Мастер-класс для педагогов Тема: «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста»
материал

Юлия Геннадьевна Корзинова

Повышение компетентности педагогов в применении игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл frebel.docx30.51 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2»

г. Можайска

Мастер-класс для педагогов

Тема: «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля»

в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста»

Подготовил:

воспитатель

Корзинова Юлия Геннадьевна

2023 – 2024 учебный год

Цель: повышение компетентности педагогов в применении игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста.

Задачи:

#1057;формировать представление о возможностях применения игрового набора «Дары Фребеля» при организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО;

3. Вызвать у педагогов интерес к игровой технологии и желание развивать свой творческий потенциал;

4. Показать практическое применение игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста.

Ожидаемые результаты: сформированность умений педагогов по созданию условий для организации как совместной деятельности взрослого и детей, так и самостоятельной игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности детей.

Ход мастер – класса

Теоретическая часть

(Слайд № 1)

Вступительное слово

Добрый день, уважаемые коллеги! Мы рады встрече с вами. Сегодня мы с вами поговорим о детских играх. В соответствии с требованиями ФГОС ДО в процессе получения ребенком дошкольного образования должно быть обеспечено развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности.

(Слайд № 2)

Наше дошкольное учреждение оборудовано разнообразными дидактическими, игровыми материалами, среди которого особо хотелось бы выделить набор «Дары Фребеля».Кто же такой Ф. Фребель?

(Слайд № 3)

Фридрих Фребель родился в 1782 году семье пастора на юге Германии в деревне в Тюрингии. Он был шестым ребенком в семье, причем в семье отнюдь не богатой. Фребель рано остался без матери – ему было всего лишь 9 месяцев!

Бедный малыш! В его детстве с ним специально никто не занимался, и он очень переживал потерю матери. Может быть, именно поэтому позже он – зрелый мужчина – и заинтересовался созданием учреждения для матерей маленьких детей в помощь в воспитании детей до школы? Ведь сам Фридрих в детстве рос сам по себе, никто им не занимался. И наверное, не просто так в нем родилась идея «Хорошая связь мать-дитя – ключ к гармоничному развитию ребенка». Ребенку для развития нужна забота, помощь, внимание взрослых, также как цветку для роста нужен полив и плодородная почва. Эта идея в дальнейшем подвигнет Ф. Фребеля на создание первого в мире детского сада и даст этому учреждению название «сад».

Затем Фридриха забрал к себе дядя, и он стал ходить в школу. Он очень любил это время своей жизни и одновременно не очень любил школу за сухость и оторванность от жизни. И чаще убегал на природу, где «природа была мне школой, деревья, цветы – учителями».

Впоследствии созданную Фребелем систему обучения детей критиковали за то же самое, за что он сам критиковал школы того времени – за оторванность от реальной жизни. В чем причина? Человек, который в детстве вырос на природе, а в юности убегал из школы на природу и считал природу своим учителем, создал оторванную от природы систему обучения детей? Очень мало верится в это! Что-то произошло в его жизни? На него кто-то повлиял? Нет! Когда позже в зрелом возрасте Фребель создавал детский сад, он писал, что детский сад должен быть местом общения детей с природой. Значит, его взгляды остались неизменными. Может быть, дело в том, что его идею по-другому воплотили в жизнь и интерпретировали? Или он сам не смог найти средство воплощения своей новой для того времени и передовой идеи? Ведь он был первопроходцем.

Когда Фридрих вернулся к отцу, он работал учеником лесничего и занимался самообразованием. Затем поступил учиться в Йенский университет, но денег хватило лишь на два года обучения, и он вернулся к отцу. Кем он только не работал – лесничим, библиотекарем, секретарем. Но Фребель чувствовал, что это не его дело жизни.

И вот – счастливый, очень счастливый поворот в его судьбе. Фридрих Фребель получает наследство после смерти дяди и становится обеспеченным человеком. Он может искать дело по душе, увлекается архитектурой. И чуть позже меняет архитектуру на педагогику. Знакомится с Песталоцци, встречается с ним. Это предопределило созданную им в дальнейшем систему воспитания и обучения детей.

