Конспект непрерывной непосредственной образовательной деятельности с детьми в старшей группе по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ: «Расскажем пингвинёнку, что такое лето»
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Богданова Наталья Алексеевна

Конспект непрерывной непосредственной образовательной деятельности с детьми в старшей группе по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 101 комбинированного вида Калининского района

Санкт – Петербурга

Конспект непрерывной непосредственной образовательной деятельности с детьми в старшей группе по развитию речи

 с использованием технологии ТРИЗ.

«Расскажем пингвинёнку, что такое лето»

Воспитатель:

Богданова Наталья Алексеевна

2019 год

     Цели:

- систематизация знания детей о сезонных изменениях в природе;

- развитие навыков целенаправленного восприятия, мышления, воображение, творческой фантазии, в процессе решения творческих задач;

- формирование навыков связно-речевых высказываний, умения выслушивать сверстников, радоваться успехам других;

- воспитывать дружелюбие, взаимопонимание.

Задачи:

  • упражнять в отгадывании загадки;
  • развивать творческую фантазию, в процессе ТРИЗ - игры «Хорошо-плохо»;
  • упражнять в нахождении противоположных понятий через сравнение сезонов зимы и лета;
  • упражнять в образовании прилагательных (признаков лета);
  • развивать речевое дыхание, силу выдуваемой струи воздуха;
  • закреплять навыки составления рассказа из простых предложений с опорой на наглядность.

Оборудование: картинки с летними пейзажами и рисунками в составлении описательного рассказа, игрушка пингвинёнок, раскраски летней тематики, картинки с изображениями домиков белки, медведя, зайца, пчелы, муравья, мыши, птиц, картинки для составления рассказа о лете.

Методы и приемы:

Противоречия: игра «Хорошо – плохо».

Ресурсный анализ: игра «Что бывает летом, а что бывает зимой».

Рассматривание иллюстраций и репродукций картин на темы: «Лето»«Зима».

Наблюдение в природе, беседы о лете, о зиме.

Дидактические игры с элементами ТРИЗ«Узнавание»«Какое бывает»«Кто что делает»«Хорошо-плохо».

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Игра – приветствие «Передай улыбку».

Цель: обучать элементам мимики, выразительных движений. Способствовать объединению детей в группе.

Дети сидят на стульях по кругу, по очереди соединяют свои ладошки с ладошками соседа и «передают» улыбки друг другу.

2. Сюрпризный момент. (К детям приходит пингвин).

Воспитатель: Прислушайтесь, по-моему, кто-то шлёпает за дверью, пойду посмотрю. Воспитатель выходит в коридор и заходит с игрушечным пингвинёнком.

Посмотрите, кто к нам пришёл?

Дети: пингвинёнок.

Воспитатель: Пингвинёнок, а что ты здесь делаешь, ведь ты живешь на Севере, там всегда холодно и повсюду лёд и снег.

Пингвинёнок: Я не знаю, что такое лето, очень хочу узнать, поэтому и приехал к вам, вы ведь знаете, что такое лето?

Воспитатель: Ребята, расскажем пингвинёнку про лето?

3. Основная часть.

Садитесь на стульчики, и ты садись, пингвинёнок, и послушай, что дети расскажут о лете.

Воспитатель предлагает отгадать загадку:


Мне тепла для вас не жалко,
С юга я пришло с жарой.
Принесло цветы, рыбалку,
Комаров звенящий рой,
Землянику в кузовке
И купание в реке.

Солнцем всё кругом согрето:
Это время года – … (лето)  (Картинка)

Воспитатель: Ребята, за что вы любите лето?

Дети: Можно купаться, загорать, много гулять на улице, собирать цветы и т.д.

Воспитатель: Неужели все хорошо летом? А что плохо летом?

Дети: Очень жарко, можно получить солнечный удар, кусают комары и т.д.

Воспитатель: Значит, выходит, что летом тоже есть и хорошее и плохое.

Ребята, сможете ответить, чем лето отличается от зимы?

Сейчас мы поиграем с пингвинёнком. 

Игра «Что бывает зимой, что бывает летом».

Пингвинёнок будет говорить, что бывает зимой, а вы ребята, что бывает летом.

П: Зимой - холодно, а летом…

Д: - жарко.

П: Зимой на деревьях листьев нет, а летом…

Д: - на деревьях листья.

П: Зимой день короткий, а летом…

Д: - день длинный.

П: Зимой солнце низко, а летом…

Д: - солнце высоко.

П: Зимой гуляют на улице мало, а летом…

Д: - гуляют много.

П: Зимой земля покрыта снегом, а летом…

Д: - песком, травой.

Воспитатель выставляет картины лета.

- Какое время года на картинах? (лето)

- Давайте встанем на ковре и покажем пингвинёнку лето.

Д/и «Какое бывает лето?»

Воспитатель: - Скажите, какое бывает лето (Передаем мяч по кругу и называют признаки лета, жаркое, весёлое, ягодное, и т.д.)

