Конспект НОД по речевому развитию "Весенняя сказка"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Елена Алексеевна Белоусова

Задачи:

Воспитание звуковой культуры речи:
Совершенствовать речевой слух.

Отрабатывать интонационную выразительность речи в скороговорках в заданном воспитателем ритме с разной силой голоса.


Словарная работа:
Продолжать расширять и уточнять знания детей об окружающем, 

Обогащать речь существительными, обозначающими растения, зверей, птиц, насекомых.

Закреплять умение сопоставлять явления по временным и качественным признакам. 


Грамматический строй речи:
Закрепить термин «предложение», правильно «читать» его, развивать умение называть слова в предложении последовательно и в разбивку.

Активизировать в речи детей прилагательные и глаголы.


Развитие связной речи:
Продолжать совершенствовать монологическую форму речи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vesennyaya_skazka.docx37.33 КБ

Предварительный просмотр:

НОД по речевому развитию

в старшей группе «Весенняя сказка»

Задачи:

Воспитание звуковой культуры речи:
Совершенствовать речевой слух.

Отрабатывать интонационную выразительность речи в скороговорках в заданном воспитателем ритме с разной силой голоса.


Словарная работа:
Продолжать расширять и уточнять знания детей об окружающем, 

Обогащать речь существительными, обозначающими растения, зверей, птиц, насекомых.

Закреплять умение сопоставлять явления по временным и качественным признакам. 


Грамматический строй речи:
Закрепить термин «предложение», правильно «читать» его, развивать умение называть слова в предложении последовательно и в разбивку.

Активизировать в речи детей прилагательные и глаголы.


Развитие связной речи:
Продолжать совершенствовать монологическую форму речи. 


Оборудование:
 изображения тучки, мультимедийная установка, мяч, фонограммы «Голоса птиц», «Голоса насекомых», аудиозапись М. Глинка «Вальс».


Воспитатель: Собрались все дети в круг
Я- твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
                          Воспитатель обращает внимание детей на тучку:

- Ребята, посмотрите внимательно, что вы видите?

Дети:  украшение, облачко, тучка, капельки и т.д.
Воспитатель: В нашей группе появилась волшебная тучка! О чем же она нам хочет рассказать?

                Слайд , на котором написано слово «ВЕСЕННЯЯ СКАЗКА : 

Тучка приглашает нас с вами в сказку. 

Дети вместе с воспитателем садятся на стулья перед экраном мультимедийной установки. Воспитатель рассказывает сказку. На экране появляются картинки, демонстрирующие события сказки.

Воспитатель: «Жили-были четыре времени года. Вы их узнали? 
Дети: Зима, Весна, Лето, Осень. 

                                                      (слайд 1)
Воспитатель продолжает рассказывать сказку:

Времена года жили дружно и по очереди правили миром. Но однажды Зима решила, что она самая главная и не захотела уступить место Весне. Загрустили под снежным покрывалом растения. Птицы перестали петь песни. Люди устали топить печи, чтоб хоть немного согреться. Забеспокоились Осень и Лето. А Весна сказала: «Не беспокойтесь, у меня есть чудо, которое поможет победить холод!» 

                                                            (слайд 2)

На экране появляются картинки КОСТЕР, ЛАМПОЧКА, СОЛНЦЕ. 

ВоспитательКак выдумаете, что из этого может быть чудом, которое поможет Весне? (Ответы детей – «Солнце» Если дети дают неправильный ответ, то воспитатель помогает им с помощью наводящих вопросов).

Воспитатель: Ребята, скажите, а какая весна?

Дети: веселая, красная, теплая, добрая, солнечная, красивая, зеленая, ясная… и т. д.

Воспитатель: Солнце стало подниматься выше, светить ярче и сильнее. Согрело землю.
Воспитатель: А какие вы знаете приметы весны.

                                                      (слайд 3)

На экране появляются картинки с изображением примет весны и дети 

Дети называют приметы весны, появившиеся на экране.
- растаял снег, потекли ручьи, появились проталины,  закапали сосульки,  прилетели птицы, на деревьях набухли почки, расцвели первые цветы
Воспитатель: Солнце помогло Весне, и мир снова расцвел яркими красками. Давайте поиграем и расскажем про солнышко.
                                                  (слайд 4)

Проводиться игра «Сравни и назови», в ходе которой воспитатель, бросая ребенку мяч, начинает фразу, а ребенок должны ее закончить.

