Конспект ООД развитие речи тема: «Зимушка-зима» в подготовительной группе
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Татьяна Сергеевна Козынченко

Конспект

организованно-образовательной деятельности

образовательная область: познавательное развитие: развитие речи

тема: «Зимушка-зима»

в подготовительной группе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Утверждаю

Заведующий МДОУ

«Днтский сад №105»

Казакевич Л. С. ___________

«___» __________ 2018г

Конспект

организованно-образовательной деятельности

образовательная область: познавательное развитие: развитие речи

тема: «Зимушка-зима»

в подготовительной группе

МДОУ «Детский сад №105»

Заводского района

г. Саратова

2018г

Воспитатель:

Козынченко Т. С.

  1. Примерная основная образовательная программа образования «От рождения до школы» под редакцией М. А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.
  2. Возрастная группа: подготовительная
  3. Тема ООД: «Зимушка-зима»
  4. Образовательная область: познавательное развитие: развитие речи

Цель: Систематизировать и закрепить знания детей о времени года зима.

Задачи:

Обучающая:

уточнить и систематизировать знания детей о времени года зима, ее признаках, названии зимних месяцев;

Развивающие:

  • совершенствовать умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
  • учить детей согласовывать имена существительные с именами прилагательными;
  • учить подбирать слова антонимы
  • учить внимательно слушать рассказ и отвечать на вопросы о прочитанном.

Воспитательная:

воспитывать интерес детей к времени года зима, к зимним играм на свежем воздухе и зимним видам спорта.

Виды деятельности: игровая, двигательная, познавательно-исследовательская, коммуникативная.

Формы реализации детских видов деятельности: отгадывание загадок, наблюдение, игровые упражнения, дидактическая игра «доскажи словечко»

Оборудование для воспитателя: плакат с зимним пейзажем, пластиковые шары, игрушка снеговика.

Оборудование для детей: плакат с зимним пейзажем, пластиковые шары, игрушка снеговика.

Предварительная работа:

Рассматривание картин, чтение стихотворений, загадок. Наблюдения на прогулках.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько к нам сегодня пришло гостей на занятие. Давайте с ними поздороваемся.

Дети: Здравствуйте!

Сегодня у нас с вами занятие по развитию речи.

Звучит песня «Кабы не было зимы»

(муз. Е. Крылатова,).

Воспитатель: Ребята, о каком времени года прозвучала песенка?

Дети: О зиме!

Воспитатель: Правильно. Сегодня наше занятие посвящено зиме. Мы с вами поговорим о самом загадочном времени года.

Воспитатель вместе с ребятами стоит. Воспитатель предлагает детям быстро, правильно и полным ответом ответить на вопросы:

 Какое сейчас время года?

 Месяц?

День недели?

Число месяца?

Какое время года идет перед зимой, а какое за ней?

Сколько зимних месяцев? Назовите их.

Воспитатель: Молодцы, ребята!

А теперь отгадайте загадку.

Что за нелепый человек

Пробрался в двадцать первый век?

Морковкой нос, в руке метла,

Боится солнца и тепла.

Кто это?

Дети: (Снеговик)

Воспитатель: правильно. Молодцы, ребята!

(звучит песня снеговика)

 

Снеговик я непростой, любопытный, озорной.

Знать хочу я, чем ребята занимаются зимой.

Хотите поиграть со мной?

В моем ведерке есть волшебные шарики. Мы будем их открывать и узнавать, какие задания в них спрятаны.

Дети садятся на свои места.

Открываем 1 шарик. Игра «подбери признак»

А теперь ребята, я предлагаю вам поиграть в игру, я буду называть существительное, а вы, отвечая на вопрос, «какая» или «какой», будете называть к нему прилагательные. Например, зима какая? Морозная. Благодаря этому мы с вами узнаем, какая же бывает зима:

Зима…(снежная, белоснежная, многоснежная, бесснежная, суровая, студеная, холодная, ветреная, долгая)

Снег… (белый, холодный, сверкающий, пушистый, мокрый, мелкий, колючий)

Снежинка … (белая, искрящаяся, легкая, ажурная, маленькая)

Сосулька… (длинная, прозрачная, холодная, острая)

Лед …(гладкий, прочный, скользкий, хрупкий, тонкий, рыхлый)

Воспитатель: ребята, слова снежная и бесснежная противоположны по смыслу. В русском языке их  называют как? (антонимы) .

