Речевое развитие
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)

Ристонен Любовь Михайловна

Тема: "Зимушка -зима" Образовательная область: речевое развитие. Возрастная группа: Средняя 4-5 лет . 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.odt15.41 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: "Зимушка-зима"

Образовательная область: познавательное развитие

Возрастная группа: средняя  (4 – 5 лет)

Цель: Уточнить и закрепить знания детей о явлениях природы в зимнее время года и расширить представления о простейших связях между явлениями живой и неживой природой.

Задачи:

Образовательные:

- Закрепить знания детей о признаках зимы, сезонных изменениях в природе;

- Активизировать словарный запас детей;

- Учить вести диалог со сверстниками, слушать друг-друга и высказывать свое мнение по теме;

Развивающие:

-  Развивать навыки общения;

-  Способствовать развитию  мелкой моторики, собрать  пазлы  – «снеговик»;

- Развивать и укреплять физическое и психическое здоровье детей средствами физкультминутки и дыхательной гимнастики.

Воспитательные:

- Формировать у детей чувство прекрасного, сплоченности, единства, положительного эмоционального настроя внутри коллектива.

Интеграция образовательных областей:

- Социально-коммуникативное развитие;

- Познавательное развитие;

-Художетсвенно-эстетическое развитие

 «Декабрь. Святки» П.И. Чайковского)

- Речевое развитие;

- Физическое развитие.

Оборудование:

-картинки с зимним пейзажем и зимними забавами

- аудиозапись со звуками вьюги  метели;

- «Декабрь. Святки» П.И. Чайковского).

- снежинки из бумаги для дыхательной гимнастики (по количеству детей);

- разрезной пазл с изображением снеговика

- подборка художественной литературы по теме.

Предварительная работа:

- Наблюдения за сезонными изменениями в природе зимой;

- Беседы о характерных признаках зимы, какую одежду и обувь необходимо надевать зимой, чтобы не простудиться, какие зимние развлечения актуальны для детей;

- Чтение стихов, сказок, рассказов о зиме;

- Рассматривание иллюстраций с зимними пейзажами и забавами;

План совместной деятельности

1. Мотивация детей на беседу о зиме, ее приметах.

2. Закрепление и обобщение знаний детей о зиме через беседу.

Индивидуальная работа пазлы «Снеговик».

Ход непрерывной образовательной деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

1.

Вводная часть

Приветсвие "Доброе утро"

Доброе утро, наши ножки (топ-топ-топ)

Доброе утро, наши ручки (хлоп-хлоп-хлоп)

Доброе утро, наши глазки, доброе утро,  

наши щечки

Доброе утро, детки.Улыбнулись друг другу.

 

Звучит музыка (вой вьюги) воспитатель предлагает детям угадать, что это за звуки?

- Ой-ой-ой! Вот это да! Откуда же ветер появился в нашей группе и что он нам принес? На полу я нашла письмо! Это его, наверное, ветром принесло к нам. Ну, надо-же! Ветер-почтальон! А здесь (открывает письмо) ничего особенного… какая-то загадка! Здесь написано, что отгадав загадку, мы узнаем, кто же это сегодня с нами так шутит! То ветер, то письмо… (читает загадку)

Солнце землю греет слабо,

По ночам трещит мороз,

Во дворе у снежной бабы.

Побелел морковный нос.

В речке стала вдруг вода неподвижна и тверда,

Вьюга злится, снег кружится,

Заметает все кругом белоснежным серебром.

Дети встают полукругом лицом в к воспитателю.

Дети: Здравствуйте!

Дети повторяют движения

Дети дают ответы (ветер, вьюга…)

ответы детей

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

Основной этап:

- Да, верно, Зима! Наверное, в последние дни своего правления, зима хочет нам еще раз напомнить, что она вовсе не злая и холодная, а напротив – веселая и добродушная. А давайте мы с вами тоже отправим «письмо – подарок» для зимушки-зимы с ветром и вьюгой, чтоб зима не скучала в весенний, летний и осенний период, а вновь ждала с нами встречи и знала, что мы все ее очень будем ждать. Ведь зимой нас всегда ждет много интересного! Только что – же мы ей подарим? Для того чтоб это понять, нужно вспомнить, какая она – зима…

- Ребята, какая погода бывает зимой? (ответы детей)

- Скажите ребята, чем вы любите заниматься в это чудесное, сказочное время года? (ответы детей)

- Конечно! Зимой можно играть в снежки, кататься на санках, лыжах, коньках или на ледянках и плюшках с горки! А еще можно строить снежные замки и изучать различные следы, любоваться снежинками!

- Но мне хочется узнать, действительно ли вы знаете о зиме все!? Я буду читать вам утверждения, но в них есть ошибки, ну, а вы, постарайтесь их найти и исправить!

Упражнение «Назови правильно»

1. Наступила зима. Кругом бело. Листья на деревьях начали желтеть.

2. Зима у нас морозная, снежная. Теплый снег падает на землю.

3. За окном ветер кружит снежинки. В весеннем лесу трещит мороз.

