Конспект НОД по речевому развитию "Весенняя сказка"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Задачи:
Воспитание звуковой культуры речи:
Совершенствовать речевой слух.
Отрабатывать интонационную выразительность речи в скороговорках в заданном воспитателем ритме с разной силой голоса.
Словарная работа:
Продолжать расширять и уточнять знания детей об окружающем,
Обогащать речь существительными, обозначающими растения, зверей, птиц, насекомых.
Закреплять умение сопоставлять явления по временным и качественным признакам.
Грамматический строй речи:
Закрепить термин «предложение», правильно «читать» его, развивать умение называть слова в предложении последовательно и в разбивку.
Активизировать в речи детей прилагательные и глаголы.
Развитие связной речи:
Продолжать совершенствовать монологическую форму речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vesennyaya_skazka.docx | 37.33 КБ |
Предварительный просмотр:
НОД по речевому развитию
в старшей группе «Весенняя сказка»
Задачи:
Воспитание звуковой культуры речи:
Совершенствовать речевой слух.
Отрабатывать интонационную выразительность речи в скороговорках в заданном воспитателем ритме с разной силой голоса.
Словарная работа:
Продолжать расширять и уточнять знания детей об окружающем,
Обогащать речь существительными, обозначающими растения, зверей, птиц, насекомых.
Закреплять умение сопоставлять явления по временным и качественным признакам.
Грамматический строй речи:
Закрепить термин «предложение», правильно «читать» его, развивать умение называть слова в предложении последовательно и в разбивку.
Активизировать в речи детей прилагательные и глаголы.
Развитие связной речи:
Продолжать совершенствовать монологическую форму речи.
Оборудование:
изображения тучки, мультимедийная установка, мяч, фонограммы «Голоса птиц», «Голоса насекомых», аудиозапись М. Глинка «Вальс».
Воспитатель: Собрались все дети в круг
Я- твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Воспитатель обращает внимание детей на тучку:
- Ребята, посмотрите внимательно, что вы видите?
Дети: украшение, облачко, тучка, капельки и т.д.
Воспитатель: В нашей группе появилась волшебная тучка! О чем же она нам хочет рассказать?
Слайд , на котором написано слово «ВЕСЕННЯЯ СКАЗКА :
Тучка приглашает нас с вами в сказку.
Дети вместе с воспитателем садятся на стулья перед экраном мультимедийной установки. Воспитатель рассказывает сказку. На экране появляются картинки, демонстрирующие события сказки.
Воспитатель: «Жили-были четыре времени года. Вы их узнали?
Дети: Зима, Весна, Лето, Осень.
(слайд 1)
Воспитатель продолжает рассказывать сказку:
Времена года жили дружно и по очереди правили миром. Но однажды Зима решила, что она самая главная и не захотела уступить место Весне. Загрустили под снежным покрывалом растения. Птицы перестали петь песни. Люди устали топить печи, чтоб хоть немного согреться. Забеспокоились Осень и Лето. А Весна сказала: «Не беспокойтесь, у меня есть чудо, которое поможет победить холод!»
(слайд 2)
На экране появляются картинки КОСТЕР, ЛАМПОЧКА, СОЛНЦЕ.
Воспитатель: Как выдумаете, что из этого может быть чудом, которое поможет Весне? (Ответы детей – «Солнце» Если дети дают неправильный ответ, то воспитатель помогает им с помощью наводящих вопросов).
Воспитатель: Ребята, скажите, а какая весна?
Дети: веселая, красная, теплая, добрая, солнечная, красивая, зеленая, ясная… и т. д.
Воспитатель: Солнце стало подниматься выше, светить ярче и сильнее. Согрело землю.
Воспитатель: А какие вы знаете приметы весны.
(слайд 3)
На экране появляются картинки с изображением примет весны и дети
Дети называют приметы весны, появившиеся на экране.
- растаял снег, потекли ручьи, появились проталины, закапали сосульки, прилетели птицы, на деревьях набухли почки, расцвели первые цветы…
Воспитатель: Солнце помогло Весне, и мир снова расцвел яркими красками. Давайте поиграем и расскажем про солнышко.
(слайд 4)
Проводиться игра «Сравни и назови», в ходе которой воспитатель, бросая ребенку мяч, начинает фразу, а ребенок должны ее закончить.
- Солнце желтое, как… (одуванчик, цыпленок, лимон,).
- Солнце круглое, как… (мячик, апельсин, колобок).
- Солнце ласковое, как… (бабушка, мама, ветерок, теплое море).
- Солнце веселое, как… (песенка, клоун, ).