Игра «Скажи наоборот»

Лето – зима

(тепло- холодно)

светло-темно

ясный – пасмурный

жара - мороз

грязно – чисто

день – ночь

Открываем 2 шарик

Воспитатель: Какие изменения происходят в природе зимой? По каким признакам можно определить, что на дворе время года зима?

Дети: (выпадает снег, покрываются льдом реки, озера, дни становятся короткими, стоят морозные студеные дни, дует ледяной ветер, солнце светит, но не греет, люди надели теплые вещи, не летают насекомые, животные впадают в спячку).

Воспитатель: Как люди ласково называют зиму?

Дети: (зимушка).

Игра: «Назови ласково».

Лед - ледок

Холод - холодок

Снег - снежок

Горка - горочка

Санки - саночки

Солнце – солнышко

Ветер – ветерок

Воспитатель: зимой все вокруг покрыто белым пушистым снегом. Давайте поиграем со  словом «снег»

Я буду читать стихотворение, а вы добавите слова, связанные со словом «снег».

Кто взял санки, кто коньки, Кто бегом играть в снежки,

Во дворе весёлый смех: Детям радость – первый  …снег

Падает, кружится, На ладонь ложится

Будто бы пылинка. Белая… снежинка,

Вот веселье для ребят всё сильнее…..…………снегопад

С неба все скользят пушинки серебристые……снежинки

Все бегут вперегонки, все хотят играть в……снежки

На снегу – то, посмотри – с красной грудкой……снегири

Он идёт - кричит "ура!", Радуется детвора.

И на горках слышен смех,  Если выпал белый …снег

На деревья, на лужок тихо падает. (снежок)

Рядом снежная фигурка - это девочка. (Снегурка)

Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил. (снег)

Физкультминутка «Танец снежинок»

Белые снежинки кружатся с утра, (повороты корпуса из стороны в сторону)
Выросли сугробы посреди двора. (поднимаем попеременно руки вверх)
Стала от снежинок улица светлей, (тянемся всем телом вверх)
Только одеваться нужно потеплей. (сгибаем руки в локтях)

Просто невозможно зиму не любить, (наклоны головой в разные стороны)
Скоро будем бабу снежную лепить. (наклоны туловищем в стороны)
Если на прогулке в снег мы упадем, (приседания)
Встанем, отряхнемся и опять пойдем. (шаг на месте)


Открывается 3 шарик

 Рассказ воспитателя «Гостья зима» 

«Пришла зима. Она накрыла землю белым покрывалом.

Идёт снег. Дует ветер. Трещит мороз.

Зима пришла не с пустыми руками. Она принесла подарки: снегопады, сугробы, метели, лед. Эти подарки нужны людям для того, чтобы кататься на лыжах, коньках, санках. А еще можно слепить снеговика, построить крепость, поиграть в снежки. Мы очень любим зиму».

Первичное восприятие рассказанного воспитателем:

 - Кто пришел к нам в гости?

 - Какое время года было до этого?

- Чем зима накрыла землю?

 - Какие подарки принесла зима?

 - Для чего людям нужны эти подарки?

 - Какие бывает зимние забавы?

Игра «Зима»

Воспитатель: Я буду говорить начало предложения, кидая при этом вам снежок, а вы будете добавлять слово  «зима», но при этом правильно изменять окончание, возвращая мне снежок . Становитесь полукругом

Ну вот и наступила….. (зима)

Много снега выпало этой….(зимой)

Мы очень долго ждали эту…..(зиму)

Все дети рады приходу….(зимы)

Мы рассказали бабушке о нашей.…(зиме)

Нам весело играть….(зимой)

Открывается 4 шарик

Сейчас я загадаю загадки о зиме и зимних забавах, а вы их отгадайте.