Еще один факт из биографии. Ф. Фребель снова поступает в университет, наконец есть деньги на учебу, но… уходит из него в армию в 1813 году, говоря: «Как же я стану внушать детям обязанность защищать отечество, если сам уклоняюсь от этой обязанности» — шаг, говорящий о многом в характере этого человека.

В 1816 году открывается школа Фребеля – «Универсальный германский воспитательный институт», в которой обучаются мальчики.

За 40 лет педагогической деятельности Фребель написал несколько трудов – «Воспитание человека», «Материнские и ласкательные песни», «Сто песен к играм в мяч», создал различные учебные заведения, причем все из них имели отделения для маленьких детей, пропагандировал свою идею, выступал с лекциями о детских садах.

(Слайд № 4)

Комплект методических пособий с игровым набором «Дары Фребеля» полностью соответствует с ФГОС ДО.

Эстетичен, безопасен в использовании, предназначен для организации как совместной деятельности взрослого и детей, так и самостоятельной игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской.

Ядром педагогики детского сада Фребель считал игру. Ф. Фребель был самым первым в истории экспертом в области образования, кто признал ценность детской игры и первым человеком, который создал образовательные материалы для детей – так называемые «дары Фребеля». Он создал свой собственный набор учебных материалов, адаптированных к особенностям восприятия детей. Этот набор учебных материалов он назвал «дарами». Его «дары» являются символическими элементами Вселенной, составленные из основных геометрических форм: шара, куба, цилиндра. Первоначально было всего шесть видов образовательных материалов.

В настоящее время на рынке обычно встречается 14 модулей образовательных материалов Фребеля

  1. Текстильные мячики;
  2. Основные тела;
  3. Куб из кубиков;
  4. Куб из брусков;
  5. Кубики и призмы;
  6. Кубики, столбики, кирпичики;
  7. Цветные фигуры;
  8. Палочки;
  9. Кольца и полукольца;
  10. Фишки;
  11. Цветные тела;
  12. Мозаика. Шнуровка;
  13. Башенки;
  14. Арки и цифры.

Пособия изготовлены из качественного натурального материала - дерева, каждый образовательный комплект упакован в отдельную деревянную коробку с номером.

Педагог может работать не только по методике, предложенной Фребелем, но и вправе проявить свое творчество и фантазию, продумать их интеграцию, дополнить их собственными заданиями.

Развивающие материалы Фребеля способствуют развитию следующих функций:

  1. Развитие творчества детей (дети понимают главное значение процесса работы с материалами и учатся комбинировать их)
  2. Развитие концепции чисел (дети понимают значение математических действий)
  3. Развитие концепции эквивалентности (понимание характеристик предмета)
  4. Развитие логических способностей (дети учатся рассуждать, делать выводы и умозаключения)
  5. Развитие концепции правил и порядка (дети учатся убирать материалы на свое место)
  6. Понимание концепции форм (дети учатся преобразовывать разные формы)
  7. Развитие социальных и коммуникативных умений детей (дети понимают значение части и целого).

Материалы Фребеля помогают детям воспринять абстрактные математические концепции, манипулируя с конкретными геометрическими фигурами. Материалы способствуют развитию умений: классифицировать, сортировать, сравнивать, выполнять по образцу, составлять логические цепочки, прикидывать, выполнять простейшие математические действия (сложение и вычитание).

Работая с материалами Фребеля педагог направляет, облегчает и стимулирует процесс познания, планирует и создает безопасную обстановку в группе. Играть можно сразу с несколькими комплектами или их частями. Дары Фрёбеля можно использовать по областям.

(Слайд № 5)

В нашем детском саду набор «Дары Фрёбеля» применяется с детьми, начиная с раннего дошкольного возраста на групповых, индивидуальных занятиях с , а так же в режимных моментах. На фото младшая группа с шерстяными мячиками.

При помощи этих мячей малыши знакомятся с цветами; первичное понимание формы; развитие пространственного мышления; развитие мелкой моторики.

