семинар на тему словарная работа в доу
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа)
В данном семинаре говорится о том как важна словарная работа. Какие задачи нужно использовать при словарной работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sloavrnaya_rabota.docx | 547.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар на тему:
«Словарная работа
как часть программы развития речи детей»
Подготовила: воспитатель
высшей категории К.Ж.Нуркенова
2020 год
Слово есть первый признак сознательной разумной жизни.
Слово есть воссоздание внутри себя мира.
Константин Сергеевич Аксаков ( русский публицист)
В современной методике словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая система. Развитие словаря это длительный процесс количественного накопления слов, умение использовать их в конкретных условиях общения.
Словарная работа в каждой группе производится на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей словаря, психического развития в целом, а также текущих воспитательных задач.
Словарная работа ведется как на занятиях, так и в других видах деятельности: на прогулке, во время режимных моментов, в играх детей.
Активный словарь — это слова, которые говорящий не только понимает, но и употребляет.
Пассивный словарь — это слова, которые говорящий на данном языке понимает, но сам не употребляет. Пассивный словарь значительно больше активного, сюда относятся слова, о значении которых человек догадывается по контексту, которые всплывают в сознании лишь тогда, когда их слышат.
Задачи словарной работы:
- обогащение словаря, т. е. усвоение новых, ранее неизвестных детям слов;
- уточнение словаря, т. е. словарно-стилистическая работа, овладение точностью и выразительностью языка (наполнение содержанием слов, известных детям, усвоение многозначности, синонимики);
- активизация словаря, т. Е. перенесение как можно большего числа из пассивного в активный словарь, включение слов в предложения, словосочетания;
- устранение нелитературных слов, перевод их в пассивный словарь (просторечные, диалектные, жаргонные).
Методы и приемы словарной работы :
- Называние
- Показ предметов с их называнием
- Сочетание показа предмета с активными действиями детей по его обследованию
- Договаривание слов, недосказанных воспитателем
- Сравнения сходных по внешнему виду предметов
- Толкование
- Включение слова в предложение
- Повторение слова
- Вопрос
- Объяснения происхождения слова
- Упражнения или дидактические игры
- Мнемотехника
- Синквейн
Для дошкольного возраста систему словарных упражнений предложила российский педагог дошкольного образования Елизавета Ивановна Тихеева.
1. Подскажите слово:
Кошка мяукает, а воробей…
Соль в солонке, а масло…
Медведь спит в берлоге, а волк…
2. Найдите похожие по звучанию слова:
Спички – синички,
Врач – мяч,
Значок – крючок,
Ключи – кирпичи,
Стол – пол.
3 .«Подбери словечко»:
(багряный закат, хитрые глаза, чистое поле, шелковые волосы, благодатный дождь).
4. «Сравнения»: Давайте подберем предметы как образные сравнения к слову:глазки, как … (бусинки, ягодки, угольки, звездочки на небе, пуговки, бусинки, топазы, зеркало, огоньки, васильки во ржи и т.д.);
цыпленок, как … (комочек, одуванчик, пух, вата, облако на небе, лимончик, желток, солнышко и т.д.).
5.«Что бы это значило?»:
Фразеологизмы, устойчивые выражения, готовые сочетания слов. Например, «съесть собаку» означает «быть мастером в каком-нибудь деле.
6. « Скажи ласково»:
шапка-шапочка,
утка-уточка.
7. « Один-много»:
утенок- утята,
гусенок- гусята,
носок- носки.
8. « Горячо – холодно»
Горячий – холодный, Хороший – плохой
Мнемотаблицы :
Синквейн-
Первая строка включает одно слово, слово-предмет, отражающее главную идею.
Вторая строка – два слова, слова-признаки, характеризующие предмет.
Третья строка – три слова, слова-действия, описывающие действия в рамках темы.
Четвертая строка – фраза из нескольких слов, показывающих отношения автора к теме.
Пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.
Особенность словарной работы в дошкольном учреждении состоит в том, что она связана со всей воспитательно-образовательной работой с детьми. Обогащение словарного запаса происходит в процессе ознакомления с окружающим миром, во всех видах детской деятельности, повседневной жизни, общении.
Таким образом, словарная работа в детском саду направлена на создание лексической основы речи и занимает важное место в общей системы работы по речевому развитию детей. Вместе с тем она имеет большое значение для общего развития ребенка.
«Речь ребенка-это глина:
пока она сырая - ей легко придать правильную форму .
Но попробуйте что-нибудь слепить из уже подсохшей глины.
Результат будет по меньшей мере плачевным»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей по теме "Словарная работа с дошкольниками на занятиях"
В данном материале отражены пинципы, задачи, направления словарной работы, предложены методы и приёмы над словом....
Доклад на тему:"Словарная работа с детьми дошкольного возраста"
"Словарная работа с детьми дошкольного возраста...
Непосредственно – образовательная деятельность по теме: « Словарная работа при рассматривании картины»
Интеграция образовательных областей:«Коммуникация», «Познания», «Чтение художественной литературы»,«Музыка», «Здоровье»Задачи:1.Формирование умений рассматривать картину; связно и последовательно...
Презентация Семинар-практикум по словарной работе с дошкольниками
Данная презентация используется для выступления учителя-логопеда с семинаром-практикумом по словарной работе с дошкольниками....
Конспект логопедического занятия на тему: «Словарная работа: Злаки. Труд взрослых осенью на полях».
Конспект логопедического занятия предназначен групповой работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи.Цель занятия: Уточнение обобщения «злаки»; развитие и активизация словарного запаса дете...
Призентация на тему: "Словарная работа с дошкольниками"
Обогащение словаря - введение в лексикон детей новых, ранее неизвестных слов; Уточнение словаря - углубление понимания уже известных слов, наполнение их конкретным содержанием, на основе точного ...
Консультация для воспитателей на тему: "Словарная работа в детском саду"
В детском саду воспитатель формирует лексико-грамматический строй речи детей с помощью словарной работы, различных упражнений и игр. Дети осваивают лексику, которая поможет им общаться, удовлетворит и...