Творческий проект "Волшебный мир сказки"
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)
Знакомство с фольклором, развитие речи, изобразительная деятельность, окружающий мир
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Научно-практическая конференция | 92.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
СЕВЕРО-ЗАПАДНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ ГИМНАЗИЯ № 1551
(корпус № 9)
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«ВОЛШЕБНЫЙ МИР СКАЗКИ»
Подготовила: Воспитатель группы № 4 «Радуга» Сафронова Н.Ф. |
Москва, 2016
Краткая аннотация проекта
Вид проекта: групповой, познавательно-творческий.
Тип проекта: педагогический.
Продолжительность проекта: учебный год.
Участники проекта: дети, родители, воспитатель.
Образовательная область: знакомство с фольклором, развитие речи, изобразительная деятельность, окружающим миром.
Актуальность: Народное творчество, включающее в себя огромное количество жанров - это неоценимое богатство нашего народа, громаднейший пласт культуры, показатель способностей и таланта народа.
Рано или поздно народное творчество становится другом каждому читающему человеку и задача взрослых познакомить с ним ребенка как можно раньше и сделать жизнь частью внутреннего мира растущего человека.
Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души. Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. К.И.Чуковский писал, что цель сказочника, и в первую очередь народного – «воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою».
Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к предмету. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть; гнев и сострадание, измена и коварство. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а высота проявлений, нравственный смысл остаются подлинными, «взрослыми». Поэтому те уроки, которые дает сказка, — это уроки на всю жизнь и для больших, и для маленьких.
Язык сказок отличается большой живописностью: в нем много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, песенок, ритмичных повторов, которые помогают ребенку запомнить сказку.
В настоящее время сказка, как и другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. Этому способствовали современные книги и мультфильмы с упрощенным диснеевским стилем пересказа известных сказок, часто искажающие первоначальный смысл произведения, превращающие сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное. Такая трактовка навязывает детям определенные образы, которые лишают их глубокого и творческого восприятия сказки.
Возраст – 5-6 лет.
Цели проекта:
- нравственно-эстетическое развитие детей через знакомство с творчеством русского народа, фольклора, приобщение детей к богатствам русской художественной литературы
- развитие патриотических чувств у детей
- развитие творческих способностей, фантазии детей
- содействие гармонизации отношений между взрослыми и детьми, между самими взрослыми
- обеспечить социальную адаптации дошкольников путем введения их культурную традицию народной и авторской сказки, используя малые жанры фольклора (пословицы, поговорки)
- организовать в семье совместную творческую деятельность, направленную на удовлетворение потребности ребенка во внимании и признании
Задачи:
Дети:
- познакомить с творчеством русского народа
- воспитывать культуру речи, учить детей рассуждать, развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний
- обогащать и расширять словарный запас детей
- воспитывать чувства дружбы и коллективизма
- побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями; к речевому общению между собой
Родители:
- создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей приобретенного в детском саду
- развитие совместного творчества родителей и детей
- развивать у родителей способность видеть в ребенке личность, уважать его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу
- заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней
Гипотеза: Мы предположили, что приобщение детей к сказке, совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познавать окружающий мир, развивает устойчивый интерес к сказке. Образные, яркие выражения, сравнения, «сказочные» языковые средства способствуют развитию выразительности речи.
Методы:
- беседы
- чтение
- вопросы
- рассматривание иллюстраций
- игры-драматизации
Участники проекта:
- дети старшей группы
- воспитатель
- родители
- музыкальный руководитель
Обеспечение
Методическое:
- Евдокимова Е.С. «Технология проектирования в ДОУ»– М. «Сфера»,2006г.
- Русские народные сказки.
- Сказки народов мира.
- Запорожец А. Б. и др. «Эмоциональное развитие дошкольника; пособие для воспитателей детского сада». -М. 1985 г.
- Михайлова А. Я. «Современный ребёнок и сказка: проблемы диалога» - М., 2002 г.
- Журнал «Дошкольное воспитание», № 2, 1991, №4, 2007.
- Журнал «Ребёнок в детском саду» № 4, 2007.
- Г.А.Антонова, О.М.Ельцова, Н.Н.Николаева «Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа», Санкт –Петрбург, 2012.
- И.А.Качанова, Л.А. Лялина «Традиционные игры в детском саду», «Творческий центр», Москва, 2011
- Е.А. Алябьева «Сказки о предметах и их свойствах», «ТЦ Сфера», 2014
Материально – техническое:
- Аудиозаписи.
- Театральные куклы
- Уголок ряжения
- Художественная литература
- Книжки – раскраски, картинки и иллюстрации с изображениями героев сказок
Этапы проекта:
- Этап - Подготовительный (разработка проекта).
- определение проблемы;
- постановка цели, задач;
- обсуждение проекта на родительском собрании с родителями.
- обсуждение проекта с музыкальным руководителем.
- сбор информации, литературы, дополнительного материала.
- составление перспективного плана работы.
Перспективный план.
Игровая деятельность | Дидактические игры: «Расскажи сказку по картинке», «Из какой я сказки?», «Помнишь ли ты эти стихи», «В гостях у домовенка Кузи», «У русской избы». Кубики и пазлы по разным сказкам. |
Познавательное развитие | Рассматривание иллюстраций с изображением героев сказок. Чтение и рассказывание познавательных сказок о свойствах бумаги, стекла, о видах жилищ, одежды, народных промыслов. |
Речевое развитие | 1) Занятие по сказкам «Лиса, заяц и петух», «Репка». 2) Занятие по сказке «Заяц - хваста». 3) Беседы с детьми о прочитанном. 4) Игровая обучающая ситуация «Сошьем Дуне сарафан» 5) Занятия по сказкам о свойствах бумаги, стекла, о видах жилищ, одежды, народных промыслов |
Ознакомление с художественной литературой | Чтение и обсуждение сказок. Чтение и рассказывание познавательных сказок о свойствах бумаги, стекла, о видах жилищ, одежды, народных промыслов Пересказ разных сказок. |
Театральная деятельность | Занятие «Петя хвастался, смеялся, чуть лисе он не достался». Спектакль «Как котенок маму искал». |
Рисование | Занятие «Мой любимый сказочный герой». Занятие «Снегурочка» и другие |
Аппликация Лепка | Занятие «Снегурочка». Занятие «Сказочный домик». Занятие «Репка», «Филимоновская игрушка» и другие |
Работа с родителями | 1) Консультация «Приемы обучения детей рассказыванию»; 2) Консультация «Знакомство со сказками». 3) Совместное составление родителей с детьми сказок 4) Просмотр и прослушивание сказок дома 5) Ежегодное пополнение музея «Русская изба» предметами народного быта и промыслов. Помощь в изготовлении костюмов для спектаклей, утренников, игр и их организация. |
Пути реализации проекта:
- Пополнение содержания книжного уголка сказками разных жанров.
- Ежегодное пополнение музея «Русская изба» предметами народного быта и промыслов
- Оформление уголка «В гостях у сказки»
- Организация выставки рисунков по мотивам сказок.
- Изготовление декораций к сказкам, костюмов сказочных героев, атрибутов.
Содержание работы с детьми:
- Чтение разных сказок
- Рисование детьми героев сказок
- Разучивание присказок, поговорок, пословиц о сказках, сказочных героях
- Пересказ прочитанных сказок, их инсценирование
- Самостоятельное составление сказок
- Рассказывание сказок собственного сочинения
- Иллюстрирование прочитанных сказок, сказок собственного сочинения
- Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам
- Загадки о сказках, героях сказок
- Выполнение самостоятельных и совместно с родителями творческих работ
- Театрализация сказки: «Как котик искал маму»
- Чтение и рассказывание познавательных сказок о свойствах бумаги, стекла, о видах жилищ, одежды, народных промыслов
Содержание работы с родителями:
- Беседа с родителями «Знакомство с проектом»
- Домашние задания для родителей и детей (рисование иллюстраций к сказкам и другие)
- Чтение сказок с детьми
- Придумывание сказок с детьми
- Помощь в пополнении книжного уголка сказками
- Ежегодное полонение музея «Русская изба» предметами народного быта и промыслов
- Этап – Исследовательский.