Первый дар Ф. Фребеля детям - семь мячиков. Шесть из них раскрашенные в цвета радуги. Для наиболее свободного раскрытия своей сущности, по утверждению педагога, ребенок с наибольшим желанием выбирает мяч, потому что: мяч ребенок может применить в игре как предмет-заменитель большого количества объектов окружающей среды; с помощью мяча маленький человек может бесконечно наследовать все, что видит вокруг себя. Таким образом, делает вывод Ф. Фребель, «…мяч для ребенка является как средством воспроизведения ее внутреннего мира, так и средством для ознакомления с внешним миром и подражания его явлений посредством игры».

Шар – самая простая форма для восприятия малышом. Этот дар рекомендуется использовать уже с 2 месяцев. Ребенок изучает цвета, стимулирует тактильные ощущения, знакомится с движением. Он хватает и толкает мячик, наблюдает за траекторией, познает возможности собственного тела.

(Слайд № 6)

Дети постарше также с удовольствием занимаются с этим пособием. Перед вами детки выкладывают мозаику. Цель данного модуля: изучение комбинаций форм и цветов. Развитие сенсомоторных навыков, умение действовать самостоятельно или по образцу, по заданному указанию.

(Слайд № 7)

Одна из любимых игр детей – это шнуровка, которая есть в этом наборе. Дети изучают цвета, формы, учатся последовательно нанизывать фигуры на шнурок, тренируют мелкую маторику; изучают различные геометрические формы.

(Слайд№ 8)

На данном слайде я отразила как мы с детьми готовили поздравление для пап к 23 февраля. Для этого мы задействовали различные модули данного набора. Дети сами по желанию выбирали модули и выкладывали изображения по заданной тематике.

(Слайд № 9)

Комплект методических пособий с игровым набором «Дары Фребеля» полностью соответствует с ФГОС ДО.

Эстетичен, безопасен в использовании, предназначен для организации как совместной деятельности взрослого и детей, так и самостоятельной игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской.

Пособия изготовлены из качественного натурального материала - дерева, каждый образовательный комплект упакован в отдельную деревянную коробку с номером.

Педагог может работать не только по методике, предложенной Фребелем, но и вправе проявить свое творчество и фантазию, продумать их интеграцию, дополнить их собственными заданиями.

Развивающие материалы Фребеля способствуют развитию следующих функций:

  1. Развитие творчества детей (дети понимают главное значение процесса работы с материалами и учатся комбинировать их)
  2. Развитие концепции чисел (дети понимают значение математических действий)
  3. Развитие концепции эквивалентности (понимание характеристик предмета)
  4. Развитие логических способностей (дети учатся рассуждать, делать выводы и умозаключения)
  5. Развитие концепции правил и порядка (дети учатся убирать материалы на свое место)
  6. Понимание концепции форм (дети учатся преобразовывать разные формы)
  7. Развитие социальных и коммуникативных умений детей (дети понимают значение части и целого).

Материалы Фребеля помогают детям воспринять абстрактные математические концепции, манипулируя с конкретными геометрическими фигурами. Материалы способствуют развитию умений: классифицировать, сортировать, сравнивать, выполнять по образцу, составлять логические цепочки, прикидывать, выполнять простейшие математические действия (сложение и вычитание).

Работая с материалами Фребеля педагог направляет, облегчает и стимулирует процесс познания, планирует и создает безопасную обстановку в группе. Играть можно сразу с несколькими комплектами или их частями. Дары Фрёбеля можно использовать по областям. Комплекты методических пособий имеются в нашем детском саду. Дары Фрёбеля нужно используется на каждой тематической неделе, так как это прописано в методическом пособии к программе «Тропинки».

(Слайд № 10, 11, 12,13)

С пособием «Дары Фребеля» мы неоднократно выступали на РМО, педагогических советах, проводили мастер- классы. И сегодня, чтобы поближе познакомиться с этими дарами, я Вам хочу предложить с ними поиграть.

Практическая часть

Дидактические игры с педагогами.

