одеяло убежало, улетела простыня И подушка, как лягушка, ускакала от меня. Я за свечку, свечка – в печку! Я за книжку, та – бежать и вприпрыжку под кровать… (Мойдодыр) - «Мышки кошку изловили В мышеловку посадили. А лисички взяли спички, к морю синему пошли, море синее зажгли». (Путаница) - «Прибегали светляки – зажигали огоньки, То – то стало весело, то – то хорошо..» (Муха – цокотуха) - «Сходи – ка, ты доченька, к бабушке, снеси ей пирожки и горшочек масла, да узнай, здорова ли она. (Красная Шапочка) - Чья это песенка? « Если я чешу в затылке – не беда, в голове моей опилки, да-да-да!» (Винни пуха) - Молодцы ребятки, вот мы и справились со вторым заданием, посмотрите второй лепесток окрасился! Давайте вернем его на свое место (вешаем лепесток) - Ребята, посмотрим какое третье задание у нас.(берем зеленую карточку) Читаем: Дидактическая игра «Назови три слова» Воспитатель предлагает обобщающее понятие, а дети подбирают к нему три подходящих слова. - Ребята, будьте внимательны, не забывайте, что злой волшебник хочет нас запутать. Животные – (кошка, слон, волк) Одежда – Растения – Продукты питания – Транспорт – - Молодцы ребятки, вот мы и справились с третьим заданием, посмотрите третий лепесток окрасился! Давайте вернем его на свое место (вешаем лепесток) - Посмотрим, что у нас написано на фиолетовой карточке (4 карточка) Динамическая пауза «Медведь по лесу бродит». (с элементами гимнастики для глаз и звукоподражания) Медведь по лесу бродит. От дуба к дубу ходит. (Ходьба «вперевалочку», слегка согнувшись, «загребая» чуть согнутыми руками.) Находит в дуплах мед И в рот себе кладет. (Изображать, как медведь достает и ест мед.) Облизывает лапу Сластена косолапый. (Имитировать как медведь облизывает лапу, стараясь далеко высунуть язык и двигая им снизу вверх.) А пчелы налетают, сердятся, Жужжат, медведя прогоняют. (Звукоподражание: «Жжжж». Отвести руку вперед и поочередно касаться указательным пальцем носа, щек и т.п.) А пчелы жалят мишку: Не ешь наш мед, воришка! (Водить указательным пальцем перед лицом и прослеживать за движением пальца глазами, стараясь не поворачивать головы.) Бредет лесной дорогой Медведь к себе в берлогу. (Ходьба «вперевалочку».) Ложится, засыпает И пчелок вспоминает. (Сесть на место, положить руки под щеку.) - Ребята, за этот «танец», мы можем перевернуть еще один лепесточек! Скороговорка «Кошка на окошке». - Давайте раскрасим пятый лепесток у цветочка. (берем розовую карточку) Нам необходимо прочитать, что зашифровал волшебник, произнести четко и быстро. Попробуем? (необходимо по картинкам – схемам рассказать скороговорку) «Кошка на окошке шапку шьет, мышка в сапожках избушку метет» (несколько детей проговаривают скороговорку, затем все вместе). -Молодцы! Посмотрите, теперь еще один лепесток стал цветным! Дидактическое упражнение «Узнай, что звучит». (берем синию карточку) - Добрая фея Цвета хочет нам помочь, поскорее спасти Цветик – семицветик. Давайте послушаем звуки природы и отгадаем, что это за звуки, на что похожи. (звучит фонограмма различных природных звуков: шум дождя и раскат грома, хруст снега, журчание воды, дует ветер, звук костра) -Молодцы! Вот и шестой лепесток у нас окрасился. Здорово! Дидактическая игра «Собери сказку» (прошу ребенка принести желтую карточку) - Нам осталось окрасить последний лепесток. Герои, какой сказки стоят у нас на столике? (Репка) Злой волшебник сделал так, что герои сказки забыли, в какой последовательности они появлялись, и кто за кем стоял. Поможем героям сказки вернуться на свои места? (да) Скажите, кто или что главный герой в сказке Репка? (ответы с пояснениями) Дети поочередно выставляют сказочных героев на правильные места, проговаривая слова сказки. - Ребята, как вы думаете, почему именно маленькая мышка, помогла вытянуть репку? Почему все-таки им удалось вытянуть репку? (в результате дружных трудов) Что было бы, если не пришла, например внучка? (ответы) - Вы большие молодцы! У вас все получилось. Смотрите, наш Цветик – семицветик стал разноцветным. -Мы увидели удивительный цветок из волшебной страны Цветалии, там очень красиво и тепло. А давайте, мы расскажем о нашей родной природе. Какое сейчас время года? (Весна) (3 детей рассказывают стихи о весне) 1. Искрится солнце в лужицах, Купается в ручьях, Идет оно по улицам На тоненьких лучах, А воробьи чирикают, Усевшись на сосну, Смотрите-ка, смотрите-ка, Весна-то на носу. 2. Солнце ласково смеется, Светит ярче, горячей, И с пригорка звонко льется Разговорчивый ручей. 