Воспитатель: - Молодцы, много слов подобрали. А сейчас я хочу, что бы вы на минутку вместе с пингвинёнком закрыли глаза. Три раза вокруг себя повернись и в лесу очутись! (Включается аудиозапись - звуки природы.)

- Послушайте  чудесное стихотворение про лето:

Скажите, дети, лето –

Оно какого цвета:

Зелёное, бордовое,

А может быть, лиловое?

А лето очень разное:

Коричневое, красное,

Лимонно-золотистое,

Как облачко пушистое,

Как яблочко румяное,

Как мята к чаю пряное.

Весёлое и звонкое,

С мальчишками, с девчонками.

От дождика – прохладное.

От солнца – очень жаркое,

Счастливое и яркое!

Всем нам необходимое –

Оно всегда любимое!

Воспитатель: - Открывайте глазки. Понравилось вам стихотворение?

Физкультминутка

Воспитатель читает, дети выполняют упражнения:

Мы по лесу шли, шли.                                 идут;

Землянику нашли.                                       садятся, сидят;

Сели, съели и дальше пошли.                    встают, идут дальше;

Мы по лесу шли, шли.                                 идут;

И малину нашли.                                         наклоняются;

Присядем на полянке                                 садятся.

И песенку споем.

Дидактическая игра «Чей домик?»

Воспитатель: - Как хорошо летом: тепло, ярко светит солнышко, можно долго гулять. Вот и лесные жители обрадовались теплому летнему дню и вышли из своих домиков погулять.

- Держите картинки лесных жителей.

(Раздает детям картинки с изображениями лесных жителей)

- Но вот большая туча закрыла солнышко, загремел гром, пошел сильный дождь. Помогите лесным жителям найти свои домики.

(Раскладывает на столе картинки с изображением домиков)

                                          - Кто изображен на твоей картинке?

                                          - Где живет …?

                                          - Кто живет в норке?

                                          - Кто живет в дупле?     

Дети: (Отвечают)

Воспитатель:  Пингвинёнок,  мы сейчас тебя научим еще одной интересной игре – с бабочками.

Дыхательная гимнастика «Бабочки»

- Представьте себе, к вам на ладошку села бабочка. Попробуйте на неё подуть (вдох носом и короткий сильный выдох, (вдох носом и медленный выдох через сомкнутые губы).

Проблемная ситуация.

Пингвинёнок: Ребята, какие вы молодцы! Вы очень многое знаете о лете. Но мои друзья никогда не видели лето, а я не знаю, как им о лете рассказать. Вы ребята, поможете мне?

Дети: Да, поможем!

Воспитатель: Присаживайтесь на стульчики, поможем пингвинёнку составить рассказ о лете. А помогут нам картинки, чтобы мы ничего не забыли. (На доске выложены рисунки рассказа о лете, на каждое предложение свой рисунок). Вместе составляют рассказ, затем 2-3 ребенка индивидуально.

Пингвинёнок: Спасибо большое! Вы мне очень помогли! Вы подарите мне картинки?

Дети: Да.

Пингвинёнок: А на память о себе я хочу оставить вам раскраски.

Воспитатель: Спасибо, пингвинёнок, мы вечером обязательно их раскрасим. Приходи к нам ещё!

Пингвинёнок: Мне пора домой! До свидания, ребята!

Подведение итогов.

Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше занятие? Кому мы сегодня помогли? Что он хотел узнать?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственная - образовательной деятельности с детьми подготовительной компенсирующей группы по развитию речи на тему «Электроприборы»

Конспект    непосредственная - образовательной деятельности с детьми подготовительной компенсирующей группы по развитию речи на тему «Электроприборы»Игровое назначение: «Найдем но...

Организация непрерывной непосредственной образовательной деятельности детей с ОВЗ старшей группы по развитию речи и нетрадиционному рисованию по теме «Чудесный букет»

Организация непрерывной непосредственной образовательной деятельности детей с ОВЗ старшей группы по развитию речи и нетрадиционному рисованию по теме «Чудесный букет». Занятие проводилось в рамках гор...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира и развития речи с использованием технологии исследовательской деятельности в средней группе. Тема: "Покормите птиц зимой"

Методическая разработка непосредственной организованной деятельности по формированию целостной картиной мира с использованием технологии исследовательской деятельности в средней группе....

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности с детьми в старшей группе по теме «Дорожная азбука»

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности с детьми в старшей группе по теме «Дорожная азбука»....

Непосредственная образовательная деятельность с детьми второй младшей группы по развитию речи "Мой котёнок"

Интеграция образовательных областей "Речевое развитие", "Познавательное развитие", "Социально-коммуникативное", "Физическое развитие"Форма совместной деятельнос...

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми в средней группе по развитию речи на тему «Деревья»

Задачи:• Закрепить названия деревьев, их строение, внешние признаки;• Учить детей различать деревья по внешним признакам;• развивать звуковую культуру речи и обогащение словаря.• Р...

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми в средней группе по развитию речи на тему «Деревья»

ull; Закрепить названия деревьев, их строение, внешние признаки;• Учить детей различать деревья по внешним признакам;• развивать звуковую культуру речи и обогащение словаря.• Развиват...