План-конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми, имеющими ОНР, подготовительной к школе группы. Тема : Звук Ж, буква «Ж».
материал по развитию речи (подготовительная группа)
Цель: Познакомить с буквой «Ж» и звуком Ж через интеграцию образовательных областей: познание, коммуникация, художественная литература, социализация, безопасность, здоровьесохранение, музыка, физическая культура, художественное творчество.
Задачи:
Обучающие:
- познакомить с буквой «Ж»;
- соотнести звук Ж с буквой «Ж»;
- закрепить чёткое произношение звука ж в изолированном виде, в словах, чистоговорках, физминутках;
- закрепить навыки счета, умение соотнести число с цифрой;
- научить интонационно выделять звук в слове, называть слова с заданным звуком, находить позицию звуков в слове и соотносить со схемой, изображать гласные и согласные звуки с помощью зрительных символов, различать твердые и мягкие согласные;
- упражнять в словообразовании прилагательных;
Коррекционно-развивающие:
- развивать музыкальный и фонематический слух;
- развивать познавательные навык послогового чтения;
- обогащать, расширять и активизировать словарь.
Воспитывающие:
- формировать осознанную потребность в работе над звуками, словами, понимания значения этой работы;
- расширять знание о живой природе и воспитывать любовь к ней;
- воспитывать бережное отношение к оборудованию и материалам.
Методы проведения:
-словесные;
-наглядные;
- практические.
Оборудование:
- мультимедиа;
- листочки, жёлуди;
- цветок, жук;
- простые карандаши;
- напечатанные слоги, слова, кубик с цифрой 4;
- аудиозапись.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zvuk_zh.docx | 23.6 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми, . имеющими ОНР, подготовительной к школе группы.
Учитель-логопед Мариненко Н.Н.
Тема : Звук Ж, буква «Ж».
Цель: Познакомить с буквой «Ж» и звуком Ж через интеграцию образовательных областей: познание, коммуникация, художественная литература, социализация, безопасность, здоровьесохранение, музыка, физическая культура, художественное творчество.
Задачи:
Обучающие:
- познакомить с буквой «Ж»;
- соотнести звук Ж с буквой «Ж»;
- закрепить чёткое произношение звука ж в изолированном виде, в словах, чистоговорках, физминутках;
- закрепить навыки счета, умение соотнести число с цифрой;
- научить интонационно выделять звук в слове, называть слова с заданным звуком, находить позицию звуков в слове и соотносить со схемой, изображать гласные и согласные звуки с помощью зрительных символов, различать твердые и мягкие согласные;
- упражнять в словообразовании прилагательных;
Коррекционно-развивающие:
- развивать музыкальный и фонематический слух;
- развивать познавательные навык послогового чтения;
- обогащать, расширять и активизировать словарь.
Воспитывающие:
- формировать осознанную потребность в работе над звуками, словами, понимания значения этой работы;
- расширять знание о живой природе и воспитывать любовь к ней;
- воспитывать бережное отношение к оборудованию и материалам.
Методы проведения:
-словесные;
-наглядные;
- практические.
Оборудование:
- мультимедиа;
- листочки, жёлуди;
- цветок, жук;
- простые карандаши;
- напечатанные слоги, слова, кубик с цифрой 4;
- аудиозапись.
Предварительная работа:
- рассматривание альбомов: «Времена года», «Животные», «Деревья» ;
- беседы по темам;
- наблюдение;
- развитие словаря по теме «Животные и их детёныши»;
- слушание музыки;
- разучивание чистоговорок, физминуток, стихов.
Ход занятия
(Звучит музыка. Дети входят в группу. На полянке цветок, на нем сидит жук)
Беседа:
Логопед: На поляночке цветок,
Жёлто-белый лепесток.
На цветок вы посмотрите,
Кто сидит на нём, скажите?
Дети: Это жук.
Логопед: А как он подаёт голос? Кто может показать?
Дети: Показ ребёнка (жужжание).
Логопед: Давайте вместе пожужжим.
(Дети жужжат, как жуки)
Логопед: Чья это песенка?
Дети: Это песенка жука.
Логопед: Скажите дети, какой звук вы произносите, когда поете песенку про жука?
Дети: Звук Ж.
Логопед: Когда мы произносим звук Ж, язычок принимает форму чашечки и поднимается к нёбу, прячется за верхние зубки, зубы сближены, губы выдвигаются вперёд, как рупор. Какой это звук согласный или гласный? Проверьте (взяли ниточку в руки и потянули).
