Развитие интереса к чтению у детей младшего дошкольного возраста
статья по обучению грамоте на тему
Чтение можно сравнивать с главной дорогой в стране знаний. Освоение математики, истории и других наук будет основано на умении ребёнка понимать написанное, пользоваться письменной и устной речью, способности выделять смысл письменного текста. Обучение дошкольника чтению – фундамент его будущей грамотности. Если ребёнок рос и развивался в обстановке, где беседы, чтение, слушание являются нормой повседневной жизни, он и в школе будет проявлять любознательность, интерес к разнообразной информации. А большую часть информации, знаний об окружающем мире можно почерпнуть главным образом из книг.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_interesa_k_chteniyu_u_detey_mladshego_doshkolnogo_vozrasta.docx | 16.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие интереса к чтению у детей младшего дошкольного возраста
Чтение можно сравнивать с главной дорогой в стране знаний. Освоение математики, истории и других наук будет основано на умении ребёнка понимать написанное, пользоваться письменной и устной речью, способности выделять смысл письменного текста. Обучение дошкольника чтению – фундамент его будущей грамотности. Если ребёнок рос и развивался в обстановке, где беседы, чтение, слушание являются нормой повседневной жизни, он и в школе будет проявлять любознательность, интерес к разнообразной информации. А большую часть информации, знаний об окружающем мире можно почерпнуть главным образом из книг.
В основе эмоциональной жизни ребёнка лежат пространственно – временные представления, которые формируются практически одновременно с произвольной регуляцией психической деятельности, являясь базовыми составляющими психического развития ребёнка.
Готовность к чтению определяется развитием пространственных представлений, зрительно – двигательного гнозиса, зрительных способностей: восприятие, память, различение; слуховых способностей: различение, запоминание, понимание и развития зрительного анализа и синтеза.
Пространственная ориентировка на плоскости – начальный этап, с чего мы и начали работу:
- на листе показать середину, левые, правые края;
- ребёнок проводит рукой вдоль краёв, отмечая нижние и верхние края;
- потом ребёнок выкладывает картинки слева направо в ряд;
- картинку в центре, вверху – внизу, слева – справа от неё;
- далее в верхний правый угол, в нижний правый и т.д.;
- через некоторое время попросите вспомнить, какие картинки раскладывал, где находились;
- ребёнок сам раскладывает, рассказывает;
- игра «Что изменилось?», «Какой картинки не стало?», «Какая картинка появилась?».
Нельзя забывать об ориентировке в окружающем пространстве, эта работа проводится параллельно: определение расположения предметов
По отношению к ребёнку; определение пространственных соотношений предметов, находящихся сбоку, определение пространственных соотношений между 2 –3 предметами или изображениями.
После проведённой работы переходим к развитию анализа и синтеза,
обучению и узнаванию букв. Учитывая возраст детей, вся работа проводится в игровой форме.
Игра «Доктор» (даётся буква А), «Медведь в лесу» ( даётся буква У),
«Путешествие в лес», «Плачет ребёнок».Сразу появляется в группе «Звуковая дорожка» ( шпагат на панно).
Параллельно с обучением чтению здесь решается задача воспитания речевого дыхания. Буквы подаются в определённой последовательности
и сразу в различных видах деятельности отрабатывается узнавание и ориентирование буквы в пространстве (здесь прослеживается связь не только с родителями, но и с воспитателями). Все буклеты вывешиваются в уголке информации для родителей, объясняется значимость проводимых работ. Буквы не убираются, всегда на доступном стенде с кармашками. Вырезанные дома буквы дети приносят в группу. И как ни удивительно, именно игры с самодельными буквами (вырезанными, сделанными из пластилина) занимало ребят более всего в свободное время, выделенное для самостоятельной деятельности.
Далее на занятиях вводились игры по степени сложности:
- «Подскажи словечко»: логопед проговаривает двустишье, пример: «Как бы мне пошла корона, важно каркает ………(ворона)». На панно прикрепляется картинка вороны и снизу слово ворона и т.д.
- «Наведи порядок»
- «Где что лежит»:
Мама насыпала сахар. Куда? (В сахарницу)
Папа принёс конфеты и высыпал их куда? (В конфетницу)
Вова вымыл руки и положил мыло куда? ( В мыльницу) и т.д.
- Загадки на определённый звук. Пример: вывешивается буква «К». Ребёнок отгадывает загадки, вывешиваются картинки, снизу слова, корова, кошка, курица. Выделяем первый звук протяжно.
- « Подбери картинку к слову». Вывешивается слово, проговаривается логопедом. Ребёнок подбирает картинку и вешает рядом.
- Найди фигуру, букву в ряду сходных.
- Срисуй фигуру, букву по образцу, после просмотра.
- «Покажи и назови» (картинки на определённый звук, этот звук произносится утрированно: тииигр, гриииб, слииива). Эта работа освящена в книге Е.В. Колесниковой «Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет».
- « Угадай»: используются слова – омографы (кружки – кружки, замок, полки, стоит).
Работаем над ритмическим рисунком, т.е. ударением. Ударение на карточках со словами стоит обязательно. Картинки на каждого ребёнка, которые они по очереди размещают под словами.
- «Собери картинку, прочитай».
- « Полминутки для шутки».
Таким образом, именно в игровой деятельности с элементами обучения чтению дошкольников 3-4 лет наиболее эффективно проходила профилактика нарушений чтения и письма, выявлялись дети с недоразвитием тех или иных речевых функций, пространственных представлений, развивалась мотивационная готовность к познанию окружающего мира, стимулировались психические процессы, формировалась произвольная
регуляция деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на родительском собрании " Формирование интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста"
Процесс формирования у ребёнка в дошкольном возрасте интереса к книге и её содержанию во многом определено тем, насколько в этот процесс вовлечены родители, какое отношение семьи к книге, как организо...
«Особенности познавательного интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста»
Данная статья показывает актуальность проблемы развития познавательного интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста. В последние годы Интернет и продвинутые гаджеты вытесня...
Сюжетное физкультурное занятие как средство развития интереса к движениям у детей младшего дошкольного возраста
Проектная работа «Сюжетное физкультурное занятие как средство развития интереса к движениям у детей младшего дошкольного возраста». в ней подробно раскрываются методы и приёмы работы ...
План саморазвития воспитателя Сипягиной Ольги Валерьевны на 2019/2020 учебный год ТЕМА: Формирование интереса к книге и чтению у детей младшего дошкольного возраста.
О формировании интереса к книге у детей младшего дошкольного возраста....
Развитие интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста
Доклад на тему «Развитие интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста»Чыпый-оол С.К., воспитатель МАДОУ ЦРР детский сад №6 г. Кызыла«Если детство у ребенка не воспит...
Статья " Развитие интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста"
В статье представлены методы, способствующие формированию литературного вкуса в дошкольном возрасте....
Развитие интереса к лепке у детей младшего дошкольного возраста
Развитие интереса к лепке у детей младшего дошкольного возраста...