Мастер-класс для педагогов Тема: «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста»
методическая разработка

Арисова Людмила Владимировна

Цель: Повышение компетентности педагогов в применении игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста.

Задачи:   представлены на слайде но, главная задача это 

 Сформировать представление о возможностях применения игрового набора «Дары Фребеля» при организации образовательного процесса

Ожидаемые результаты: сформированность умений педагогов по созданию условий для организации как совместной деятельности взрослого и детей, так и самостоятельной игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности детей.

Методы и приемы: игровой (дидактические игры), наглядный (рассматривание дидактических пособий, предметов), практический (показ способов действия с предметами).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_frebel.docx23.14 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов

Тема: «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля»

в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста»


 Добрый день, уважаемые жюри, коллеги! Мы рады встрече с вами. Тема моего мастер-класса: «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста».

Цель: Повышение компетентности педагогов в применении игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста.

Задачи:   представлены на слайде но, главная задача это

 Сформировать представление о возможностях применения игрового набора «Дары Фребеля» при организации образовательного процесса

Ожидаемые результаты: сформированность умений педагогов по созданию условий для организации как совместной деятельности взрослого и детей, так и самостоятельной игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности детей.

Методы и приемы: игровой (дидактические игры), наглядный (рассматривание дидактических пособий, предметов), практический (показ способов действия с предметами).

Дидактические материалы и оборудование: компьютер, проектор, экран, набор «Дары Фребеля»,

Ход мастер-класса:

Теоретический этап

Сегодня мы с вами поговорим о развивающих детских играх. В соответствии с требованиями ФОП ДО в процессе получения ребенком дошкольного образования должно быть обеспечено развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности.

Наше дошкольное учреждение оборудовано разнообразными дидактическими, игровыми материалами, среди которого особо хотелось бы выделить набор «Дары Фрёбеля». Это настолько универсальный материал, что им можно проиллюстрировать любую образовательную область. Работая с материалами Фребеля педагог направляет, облегчает и  стимулирует процесс познания, планирует и создает безопасную обстановку в группе. Играть можно сразу с несколькими комплектами или их частями.  Дары можно использовать по всем пяти областям, а так же на каждой тематической неделе.

Комплект методических пособий с игровым набором «Дары Фрёбеля» полностью соответствует с ФОП ДО. Эстетичен, безопасен в использовании, предназначен  для организации как совместной деятельности взрослого и детей, так и самостоятельной игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской. В нашем детском саду набор «Дары Фрёбеля» применяется с детьми, начиная с раннего дошкольного  возраста на групповых занятиях, индивидуальных занятиях с психологом, а так же в режимных моментах. В программе  « STEM- образование детей дошкольного и младшего школьного  возраста» адаптированы педагогические идеи Фрёбеля. Так же можно использовать педагогам, которые реализуют другие образовательные программы.

Ядром педагогики детского сада Фрёбель считал игру. Он был самым первым в истории экспертом в области образования, кто признал ценность детской игры и первым человеком, который создал образовательные материалы для детей – так называемые «дары Фребеля». Он создал свой собственный набор учебных материалов, адаптированных к особенностям восприятия детей. Этот набор учебных материалов Фрёбель назвал «дарами». Его «дары» являются символическими элементами Вселенной, составленные из основных геометрических форм: шара, куба, цилиндра. Первоначально было всего шесть видов образовательных материалов:

  1. Текстильные мячики- шар самая простая и понятная фигура для ребенка

А сейчас я предлагаю поиграть яркими и красочными мячами .

Первая игра   на развитие межполушарных связей  « Межполушарный лабиринт» для начала возьмите по 1 лабиринту каждый ивозмите уменьшиную копию мягких мячиков проведите обеими руками по дорожкам лабиринта одновременно. Получилось? А теперь усложним игру: один шарикстаим в начало лабиринта а затем другой шар в конец соседнего попробуйте теперь двумя руками провести шарики в разных направлениях.

( пока играют я рассказываю для чего такие игры) Для чего такие игры, спросите вы,. Каждое полушарие отвечает за определенные функции в нашем организме, психические, физические, умственные. Важна не только работа каждого по отдельности, но и налаженность их взаимодействия между собой. При нормальном развитии ребенка оба полушария одновременно начинают  работать вместе ближе к 2-3 годам, благодаря чему наше зрительно-пространственное, слуховое, тактильное и другое восприятие совершенствуется. Это в свою очередь дает толчок развитию мышления, памяти, воображения, внимания, связной речи, мелкой и крупной моторики.)

Как вы думаете, в каких видах деятельности мы еще можем их использовать? (знакомство с основными цветами, понятия «вверх-вниз», «вправо-влево», на занятиях по физической культуре и др.) Давайте отдохнем. Возьмите мячики.