  • Солнце желтое, как… (одуванчик, цыпленок, лимон,).
  • Солнце круглое, как… (мячик, апельсин, колобок).
  • Солнце ласковое, как… (бабушка, мама, ветерок, теплое море).
  • Солнце веселое, как… (песенка, клоун, ).
  • Солнце теплое, как …(печка, рукавички, свитер)
  • Солнце яркое, как… (лампочка, фонарь, звезда)
  • Солнце жаркое, как… (огонь, костер)
    Воспитатель: Действительно, Солнце – самое большое и доброе чудо. Давайте еще с солнцем поиграем. Игра называется «Живые слова». Вы будете не детьми, а словами. 
    Я вам назову предложение: «Весной солнце ярко светит». 
    Повторите это предложение. 
    Давайте скажем тихо. 
    А теперь произнесем громко, радостно. 
    Сколько слов в предложении? ( четыре) 
    Назовите эти слова. (Дети называют)
    Кто будет словами этого предложения?
    Дети выбирают слова, становятся в ряд слева на право и произносят предложение.
    Теперь я хлопну в ладоши, слова разойдутся, а когда я позову «Слова ко мне!» они снова станут по порядку. Дети- «слова» произносят предложение и т.д.

Воспитатель: Молодцы, вот наши деревья зашумели зелёной листвой

Воспитатель: Весною, как только растает снег, распускаются первые цветы.

Воспитатель: А какие первоцветы вы знаете?

Дети:  подснежник, фиалка, медуница, одуванчик, ландыш и т.д.)

Воспитатель: Ребята скажите мне, а можно рвать цветы охапками, почему?

Дети: потому, что цветов с каждым разом будет все меньше, и  они могут исчезнуть совсем.                                                        

(слайд 5)

Выходите скорее на полянку. 
Раз, два, три! Превратились дети в цветы.

                                                                  (слайд 6)

Упражнение «Цветы»
Воспитатель: Что-то давно не было весеннего дождя, наши цветочки начали вянуть.

Сначала опустили головки,

Дети опускают головы, плечи,

потом листочки.

роняют руки вдоль туловища.


А потом согнулся весь стебелек

Приседают на корточки.


до самой земли.



Вдруг закапал дождь,

Медленно встают, поднимают руки,


и цветочки начали оживать.

потом поднимают головки.


Подул ветерок,

Руки над головой, произносят звук «ш»,


зашумели стебельки.

покачивают руками.


Затих ветерок.

Спокойно опускают руки.

Раз, два, три! Стали мы опять детьми.
Воспитатель: Давайте понюхаем, как пахнут цветы. Глубокий вдох – носом, на выдох произнесем «Ах, как чудно пахнет цветок ». 

 Дети произносят фразу на выдохе2-3 раза.
Звучит фонограмма «Голоса насекомых»
Воспитатель: Прилетели насекомые на поляну, сели на цветочки. Каких насекомых вы видите? 
                                                                        (слайд 7)

Дети: пчела,  стрекоза, божья коровка, бабочка и т.д.

Воспитатель: А давайте мы определим количество слогов в названии насекомых и поместите их на лужайки (где 1 цветок - насекомых с одним слогом, 2 цветка - с 2 слога-ми,3цветка-с 3 слогами).

                                                           

                                                                  (слайд 8)

(Дидактическая игра «Определи количество слогов»)
Воспитатель: Хорошо весной всем лесным животным. Назовите мне зверей, которые живут в лесу?

Дети: волк, медведь, еж, белка, заяц, лиса, барсук.

                                                                        (слайд 9)

Воспитатель:  хорошо, а сейчас поиграем в игру с мячом

 «Кто ты? Где живешь? Кто твои детеныши?»

Дети становятся в круг и идут друг за другом под речь воспитателя.

- Утро наступает, « зверюшки»  гуляют.

1,2,3 – зверюшки замри.

Бросая мяч ребенку ,Воспитатель спрашивает: Ты кто? Где ты живешь? Кто у тебя детеныши?

Д: Я белка, я живу в дупле, у меня детеныши бельчата.

(Волк, медведь, еж, белка, заяц, лиса, барсук).
Звучит фонограмма «Голоса  птиц»
Воспитатель: Что вы слышите? (Птичье пение)

                                                               (слайд 10)

Воспитатель:  Каких вы птиц узнали? (Дети называют: скворец, грач, соловей, жаворонок, иволга, дрозд, кукушка, ласточка)
Воспитатель: Где сидит кукушка? На какой ветке сидит скворец? и т.д. (Наверху, на нижней ветке, слева, справа и.т.д.) 
Воспитатель: Как можно назвать этих птиц одним словом? (перелетные) Почему они улетают в теплые края? (птицам холодно, негде укрыться от ветра, снега, нечем питаться)
Воспитатель: Что делают птицы, когда возвращаются домой? 
(строят гнезда, высиживают птенцов)

Воспитатель: Ребята, а можно разорять птичьи гнезда,  истреблять птиц? А какую пользу они приносят?

Дети: ответы

Воспитатель: Назовите мне птиц, которые занесены в красную книгу амурской области.