- Солнце теплое, как …(печка, рукавички, свитер)
- Солнце яркое, как… (лампочка, фонарь, звезда)
- Солнце жаркое, как… (огонь, костер)
Воспитатель: Действительно, Солнце – самое большое и доброе чудо. Давайте еще с солнцем поиграем. Игра называется «Живые слова». Вы будете не детьми, а словами.
Я вам назову предложение: «Весной солнце ярко светит».
Повторите это предложение.
Давайте скажем тихо.
А теперь произнесем громко, радостно.
Сколько слов в предложении? ( четыре)
Назовите эти слова. (Дети называют)
Кто будет словами этого предложения?
Дети выбирают слова, становятся в ряд слева на право и произносят предложение.
Теперь я хлопну в ладоши, слова разойдутся, а когда я позову «Слова ко мне!» они снова станут по порядку. Дети- «слова» произносят предложение и т.д.
Воспитатель: Молодцы, вот наши деревья зашумели зелёной листвой
Воспитатель: Весною, как только растает снег, распускаются первые цветы.
Воспитатель: А какие первоцветы вы знаете?
Дети: подснежник, фиалка, медуница, одуванчик, ландыш и т.д.)
Воспитатель: Ребята скажите мне, а можно рвать цветы охапками, почему?
Дети: потому, что цветов с каждым разом будет все меньше, и они могут исчезнуть совсем.
(слайд 5)
Выходите скорее на полянку.
Раз, два, три! Превратились дети в цветы.
(слайд 6)
Упражнение «Цветы»
Воспитатель: Что-то давно не было весеннего дождя, наши цветочки начали вянуть.
Сначала опустили головки, | Дети опускают головы, плечи, | |
потом листочки. | роняют руки вдоль туловища. | |
А потом согнулся весь стебелек | Приседают на корточки. | |
до самой земли. | ||
Вдруг закапал дождь, | Медленно встают, поднимают руки, | |
и цветочки начали оживать. | потом поднимают головки. | |
Подул ветерок, | Руки над головой, произносят звук «ш», | |
зашумели стебельки. | покачивают руками. | |
Затих ветерок. | Спокойно опускают руки. |
Раз, два, три! Стали мы опять детьми.
Воспитатель: Давайте понюхаем, как пахнут цветы. Глубокий вдох – носом, на выдох произнесем «Ах, как чудно пахнет цветок ».
Дети произносят фразу на выдохе2-3 раза.
Звучит фонограмма «Голоса насекомых»
Воспитатель: Прилетели насекомые на поляну, сели на цветочки. Каких насекомых вы видите?
(слайд 7)
Дети: пчела, стрекоза, божья коровка, бабочка и т.д.
Воспитатель: А давайте мы определим количество слогов в названии насекомых и поместите их на лужайки (где 1 цветок - насекомых с одним слогом, 2 цветка - с 2 слога-ми,3цветка-с 3 слогами).
(слайд 8)
(Дидактическая игра «Определи количество слогов»)
Воспитатель: Хорошо весной всем лесным животным. Назовите мне зверей, которые живут в лесу?
Дети: волк, медведь, еж, белка, заяц, лиса, барсук.
(слайд 9)
Воспитатель: хорошо, а сейчас поиграем в игру с мячом
«Кто ты? Где живешь? Кто твои детеныши?»
Дети становятся в круг и идут друг за другом под речь воспитателя.
- Утро наступает, « зверюшки» гуляют.
1,2,3 – зверюшки замри.
Бросая мяч ребенку ,Воспитатель спрашивает: Ты кто? Где ты живешь? Кто у тебя детеныши?
Д: Я белка, я живу в дупле, у меня детеныши бельчата.
(Волк, медведь, еж, белка, заяц, лиса, барсук).
Звучит фонограмма «Голоса птиц»
Воспитатель: Что вы слышите? (Птичье пение)
(слайд 10)
Воспитатель: Каких вы птиц узнали? (Дети называют: скворец, грач, соловей, жаворонок, иволга, дрозд, кукушка, ласточка)
Воспитатель: Где сидит кукушка? На какой ветке сидит скворец? и т.д. (Наверху, на нижней ветке, слева, справа и.т.д.)
Воспитатель: Как можно назвать этих птиц одним словом? (перелетные) Почему они улетают в теплые края? (птицам холодно, негде укрыться от ветра, снега, нечем питаться)
Воспитатель: Что делают птицы, когда возвращаются домой?
(строят гнезда, высиживают птенцов)
Воспитатель: Ребята, а можно разорять птичьи гнезда, истреблять птиц? А какую пользу они приносят?
Дети: ответы
Воспитатель: Назовите мне птиц, которые занесены в красную книгу амурской области.
Дети: цапля, аист, черный лебедь, журавль. ..
Воспитатель: Правильно. А сейчас послушайте скороговорку:
У грачихи пять грачат.