Мячик в руки мы возьмем

И туда-сюда качнем.

Мячик баловаться стал

И по кругу побежал.

Побежал бегом-бегом,

Все кругом-кругом-кругом.

Выше-ниже прыгать стал,

Баловаться не устал.

Спрятался в коробку мяч

И опять пустился вскачь!

  1. Основные тела; шар символ движения, куб символ покоя, а цилиндр сочетает в себе свойства куба и шара одновременно

Давайте теперь поиграем со вторым даром, игра «Узнай по описанию»

Задачи этой игры развивать умение выделять основные призноки объемных тел, узнавать объемное тело по признакам, составлять загадку по алгоритму с использованием мнемодорожки .

 Давайте и мы попробуем состаить загадку , в этом нам поможет мнемодорожка.  тольков самом начале мы должны уточнить что этообъемное  или плоское геометрическое тело.

Что обозначают рисунки в первом квадрате? ( катаются, не катаются)

Правильно

Что обозначает второй квадрат? ( Есть углы или нет)

Что изображено в третьем квадрате мнемодорожки? И чем будет оканчиваться описательная загадка? ( это предметы, которые похожи по форме на объмные тела, то есть заканчиваем мы всегда сравнением с настоящим предметом- на что похоже.

Вы все правильно вспомнили! Сейчас вы будете другдругу загадывать загадки с помощью мнемодорожек ( изготовление мнемодорожек).

 К следующим  4м дарам Фебель предложил 3 формы занятий с кубами :

 1 Жизненная форма- подразумевает конструирование предметов из окружающей среды

2 Изящные( или как Фребель называл форма красоты)- в работе с этой формой ребенок выкладывает кубики  в виде различных симметричных абстрактных узоров.

3 математические или формы познания- данный тип занятий предполагает использование  даров как счетный материал.

  1. Куб из кубиков;
  2. Куб из брусков;
  3. Кубики и призмы;
  4.  Кубики, столбики, кирпичики;

 Практический этап с кубами

Игра « нарисуй картинку»

 Задачи данной игры заключаются в развитии воображения, позновательного интереса, развитии мелкой моторики, развитие пространственного мышления.

Давайте рассмотрим что у нас тут? (кубики) сколько их? (8) предствате что мы с вами художники , но картины наши с вами заколдованые, мы будем рисовать картины с помощью кубиков. Для этого нужно положить кубик на лист бумаги, обвести его карандашом, а затем дорисовать так, что бы получился герой или предмет при ржелании дети , да и вы можете взять больше колличество кубов и нарисовать целую картину

 Игра  «Построй Петропаловский собор»

Постройка по схеме соборы.

Усложнение построить свое строениие и зарисовать к нему схему

 

Хочется сказать, что эти дидактические материалы, или «дары», как поэтически назвал их Фридрих Фребель, способствующие развитию детской любознательности, креативности и умению решать проблемы, будут полезны детям и их родителям, а также интересны воспитателям.

Система воспитания по Ф. Фребелю, известна уже более двухсот пятидесяти лет, однако не перестала быть актуальной, и по сей день является инновационной технологией, потому что уникальна. Используя «Дары Фребеля» в работе с детьми дошкольного  возраста, я учитываю не только особенности возраста, но и возможности каждого ребёнка в частности, а так же их желания, интересы. Дары Фребеля – это мобильный методический комплекс, который позволяет корректировать ход игры под желания и возможности ребёнка. Не зря говорят, всё новое – хорошо забытое старое! 

Наш мастер-класс по работе с набором «Дары Фребеля» подошёл  к концу.  Надеюсь  вам было интересно, познавательно, будете использовать в своей работе.
Благодарю за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста

Хочу представить вашему вниманию семинар: "Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста". Семинар был проведен 20.03.20...

"Использование игрового набора "Дары Фребеля" в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста"

Цель: .Способствовать повышению уровня профессиональной компетентности участников мастер-класса. Задачи: 1Вызвать у педагогов интерес к игровой технологии и желание развивать свой творчески...

Мастер-класс для педагогов Тема: «Использование игрового набора «дары Фребеля» в образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста»

Сегодня мы с вами поговорим о развивающих детских играх. В соответствии с требованиями ФГОС ДО в процессе получения ребенком дошкольного образования должно быть обеспечено развитие личности, мотивации...

Мастер - класс на тему: "Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста"

Важность игры для детей дошкольного возраста отмечали еще педагоги прошлых веков. Первым, кто рассмотрел игру как важное средство в воспитании и обучении ребенка, был известный немецкий педагог 19 век...

Мастер-класс для педагогов Тема: «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста»

Повышение компетентности педагогов в применении игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста....