Статья " Развитие интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста"
статья по художественной литературе

Домнина Анастасия Александровна

В статье представлены методы, способствующие формированию литературного вкуса в дошкольном возрасте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_razvitie_interesa_k_chteniyu.docx23.63 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста.

Развитие интереса детей к книге должно происходить таким образом, чтобы ввести ребенка в мир художественной литературы и показать важность словесного искусства для окружающего мира, при помощи которого происходит раскрытие окружающего мира во всей его многогранности.

Раскрытие художественного произведения происходит на основе его содержательного аспекта, ставки на авторское отношение к окружающим реалиям, ценностной ориентации и нравственным проблемам, которые заложены в самом произведении. Как следствие, логичным становится развитие у детей специфических умений: эмоционально реагировать на прочитанное (в частности, сопереживать герою произведения); восстанавливать в памяти образы (героев, событий, обстановки) и сюжет услышанного или увиденного; умение понимать суть прочитанного, развивать готовность мыслить художественными образами.

Эти умения, так или иначе, нашли свое отражение следующими направлениями «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», выделенных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, где чтение раскрывается следующими направлениями деятельности: мотивирование сопереживанию персонажам художественных произведений; реализация свободной творческой деятельности дошкольников; развитие воображения и творческой активности; восприятие художественной литературы.

Ценности переживания, познания и преобразования себя и окружающего мира ребенок обнаруживает для себя не только в реальном мире, но и в мире вымышленном. Художественная литература дарует ребенку возможность «обнаружить в своей памяти» то, чего он не видел и видеть не мог. Времена и страны, люди и государства, быт и культура оживают на страницах книг, даруя вместе с опытом поколений и опыт эмоциональный. В дошкольной психологии эмоциональной сфере обучения ребенка отводят особое место. Эмоциональное наполнение жизнедеятельности, обобщение эмоций и интеллектуализация эмоций - задачи дошкольного обучения, решение которых предполагает особые требования к его содержанию, где на первом месте стоит развитие интереса, в том числе и к чтению, к книге, при этом читательский интерес рассматривается как осознанность и избирательность в выборе видов и жанров литературы.

Приобщение к чтению старших дошкольников - сложный процесс, требующий от воспитателя понимания природы читательской деятельности ребенка, нахождения путей эффективного развития читателя.

Старший дошкольный возраст - период активного интеллектуального развития ребенка, продуктивный период, в котором основными компонентами литературного образования выступают: читательский интерес, восприятие и интерпретация художественного произведения, способность к отражению литературного опыта в самостоятельной творческой деятельности.

Воспитание читателя - дошкольника с учетом перечисленных компонентов позволит педагогу ДОУ организовать личностно ориентированный, развивающий процесс литературного образования, результатом которого станет грамотный - настоящий, талантливый, компетентный - читатель, глубоко постигающий смысл литературного произведения, понимающий внутренний замысел автора, способный оценить ее художественные достоинства.

Таким образом, при знакомстве детей с литературными произведениями следует учитывать их возрастные особенности.

В дошкольном возрасте есть определенные методы, способствующие формированию интереса к литературе и чтению книг. Родители и воспитатели могут и должны использовать эти определенные методы.

Важнейшая задача воспитателя и родителей правильно выбрать художественные произведения, так чтобы они способствовали формировать литературный вкус у ребенка. Родители часто не понимают или даже не знают, из-за большого потока информации. Очень сложно выбрать подходящее в изобилии книг, предназначенных для детей. Надо научиться руководствоваться критериями художественности, иметь представление приемлемости использовать произведение, литературные тексты в дошкольных учреждениях. В последнее время на книжных полках и в Интернете появилось множество вариантов детских произведений, для этого выбирая ту или иную обработку, необходимо руководствоваться следующими правилами:

  • соответствие для использования в детской аудитории;
  • художественность изображений, их соответствие содержанию литературного произведения.

Кругозор дошкольника нужно расширять, пополнять, знакомить с произведениями разных жанров и стилей, с детской классической русской и зарубежной литературой. Воспитатели и родители сами должны быть начитанными людьми с развитым эстетическим вкусом и чутьем, для того чтобы заниматься формированием литературного вкуса у ребенка.

А для этого существуют методы, способствующие формированию литературного вкуса в дошкольном возрасте. Их может использовать воспитатель, ими должны пользоваться и родители.