  1. «Большая стирка»

Образовательная область – «Познавательное развитие.

Направление: формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира

Содержание работы: развития общения и взаимодействия ребенка со сверстниками, воображения, творческой активности, формирование познавательных действий, первичных представлений об объектах окружающего мира, реализация самостоятельной творческой деятельности.

  1. «В лес»

Образовательная область – «Художественно – эстетическое развитие»

Направление: становление эстетического отношения к окружающему миру.

Содержание работы: становление эстетического отношения к окружающему миру природы, формирование у детей интереса к изобразительному творчеству, развитие первичных представлений о разнообразии мира природы; знакомство с основами композиции; обучение умению выразительно передавать образы окружающего мира, формированию основ безопасности в природе.

  1. «На лугу»

Образовательная область – «Познавательное развитие.

Направление: формирование первичных представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях природы, многообразии стран и народов мира.

Содержание работы: формирование представлений о разнообразии мира природы, расширение кругозора, обучение умению выразительно передавать образы окружающего мира; развитие общения со сверстниками, воображения, реализация самостоятельной творческой деятельности.

  1. «За окном»

Образовательная область – «Художественно – эстетическое развитие»

Направление: становление эстетического отношения к окружающему миру.

Содержание работы: становление эстетического отношения к окружающему миру природы, развитие любознательности , воображения, формирование у детей интереса к изобразительному творчеству; знакомство с основами композиции; обучение умению выразительно передавать образы окружающего мира.

  1. «Бабочки»

Образовательная область – «Художественно – эстетическое развитие»

Направление: становление эстетического отношения к окружающему миру.

Содержание работы: становление эстетического отношения к окружающему миру природы, развитие любознательности , воображения, формирование у детей интереса к изобразительному творчеству; развитие первичных представлений о разнообразии мира природы (на примере бабочек); знакомства с основами композиции; обучение умению выразительно передавать образы окружающего мира.

  1. «Настроение»

Образовательная область – Социально-коммуникативное развитие»

Направление: развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания.

Содержание работы: развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, формирование первичных представлений о себе и других людях,

Таким образом, мы, педагоги ДОУ, уверены, что эти дидактические материалы, или «дары», как поэтически назвал их Фридрих Фребель, способствующие развитию детской любознательности, креативности и умению решать проблемы, будут полезны детям и их родителям, а также интересны воспитателям.

Система воспитания по Ф. Фребелю, известна уже более двухсот пятидесяти лет, однако не перестала быть актуальной, и по сей день является инновационной технологией, потому что уникальна.

Используя «Дары Фребеля» в работе с детьми дошкольного возраста, мы учитываем не только особенности возраста, но и возможности каждого ребёнка в частности, а так же их желания, интересы. Дары Фребеля – это мобильный методический комплекс, который позволяет корректировать ход игры под желания и возможности ребёнка. Не зря говорят, всё новое – хорошо забытое старое!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста

Хочу представить вашему вниманию семинар: "Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста". Семинар был проведен 20.03.20...

"Использование игрового набора "Дары Фребеля" в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста"

Цель: .Способствовать повышению уровня профессиональной компетентности участников мастер-класса. Задачи: 1Вызвать у педагогов интерес к игровой технологии и желание развивать свой творчески...

Мастер-класс для педагогов Тема: «Использование игрового набора «дары Фребеля» в образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста»

Сегодня мы с вами поговорим о развивающих детских играх. В соответствии с требованиями ФГОС ДО в процессе получения ребенком дошкольного образования должно быть обеспечено развитие личности, мотивации...

Мастер - класс на тему: "Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста"

Важность игры для детей дошкольного возраста отмечали еще педагоги прошлых веков. Первым, кто рассмотрел игру как важное средство в воспитании и обучении ребенка, был известный немецкий педагог 19 век...

Использование игрового набора "Дары Фребеля" в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста

Игровой набор "Дары Фрёбеля" - это уникальный комплекс обучающих материалов, созданный для развития и воспитания личности. Возможности комплекта способствуют развитию физических, речевы...