Творческий проект "Волшебный мир сказки"
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)

Сафронова Надежда Федоровна

Знакомство с фольклором, развитие речи, изобразительная деятельность, окружающий мир

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Научно-практическая конференция92.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

СЕВЕРО-ЗАПАДНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ ГИМНАЗИЯ № 1551

(корпус № 9)

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«ВОЛШЕБНЫЙ МИР СКАЗКИ»

Подготовила:

Воспитатель группы № 4 «Радуга»

Сафронова Н.Ф.

Москва, 2016

Краткая аннотация проекта

Вид проекта: групповой, познавательно-творческий.

Тип проекта: педагогический.

Продолжительность проекта: учебный год.

Участники проекта: дети, родители, воспитатель.

Образовательная область: знакомство с фольклором, развитие речи, изобразительная деятельность, окружающим миром.

Актуальность:         Народное творчество, включающее в себя огромное количество жанров - это неоценимое богатство нашего народа, громаднейший пласт культуры, показатель способностей и таланта народа.

 Рано или поздно народное творчество становится другом каждому читающему человеку и задача взрослых познакомить с ним ребенка как можно раньше и сделать жизнь частью внутреннего мира растущего человека.

Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души. Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. К.И.Чуковский писал, что цель сказочника, и в первую очередь народного – «воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою».

Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к предмету. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть; гнев и сострадание, измена и коварство. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а высота проявлений, нравственный смысл остаются подлинными, «взрослыми». Поэтому те уроки, которые дает сказка, — это уроки на всю жизнь и для больших, и для маленьких.

Язык сказок отличается большой живописностью: в нем много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, песенок, ритмичных повторов, которые помогают ребенку запомнить сказку.

В настоящее время сказка, как и другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. Этому способствовали современные книги и мультфильмы с упрощенным диснеевским стилем пересказа известных сказок, часто искажающие первоначальный смысл произведения, превращающие сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное. Такая трактовка навязывает детям определенные образы, которые лишают их глубокого и творческого восприятия сказки.

Возраст – 5-6 лет.

Цели проекта:

  • нравственно-эстетическое развитие детей через знакомство с творчеством русского народа, фольклора, приобщение детей к богатствам русской художественной литературы
  • развитие патриотических чувств у детей
  • развитие творческих способностей, фантазии детей
  • содействие гармонизации отношений между взрослыми и детьми, между самими взрослыми
  • обеспечить социальную адаптации дошкольников путем введения их культурную традицию народной и авторской сказки, используя малые жанры фольклора (пословицы, поговорки)
  • организовать в семье совместную творческую деятельность, направленную на удовлетворение потребности ребенка во внимании и признании

Задачи:

Дети:

  • познакомить с творчеством русского народа
  • воспитывать культуру речи, учить детей рассуждать, развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний
  • обогащать и расширять словарный запас детей
  • воспитывать чувства дружбы и коллективизма
  • побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями; к речевому общению между собой

Родители:

  • создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей приобретенного в детском саду
  • развитие совместного творчества родителей и детей
  • развивать у родителей способность видеть в ребенке личность, уважать его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу
  • заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней

Гипотеза: Мы предположили, что приобщение детей к сказке, совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познавать окружающий мир, развивает  устойчивый интерес к сказке.  Образные, яркие выражения, сравнения, «сказочные» языковые средства способствуют развитию выразительности речи.

Методы:

  • беседы
  • чтение
  • вопросы
  • рассматривание иллюстраций
  • игры-драматизации

Участники проекта:

  • дети старшей группы
  • воспитатель
  • родители
  • музыкальный руководитель

Обеспечение

Методическое:

  1. Евдокимова Е.С. «Технология проектирования в ДОУ»– М. «Сфера»,2006г.
  2. Русские народные сказки.
  3. Сказки народов мира.
  4. Запорожец А. Б. и др. «Эмоциональное развитие дошкольника; пособие для воспитателей детского сада». -М. 1985 г.
  5. Михайлова А. Я. «Современный ребёнок и сказка: проблемы диалога» - М., 2002 г.
  6. Журнал «Дошкольное воспитание», № 2, 1991, №4, 2007.
  7.  Журнал «Ребёнок в детском саду» № 4, 2007.
  8. Г.А.Антонова, О.М.Ельцова, Н.Н.Николаева «Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа», Санкт –Петрбург, 2012.
  9. И.А.Качанова, Л.А. Лялина «Традиционные игры в детском саду», «Творческий центр», Москва, 2011
  10. Е.А. Алябьева «Сказки о предметах и их свойствах», «ТЦ Сфера», 2014

