Методическая разработка - Конспект НОД по ЗКР в старшей группе «Дифференциация звуков «З - Ж».
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)
Конспект помогает познакомить с правильной артикуляцией звуков «З» и «Ж»; совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различение звуков «З – Ж»; совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза; учит сравнивать, различать и правильно произносить звуки изолированно, в слогах и словах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zkr.docx | 25 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 32 Колпинского района Санкт-Петербурга
Конспект
образовательной деятельности по речевому развитию
в старшей группе
«Дифференциация звуков «З - Ж».
Подготовила:
воспитатель
Соловьева Е. Н.
2019 год
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».
Цель: Учить детей различать согласные звуки «З» и «Ж» изолированно, в слогах и словах.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить с правильной артикуляцией звуков «З» и «Ж»;
- совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различение звуков «З – Ж»;
- совершенствование навыков звукового анализа и синтеза;
- сравнение, различение и правильное произношение звуков.
Развивающие:
- развивать фонематический слух, логическое мышление, внимание и память детей;
- формирование навыков словоизменения;
- развитие словесно – логического мышления.
Воспитательные:
- воспитывать внимательное отношение детей к словам педагога;
- формировать личностные качества, умение работать в коллективе;
- формировать навыки самоконтроля.
Методы и приёмы: словесный, игровой, наглядный.
Материалы и оборудование:
- мультимедийное оборудование с выводом на экран иллюстраций к сказке «Муха-Цокотуха»;
- слайды к дидактической игре «Четвёртый лишний»;
- маска-шапочка совы для подвижной игры «Комары и жуки».
Используемые технологии: личностно-ориентированная, игровая, ИКТ.
Ход:
На экран выводятся иллюстрации праздника по сказке «Муха-Цокотуха».
В.: - Ребята, посмотрите на какое необычное веселье мы с вами попали. Узнаёте чьё это день рождение?
Д.: - Мухи-Цокотухи.
В.: - Правильно. И у неё в гостях много разных насекомых. Слышите, один про себя рассказывает:
Я на веточке сижу,
Букву «Ж» всё твержу,
Знаю твёрдо букву эту,
Я жужжу весной и летом.
Кто же это?
Д.: - Жук!
В.: - Правильно – жук. С какого звука начинается слово ЖУК? Какую песенку он поёт?
Д.: - Ж-Ж-Ж-Ж-Ж-Ж
Артикуляция звука «Ж»:
В.: - Ребята, давайте вы расскажите, что делают ваши губы, зубы, язык, когда произносят звук «Ж»? Как проходит воздушная струя при произнесении этого звука?
Д.: - Воздух не проходит свободно, встречает преграду – зубы, язык. Губы выдвинуты вперёд и округлены
(возможные варианты ответов детей).
В.: - Правильно вы говорите, ребята: кончик языка поднят к передней части нёба, но не касается его. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка приподнята. Форма языка напоминает чашечку. Звук «Ж» звонкий потому, что в горлышке как будто работает моторчик, когда мы его произносим. И этот звук согласный, звонкий и всегда твёрдый.
В.: - Давайте мы с вами проговорим упражнение:
ЖА-ЖО-ЖУ-ЖИ, ЖДА-ЖДО-ЖДУ- ЖДИ и т.д.
В.: - А хотите сами побыть жучками?
Игровое упражнение:
(Дети изображают жуков, сидят в своих домиках (на стульях) и говорят):
«Я жук, я жук,
Я тут живу,
Жужжу, жужжу»
(По сигналу воспитателя: «жуки» полетели на поляну. Там они летают, греются на солнышке и жужжат «ж-ж-ж…». По сигналу: «дождь», «жуки летят в домики - на стульчики).
В.: - Ребята, а я услышала ещё какой-то звук, похожий на писк. Какое же насекомое на этом празднике так пищит, угадайте?
Летит, пищит.
Ножки длинные тащит
Случай не упустит,
Сядет и укусит.
Д.: - Комар!
В.: - Правильно, комарик! Давайте пропоём его песенку.
Д.: - З-З-З-З-З-З
Артикуляция звука «З»:
В.: - Ребята, расскажите, а что сейчас происходит с вашими зубками и губками.
Д.: - Зубы сближены. Губы немного растянуты.
В.: - Вы правы, кончик языка упирается в нижние зубы, спинка выгнута. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос). Звук «3» - согласный, звонкий, твёрдый.
В.: - Сейчас я буду называть то звук «З», то звук «Ж», а вы должны выполнять следующие движения:
- на звук «З» лёгкое отмахивающее движение (прогоняем комара);
- на звук «Ж» нужно слегка подвигать кистями рук вверх – вниз (летит жук).
Воспитатель протяжно произносит звуки, дети выполняют задание.
В.: - Теперь следующее задание: я буду произносить слова, а вы внимательно слушайте и называйте, какой звук «З» или «Ж» слышится в слове. (Отвечая, ребёнок должен указать, какой звук он слышит и где звук находится – в начале или середине слова.)