Громче всех они кричат.
Воспитатель предлагает произнести скороговорку: громко, тихо, быстро, медленно.
(слайд 11 деревья стоят голые)
Воспитатель: Молодцы. Солнышко ярко пригрело, всех порадовало, но вот беда оно не все деревья смогло согреть , и они стоит без листочков. Ребята, подарим нашему дереву зелёные листья ? Для этого мы с вами поиграем в игру «Скажи наоборот»
(слайд 12)
Дидактическая игра «Скажи наоборот»
День – ночь
Сахар – соль
Чистота – грязь
Потолок – пол
узкая – широкая /юбка/
длинное – короткое /платье/
сильный – слабый /спортсмен/
веселая – грустная /девочка/
высокий – низкий /человек/
Смеется – плачет /ребенок/
Лежит – сидит /человек/
Закрыть – открыть /книгу/
(слайд 13)
(На дереве появляются листочки)
Воспитатель: Молодцы, вот наши деревья зашумели зелёной листвой. А сейчас давайте вспомним «Что бывает весной»
(слайд 14)
И.п. – дети стоят, слегка наклонив голову вправо к плечу, под щекой сложенные вместе ладошки, глазки закрыты – «спят».
Когда вновь придет весна, «Проснулись»-глазки раскрыть,
Все проснется ото сна. Потянуться, рассмотреть все вокруг.
Апрель, апрель, на дворе капель. Хлопать в ладоши.
Кап-кап-кап, кап-кап-кап,
Капли звонко так летят. Щелчки пальчиками.
Кап-кап-кап, кап-кап-кап,
Прыгай этак и вот так! Произвольные легкие прыжки.
На дворе большие лужи - Ходьба с высоко поднятыми коленями
Больше, дети, нету стужи. На месте – «переходят» через лужи.
Мы пойдем гулять, Обычная ходьба на месте.
Солнце красное встречать. Высоко поднять головки, посмотреть на
небо, руки вытянуты вверх.
Веселись вся детвора - Весело прыгать, кружиться, хлопать
Весне, солнышку – ура! в ладоши.
Воспитатель: Ну а сейчас ребята, мы пройдем с вами в нашу творческую мастерскую и выполним коллективную работу. Соберем картинку о весне (коллективная аппликация).
Перед вами на столе лежат уже готовые вырезанные заготовки. Мы сейчас вместе закончим картину. Но для начала я хочу напомнить, что наклеивать нужно аккуратно, правильно располагать цветочки, листочки, и птиц. Итак, приступаем к работе.
(На столе лежат ватман, вырезанные картинки, клей, кисточки, салфетки, дети собирают весну).
Воспитатель: какая красивая весенняя картина у нас получилась. Раз уж я сегодня так называемая весна, то мне очень приятно, что вы знаете обо мне много всего, поэтому я вам принесла небольшие подарки, это раскраски о весне.
Дети: Спасибо.
Воспитатель: Ребята, чем вам запомнилось наше занятие.
Дети: Говорили о весне, о животных, птицах, цветах.
- дерево одели листочками.
-Играли с мячом ( называли весенние признаки, прилагательные о весне)
-Изготовили аппликацию о весне.
(слайд 15)
Воспитатель: Сегодня вы порадовали наших гостей и меня своими знаниями. Желаю вам всем весеннего настроения!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект по познавательно-речевому развитию «Сказки как средство развития связной речи детей 4-5 лет» по мотивам русских народных сказок.
В данном материале представлены методы развития речи детей с использованием русских народных сказок ( драматизация, кукольный спектакль, рассказывание по картинке)....
Конспект ООД по речевому развитию «СКАЗКА о МАРТЕ и ФЕВРАЛЕ»
Конспект ООД по речевому развитию в подготовительной группе...
Конспект ООД по речевому развитию Сказки дедушки Корнея для конкурса Воспитатель года-2018
Цель: формировать различные стороны речи и нравственно-этический словарь детей на основе изучения авторских сказок.Задачи:Обучающие:· Формировать грамм...
Конспект занятия по речевому развитию "Сказка, я тебя знаю!" младшая группа
Обобщение знаний сказочных героев, сказок...
Конспект ООД по речевому развитию по образовательной области «Речевое развитие» в средней группе по теме: "Мы спешим на помощь героям сказки «Теремок»"
Конспект ООД по речевому развитию по образовательной области «Речевое развитие»...
Конспект занятия по речевому развитию «Сказки в гости к нам приходит» для детей старшей группы.
Развитие речевой деятельности старших дошкольников посредством художественной литературы....
Конспект НОД по речевому развитию «Сказка в гости к нам пришла»
Знакомство детей с русскими народными сказками и героями сказок через мнемотехнику....