Призентация на тему: "Словарная работа с дошкольниками"
презентация по развитию речи на тему

Ромашева Людмила Владимировна
Обогащение словаря - введение в лексикон детей новых, ранее неизвестных слов;
 
Уточнение словаря - углубление понимания уже известных слов, наполнение их конкретным содержанием, на основе точного соотнесения с объектами реального мира, дальнейшего овладения обобщением, которое в них выражено, развитие умения пользоваться общеупотребительными словами, усвоение многозначности, синонимики и т. п.;
 
Активизация словаря – перенесение как можно большего количества слов из пассивного словаря в активный, а также развитие умения самостоятельно точно и правильно употреблять новые слова в собственной речи, включение слов в предложения, словосочетания;
 
Устранение нелитературных слов, перевод их в пассивный словарь (просторечные, диалектные, жаргонные).
 
 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon Словарная работа840 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Словарная работа с дошкольниками

Слайд 2

Слово – это… Слово является важнейшей единицей языка, носителем значений. Словами и их сочетаниями обозначаются конкретные предметы и отвлеченные понятия, словами выражаются мысли, чувства и эмоции говорящего. Любое речевое высказывание складывается из слов и их сочетаний, выстроенных в определенной последовательности в соответствии с замыслом и грамматически связанных между собой. Чем богаче словарь человека, тем шире у него возможности выбора слов для более точного, оригинального и выразительного оформления мысли.

Слайд 3

Уточнить знания о понятии «словарная работа». Закрепить знания о задачах и содержании словарной работы. Закрепить знания об общих вопросах методики словарной работы. Закрепить знания о методике словарной работы в возрастных группах. Задачи:

Слайд 4

Словарная работа – это… « Словарная работа – целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка». М.М. Алексеева, В.И. Яшина. « Словарная работа – это планомерное расширение активного словаря детей за счёт незнакомых или трудных для них слов» А.М. Бородич.

Слайд 5

« Словарная работа – систематическая учебно – воспитательная работа в области лексики языка, направленная на овладение учащимися незнакомым или знакомым, но трудным для них словарём, на повышение культуры речи». Психолого-педагогический словарь. « Словарная работа – необходимое условие освоения родного языка, его грамматического строя, развития связной монологической речи, воспитания звуковой стороны речи» О.С. Ушакова.

Слайд 6

Задание Вспомните какое-нибудь четверостишие из известного стихотворения. Перефразируйте строфу таким образом, чтобы каждое слово в нем передавалось иным словом или словосочетанием. Например, «Я» можно превратить в «автора» или «лицо, которое вы видите перед собой», «дорогу» – в «путь», и т. п. Запишите текст, перефразирующий выбранную строфу, а прочитайте его вслух. Важно, чтобы остальные смогли догадаться, что за стихотворение было перефразировано.

Слайд 7

Направления словарной работы Обогащение словаря - введение в лексикон детей новых, ранее неизвестных слов; Уточнение словаря - углубление понимания уже известных слов, наполнение их конкретным содержанием, на основе точного соотнесения с объектами реального мира, дальнейшего овладения обобщением, которое в них выражено, развитие умения пользоваться общеупотребительными словами, усвоение многозначности, синонимики и т. п.; Активизация словаря – перенесение как можно большего количества слов из пассивного словаря в активный, а также развитие умения самостоятельно точно и правильно употреблять новые слова в собственной речи, включение слов в предложения, словосочетания; Устранение нелитературных слов , перевод их в пассивный словарь (просторечные, диалектные, жаргонные).

Слайд 8

Обогащение словаря Существительные Глаголы Прилагательные Наречия Местоимения Числительные

Слайд 9

Уточнение словаря

Слайд 10

Активизация словаря Активизация словаря — важнейшая задача словарной работы в детском саду. В процессе этой работы воспитатель побуждает детей употреблять в речи наиболее точные, подходящие по смыслу слова. Специальные приемы активизации словаря должны вызывать у ребенка внимание к выбору слова, формировать точность и ясность речи. В «Программе воспитания в детском саду» специально подчеркнуты требования к активному словарю детей, определены слова, которые они должны не только понимать, но и свободно употреблять, усвоение которых представляет для дошкольников известную трудность (справа, слева, треугольник, узкий и т. д.). Следовательно, активизация словаря — это увеличение количества используемых в речи слов, содержание которых точно понимается ребенком.

Слайд 11

Устранение нелитературных слов

Слайд 12

Принципы словарной работы единство развития словаря с развитием восприятия, представлений, мышления; опора на активное и действенное понимание окружающего мира; связь содержания словарной работы с постепенно развивающимися возможностями познания окружающего мира, мыслительной деятельностью детей; использование наглядности как основы для организации познавательной и речевой активности; решение всех задач словарной работы во взаимосвязи между собой и с формированием грамматической и фонетической сторон речи, с развитием связной речи; семантизация лексики (раскрытие значений новых слов, уточнение и расширение значений уже известных слов в определённом контексте, через сопоставление, подбор синонимов, словотолкование).