Материально – техническое:

  1. Аудиозаписи.
  2. Театральные куклы
  3. Уголок ряжения
  4. Художественная литература
  5. Книжки – раскраски, картинки и иллюстрации с изображениями героев сказок

Этапы проекта:

  1. Этап -  Подготовительный (разработка проекта).
  • определение проблемы;
  • постановка цели, задач;
  • обсуждение проекта на родительском собрании с родителями.
  • обсуждение проекта с музыкальным руководителем.
  • сбор информации, литературы, дополнительного материала.
  • составление перспективного плана работы.

Перспективный план.

Игровая деятельность                      

Дидактические игры: «Расскажи сказку по картинке», «Из какой я сказки?», «Помнишь ли ты эти стихи», «В гостях у домовенка Кузи», «У русской избы».  Кубики и пазлы по разным сказкам.

Познавательное развитие

Рассматривание иллюстраций с изображением героев сказок.

Чтение и рассказывание познавательных сказок о свойствах бумаги, стекла, о видах жилищ, одежды, народных промыслов.

Речевое развитие

1) Занятие по сказкам «Лиса, заяц и петух», «Репка».

2) Занятие по сказке «Заяц - хваста».

3) Беседы с детьми о прочитанном.

4) Игровая обучающая ситуация «Сошьем Дуне сарафан»

5) Занятия  по сказкам о свойствах бумаги, стекла, о видах жилищ, одежды, народных промыслов

Ознакомление с художественной литературой

Чтение и обсуждение сказок.

Чтение и рассказывание познавательных сказок о свойствах бумаги, стекла, о видах жилищ, одежды, народных промыслов

Пересказ разных сказок.

Театральная деятельность

Занятие «Петя хвастался, смеялся, чуть лисе он не достался». Спектакль «Как котенок маму искал».

Рисование

Занятие «Мой любимый сказочный герой».  

Занятие «Снегурочка» и другие

Аппликация

Лепка

Занятие «Снегурочка».

Занятие «Сказочный домик».

Занятие «Репка», «Филимоновская игрушка» и другие

Работа с родителями

1) Консультация «Приемы обучения детей рассказыванию»;

2) Консультация «Знакомство со сказками».

3) Совместное составление родителей с детьми сказок

4) Просмотр и прослушивание  сказок дома  

5) Ежегодное пополнение музея «Русская изба» предметами народного быта и промыслов.  

Помощь в изготовлении костюмов для спектаклей, утренников, игр и их организация.                  

Пути реализации проекта:

  1. Пополнение содержания книжного уголка сказками разных жанров.
  2. Ежегодное пополнение музея «Русская изба» предметами народного быта и промыслов
  3. Оформление уголка «В гостях у сказки»
  4. Организация выставки рисунков по мотивам сказок.
  5. Изготовление декораций к сказкам, костюмов сказочных героев, атрибутов.

Содержание работы с детьми:

  1. Чтение разных сказок
  2. Рисование детьми героев сказок  
  3. Разучивание присказок, поговорок, пословиц о сказках, сказочных героях
  4. Пересказ прочитанных сказок, их инсценирование
  5. Самостоятельное составление сказок
  6. Рассказывание сказок собственного сочинения
  7. Иллюстрирование прочитанных сказок, сказок собственного сочинения
  8. Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам
  9. Загадки о сказках, героях сказок
  10. Выполнение самостоятельных и совместно с родителями творческих работ
  11. Театрализация сказки: «Как котик искал маму»
  12. Чтение и рассказывание познавательных сказок о свойствах бумаги, стекла, о видах жилищ, одежды, народных промыслов

     Содержание работы с родителями:

  1. Беседа с родителями «Знакомство с проектом»
  2. Домашние задания для родителей и детей (рисование иллюстраций к сказкам и другие)
  3. Чтение сказок с детьми
  4. Придумывание сказок с детьми
  5. Помощь в пополнении книжного уголка сказками
  6. Ежегодное полонение музея «Русская изба» предметами народного быта и промыслов

  1.  Этап – Исследовательский.
  • работа по плану с детьми, родителями, педагогами
  • выполнение проекта

  1. Этап – Заключительный.
  • театрализация сказки «Как котик искал маму»
  • подведение итогов, анализ ожидаемого результата
  • обобщение результатов работы, формулировка выводов
  • составление рекомендаций.

