Развитие интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста
статья по развитию речи (старшая группа)

Чыпый-оол Снежана Кайгал-ооловна

Доклад на тему «Развитие интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста»

Чыпый-оол С.К., воспитатель МАДОУ ЦРР детский сад  №6 г. Кызыла

«Если детство у ребенка не воспитана любовь

 к книге, если чтение не стало его духовной

потребностью на всю жизнь- в годы отрочества душа

подростка будет  пустой, на свет божий выползает,

 как будто неизвестно откуда взявшиеся плохое»

                                                                                                             В.А.Сухомлинский

Литература занимает  особое место  в формировании личности, духовного мира человека, его нравственности, мышления, эмоций, речи.

Приобщая ребенка к чтению, мы не только открываем ему путь к одному из важнейших источников информации, книга наполняет внутренний мир человека, развивает ум, побуждает к самосознанию, воспитывает жизнестойкость.

Проблема чтения сейчас стоит очень остро. Телевидение и компьютер вытеснили книгу из жизни. Исчезла традиция семейного чтения.

Интерес к книге зарождается именно в дошкольном детстве, потому что чувства дошкольника отличаются собой эмоциональностью. Чем раньше появляются интерес к чтению, тем глубже формируются читатель, творческая личность, человек с высоким интеллектом.

К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. По данным многочисленных исследований, уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге просмотр телевизора и видеопродукций, компьютерные игры.

Великим русским педагогом К.Д. Ушинским воспитание детей рассматривалось в качестве единого, специально организованного процесса по формированию и развитию личности. В этом процессе значимая роль отводилась им чтению. По мысли К.Д. Ушинского, эффективным является то чтение, в котором ребенок заинтересован и к которому он должным образом подготовлен. Формирование у ребенка интереса к книгам и чтению, потребности и желания их рассматривать происходит вполне естественным образом в условиях, когда он находится в читающей среде, в обстановке уважения к книгам и непосредственно в окружении книг. Когда взрослые проявляют интерес к книгам, читают и говорят о них, а дома или в детском саду имеется хотя бы небольшая библиотека, детьми довольно быстро усваивается модель поведения, демонстрируемая родителями или педагогами. Посредник в общении с подходящим литературным изданием в лице родителя или педагога должен помочь открыть ребенку притягательный мир художественного слова, подобрать нужную книгу и прочесть ее текст, понять и поделиться мыслями, возникшими в процессе чтения и, в конце концов, стать ребенку читателем. С.Я Маршак видел в открытии в ребенке «таланта читателя» основную задачу взрослых. Он считал, что именно в детском возрасте лежат истоки читательского таланта. Книга призвана научить понимать человека, вглядываться в него, воспитывать в самом себе человечность, в этом случае чтение выступает источником духовного обогащения. Задача педагогов – прививать любовь к книгам, воспитывать культуру и постоянную потребность в чтении, развивать эстетическое восприятие литературы, учить думать.

         Отсутствие у современного ребенка положительного примера, которому он бы мог следовать, а также среды, побуждающей естественное развитие тяги к книге и художественному слову. Это обусловливает необходимость планирования  и проведения специальной работы, направленной на формирование у детей интереса к книге и чтению, как в дошкольном учреждении, так и в семье. Пробуждающийся интерес к книге и чтению со временем угасает, если потребность к чтению остается вовремя не удовлетворенной, если у взрослых не находится свободного времени на общение с ребенком и чтение книг. Ребенок быстро находит замену книгам и чтению, не получив помощи и не найдя поддержки у взрослых, переключая внимание на виды деятельности и объекты, которые не требуют чьего-либо посредничества. Одна из основных задач ознакомления детей дошкольного возраста с художественной литературой – это формирование интереса и любви к книге, направленности к общению с ней.

Детскую книгу рассматривают как средство, обеспечивающее умственное, нравственное и эстетическое воспитание. Детским поэтом И. Токмаковой детская литература называется первоосновой воспитания. Художественная литература воспитывает эстетическое восприятие, формирует нормы нравственного поведения, нравственные чувства и оценки. В воспитании детей значение художественной литературы определяет ее общественная, а также воспитательно-образовательная ролью в жизни всего нашего народа. В детском саду дошкольники знакомятся с самыми лучшими детскими произведениями, и на этой основе происходит решение целого комплекса взаимосвязанных задач эстетического, умственного и нравственного, воспитания. В дошкольном возрасте наиболее заметен процесс развития эстетического восприятия. Осознать, что в художественном произведении отражаются типичные черты явлений, ребенок может уже в пяти - шести лет. Исследователями отмечается такая особенность художественного восприятия ребенка, как активность, глубокое сопереживание героям произведений. Старшие дошкольники приобретают способность действовать мысленно в обстоятельствах, воображаемых ими при восприятии произведения, как бы оказываться на месте героя. Например, как и герои сказки в напряженные драматические моменты дети испытывают чувство страха, чувство удовлетворения, облегчения при победе справедливости.  Методику работы с книгой в детском саду раскрывают монографии, методические и учебные пособия исследователей в данной области. Методы ознакомления с художественной литературой могут быть описаны кратко следующим образом. К основным методам относятся: 1. Чтение воспитателя по книге или наизусть. Это передача текста дословно. Не изменяя язык автора, читающий передает все оттенки мыслей писателя, воздействует на чувства и ум слушателей. Большинство произведений литературы читается по книге. 2. Рассказывание воспитателя. Это передача текста в относительно свободной форме (допускается замена и перестановка слов). Данный метод обеспечивает больше возможности привлечь внимание детей. 3. Инсценирование. Этот метод может рассматриваться как способ вторичного ознакомления с художественными произведениями. 4. Заучивание наизусть. Выбор способа передачи произведения (рассказывание или чтение) определяется жанром произведения и возрастом слушателей.

Проблема отбора книг для детского чтения – одна из самых важных и сложных проблем литературоведения, психологии и педагогики. Значимость продуманного отбора книг для детского чтения определяется тем, что он неизбежно влияет на литературное развитие ребенка. Хорошо известна побудительная сила детской книги. Ребенок стремится подражать героям, которые ему симпатичны. Сюжеты литературных произведений становятся сюжетами детских игр. Проживая в игре жизнь героев, дети приобретают их духовный и нравственный опыт. Занятия также важная форма, в которой осуществляется работа с книгой в детском саду. Здесь ребенок впервые знакомится с тем или иным произведением словесного искусства, учится слушать, воспринимать и понимать их. Радость эстетического переживания усиливается в процессе обсуждения книг, которое у дошкольников характеризуется большой конкретностью и эмоциональностью. Занятия, посвященные знакомству детей с литературным произведением, требуют от воспитателя предварительной подготовки. Условно можно выделить несколько этапов этой подготовки: - подготовка воспитателя к чтению художественного произведения; - постановка задач чтения в зависимости от характера литературного произведения; - отбор методов работы с книгой. Ознакомление детей с художественной литературой осуществляется на материале произведений литературы различных жанров. Нужно научить детей слушать стихи, рассказы, сказки, сочувствовать положительным героям, внимательно следить за развитием событий в произведениях. Большое значение имеет привлечение внимания детей к образному языку стихотворений, рассказов и сказок, привлечение дошкольников к повторению отдельных слов, выражений и песенок персонажей, запомнившихся им. Усваивая содержание сказки, дети учатся передавать слова разных героев. И даже если они повторяют интонации воспитателя, это закладывает основы для дальнейшего самостоятельного развития интонационной выразительности в более старшем возрасте. Ознакомление с каждым жанром помимо указанных общих задач решает конкретные вопросы, связанные с тематикой произведений – они формулируются для каждого занятия отдельно. После чтения литературного произведения проводится беседа и выполняются разнообразные творческие задания. Цель беседы – уточнить понимание содержания произведения, его идеи, осознание средств художественной выразительности. Эта беседа не должна перерасти в назидательное толкование смысла произведения, она только помогает взрослому донести до ребенка эстетическую сущность прочитанного. Ребенок, повторяя образные слова и выражения из сказки, начинает задумываться над их прямым и переносным смыслом. Стоит ли сразу переходить к беседе? Е.А. Флерина считала, что наиболее целесообразно поддержать детские переживания, а элементы анализа усилить при повторном чтении. Разговор, затеянный по инициативе педагога, будет неуместен, так как разрушит впечатление от прочитанного. Можно спросить, понравилась ли сказка, и подчеркнуть: «Хорошая золотая рыбка, как она помогала старику!» или: «Каков Жихарка! Маленький да удаленький!»

    Основная цель занятий и заданий – сформировать у детей старшего дошкольного возраста интерес к чтению. Из вышеуказанной цели вытекают следующие задачи: - воспитание разностороннего читателя путем знакомства с высокими образцами литературы и расширения читательских интересов дошкольников; - воспитание разборчивого читателя путем формирования готовности к рациональному выбору книг; - воспитание заинтересованного и вдумчивого читателя путем формирования готовности к полноценному восприятию прочитанного; - воспитание творческого читателя, мыслящего критически путем формирования готовности к адекватной оценке прочитанного; - воспитание любви и бережливости в отношении к книгам. Рекомендуемый комплекс направлен на развитие интереса к чтению старших дошкольников, предполагает проведение с детьми еженедельных НОД и занятий в форме кружка. Продолжительность одного такого НОД и занятия: не менее 20 и не более 30 минут. Время проведения – после обеда.

Книжный уголок является, необходим элементом предметно-развивающей среды в групповой комнате - особое, специально выделенное и оформленное место, где ребёнок самостоятельно, по своему вкусу выбирает книгу и спокойно рассматривает её, "перечитывает". Своеобразие этой работы определяется тем, что он видит книгу не в руках педагога, а остаётся с ней один на один. Он внимательно и сосредоточено рассматривает иллюстрации, вспоминает содержание, многократно возвращается к взволновавшим его эпизодам. Здесь происходит личностное общение ребёнка с произведением искусства - книгой и иллюстрациями.

В книжном уголке рекомендуется выставлять разные книги: и новые, красивые, и зачитанные, но аккуратно подклеенные. Уголок должен быть не парадным, а рабочим. Его цель - удовлетворить читательские интересы детей. В книжном уголке помещаем портреты писателей, иллюстраторов, тематические альбомы и т.д., можно устроить выставки книг. Для детей старшего дошкольного возраста книга становится важной частью духовной жизни, уже в этом возрасте появляются литературные пристрастия.

            Таким образом, можно сказать, что воспитатель должен глубоко освоить проблему приобщения детей к книгам как общегосударственную, педагогическую и личностно значимую цель образования в детском саду. Детская литература, которую он читает выразительно, внятно, – это настоящее искусство, оказывающее на личность латентное (скрытое, не проявляющееся сразу) воздействие. Общение с лучшей в мире отечественной детской литературой ценно и для взрослых: учит понимать природу детства, наполняет душу милосердием и эстетическим бескорыстием.

Книга должна как можно раньше войти в мир ребенка, обогащать его мир, делать его интересным, полным необычных открытий. Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на тот фундамент, который закладывается в дошкольном возрасте. В процессе общения с книгой ребёнок познаёт прошлое, настоящее, будущее мира. А главное – учится думать, анализировать, развиваться творчески, формируется нравственная и культурная основа его личности. Не читая, ребенок не развивается, не совершенствует свой интеллект, память, внимание, воображение, не усваивает и не использует опыт предшественников, не учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы. «Без преувеличения можно сказать, что чтение в годы детства – это прежде всего, воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души. Может быть потому, современные дети не испытывают потребности в чтении, потому что «крупинок человечности» в нашей жизни становится всё меньше. Детская литература позволяет раскрыть дошкольникам сложность взаимоотношений между людьми, многообразие человеческих характеров, особенности тех или иных переживаний, наглядно представляет примеры культурного поведения, которые дети могут использовать как образцы для подражания. Надеюсь, что положительное отношение к произведениям художественной литературы, к процессу чтения, воспитанное в дошкольном возрасте, станет фундаментом успешного обучения ребенка в школе. И книга станет добрым другом, советчиком и помощником ребенка на протяжении всей жизни.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Акулова, О. В., Гуревич, Л. М. Чтение художественной литературы / О. В. Акулова, Л. М. Гуревич. – М. : Издательство «Детство-Пресс», Сфера, 2012. – 192 с.

2. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – М. : Издательский центр «Академия», 2000. – 400 с.

3. Алиева, Т. И. Истоки: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Алиева, Т. В. Антонова, Е. П. Арнаутова и др. ; под ред. М. Н. Лазутова. – 5-е изд. – М. : ТЦ Сфера, 2014. – 161 с.

 4. Алиева, Т. Ребенок в мире образа / Т. Алиева // Дошкольное воспитание. – 1996. – №2. – С. 68-73.

5. Гербова, В. В. Приобщение детей к художественной литературе: учебное пособие / В. В. Гербова. – М. : Мозаика-Синтез, 2008. – 80 с.

6. Гурович, Л. М. Ребенок и книга: пособие для воспитателя детского сада / Л. М. Гурович. – 3-е изд. – М. : Издательство «ДетствоПресс», 2007 – 128 с.

7. Данилина, Т. А. В мире детских эмоций [Текст] : Пособие для практических работников ДОУ / Т. А. Данилина, В. Я. Зедгенидзе, Н. М. Степина. – М. : Айрис-пресс, 2004. – 160 с.

8. Дунаева, Н. О значении художественной литературы в формировании личности ребёнка [Текст] / Н. Дунаева // Дошкольное воспитание. – 2007. – № 6. – С. 35-39. 59

9. Иванова, О. А. Учимся читать художественную литературу [Текст] : Программа. Тематическое планирование. Конспекты занятий / О. А. Иванова. – М. : Шк. пресса, 2004. – 80 с.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx27.9 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему «Развитие интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста»

Чыпый-оол С.К., воспитатель МАДОУ ЦРР детский сад  №6 г. Кызыла

«Если детство у ребенка не воспитана любовь

 к книге, если чтение не стало его духовной

потребностью на всю жизнь- в годы отрочества душа

подростка будет  пустой, на свет божий выползает,

 как будто неизвестно откуда взявшиеся плохое»

                                                                                                             В.А.Сухомлинский

Литература занимает  особое место  в формировании личности, духовного мира человека, его нравственности, мышления, эмоций, речи.

Приобщая ребенка к чтению, мы не только открываем ему путь к одному из важнейших источников информации, книга наполняет внутренний мир человека, развивает ум, побуждает к самосознанию, воспитывает жизнестойкость.

Проблема чтения сейчас стоит очень остро. Телевидение и компьютер вытеснили книгу из жизни. Исчезла традиция семейного чтения.

Интерес к книге зарождается именно в дошкольном детстве, потому что чувства дошкольника отличаются собой эмоциональностью. Чем раньше появляются интерес к чтению, тем глубже формируются читатель, творческая личность, человек с высоким интеллектом.

К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. По данным многочисленных исследований, уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге просмотр телевизора и видеопродукций, компьютерные игры.

Великим русским педагогом К.Д. Ушинским воспитание детей рассматривалось в качестве единого, специально организованного процесса по формированию и развитию личности. В этом процессе значимая роль отводилась им чтению. По мысли К.Д. Ушинского, эффективным является то чтение, в котором ребенок заинтересован и к которому он должным образом подготовлен. Формирование у ребенка интереса к книгам и чтению, потребности и желания их рассматривать происходит вполне естественным образом в условиях, когда он находится в читающей среде, в обстановке уважения к книгам и непосредственно в окружении книг. Когда взрослые проявляют интерес к книгам, читают и говорят о них, а дома или в детском саду имеется хотя бы небольшая библиотека, детьми довольно быстро усваивается модель поведения, демонстрируемая родителями или педагогами. Посредник в общении с подходящим литературным изданием в лице родителя или педагога должен помочь открыть ребенку притягательный мир художественного слова, подобрать нужную книгу и прочесть ее текст, понять и поделиться мыслями, возникшими в процессе чтения и, в конце концов, стать ребенку читателем. С.Я Маршак видел в открытии в ребенке «таланта читателя» основную задачу взрослых. Он считал, что именно в детском возрасте лежат истоки читательского таланта. Книга призвана научить понимать человека, вглядываться в него, воспитывать в самом себе человечность, в этом случае чтение выступает источником духовного обогащения. Задача педагогов – прививать любовь к книгам, воспитывать культуру и постоянную потребность в чтении, развивать эстетическое восприятие литературы, учить думать.

