«Развитие речи дошкольников посредством театрально-игровой деятельности»
методическая разработка по развитию речи
Не случайно игра названа спутником детства. Именно в игре следует искать ключ к познанию дошкольного детства, так как это наиболее близкая, органично соответствующая детской природе, деятельность дошкольника и естественное выражение его активности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Панаевский детский сад «Красная шапочка»
«Развитие речи дошкольников посредством
театрально-игровой деятельности»
Составитель: Плюснина Александрина Анатольевна,
учитель-логопед
Панаевск, 2019
«Развитие речи дошкольников посредством
театрально-игровой деятельности»
«А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит…»
Что такое речь?
Речь – умение, способность человека говорить.
Речь – это определённая технология сознания, выражения мысли посредством языка.
Речь – это действие с использованием звуков, совершаемое человеком для передачи информации.
С момента появления на свет ребёнок постепенно овладевает речью. Вначале он произносит слоги, потом короткие, простые слова, затем фразы и предложения. Ребёнок растёт – его речь развивается.
Как писал В.Сухомлинский: «Духовная жизнь ребенка полна лишь тогда, когда он живет в мире сказок, творчества, воображения, фантазий, а без этого он засушенный цветок!».
Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.
Как мы постигаем мир дошкольного детства? Как открываем его влияние на развитие ребёнка? Прежде всего, через самые разнообразные детские игры. Не случайно игра названа спутником детства. Именно в игре следует искать ключ к познанию дошкольного детства, так как это наиболее близкая, органично соответствующая детской природе, деятельность дошкольника и естественное выражение его активности.
Игра – это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребёнка, это его жизнь.
Речь, во всём её многообразии, является необходимом компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно театрализованная игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Речь их становится более выразительной, грамотной. Они начинают использовать новые слова, пословицы и поговорки из сценария, причем — в бытовых ситуациях, совпадающих с их смысловым содержанием.
Полученный положительный эмоциональный заряд от показа спектакля, приобретенная вера в свои силы повышают самооценку детей. Многие из них справляются со своими комплексами, учатся размышлять, анализировать свое поведение и поведение других людей, становятся внимательнее и терпимее друг к другу. Их игровая деятельность активизируется, приобретает творческий характер, эмоциональную насыщенность.
Мы должны:
- Развить устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности;
- Обогащать словарь детей, активизировать его;
- Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.
- Воспитывать положительное отношение к театральным играм, желание играть с театральными куклами, эмоционально-положительное отношение к сверстникам, воспитание воли и уверенности в себе, уважение к традициям и культуре народа.
- Способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами игрушками.
Для решения всех этих задач необходима предметно –
пространственная среда, обеспечивающая совместную театрализованную деятельность детей и педагога, а также самостоятельное творчество каждого ребенка.
Для этого можно создать театральные уголки, которые способствуют самореализации и самовыражению ребенка, а также: картотеки игр и упражнений: картотека мнемотаблиц, физкультминутки; игры упражнения на развитие речевого дыхания и правильной артикуляции.
Выделим формы организации театрализованной деятельности:
- Проигрывания отрывка из сказок;
- Прослушивания сказок, потешек, стихотворений;
- Режиссерская игра со строительным и дидактическим материалом;
- Пантомимические этюды и упражнения;
- Дыхательная гимнастика;
- Артикуляционная гимнастика;
- Пальчиковые игры со словами;
- Разучивание чистоговорок;
- Рисование и раскрашивание наиболее ярких и эмоциональных событий из сказок с речевым комментарием и объяснением личностного смысла изображаемых событий.
Систематическое, целенаправленное использование различных форм театрализованной деятельности приводит к следующим результатам:
- Дети приобретают уверенность в себе.
- Дети умеют играть в коллективе и находить компромиссные решения.
- Дети умеют строить диалог.
- Дети умеют снимать напряжение с отдельных групп мышц.
- Дети умеют произносить одну, и туже скороговорку, фразу в разном темпе, с разными интонациями.