  1. Выразительное чтение вслух способствует созданию у ребенка образных представлений, воздействует на эмоции и восприятие, помогает заинтересовать ребенка, вызывает у него желание вновь слушать знакомое произведение. Чтение вслух приучает к внимательному слушанию текста. Выбирая эту форму важно соблюдать определенные правила: четко выговаривать слова, читать не громко, но и не тихо, соблюдать паузы. Чтение должно быть эмоционально окрашено дикцией, тембром голоса. Всем известно, однообразное чтение или чтение с запинками не заинтересует маленького слушателя, каким бы интересным не было читаемое произведение. Необходимо подбирать короткие и легкие по объему произведения, с динамичным сюжетом, повторами, способствующие более внимательному слушанию и быстрому запоминанию текста. Для выразительного чтения вслух рекомендуются народные сказки: «Курочка Ряба», «Муха - Цокотуха», «Рукавичка» (для младших дошкольников), «Снегурочка», «Сказка о рыбаке и рыбке» (для старшего дошкольного возраста).
  2. Показ иллюстраций при чтении вслух небольших по объему произведений, например, стихотворений А. Барто, Б. Заходера, К. Чуковского. Взрослый, читая вслух, показывает детям предметы и героев, показанных на иллюстрации по тексту. Воспитанники должны показать, где расположены животные, сказочные персонажи и т.д.

При выборе книг предпочтение надо отдавать тем изданиям, где изображение животных, людей, предметный мир представлены более правдоподобно.

  1. Рисование воспитанниками художественных произведений детской литературы. Предложить дошкольникам нарисовать персонажа, которого они запомнили или понравившийся сюжет. Например, после чтения произведения К.И. Чуковского «Федорино горе», дошколята с интересом рисуют испачканную посуду, улетающего от «Федоры». Подобная деятельность развивает не только литературный вкус любви к чтению, но и фантазии, воображения, творческих способностей.
  2. Литературные викторины. Организацию этой деятельности необходимо тщательно продумать, иначе неизбежны шум, гвалт среди детей и, что самое недопустимое, обиды и даже необъективность оценки детских достижений. Особое внимание необходимо уделить подготовке, который включает в себя чтение книг, организацию книжной выставки.
  3. Кукольные драматизации. Данному методу уделяются серьезное внимание, поэтому воспитателям и родителям следует владеть методами и приемами использования кукольных постановок. Воспитанники под руководством взрослых занимаются изготовлением кукол, могут быть не только слушателями, но и участниками спектакля. Кукольный театр помогает воспитанникам более осознанно слушать литературный текст, ярче представлять героев, активно следить за развитием действия.

Помимо вышеперечисленных методов, воспитатели и родители должны владеть приемами и средствами, позволяющими включать художественное слово в повседневную жизнь ребенка. Например, одевая ребенка на прогулку зимой, можно завлечь потешкой «Маша варежку надела...».

При режимных моментах также можно прочитать потешки, стих, а детям это очень нравится.

Для создания успешной воспитательной работы важным условием является сопровождение чтения игровыми действиями. Дети могут слушать понравившееся им произведение многократно, сохраняя непосредственность эмоционального переживания. Этому оказывает поддержку эмоциональная включенность в процесс чтения самого воспитателя или родителя, которые могут занять позицию зрителя или участника событий. Знакомство с новыми книгами нужно начинать с показывания красочных, цветных изображений. Еще в возрасте 2-3 года дети учатся предсказывать будущее чтение, учатся отвечать на вопросы по картинкам и изображениям: «Кто нарисован на картинке? Про кого эта сказка? В гости кто к нам пришел?» и т.д. Эффективное рассматривание книги с подгруппой дошкольники (четыре - пять детей, не больше), у каждого ребенка должен быть свободный доступ к книге и настроить на включение в беседу. Уже на раннем возрасте надо формировать литературный вкус у ребенка. В раннем детстве обязательно приобщение к фольклору (потешки, песни колыбельные, сказки народные, прибаутки, пестушки и др.), а в возрасте 3-4 лет к русской классической детской литературе (С. Маршак, З. Александровой, К. Д. Ушинский и др.). Приобщение детей с раннего детства в чтение формирует осознанно выбрать произведения для чтения в школьные и юношеские годы, привитие любви к чтению.

Если ребенка не знакомить с классикой, то вряд ли он, становясь старше, сам сможет сделать какой-то выбор, читать и любить книгу, поэтому родители дома, и воспитатели в детском саду должны читать детям. Ребенок, став старше уже самостоятельно должен выбрать произведения и, если он не знаком с классикой, он вряд ли сдружится с настоящей литературой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие интереса к чтению у детей младшего дошкольного возраста

Чтение  можно  сравнивать  с  главной  дорогой  в  стране  знаний. Освоение  математики, истории  и  других  наук  будет  основано...

Доклад на родительском собрании " Формирование интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста"

Процесс формирования у ребёнка в дошкольном возрасте интереса к книге и её содержанию во многом определено тем, насколько в этот процесс вовлечены родители, какое отношение семьи к книге, как организо...

«Особенности познавательного интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста»

Данная статья показывает актуальность проблемы развития познавательного интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста. В последние годы Интернет и продвинутые гаджеты вытесня...

Особенности познавательного интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста

В статье идет речь об особенности познавательного интереса к чтению у детей старшего дошкольного возроста....

Развитие интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста

Доклад на тему «Развитие интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста»Чыпый-оол С.К., воспитатель МАДОУ ЦРР детский сад  №6 г. Кызыла«Если детство у ребенка не воспит...