Слайд 13

Методы накопления содержания детской речи

Слайд 14

Первая группа включает методы а) непосредственного ознакомления с окружающим и обогащения словаря: рассматривание и обследование предметов, наблюдение, осмотры помещения детского сада, целевые прогулки и экскурсии; б) опосредованного ознакомления с окружающим и обогащения словаря: рассматривание картин с малознакомым содержанием, чтение художественных произведений, показ диа-, кино- и видеофильмов, просмотр телепередач.

Слайд 15

Введение новых слов в словарь Закрепление и активизация словаря Методы Возраст Методы Возраст 1. Непосредст-венное ознакомление с окружающим и обогащение словаря Рассматривание и обследование предметов Во всех возрастных группах Рассматривание игрушек Во всех возрастных группах Наблюдения за животными, растениями; за деятельностью взрослых Рассматривание картин знакомого содержания Осмотры помещения детского сада, целевые прогулки Начиная со средней группы Дидактические игры с игрушками, предме-тами и картинками Во всех возрастных группах Экскурсии (социальное окружение, природа) Словесные игры В средней и старших группах 2. Опосредство-ванное ознакомление с окружающим и обогащение словаря Показ картин с незнако-мым (малознакомым) содержанием Главным обра-зом, в старших группах Лексические (словар-ные) упражнения Во всех возрастных группах Чтение и рассказывание литературных произве-дений Во всех воз-растных группах Загадывание и отгадывание загадок Показ диа-, кино- и видеофильмов, просмотр телепередач Главным образом, в старших группах Рассказывание детьми (разные типы связных высказываний на разном материале) Преимущест-венно в средней и старших группах

Слайд 16

Вторая группа методов используется для закрепления и активизации словаря: рассматривание игрушек, рассматривание картин с хорошо знакомым содержанием, дидактические игры, чтение художественных произведений, дидактические (словарные) упражнения

Слайд 17

Последовательность работы над словом обогащение знаний и словаря на основе наблюдений предметов и явлений действительности, обследования признаков предметов, их свойств и качеств; уточнение и закрепление представлений и словаря с помощью иллюстративного материала, развитие обобщающей функции слова, перенос наименования на сходные предметы и их изображения, употребление слов в разных ситуациях общения; использование словаря в активной речи (автоматизация) , в процессе бесед, разговоров, рассказов, в специальных лексических упражнениях на подбор синонимических рядов слов, антонимов, на многозначные слова.

Слайд 18

Словарная работа в разных видах деятельности бытовая деятельность трудовая деятельность игра творческая художественная деятельность детей занятия по другим разделам программы

Слайд 19

Что входит в содержание словарной работы? Бытовой словарь (части тела, лица, одежда, посуда ….) Природоведческий словарь (Живая, неживая природа) 3. Обществоведческий словарь (страна, труд людей, праздники, армия) 4. Эмоционально-оценочная лексика (слова, обозначающие эмоции, переживания, чувства) 5. Слова, обозначающие время, пространство, количество.

Слайд 20

Обогащение и активизация словаря необходимо начинать с самого раннего возраста ребенка. А в дальнейшем нужно еще более усовершенствовать его и увеличивать. Только у ребенка обладающего богатым словарным запасом ребенка может сформироваться правильная грамотная речь.

Слайд 21

Применяя различные методики преподавания развития речи и обогащения словаря можно добиться более ощутимых результатов, чем, если пользоваться шаблонными приемами. Детям интересна смена деятельности и поэтому процесс освоения знаний будет протекать более интересно, живо и без утомления дошкольников. Обладая развитой речью, ребенок, будет более готов к школе. Легче будут восприниматься знания, передаваемые ему преподавателями, меньше будет проблем при общении со сверстниками, ответами у доски. Исходя, из вышеперечисленного можно заключить, что словарь ребенка является основой развития речи детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей по теме "Словарная работа с дошкольниками на занятиях"

В данном материале отражены пинципы, задачи, направления словарной работы, предложены методы и приёмы над словом....

Доклад на тему:"Словарная работа с детьми дошкольного возраста"

"Словарная работа с детьми дошкольного возраста...

Непосредственно – образовательная деятельность по теме: « Словарная работа при рассматривании картины»

Интеграция образовательных областей:«Коммуникация», «Познания», «Чтение художественной литературы»,«Музыка», «Здоровье»Задачи:1.Формирование умений рассматривать картину; связно и последовательно...

Призентация по самообразованию Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников Тема Москва- мой любимый город

Особенности взаимодействия педагога с родителями в ДОУ. Нравственно-патриотичкское воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города при взаимодействии с р...

Конспект логопедического занятия на тему: «Словарная работа: Злаки. Труд взрослых осенью на полях».

Конспект логопедического занятия предназначен групповой работы с  детьми, имеющими общее недоразвитие речи.Цель занятия: Уточнение обобщения «злаки»; развитие и активизация словарного запаса дете...

семинар на тему словарная работа в доу

В данном семинаре говорится о том как важна словарная работа. Какие задачи нужно использовать при словарной работы....