Дети: Согласный звук.
Логопед: Звонкий или глухой?
Дети: Звонкий.
Логопед: Это непростой звук, звук Ж всегда твёрдый. А ещё какой звук всегда твёрдый? Д: Звук Ш.
Логопед: Дети, а жук наш невесёлый, и я знаю почему. Он потерял своих друзей. Поможем жуку их найти. А чтобы жуку помочь отыскать своих друзей, нужно выполнить задания, которые встретятся на пути. Поможем жуку? Начинаем.
Слайд №1.
( Открывается картинка)
Логопед: Кто это?
Дети: Жаба.
Логопед: Есть ли в этом слове звук Ж? Где он стоит?
Дети: Звук стоит в начале слова.
Логопед: Правильно. Жук полетел дальше.
(Открывается картинка)
Логопед: Назовите. Кто это?
Дети: Ежи.
Логопед: Давайте со словом ежи проговорим чистоговорки:
Лежат ёжики у ёлки, Маленький колючий ёж,
У ежей иголки колки. До чего же он хорош!
(Открывается картинка)
Логопед: Что изображено на этой картинке?
Дети: Жёлудь.
Логопед: Разделите слово жёлудь на части? Как можно это сделать?
Дети: Отхлопать, отстучать, прошагать, положить руку под подбородок, сколько он раз опустился.
Логопед: сколько частей в слове?
Дети: Две части.
Логопед: Правильно.
(Открывается картинка)
Логопед: А что на этой картинке?
Дети: Ножи.
Логопед: Придумайте с этим словом предложения.
(Дети придумывают предложения)
Логопед: А какой один и тот же звук в словах жаба, ежи, жёлудь, ножи?
Дети: Звук Ж.
Логопед: Давайте немножко отдохнём.
Физминутка:
Логопед: Жук жужжал, жужжал, жужжал,
(дети машут руками - летают)
На спине своей лежал,
(дети легли на спину)
Лапками махал, вертел,
А потом вдруг полетел,
И на место своё сел.
(дети сели на ковёр)
Слайд №2.
(На экране буква Ж)
Логопед: На что похожа эта буква?
Дети: На жука…
Логопед: Эта буква широка
И похожа на жука.
И при этом точно жук,
Издаёт жужжащий звук: Ж…
Логопед: Из скольких и каких элементов состоит буква Ж?
Дети: Из пяти палочек.
Логопед: Давайте выложим букву Ж.
(Дети выкладывают из гимнастических палок букву на ковре).
Логопед: А чем буква отличается от звука?
Дети: Букву мы видим и пишем, а звук мы произносим и слышим.
Логопед: Чтобы выполнить новое задание, сядьте на ковер.
(Дети садятся на ковер).
Логопед: А жук наш полетел дальше и сел на дерево.
Слайд №3.
( Дерево дуб)
Логопед: Какое это дерево?
Дети: Дуб.
Логопед: Что можно сказать про дуб, какой он?
Дети: Большой. Могучий. Крепкий. Толстый. Высокий. Развесистый. Широкая крона.
Логопед: У дерева толстый ствол. Как одним словом можно назвать такое дерево?
Дети: Толстоствольный.
Логопед: Про него можно сказать, что он долгожитель, так как он долго, много лет растёт и живёт. А какие плоды растут на дубе?
Дети: Жёлуди.
Логопед: А вы знаете, что желудями питаются животные? Какие?
Дети: Белочки, кабаны, свинки.
Логопед: И мышки-полёвки. Их так называют потому, что они живут в норках на полях. Л: Посмотрите, сколько с дуба нападало листочков.
Логопед: Что можно сказать о листиках, какие они?
Дети: Зелёные, жёлтые, оранжевые, красивые.
Логопед: Как одним словом можно сказать о листьях разного цвета?
Дети: Разноцветные.
(Дети садятся за столы)
Логопед: Напечатайте на своих листочках новую букву, а сколько букв нужно напечатать, сосчитайте сами, прослушав загадку.
Чтение загадки
Логопед: На полянке у реки жили майские жуки –
Дочка, сын, отец и мать, кто успел их сосчитать?
Логопед: Сколько насчитали жуков?
Дети: 4.
Логопед: Покажите на слайде в каком уголке находится цифра 4, которая обозначает число 4.