Дети: цапля, аист, черный лебедь, журавль. ..
Воспитатель: Правильно. А сейчас послушайте скороговорку: 
У грачихи пять грачат.
Громче всех они кричат.

Воспитатель предлагает произнести скороговорку: громко, тихо, быстро, медленно.

                                                  (слайд 11 деревья стоят голые)
Воспитатель: Молодцы. Солнышко ярко пригрело, всех порадовало, но вот беда оно  не все деревья  смогло согреть , и они стоит без листочков. Ребята, подарим  нашему дереву зелёные  листья ? Для этого мы с вами поиграем в игру «Скажи наоборот»

(слайд 12)

Дидактическая игра «Скажи наоборот»

День     –  ночь  

Сахар    –  соль

Чистота  –  грязь

Потолок  –  пол      

узкая    –  широкая /юбка/    

длинное  –  короткое /платье/    

сильный  –  слабый /спортсмен/    

веселая  –  грустная /девочка/    

высокий  –  низкий /человек/        

Смеется   –  плачет /ребенок/

Лежит     –  сидит /человек/

Закрыть   –  открыть /книгу/

                                                                      (слайд 13)

                                 (На дереве появляются листочки)

Воспитатель: Молодцы, вот наши деревья зашумели зелёной листвой. А сейчас давайте вспомним  «Что бывает весной»

                                                                (слайд 14)

И.п. – дети стоят, слегка наклонив голову вправо к плечу, под щекой сложенные вместе ладошки, глазки закрыты – «спят».

Когда вновь придет весна,          «Проснулись»-глазки раскрыть,

Все проснется ото сна.                Потянуться, рассмотреть все вокруг.

Апрель, апрель, на дворе капель.  Хлопать в ладоши.

Кап-кап-кап, кап-кап-кап,

Капли звонко так летят.                  Щелчки пальчиками.

Кап-кап-кап, кап-кап-кап,

Прыгай этак и вот так!                  Произвольные легкие прыжки.

На дворе большие лужи -            Ходьба с высоко поднятыми коленями

Больше, дети, нету стужи.          На месте – «переходят» через лужи.

Мы пойдем гулять,                      Обычная ходьба на месте.

Солнце красное встречать.        Высоко поднять головки, посмотреть на

                                                     небо, руки вытянуты вверх.

Веселись вся детвора -              Весело прыгать, кружиться, хлопать

Весне, солнышку – ура!            в ладоши.

Воспитатель: Ну а сейчас ребята, мы пройдем с вами в нашу творческую мастерскую и выполним коллективную работу. Соберем картинку о весне (коллективная аппликация).    

Перед вами на столе лежат уже готовые вырезанные заготовки. Мы сейчас вместе закончим картину. Но для начала я хочу напомнить, что наклеивать нужно аккуратно, правильно располагать цветочки, листочки, и птиц. Итак, приступаем к работе.                                          

(На столе лежат ватман, вырезанные картинки, клей, кисточки, салфетки, дети собирают весну).

Воспитатель: какая красивая весенняя картина у нас получилась. Раз уж я сегодня так называемая весна, то мне очень приятно, что вы знаете обо мне много всего, поэтому я вам  принесла небольшие подарки, это раскраски о весне.

Дети: Спасибо.

Воспитатель: Ребята, чем вам запомнилось наше занятие.

Дети: Говорили о весне, о животных, птицах, цветах.

        - дерево одели листочками.

        -Играли с мячом ( называли весенние признаки, прилагательные о весне)

        -Изготовили аппликацию о весне.

                                                                      (слайд 15)

Воспитатель: Сегодня вы порадовали наших гостей и меня своими знаниями. Желаю вам всем весеннего настроения!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по познавательно-речевому развитию «Сказки как средство развития связной речи детей 4-5 лет» по мотивам русских народных сказок.

В данном материале представлены методы развития речи детей с использованием русских народных сказок ( драматизация, кукольный спектакль, рассказывание по картинке)....

Конспект ООД по речевому развитию «СКАЗКА о МАРТЕ и ФЕВРАЛЕ»

Конспект ООД по речевому развитию в подготовительной группе...

Конспект ООД по речевому развитию Сказки дедушки Корнея для конкурса Воспитатель года-2018

Цель: формировать различные стороны речи и нравственно-этический словарь детей на основе изучения авторских сказок.Задачи:Обучающие:·        Формировать грамм...

Конспект занятия по речевому развитию «Сказки в гости к нам приходит» для детей старшей группы.

Развитие речевой деятельности старших дошкольников посредством художественной литературы....

Конспект НОД по речевому развитию «Сказка в гости к нам пришла»

Знакомство детей с русскими народными сказками и героями сказок через мнемотехнику....