         Отсутствие у современного ребенка положительного примера, которому он бы мог следовать, а также среды, побуждающей естественное развитие тяги к книге и художественному слову. Это обусловливает необходимость планирования  и проведения специальной работы, направленной на формирование у детей интереса к книге и чтению, как в дошкольном учреждении, так и в семье. Пробуждающийся интерес к книге и чтению со временем угасает, если потребность к чтению остается вовремя не удовлетворенной, если у взрослых не находится свободного времени на общение с ребенком и чтение книг. Ребенок быстро находит замену книгам и чтению, не получив помощи и не найдя поддержки у взрослых, переключая внимание на виды деятельности и объекты, которые не требуют чьего-либо посредничества. Одна из основных задач ознакомления детей дошкольного возраста с художественной литературой – это формирование интереса и любви к книге, направленности к общению с ней.

Детскую книгу рассматривают как средство, обеспечивающее умственное, нравственное и эстетическое воспитание. Детским поэтом И. Токмаковой детская литература называется первоосновой воспитания. Художественная литература воспитывает эстетическое восприятие, формирует нормы нравственного поведения, нравственные чувства и оценки. В воспитании детей значение художественной литературы определяет ее общественная, а также воспитательно-образовательная ролью в жизни всего нашего народа. В детском саду дошкольники знакомятся с самыми лучшими детскими произведениями, и на этой основе происходит решение целого комплекса взаимосвязанных задач эстетического, умственного и нравственного, воспитания. В дошкольном возрасте наиболее заметен процесс развития эстетического восприятия. Осознать, что в художественном произведении отражаются типичные черты явлений, ребенок может уже в пяти - шести лет. Исследователями отмечается такая особенность художественного восприятия ребенка, как активность, глубокое сопереживание героям произведений. Старшие дошкольники приобретают способность действовать мысленно в обстоятельствах, воображаемых ими при восприятии произведения, как бы оказываться на месте героя. Например, как и герои сказки в напряженные драматические моменты дети испытывают чувство страха, чувство удовлетворения, облегчения при победе справедливости.  Методику работы с книгой в детском саду раскрывают монографии, методические и учебные пособия исследователей в данной области. Методы ознакомления с художественной литературой могут быть описаны кратко следующим образом. К основным методам относятся: 1. Чтение воспитателя по книге или наизусть. Это передача текста дословно. Не изменяя язык автора, читающий передает все оттенки мыслей писателя, воздействует на чувства и ум слушателей. Большинство произведений литературы читается по книге. 2. Рассказывание воспитателя. Это передача текста в относительно свободной форме (допускается замена и перестановка слов). Данный метод обеспечивает больше возможности привлечь внимание детей. 3. Инсценирование. Этот метод может рассматриваться как способ вторичного ознакомления с художественными произведениями. 4. Заучивание наизусть. Выбор способа передачи произведения (рассказывание или чтение) определяется жанром произведения и возрастом слушателей.