 «Всех других она белей

И намного холодней.

После осени приходит

Вокруг ёлок хороводит.

То сурова, то нежна

Снежная царит …» (зима)

Мы проворные сестрицы,

Быстро бегать мастерицы.

В дождь лежим, в мороз бежим,

Уж такой у нас режим.

 (Коньки)

Дел у меня немало

Я белым одеялом

Всю землю укрываю

В лёд речки убираю,

Белю поля, дома

А зовут меня …..  (Зима).

Жил я посреди двора,

Где играет детвора,

Но от солнечных лучей

Превратился я в ручей.

(снеговик)

Белой стайкой мошкара

Вьется, кружится с утра.

Не пищит и не кусает —

Просто так себе летает. (Снежинки)

В снегу уже все по уши,

Довольны малыши.

У всех намокли варежки -

Играем мы в … (снежки)

Головою  вниз растёт

Лишь зимой, не целый год.

С крыш свисает очень ловко

Эта снежная морковка.

Не снежинка, не свистулька,

Это крупная…(Сосулька)

Из-под полозьев снег летит,

И ветерок в ушах свистит.

С крутой горы несёмся вниз,

Ты на пути не становись-

Препятствий не боятся «танки»!

Хорошая забава - (санки)

Воспитатель: Ребята, Снеговику что-то стало жарко. Давайте его охладим, а то он растает. Назовите скорее слова, от которых становится холодно. (Снег, снежинки, снежок, снегопад, снежки, снеговик, Снегурка.)

Самомассаж под музыку

Воспитатель: Ох, снеговику стало лучше, а мы с вами замерзли, давайте погреемся, повторяйте за мной!

Пришла зима, (трем ладошки друг о друга)

Принесла мороз (пальцами массажируем плечи, предплечья)

Пришла зима, (трем ладошки друг о друга)

Замерзает нос (ладошкой массажируем кончик носа)

Снег, (плавные движения ладонями)

Сугробы, (кулаки стучат по коленям попеременно)

Гололед (ладони шоркают по коленям разнонаправлено)

Все на улицу — вперед! (руки вытягивают вперед)

Теплые штаны наденем, (ладонями проводим по ногам)

Шапку, шубу, валенки (ладонями проводим по голове, по рукам, топаем ногами)

Руки в варежках согреем (круговые движения ладонями одной руки вокруг другой ладони)

И завяжем шарфики (ладони прикладываем друг на друга к основанию шеи)

Воспитатель: шарики закончились.

Снеговик:

«До свидания, друзья!

В своё жилище мне пора.

А вы меня не забывайте

И почаще навещайте». (звучит песня)

Воспитатель: Молодцы ребята, сегодня вы были активными и внимательными. Понравилось вам занятие?

- А что именно?

- О каком времени года мы говорили?

- Какие признаки зимы мы называли?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в подготовительной группе по Развитию речи.Тема : Зимушка-зима.

laquo;Повествование»  Составление рассказа по сюжетной картине  «Зимушка – Зима»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности. Коммуникация. Развитие речи. Тема: «Зимушка-зима».

Коррекционно - образовательные:   Учить расширять представления о зиме, ее приметах.  Учить отвечать на вопросы, развивая  навык слообразования, прививать любовь к поэтическому сло...

Конспект занятия Развитие речи "Здравствуй, Зимушка-зима" (2 младшая группа)

Развитие речи.Тема: «Здравствуй, Зимушка-зима».Цель: создание условий для формирования представлений о зиме, как времени года; активизации словаря: снег, зима, мороз, холодно, новогодний п...

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию на тему «Зимушка - зима» с воспитанниками младшей группы, с использованием дидактических игр.

Занятие  «Зимушка-зима» предоставляет большие возможности для творчества, развивает активность, самостоятельность, умение работать в коллективе.  Данный конспект позволяет в...