3. Покинув страны южные, Вернулись птицы дружные. На каждой ветке скворушки Сидят и чистят перышки. | Закрепить: - умение подбирать слова с противоположным значением и по смыслу; - умение подбирать к обобщающему слову подходящие слова; - навыки быстрого и четкого произношения скороговорок; - знания русско – народного фольклора (сказок). Развивать: - четкое произнесение звуков, слуховое внимание; - связную речь; Воспитывать: -доброжелательность, желание помогать другим; - положительное отношение к родному языку, к русско – народным сказкам; - воспитывать умение работать в коллективе. | Подгрупповая, индивидуальная, фронтальная | Методы: - словесный (приемы: устное изложение, беседа, диалог); - наглядный (демонстрация д/материала; анализ сказки); - практический (самостоятельное выполнение упражнений); - игровые методы обучения. | Игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская; музыкально – художественная. | Познавательное развитие. Развитие речи. Художественно – эстетическое развитие. Социально – коммуникативное развитие Физическое развитие. | Безошибочно подбирает слова с противоположным значением, может назвать несколько слов к обобщающему слову. Четко произносит звуки и слова скороговорки. Знает много – русско – народных сказок, узнает их по отрывкам фраз. Может по памяти рассказать сказку. Почти без ошибочно строит предложения. | Карточки с заданием. Мольберт, «Цветик – семоцветик» (из картона), магниты. Мяч резиновый. Настольная деревянная игра «Сказка Репка». Карточка скороговорки «Кошка на окошке». ПК с колонками. | |
4.Заключительный. Рефлексия (1 мин.) | Вот и расцвел Цветик – семицветик, вновь фея Цвета стала радостная, благодарит вас, что получили много знаний и умений. А чему же мы научись? (ответы: находить противоположные слова, читать скороговорки, читать стихи, узнавать сказки и сказочных героев и др.) - Предлагаю вам порадовать Цветик – семицветик и выпустить разноцветных бабочек! Если вам понравилось участвовать в викторине – путешествии, то вы прикрепляете к доске красные бабочки, а если вам было неинтересно, скучно – то синие бабочки (дети на магнитной доске прикрепляют разноцветные бабочки). - Фея еще раз вас благодарит за помощь и передает вам вкусные спелые яблоки, из волшебного сада! Спасибо вам ребята!!! | Развивать: внимание, память, мышление, активный словарный запас; Воспитывать: положительное отношение к родному языку, к русско – народным сказкам; воспитывать умение работать в коллективе. | Фронтальная | Словесный (беседа) Наглядный: раздаточный материал. Сюрпризный момент. | Коммуникативная. | Социально – коммуникативное развитие. Речевое развитие. | Пройденный материал закрепили, дети выражают свои эмоции и отношение о занятии. | Бумажные бабочки синего и красного цвета, на магните по 12 штук. Корзина со свежими яблоками. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей по развитию речи «Развитие речи в домашних условиях, через развитие мелкой моторики»
Развитие речи ребенка с помощью подручных материалов. Значение развития мелкой моторики. ...
Развитие речи как средством общения и культуры, развитие речевого творчества, развитие звуковой и интонационной культуры речи
Теоретические аспекты формирования детского словотворчества...
Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию речи звуковая культура речи. Звук «К»
Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию р...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе по мотивам сказки «Три медведя» Интегрированное занятие по развитию речи, познавательному развитию в средней группе.
Развитие речи детей по средствам игровой деятельности...
Цель и задачи работы: Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки. Достижению цели способствует решение следующих задач: - Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей; - Объединить усилия педагогов и родителей по развитию
Цель и задачи работы:Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки.Достижению цели способствует решение следующих задач:- Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей;- Об...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА РАЗВИТИЕ РЕЧИ Для дошкольников 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи II – III уровня речевого развития). Подготовительная группа
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 322 «Морозко» Принята решением...