(Работа детей)
Логопед: Но прежде, чем мы напечатаем буквы, давайте разомнём наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика
Логопед: Быстрый к нам бежит жучок.
Наш весёлый старичок.
Логопед: Округляем правую кисть, ставим на пальчики, бежим.
(Дети выполняют)
Логопед: А за ним бежит другой:
Поиграть хочу с тобой!
Логопед: Округляем левую кисть, ставим на пальчики, бежим.
(Дети выполняют).
Логопед: Раз, два, три, четыре, пять!
Тебя буду догонять.
Логопед: Одна рука догоняет другую, затем руки меняем местами.
(Дети выполняют)
Логопед: Так сколько букв вы напишите?
Дети: 4
Логопед: Переверните картинки- жёлуди. Что вы на них видите?
Дети: Слоги, слова.
Логопед: Прочитайте их на ушко.
(Дети читают: жа, жо, жу, уж, жало, лужа, кожа, лыжа, жар, морж, корж)
Слайд № 4.
Логопед: Давайте прочитаем вместе эти слоги и слова.
(Дети читают)
Логопед: Мы много выполнили заданий. А что мы сегодня узнали про звук Ж? Какой он?
Дети: Согласный, звонкий, всегда твёрдый, обозначаем синим кружком.
Логопед: Зная новую букву, мы сможем выложить слово жук, и жуку нашему будет очень приятно. Выложите слово жук из букв кассы и выполните полный звуко-буквенный анализ.
Практическая работа детей.
( Один из детей выкладывает слово « жук» на магнитной доске)
Логопед: Проверяем, у всех так получилось? Молодцы!
Логопед: А что это наша миска стоит не на своём месте? Может быть, там кто-то спрятался? Давайте проверим.
(Дети из миски с фасолью достают по одной игрушке и называют:
жук, божья коровка, пчёлка Жужа, морж, жираф, жаба, уж, ёж)
Логопед: Это вы показали взрослых животных, а кто это?
Дети: Детеныши.
Логопед: Назовите их.
Дети: Жеребенок, моржонок, медвежонок.
Логопед: Как можно назвать их ласково?
Д: Жучок, моржонок, жирафик, носорожик, ужик, ежик.
Логопед: Как одним словом можно их назвать?
Дети: Животные.
Логопед: А в слове животные есть звук Ж?
Дети: Да.
Логопед: А эти животные кто для жука?
Дети: Друзья.
Логопед: Всем известно, что жуки
Жужжат с досады и тоски.
Но в кругу друзей жуки
Чудаки и добряки.
Логопед: У жука очень хорошее настроение. Он нашёл своих друзей и вы ему помогали. Значит вы тоже стали его друзьями. Давайте все вместе повеселимся под песенку друзей.
(Звучит музыка, дети танцуют).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственно образовательная деятельность. Художественное творчество. Рисование в подготовительной к школе группе. Тема: «Сказочные цветы». Техника граттаж.
Коспект обучающего занятия по рислованию. На данном занятии дети знакомятся с техникой "граттаж", учатся изображать цветы в новой технике....
Конспект открытой непосредственно-образовательной деятельности по физической культуре в подготовительной к школе группе Тема: «Физкультура вместе с мамой и папой»
В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Формирование здорового образа жизни детей должно начинатьс...
План - конспект образовательной деятельности по обучению грамоте (в подготовительной к школе группе). Тема: «Звук и буква Ш»
План - конспект образовательной деятельности по обучению грамоте (в подготовительной к школе группе).Тема: «Звук и буква Ш»...
План - конспект образовательной деятельности по обучению грамоте. (в подготовительной к школе группе). Тема: «Звук и буква Р»
План-конспект по обучению грамоте "Звук и буква Р" (подгрупповое занятие....
План – конспект проведения непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию в подготовительной к школе группе на тему : «Составление описательного рассказа об осени, по плану – схеме»
Формировать умение детей составлять описательный рассказ на тему «Осень» с опорой на схему...
План - конспект образовательной деятельности по обучению грамоте. (в подготовительной к школе группе) Тема: «Звук и буква Ж»
В плане-конспекте подробно отражается работа по закреплению буквы Ж в разных видах работы. Занятие ориентировано для работы с старшими доольниками с ОВЗ....
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППАХ ПО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЮ «ВОЗДУШНЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ»
Экспериментирование с детьми старшего дошкольного возраста в игровой форме...