Методическая разработка по развитию речи в средней группе на тему : "Насекомые"
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)
Методическая разработка предназначена для формирования у детей 4-5 лет обобщающего понятия "насекомые" в ходе образовательной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_nasekomye_4-5.doc | 25.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Санкт-Петербургское государственное автономное дошкольное образовательное
учреждение детский сад № 18 Калининского района Санкт-Петербурга
Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми 4-5 лет
Развитие речи на тему: «Насекомые»
с использованием технологий:
игровой, здоровьесберегающей, личностно-ориентированный
Воспитатель первой категории
Шмалько Т.Н.
Санкт-Петербург
2020
Цель: ввести в речь обобщающее понятие «насекомые», формировать навыки диалогической речи.
Задачи:
Образовательные: знакомить с внешними признаками насекомых. Формировать обобщающее понятие «насекомые». Обогащать и активизировать словарь: насекомые, жук, стрекоза, пчела, шмель, оса, комар, порхать, летать, кружиться, жужжать, собирать.
Развивающие: развивать внимание ,мышление,упражнять в устранении смысловых ошибок.
Воспитательные: воспитывать интерес к окружающему миру.
Предварительная работа: беседа о насекомых, рассматривание и обсуждение предметных картинок, чтение сказки А.Чуковского «Муха-Цокотуха»
Оборудование: иллюстрация к сказке К.Чуковского «Муха-Цокотуха», предметные картинки с изображением бабочки, жука, стрекозы, кузнечика, пчелы, божьей коровки, муравья, мухи, комара.
Список литературы:
1. Горькова Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию.
2. Занятия по развитию речи детей 5-6 лет Соломатина Г.Н., Рукавишникова Е.Е. М; ТЦ Сфера, 2018 (методическое пособие).
Ход образовательной деятельности
1. Организационный момент
Дети сидят на стульчиках вокруг мольберта. Воспитатель показывает иллюстрации к сказке К.Чуковского «Муха-Цокотуха».
Воспитатель: Кто узнал ,какая это сказка?
Дети: «Муха - Цокотуха».
Воспитатель: Про кого эта сказка?
Дети: Про насекомых.
Воспитатель: Правильно, мы сегодня будем говорить о насекомых.
2. Рассматривание предметных картинок
На мольберте изображение предметных картинок с изображением насекомых.
Воспитатель задает детям вопросы.
Кто это?
Какие части есть у этого насекомого.
Как оно передвигается?
Обращается внимание на отличительные особенности каждого насекомого.
У бабочки большие яркие крылья, маленькое тело, есть усики, лапки, крылышки, хоботок. Она умеет летать, порхать, пить цветочный нектар.
У жука одна пара жестких блестящих крыльев и вторая пара прозрачных крыльев, жуки бывают разного цвета. Жук умеет ползти, летать.
У стрекозы длинное тело, прозрачные крылья, похожие на кружево, на голове большие глаза.
У кузнечика зеленая окраска, длинные задние лапки, с помощью которых он хорошо прыгает. Кузнечик умеет высоко прыгать, стрекотать.
У пчелы полосатая окраска (желтые и черные полосы), жало, тело пчелы покрыто волосками. Пчела умеет быстро летать, собирать нектар.
У божьей коровки жесткие оранжевые крылья с черными точками.
У муравья серая окраска, маленькое тело, маленькие тонкие лапки.
У мухи прозрачные крылышки,на голове два больших глаза.
У комара серая окраска,на голове есть хоботок, которым он прокалывает место укуса и пускает под кожу ядовитую слюну. Вот почему кожа после укуса чешется.
В конце рассказа воспитатель делает обобщение. Бабочка, жук, стрекоза, кузнечик, пчела, жук, божья коровка, комар, муха, муравей - это насекомые. У всех насекомых есть голова, грудь, брюшко, на голове имеются глаза (часто они занимают большую часть головы и усики, три пары ног (6 ног).
Воспитатель. Чем отличаются друг от друга насекомые?
Дети: Не у всех есть крылья.
Воспитатель: У кого есть крылья?
Дети: У бабочки, жука, божьей коровки, комара, мухи, стрекозы.
Воспитатель: Как они передвигаются?
Дети: Они летают.
Воспитатель: Как передвигаются насекомые, у которых нет крыльев?
Дети: Ползают, прыгают.
Какие насекомые прыгают?
Кузнечики.
Какие насекомые ползают - жуки, муравьи.
3. Физкультминутка
Поднимайте плечики,
Прыгайте, кузнечики:
Прыг - скок,прыг- скок.
Стоп! Сели,травушку покушали,
Тишину послушали.
Выше,выше,высоко
Прыгай на носках легко.Вот мотор включился,
Пропеллер закрутился.
К облакам поднялись,
И шасси убрались.
Вот лес- мы тут
Приготовим парашют,
Толчок,прыжок,Летим, дружок.
Парашюты все раскрылись,
Дети мягко приземлились.
4. Игра в мяч
Воспитатель бросает мяч ребенку и называет какое-либо действие,а ребенок, возвращая мяч, называет насекомое, совершающее это действие (например- «прыгает — кузнечик», «порхает — бабочка», «летает — муха», «ползает- муравей» и т.д.).
5. Дидактическая игра «Исправь предложение»
Детям предлагается на слух исправить смысловую ошибку в предложении. Воспитатель читает предложения,а дети заменяют неправильное слово на правильное (например: «Пчела собирает варенье» - Неправильно. Нужно сказать: «Пчела собирает мед»).
- Пчела собирает — варенье.
- Божья коровка скачет по дорожке.
- Жук принес мед.
- Стрекоза ползает по траве.
- Кузнечик перелетает с цветка на цветок .
- Муравей прыгает по травке.
6. Итог
Оценивается работа каждого ребенка.
Ребята вы — молодцы!
Наше занятие закончилось.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по развитию речи в средней группе на тему "Зимовье диких животных"
Зимовье диких животных...
Методическая разработка по развитию речи в средней группе по теме: Признаки осени".
Обогащение и активизация словаря ; составление простых предложений....
Методическая разработка по развитию речи в средней группе на тему «Зима. Зимние приметы»
Закрепить знания детей о признаках зимы, развивать память, внимание и наглядно-образное мышление....
Методическая разработка по развитию речи в средней группе на тему: «Ловкое движение руки, сказка в гости приходи»
На занятиях по изо деятельности рисование нетрадиционными техниками раскрепощает детей, позволяет им не бояться сделать что-то не так. Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позвол...
Методическая разработка по развитию речи в средней группе по теме "Что я знаю о себе:наши органы чувств"
Материал будет полезен для воспитателей групп среднего и старшего возраста...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ "НАСЕКОМЫЕ"
Материал поможет воспитателям детских садов в работе с детьми 3-4 лет...
Методическая разработка по развитию речи в средней группе на тему: «Ловкое движение руки, сказка в гости приходи»
гармоничное развитие дошкольников на основе интеграции развивающих технологий и проектной детальности....