- работа по плану с детьми, родителями, педагогами
- выполнение проекта
- Этап – Заключительный.
- театрализация сказки «Как котик искал маму»
- подведение итогов, анализ ожидаемого результата
- обобщение результатов работы, формулировка выводов
- составление рекомендаций.
Итоги, выводы.
В результате проектной деятельности была подтверждена гипотеза и сформулированы следующие выводы:
Через восприятие сказок мы:
- воспитываем детей
- развиваем выразительную, образную речь
- развиваем логическое мышление
- развиваем творческую активность
- развиваем нравственные качества личности
Взрослые очень ответственно отнеслись к изготовлению костюмов для театральной постановки сказки «Как котик искал маму», пополнился музей «Русская изба» предметами старины. Приобрели оборудование для занятий и свободной деятельности (краски, цветные карандаши, альбомы, цветную бумагу, кисточки, пластилин), книжки-раскраски, детскую художественную литературу.
Музыкальный руководитель способствует развитию концертной деятельности с использованием подиума, осуществляет музыкальное оформление к театральным постановкам. Участники проекта проявляют артистизм и оригинальность при показе спектакля, игр.
Основным результатом всей совместной работы воспитателя, детей и родителей является презентация, которая будет представлена детьми (Соколовой Юлией, Сошневой Елизаветой, Сидоровым Денисом – См. приложение № 1) на научно-практической конференции в гимназии на тему: «Волшебный мир сказки»
Мы выполнили намеченный план проекта, изучили все материалы, разработали рекомендации.
- Этап – Защита проекта на научно-практической конференции в гимназии на тему: «Волшебный мир сказки»
Приложение № 1
Выступление детей группы № 4 «Радуга»
на научно-практической конференции
на тему: «Волшебный мир сказки»
Я люблю сказки, веселые и грустные. Из них я узнаю о мире, добре, зле и справедливости.
Сказка – это придуманные истории. Обычно в этих историях феи, ведьмы, говорящие животные. У меня есть любимые сказки: «Теремок», «Колобок», «Гуси-Лебеди», а больше всего мне нравиться А.С.Пушкин «У лукоморья дуб зеленый».
Сошнева Елизавета
В давние времена сказочные истории рассказывали друг другу. Этих людей называли сказочниками, сказателями. Они ходили по миру. Так появились сказки, песни, потешки, загадки. По сказкам мы рисовали, лепили, играли
Соколова Юлия
Я люблю играть в подвижные и музыкальные игры. Мы в играх обучаемся играть по правилам, помогать друг другу. Правильно оценивать свои поступки.
Сидоров Денис
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Краткосрочный творческий проект "Здравствуй сказка"
Проект " Здравствуй сказка"- развивает устойчивый интерес к сказке как к произведению искусства; - воспитывает интеллектуально развитую личность, владеющей нормами культуры речевого общения. -...
Творческий проект - весенняя сказка "Снегурочка"
Творческий проект театрализованного представления сказки "Снегурочка" задумывался , как результат воздействия интегрированного подхода к развитию творческих способностей в процессе слушания, исполните...
Творческий проект "Любим сказки"
ОТКРЫТЫЙ ПОКАЗ совместной деятельности детей, воспитателя и родителей на методическом объединении воспитателей тема: «Инсценировка сказки «Колобок» Подготовили и провели:...
Программа дополнительного образования творческого развития дошкольников "Сказка"
Пояснительная записка Основные направления программы «Сказка»:Культура;Нравственность;Творчество;Эмоционально-волевая сфера;Двигательная акт...
Творческие работы "Волшебные сказки".
Творческие работы"Волшебные сказки"....
Краткосрочный творческий проект «Здравствуй, сказка»
Необходимость приобщения детей к чтению бесспорна. Книга совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познавать окружающий мир. Для повышения интереса к книге, любви к чтению мной был разработа...
Творческий проект «Зимняя сказка»; Краткосрочный Продолжительность проекта: 3 недели; Вид проекта: художественно-творческий.
Актуальность: Новый год самый удивительный, сказочный, волшебный праздник, дети ждут его каждый год с большим нетерпением. Можно помочь детям создать своими руками волшебство и сказку с помощью рук, ф...