ЖИРАФ, ЗВЕРЁК, ЗИМА, ЖАДИНА, ПИРОЖОК, ГРОЗА, ЗОНТ, ЛЫЖНИК, ЗВЕЗДА, ЖЁЛТЫЙ, ЗЕМЛЯ, ЧУЖОЙ и т.д.
В.: - Следующая игра, в которую мы поиграем, называется «Повтори за мной не ошибись». Я буду произносить чистоговорки, а вы повторять за мной:
Чистоговорки:
ЗА – ЗА – ЗА – приближается гроза
ЖА – ЖА – ЖА – есть иголки у ежа
ЖА – ЖА – ЗА – вот идёт коза
ЗА – ЗА – ЖА – мы видели ежа
ЖУ – ЗУ – ЗУ – мы ведём козу
ЗУ – ЖУ – ЖУ – на лужок хожу
ЗЫ – ЗЫ – ЗЫ –новые тазы
ЖИ – ЖИ – ЖИ – у меня ножи
Дети произносят чистоговорки тихо, громко, шепотом, руководствуясь указанием воспитателя.
В.: - И ещё в одну игру я хочу с вами поиграть. Она называется «Подскажи словечко». Я буду начинать строчку, а вы её заканчивать:
- Лежебока рыжий кот, отлежал себе…(живот).
- Вяжет мама длинный шарф, потому что сын…(жираф).
- Двор в снегу, белы дома, ночью к нам пришла…(зима).
- И бежит Айболит к бегемотикам и хлопает их по…(животикам).
- Солнце светит очень ярко, бегемоту стало…(жарко).
- А рядом бегемотики схватились за…(животики).
- Мчится без оглядки, лишь сверкают пятки. Мчится, что есть духу, хвост короче уха. Живо угадай-ка, кто же это?...(зайка).
В.: - В следующей игре «Измени слово», я буду называть слова, а вы будете так их изменять, чтобы появлялся звук «Ж»:
Сапог – сапожок; луг - …; утюг - …;шаг - …; флаг - …;снег - …; долг - …
В.: - А хотите поиграть в «Комариков и жуков». Чтобы поиграть в игру нам необходимо разделиться на две команды. Кто хочет быть в команде «Жуков» придумывает слова, начинающиеся со звука «Ж». А кто хочет быть в команде «Комариков» придумывает слова, начинающиеся со звука «З». Один же из вас изобразит Сову.
Проводится подвижная игра «Комары и жуки»:
Воспитатель говорит: «Комары летят, комары гудят».
Дети – комары вылетают и гудят: «з–з-з».
Воспитатель говорит: «Жуки летят, жуки жужжат».
Дети – жуки вылетают и жужжат: «ж-ж-ж».
Сова говорит: «Я - Сова, большая голова, на суку сижу, во все стороны гляжу, жуков, комаров ловлю! Лечу!»
На слово «лечу» ребёнок – сова делает взмах руками, как крыльями, и ловит детей. Пойманный становится «совой».
Воспитатель предлагает детям сесть на стульчики перед экраном.
В.: - Сейчас для вас, ребята ещё одна игра «Четвёртый лишний». Вы будете называть, что-же на экране окажется лишним (на слайдах, на исчезание):
- Журавль, ёжик, джинсы, берёза.
- Пиджак, зонт, зубы, ваза.
- Жаба, жук, жираф, корзина.
В.: - Мне очень понравилось, как вы сегодня работали и в заключении я вам в подарок хочу прочитать весёлое стихотворение поэтессы Ренаты Мухи:
«Бывают в мире чудеса»
Ужжа ужжалила оса,
Ужжалила его в жживот,
Ужжу ужжасно больно,
Вот!
А доктор Ёжж сказал Ужжу:
«Я ничего не нахожжу;
Но всё жже, думается мне,
Лежжать вам лучше на спине,
Пока жживот не зажживёт,
Вот!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка Конспект комплексного занятия для детей старшей группы «История возникновения Москвы»
Конспект комплексного занятия об истории возникновении Москвы в старшей группе детского сада....
Методическая разработка Конспект комплексного занятия для детей старшей группы «Рождение Невы»
Конспект комплексного занятия об истории появления реки Невы, как места основания города Санкт-Петербург...
Методическая разработка - конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе по теме "Осень"
Помогает закрепить знания детей о характерных признаках осени и осенних явлениях, формировать представления о перелётных и зимующих птицах с помощью озвученной анимированной презентации....
Конспект по развитию речи в старшей группе "Дифференциация звуков з и ж"
Учить различать на слух звуки з и жнаходить слова с задавнными звуками и выделять их из фраз....
Методическая разработка "Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе по лексической теме «Дикие животные». Звук [з]. "
Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе по лексической теме «Дикие животные». Звук [з]. Коррекционно-образовательные задачи: -закреплять представления у детей ...
Конспект занятия по ЗКР в старшей группе "Дифференциация звуков С-З".
Конспект занятия по ЗКР в старшей группе "Дифференциация звуков С-З".....
Конспект по развитию речи в старшей группе «Дифференциация звуков [Ц] и [Ч]»
Цель: учить детей дифференцировать звуки ц и ч.Задачи:• Определять местоположение звука в слове (начало, середина, конец).• Закрепить умение составлять предложение.• Упра...