4. Зимой в лесу тихо. Лишь изредка слышно, как трещат сучки деревьев, которые ломает неуклюжий медведь.

5. Птицам в зимний период холодно и голодно. Дети насыпают им в кормушки крошки хлеба, семечки и наливают сок.

6. Скоро закончится зима и наступит лето.

7. Зимой дети катаются на велосипедах, санках и лыжах.

- Вы справились! Вы молодцы, ребята!

Какое все-таки интересное время года – зима! Вот, например, какие малюсенькие снежинки падают с неба, но превращаются они в сугробы! Снежинки маленькие…., а сугробы? (большие) Снег зимой мягкий, а лед ….? (твердый)

А давайте поиграем с вами в игру. Я называю любой зимний предмет или явление, а вы мне называете, какой он этот предмет?

Игра «Какой?, Какая?»

Горка – (длинная, скользкая, ледяная);

Снег – (белый, пушистый, мягкий);

Лед – (холодный, твердый, скользкий);

Ветер – (сильный, холодный);

Мороз – (жгучий, холодный);

Одежда – (теплая).

- Конечно ребята! Самое главное зимой, для ребятишек, это быть тепло одетыми! Вставайте-ка из-за своих столов, я проверю, как вы умеете тепло  одеваться на улицу!

 

Физминутка: “ Собираемся на прогулку”

С помощью имитации

надеваем штаны, брюки, носки;                  

надеваем кофты;                                                    Поглаживание рук, живота,

надеваем валенки;                                    

  Поглаживание ног от пальцев до колена,

надеваем шапки;                                          Поглаживание головы, легкий массаж, имитация завязок,

застегиваем пуговицы на пуховиках,        

 Точечные движения от шеи до живота,

завязываем шарфы.                                              Имитация завязывания.

- Готовы? (Да!)

- Отлично! Ну, раз уж мы с вами тепло оделись, я предлагаю вам веселую игру! А что мы будем делать вы узнаете, когда соберете пазл!

Игра: Собери картинку  

- Здорово! Какие замечательные снеговики у вас получились.

- А из чего лепят снеговиков на улице?

- Каким бывает снег?

 -На что похожи снежинки?

- На что похож снег?

- Какие же Вы молодцы. Вы все знаете про зиму.

- Мне сейчас захотелось прочесть отрывок из стихотворения И. Сурикова «Зима»:

Белый снег, пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

- Ребята, а давайте мы и со  снежинками немного поиграем? Мы их будем сдувать со стола, как настоящий ветер (звучит музыка ветра).

Игра «Сдуй снежинку»

Чтобы нам снежинку сдуть,

Нужно глубоко вдохнуть.

- Какие вы у меня молодцы! Ну, что я предлагаю сложить наших снеговиков в конверт и отправить его с самым сильным ветром Зимушке – зиме! Но это мы сделаем, когда пойдем на прогулку.

Рефлексивно-оценочночный этап

- А сейчас найдите на своих столах смайлики, и покажите, какое у вас сейчас настроение, после того, как вы сложили в подарок снеговиков для Зимушки-зимы?

- Что сегодня, на нашем занятии вам показалось сложным?

- А что помогло подняться вашему настроению?

- Спасибо вам большое! Я тоже с удовольствием вспомнила, о том, какое это все-таки замечательное время года – ЗИМА, сколько много есть зимних забав. И мне очень нравятся ваши снеговики!

ответы детей

Дети исправляют

ответы детей

ответы детей

дети повторяют движения

легкое поглаживание ног                                                

поглаживание рук

массаж головы

дети собирают пазл "Снеговик"

Дети дают ответы

(Дети выполняют упражнения на дыхание)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и методы познавательно- речевого развития. Образовательные области «Речевое развитие», «Познавательное развитие»

Данная презентация отражает основные методы и приёмы познавательно-речевого развития....

Конспект НОД по речевому развитию с учетом интеграции познавательных областей: "Речевое развитие", "Физическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие" на тему "Рассказывание по сюжетным картинкам"

Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с учетом интеграции образовательных областей:«Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «...

Взаимодействие работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников Из опыта работы РМО «Речевое развитие дошкольников в современной образовательной системе. Направления речевой работы с детьми в соответствии с ФГОС ДО»

Взаимодействие  работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников  Сегодня произошли изменения в системе Российского образования, обновления его качества. В связи с утверждением ...

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство речевого развития дошкольников»

Конспект  организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство ...

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (Музыка), «Речевое развитие» (Развитие речи), «Физическое развитие» (Физическая культура) "Летаем, ползаем, скачем"

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей "Познавательное развитие", "Художественно-эстетическое развитие" (Музыка), "Речевое развитие" (Развитие речи),...

Конспект по познавательно-речевому развитию на тему «Одежда, обувь, головные уборы». Старшая группа. Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие.

Цель: закрепление и систематизация знаний детей об одежде, обуви и головных уборах.Задачи:- формировать обобщающие понятия «одежда», «обувь», «головные уборы»...

Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье и в ДОУ. Профилактика задержки речевого развития.

    У детей пятого года жизни отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Речь его становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость...