Конспект непрерывной непосредственной образовательной деятельности с детьми в старшей группе по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ: «Расскажем пингвинёнку, что такое лето»
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)
Конспект непрерывной непосредственной образовательной деятельности с детьми в старшей группе по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Развитие речи в старшей группе "Расскажем пингвинёнку, что такое лето" | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 101 комбинированного вида Калининского района
Санкт – Петербурга
Конспект непрерывной непосредственной образовательной деятельности с детьми в старшей группе по развитию речи
с использованием технологии ТРИЗ.
«Расскажем пингвинёнку, что такое лето»
Воспитатель:
Богданова Наталья Алексеевна
2019 год
Цели:
- систематизация знания детей о сезонных изменениях в природе;
- развитие навыков целенаправленного восприятия, мышления, воображение, творческой фантазии, в процессе решения творческих задач;
- формирование навыков связно-речевых высказываний, умения выслушивать сверстников, радоваться успехам других;
- воспитывать дружелюбие, взаимопонимание.
Задачи:
- упражнять в отгадывании загадки;
- развивать творческую фантазию, в процессе ТРИЗ - игры «Хорошо-плохо»;
- упражнять в нахождении противоположных понятий через сравнение сезонов зимы и лета;
- упражнять в образовании прилагательных (признаков лета);
- развивать речевое дыхание, силу выдуваемой струи воздуха;
- закреплять навыки составления рассказа из простых предложений с опорой на наглядность.
Оборудование: картинки с летними пейзажами и рисунками в составлении описательного рассказа, игрушка пингвинёнок, раскраски летней тематики, картинки с изображениями домиков белки, медведя, зайца, пчелы, муравья, мыши, птиц, картинки для составления рассказа о лете.
Методы и приемы:
Противоречия: игра «Хорошо – плохо».
Ресурсный анализ: игра «Что бывает летом, а что бывает зимой».
Рассматривание иллюстраций и репродукций картин на темы: «Лето», «Зима».
Наблюдение в природе, беседы о лете, о зиме.
Дидактические игры с элементами ТРИЗ. «Узнавание», «Какое бывает», «Кто что делает», «Хорошо-плохо».
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Игра – приветствие «Передай улыбку».
Цель: обучать элементам мимики, выразительных движений. Способствовать объединению детей в группе.
Дети сидят на стульях по кругу, по очереди соединяют свои ладошки с ладошками соседа и «передают» улыбки друг другу.
2. Сюрпризный момент. (К детям приходит пингвин).
Воспитатель: Прислушайтесь, по-моему, кто-то шлёпает за дверью, пойду посмотрю. Воспитатель выходит в коридор и заходит с игрушечным пингвинёнком.
Посмотрите, кто к нам пришёл?
Дети: пингвинёнок.
Воспитатель: Пингвинёнок, а что ты здесь делаешь, ведь ты живешь на Севере, там всегда холодно и повсюду лёд и снег.
Пингвинёнок: Я не знаю, что такое лето, очень хочу узнать, поэтому и приехал к вам, вы ведь знаете, что такое лето?
Воспитатель: Ребята, расскажем пингвинёнку про лето?
3. Основная часть.
Садитесь на стульчики, и ты садись, пингвинёнок, и послушай, что дети расскажут о лете.
Воспитатель предлагает отгадать загадку:
Мне тепла для вас не жалко,
С юга я пришло с жарой.
Принесло цветы, рыбалку,
Комаров звенящий рой,
Землянику в кузовке
И купание в реке.
Солнцем всё кругом согрето:
Это время года – … (лето) (Картинка)
Воспитатель: Ребята, за что вы любите лето?
Дети: Можно купаться, загорать, много гулять на улице, собирать цветы и т.д.
Воспитатель: Неужели все хорошо летом? А что плохо летом?
Дети: Очень жарко, можно получить солнечный удар, кусают комары и т.д.
Воспитатель: Значит, выходит, что летом тоже есть и хорошее и плохое.
Ребята, сможете ответить, чем лето отличается от зимы?
Сейчас мы поиграем с пингвинёнком.
Игра «Что бывает зимой, что бывает летом».
Пингвинёнок будет говорить, что бывает зимой, а вы ребята, что бывает летом.
П: Зимой - холодно, а летом…
Д: - жарко.
П: Зимой на деревьях листьев нет, а летом…
Д: - на деревьях листья.
П: Зимой день короткий, а летом…
Д: - день длинный.
П: Зимой солнце низко, а летом…
Д: - солнце высоко.
П: Зимой гуляют на улице мало, а летом…
Д: - гуляют много.
П: Зимой земля покрыта снегом, а летом…
Д: - песком, травой.
Воспитатель выставляет картины лета.
- Какое время года на картинах? (лето)
- Давайте встанем на ковре и покажем пингвинёнку лето.
Д/и «Какое бывает лето?»
Воспитатель: - Скажите, какое бывает лето (Передаем мяч по кругу и называют признаки лета, жаркое, весёлое, ягодное, и т.д.)
Воспитатель: - Молодцы, много слов подобрали. А сейчас я хочу, что бы вы на минутку вместе с пингвинёнком закрыли глаза. Три раза вокруг себя повернись и в лесу очутись! (Включается аудиозапись - звуки природы.)
- Послушайте чудесное стихотворение про лето:
Скажите, дети, лето –
Оно какого цвета:
Зелёное, бордовое,
А может быть, лиловое?
А лето очень разное:
Коричневое, красное,
Лимонно-золотистое,
Как облачко пушистое,
Как яблочко румяное,
Как мята к чаю пряное.
Весёлое и звонкое,
С мальчишками, с девчонками.
От дождика – прохладное.
От солнца – очень жаркое,
Счастливое и яркое!
Всем нам необходимое –
Оно всегда любимое!
Воспитатель: - Открывайте глазки. Понравилось вам стихотворение?
Физкультминутка
Воспитатель читает, дети выполняют упражнения:
Мы по лесу шли, шли. идут;
Землянику нашли. садятся, сидят;
Сели, съели и дальше пошли. встают, идут дальше;
Мы по лесу шли, шли. идут;
И малину нашли. наклоняются;
Присядем на полянке садятся.
И песенку споем.
Дидактическая игра «Чей домик?»
Воспитатель: - Как хорошо летом: тепло, ярко светит солнышко, можно долго гулять. Вот и лесные жители обрадовались теплому летнему дню и вышли из своих домиков погулять.
- Держите картинки лесных жителей.
(Раздает детям картинки с изображениями лесных жителей)
- Но вот большая туча закрыла солнышко, загремел гром, пошел сильный дождь. Помогите лесным жителям найти свои домики.
(Раскладывает на столе картинки с изображением домиков)
- Кто изображен на твоей картинке?
- Где живет …?
- Кто живет в норке?
- Кто живет в дупле?
Дети: (Отвечают)
Воспитатель: Пингвинёнок, мы сейчас тебя научим еще одной интересной игре – с бабочками.
Дыхательная гимнастика «Бабочки»
- Представьте себе, к вам на ладошку села бабочка. Попробуйте на неё подуть (вдох носом и короткий сильный выдох, (вдох носом и медленный выдох через сомкнутые губы).
Проблемная ситуация.
Пингвинёнок: Ребята, какие вы молодцы! Вы очень многое знаете о лете. Но мои друзья никогда не видели лето, а я не знаю, как им о лете рассказать. Вы ребята, поможете мне?
Дети: Да, поможем!
Воспитатель: Присаживайтесь на стульчики, поможем пингвинёнку составить рассказ о лете. А помогут нам картинки, чтобы мы ничего не забыли. (На доске выложены рисунки рассказа о лете, на каждое предложение свой рисунок). Вместе составляют рассказ, затем 2-3 ребенка индивидуально.
Пингвинёнок: Спасибо большое! Вы мне очень помогли! Вы подарите мне картинки?
Дети: Да.
Пингвинёнок: А на память о себе я хочу оставить вам раскраски.
Воспитатель: Спасибо, пингвинёнок, мы вечером обязательно их раскрасим. Приходи к нам ещё!
Пингвинёнок: Мне пора домой! До свидания, ребята!
Подведение итогов.
Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше занятие? Кому мы сегодня помогли? Что он хотел узнать?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственная - образовательной деятельности с детьми подготовительной компенсирующей группы по развитию речи на тему «Электроприборы»
Конспект непосредственная - образовательной деятельности с детьми подготовительной компенсирующей группы по развитию речи на тему «Электроприборы»Игровое назначение: «Найдем но...
Организация непрерывной непосредственной образовательной деятельности детей с ОВЗ старшей группы по развитию речи и нетрадиционному рисованию по теме «Чудесный букет»
Организация непрерывной непосредственной образовательной деятельности детей с ОВЗ старшей группы по развитию речи и нетрадиционному рисованию по теме «Чудесный букет». Занятие проводилось в рамках гор...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира и развития речи с использованием технологии исследовательской деятельности в средней группе. Тема: "Покормите птиц зимой"
Методическая разработка непосредственной организованной деятельности по формированию целостной картиной мира с использованием технологии исследовательской деятельности в средней группе....
Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности с детьми в старшей группе по теме «Дорожная азбука»
Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности с детьми в старшей группе по теме «Дорожная азбука»....
Непосредственная образовательная деятельность с детьми второй младшей группы по развитию речи "Мой котёнок"
Интеграция образовательных областей "Речевое развитие", "Познавательное развитие", "Социально-коммуникативное", "Физическое развитие"Форма совместной деятельнос...
Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми в средней группе по развитию речи на тему «Деревья»
Задачи:• Закрепить названия деревьев, их строение, внешние признаки;• Учить детей различать деревья по внешним признакам;• развивать звуковую культуру речи и обогащение словаря.• Р...
Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми в средней группе по развитию речи на тему «Деревья»
ull; Закрепить названия деревьев, их строение, внешние признаки;• Учить детей различать деревья по внешним признакам;• развивать звуковую культуру речи и обогащение словаря.• Развиват...