Проблема отбора книг для детского чтения – одна из самых важных и сложных проблем литературоведения, психологии и педагогики. Значимость продуманного отбора книг для детского чтения определяется тем, что он неизбежно влияет на литературное развитие ребенка. Хорошо известна побудительная сила детской книги. Ребенок стремится подражать героям, которые ему симпатичны. Сюжеты литературных произведений становятся сюжетами детских игр. Проживая в игре жизнь героев, дети приобретают их духовный и нравственный опыт. Занятия также важная форма, в которой осуществляется работа с книгой в детском саду. Здесь ребенок впервые знакомится с тем или иным произведением словесного искусства, учится слушать, воспринимать и понимать их. Радость эстетического переживания усиливается в процессе обсуждения книг, которое у дошкольников характеризуется большой конкретностью и эмоциональностью. Занятия, посвященные знакомству детей с литературным произведением, требуют от воспитателя предварительной подготовки. Условно можно выделить несколько этапов этой подготовки:  подготовка воспитателя к чтению художественного произведения;  постановка задач чтения в зависимости от характера литературного произведения;  отбор методов работы с книгой. Ознакомление детей с художественной литературой осуществляется на материале произведений литературы различных жанров. Нужно научить детей слушать стихи, рассказы, сказки, сочувствовать положительным героям, внимательно следить за развитием событий в произведениях. Большое значение имеет привлечение внимания детей к образному языку стихотворений, рассказов и сказок, привлечение дошкольников к повторению отдельных слов, выражений и песенок персонажей, запомнившихся им. Усваивая содержание сказки, дети учатся передавать слова разных героев. И даже если они повторяют интонации воспитателя, это закладывает основы для дальнейшего самостоятельного развития интонационной выразительности в более старшем возрасте. Ознакомление с каждым жанром помимо указанных общих задач решает конкретные вопросы, связанные с тематикой произведений – они формулируются для каждого занятия отдельно. После чтения литературного произведения проводится беседа и выполняются разнообразные творческие задания. Цель беседы – уточнить понимание содержания произведения, его идеи, осознание средств художественной выразительности. Эта беседа не должна перерасти в назидательное толкование смысла произведения, она только помогает взрослому донести до ребенка эстетическую сущность прочитанного. Ребенок, повторяя образные слова и выражения из сказки, начинает задумываться над их прямым и переносным смыслом. Стоит ли сразу переходить к беседе? Е.А. Флерина считала, что наиболее целесообразно поддержать детские переживания, а элементы анализа усилить при повторном чтении. Разговор, затеянный по инициативе педагога, будет неуместен, так как разрушит впечатление от прочитанного. Можно спросить, понравилась ли сказка, и подчеркнуть: «Хорошая золотая рыбка, как она помогала старику!» или: «Каков Жихарка! Маленький да удаленький!»

    Основная цель занятий и заданий – сформировать у детей старшего дошкольного возраста интерес к чтению. Из вышеуказанной цели вытекают следующие задачи:  воспитание разностороннего читателя путем знакомства с высокими образцами литературы и расширения читательских интересов дошкольников;  воспитание разборчивого читателя путем формирования готовности к рациональному выбору книг;  воспитание заинтересованного и вдумчивого читателя путем формирования готовности к полноценному восприятию прочитанного;  воспитание творческого читателя, мыслящего критически путем формирования готовности к адекватной оценке прочитанного;  воспитание любви и бережливости в отношении к книгам. Рекомендуемый комплекс направлен на развитие интереса к чтению старших дошкольников, предполагает проведение с детьми еженедельных НОД и занятий в форме кружка. Продолжительность одного такого НОД и занятия: не менее 20 и не более 30 минут. Время проведения – после обеда.

Книжный уголок является, необходим элементом предметно-развивающей среды в групповой комнате - особое, специально выделенное и оформленное место, где ребёнок самостоятельно, по своему вкусу выбирает книгу и спокойно рассматривает её, "перечитывает". Своеобразие этой работы определяется тем, что он видит книгу не в руках педагога, а остаётся с ней один на один. Он внимательно и сосредоточено рассматривает иллюстрации, вспоминает содержание, многократно возвращается к взволновавшим его эпизодам. Здесь происходит личностное общение ребёнка с произведением искусства - книгой и иллюстрациями.

В книжном уголке рекомендуется выставлять разные книги: и новые, красивые, и зачитанные, но аккуратно подклеенные. Уголок должен быть не парадным, а рабочим. Его цель - удовлетворить читательские интересы детей. В книжном уголке помещаем портреты писателей, иллюстраторов, тематические альбомы и т.д., можно устроить выставки книг. Для детей старшего дошкольного возраста книга становится важной частью духовной жизни, уже в этом возрасте появляются литературные пристрастия.

            Таким образом, можно сказать, что воспитатель должен глубоко освоить проблему приобщения детей к книгам как общегосударственную, педагогическую и личностно значимую цель образования в детском саду. Детская литература, которую он читает выразительно, внятно, – это настоящее искусство, оказывающее на личность латентное (скрытое, не проявляющееся сразу) воздействие. Общение с лучшей в мире отечественной детской литературой ценно и для взрослых: учит понимать природу детства, наполняет душу милосердием и эстетическим бескорыстием.

Книга должна как можно раньше войти в мир ребенка, обогащать его мир, делать его интересным, полным необычных открытий. Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на тот фундамент, который закладывается в дошкольном возрасте. В процессе общения с книгой ребёнок познаёт прошлое, настоящее, будущее мира. А главное – учится думать, анализировать, развиваться творчески, формируется нравственная и культурная основа его личности. Не читая, ребенок не развивается, не совершенствует свой интеллект, память, внимание, воображение, не усваивает и не использует опыт предшественников, не учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы. «Без преувеличения можно сказать, что чтение в годы детства – это прежде всего, воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души. Может быть потому, современные дети не испытывают потребности в чтении, потому что «крупинок человечности» в нашей жизни становится всё меньше. Детская литература позволяет раскрыть дошкольникам сложность взаимоотношений между людьми, многообразие человеческих характеров, особенности тех или иных переживаний, наглядно представляет примеры культурного поведения, которые дети могут использовать как образцы для подражания. Надеюсь, что положительное отношение к произведениям художественной литературы, к процессу чтения, воспитанное в дошкольном возрасте, станет фундаментом успешного обучения ребенка в школе. И книга станет добрым другом, советчиком и помощником ребенка на протяжении всей жизни.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Акулова, О. В., Гуревич, Л. М. Чтение художественной литературы / О. В. Акулова, Л. М. Гуревич. – М. : Издательство «Детство-Пресс», Сфера, 2012. – 192 с.

2. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – М. : Издательский центр «Академия», 2000. – 400 с.

3. Алиева, Т. И. Истоки: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Алиева, Т. В. Антонова, Е. П. Арнаутова и др. ; под ред. М. Н. Лазутова. – 5-е изд. – М. : ТЦ Сфера, 2014. – 161 с.

 4. Алиева, Т. Ребенок в мире образа / Т. Алиева // Дошкольное воспитание. – 1996. – №2. – С. 68-73.

5. Гербова, В. В. Приобщение детей к художественной литературе: учебное пособие / В. В. Гербова. – М. : Мозаика-Синтез, 2008. – 80 с.

6. Гурович, Л. М. Ребенок и книга: пособие для воспитателя детского сада / Л. М. Гурович. – 3-е изд. – М. : Издательство «ДетствоПресс», 2007 – 128 с.

7. Данилина, Т. А. В мире детских эмоций [Текст] : Пособие для практических работников ДОУ / Т. А. Данилина, В. Я. Зедгенидзе, Н. М. Степина. – М. : Айрис-пресс, 2004. – 160 с.

8. Дунаева, Н. О значении художественной литературы в формировании личности ребёнка [Текст] / Н. Дунаева // Дошкольное воспитание. – 2007. – № 6. – С. 35-39. 59

9. Иванова, О. А. Учимся читать художественную литературу [Текст] : Программа. Тематическое планирование. Конспекты занятий / О. А. Иванова. – М. : Шк. пресса, 2004. – 80 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие интереса к чтению у детей младшего дошкольного возраста

Чтение  можно  сравнивать  с  главной  дорогой  в  стране  знаний. Освоение  математики, истории  и  других  наук  будет  основано...

Доклад на родительском собрании " Формирование интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста"

Процесс формирования у ребёнка в дошкольном возрасте интереса к книге и её содержанию во многом определено тем, насколько в этот процесс вовлечены родители, какое отношение семьи к книге, как организо...

«Особенности познавательного интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста»

Данная статья показывает актуальность проблемы развития познавательного интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста. В последние годы Интернет и продвинутые гаджеты вытесня...

Особенности познавательного интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста

В статье идет речь об особенности познавательного интереса к чтению у детей старшего дошкольного возроста....

Статья " Развитие интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста"

В статье представлены методы, способствующие формированию литературного вкуса в дошкольном возрасте....