- Дети умеют использовать средства выразительности драматизации (поза, жесты, мимика, голос, движение)
- Дети умеют самостоятельно выбрать стихотворение, сказку, песню для постановки.
- Дети умеют распределять между собой обязанности.
- Дети могут запомнить и описать любимого героя.
- Дети сочиняют этюды по сказкам.
Также важна работа с родителями. Родители должны поддерживать интерес ребенка к театрализованной деятельности. По мере возможности стараться присутствовать на детских спектаклях. Отмечать достижения и определять пути дальнейшего совершенствования. Предлагать исполнить понравившуюся роль в домашних условиях, помогать разыгрывать полюбившиеся сказки, стихотворения и пр.
Спасибо.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«А как речь-то говорит, Словно реченька журчит…»
РЕЧЬ : Речь – умение, способность человека говорить. Речь – это определённая технология сознания, выражения мысли посредством языка. Речь – это действие с использованием звуков, совершаемое человеком для передачи информации.
слоги п ростые слова фразы предложения
Игра – спутник детства! Познание Дошкольного Детства И Г Р а
Речь является необходимом компонентом общения, в процессе которого она формируется. Важно создать благоприятную ситуации, способствующую активному участию в речевом общении. И именно театрализованная игра помогает создать такие ситуации.
Мы должны: Развить устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности ; Обогащать словарь детей , активизировать его; Совершенствовать диалогическую и монологическую речь. Воспитывать положительное отношение к театральным играм , желание играть с театральными куклами , эмоционально-положительное отношение к сверстникам, воспитание воли и уверенности в себе, уважение к традициям и культуре народа. Способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами игрушками.
Ф ормы организации театрализованной деятельности: Проигрывания отрывка из сказок; Прослушивания сказок, потешек, стихотворений; Режиссерская игра со строительным и дидактическим материалом; Пантомимические этюды и упражнения; Дыхательная гимнастика; Артикуляционная гимнастика; Пальчиковые игры со словами; Разучивание чистоговорок ; Рисование и раскрашивание наиболее ярких и эмоциональных событий из сказок с речевым комментарием и объяснением личностного смысла изображаемых событий.
уверенность в себе играют в коллективе ДЕТИ находить компромисс строить диалог снимать напряжение использовать средства выразительности драматизации самостоятельно выбирать распределять между собой обязанности запомнить и описать любимого героя сочиняют этюды произносить скороговорку, фразу в разном темпе, с разными интонациями
Поддерживать интерес ребенка к театрализованной деятельности . Предлагать исполнить понравившуюся роль в домашних условиях, помогать разыгрывать полюбившиеся сказки, стихотворения и пр.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Cправка о наличии собственного инновационного педагогического опыта «Развитие речи дошкольников через театрально – игровую деятельность»
Актуальность создания системы педагогических мероприятий по развитию речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность обусловлена тем, что театрализованная деятельность п...
Проект “Развитие речи дошкольников через театрально-игровую деятельность”
Проект“Развитие речи дошкольников через театрально-игровую деятельность”.Характеристика проекта.1.1 Цель:развитие и профилактика речевых нарушений, через театрально – игровую деятельность.Задачи:созда...
Проект “Развитие речи дошкольников через театрально-игровую деятельность».
Проект направленный на развитие речевой деятельности...
Проект “Развитие речи дошкольников через театрально-игровую деятельность”
развитие и профилактика речевых нарушений, через театрально – игровую деятельность....
Проект “Развитие речи дошкольников через театрально-игровую деятельность”
Цель проекта:1. Развитие свободного общения со взрослыми;2. Развивать монологическую форму речи.3. Развитие и профилактика...
План работы по самообразованию "Создание условий для развития речи детей посредством театрально – игровой деятельности"
Образовательный проект...
Опыт работы по теме: «Развитие речи дошкольников через театрально-игровую деятельность»
Игра - один из видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников обучения их различным видам действий с предметами, способам и средствам общения. Один из видов...