                      Итоги, выводы.

В результате проектной деятельности была подтверждена гипотеза и сформулированы следующие выводы:

Через восприятие  сказок мы:

  • воспитываем детей
  • развиваем выразительную, образную речь
  • развиваем логическое мышление
  • развиваем творческую активность
  • развиваем нравственные качества личности

Взрослые очень ответственно отнеслись к изготовлению костюмов для театральной постановки сказки «Как котик искал маму», пополнился музей «Русская изба» предметами старины. Приобрели оборудование для занятий и свободной деятельности (краски, цветные карандаши, альбомы, цветную бумагу, кисточки, пластилин), книжки-раскраски, детскую художественную литературу.

Музыкальный руководитель способствует развитию концертной деятельности с использованием подиума, осуществляет музыкальное оформление к театральным постановкам. Участники проекта проявляют артистизм и оригинальность при показе спектакля, игр.

Основным результатом всей совместной работы воспитателя, детей и родителей является презентация, которая будет представлена детьми (Соколовой Юлией, Сошневой Елизаветой, Сидоровым Денисом – См. приложение № 1) на  научно-практической конференции в гимназии на тему: «Волшебный мир сказки»

Мы выполнили намеченный план проекта, изучили все материалы, разработали рекомендации.

  1. Этап – Защита проекта на научно-практической конференции в гимназии на тему: «Волшебный мир сказки» 

Приложение № 1

 

Выступление детей группы № 4 «Радуга»

на научно-практической конференции

на тему: «Волшебный мир сказки»

Я люблю сказки, веселые и грустные.  Из них я узнаю о мире, добре, зле и справедливости.

Сказка – это придуманные истории. Обычно в этих историях феи, ведьмы, говорящие животные. У меня есть любимые сказки: «Теремок», «Колобок», «Гуси-Лебеди», а больше всего мне нравиться А.С.Пушкин «У лукоморья дуб зеленый».  


Сошнева Елизавета  

В давние времена сказочные истории рассказывали друг другу. Этих людей называли сказочниками, сказателями. Они ходили по миру. Так появились сказки, песни, потешки, загадки. По сказкам мы рисовали, лепили, играли


Соколова Юлия

Я люблю играть в подвижные и музыкальные игры. Мы в играх обучаемся играть по правилам, помогать друг другу. Правильно оценивать свои поступки.


Сидоров Денис


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткосрочный творческий проект "Здравствуй сказка"

Проект " Здравствуй сказка"- развивает устойчивый интерес к сказке как к произведению искусства; -  воспитывает интеллектуально развитую личность, владеющей нормами культуры речевого общения. -...

Творческий проект - весенняя сказка "Снегурочка"

Творческий проект театрализованного представления сказки "Снегурочка" задумывался , как результат воздействия интегрированного подхода к развитию творческих способностей в процессе слушания, исполните...

Творческий проект "Любим сказки"

ОТКРЫТЫЙ ПОКАЗ   совместной деятельности детей, воспитателя и родителей на методическом объединении воспитателей   тема: «Инсценировка сказки «Колобок»   Подготовили и провели:...

Программа дополнительного образования творческого развития дошкольников "Сказка"

Пояснительная записка          Основные направления программы «Сказка»:Культура;Нравственность;Творчество;Эмоционально-волевая сфера;Двигательная акт...

Творческие работы "Волшебные сказки".

Творческие работы"Волшебные сказки"....

Краткосрочный творческий проект «Здравствуй, сказка»

Необходимость приобщения детей к чтению бесспорна. Книга совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познавать окружающий мир. Для повышения интереса к книге, любви к чтению мной был разработа...

Творческий проект «Зимняя сказка»; Краткосрочный Продолжительность проекта: 3 недели; Вид проекта: художественно-творческий.

Актуальность: Новый год самый удивительный, сказочный, волшебный праздник, дети ждут его каждый год с большим нетерпением. Можно помочь детям создать своими руками волшебство и сказку с помощью рук, ф...