Составление рассказа по картине "Три богатыря"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Проблема нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста, является одной из первостепенных для современного общества.
Наши дети уже не мечтают стать доблестными войнами и не считают защиту своей Родины - священным долгом. Разработка этого конспекта даёт возможность воспитать чувство гордости за свой народ, что на нашей земле жили такие богатыри, как Илья Муромец, Добрыня Никитич и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sostavl_rasskaza.docx | 21.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Звёздочка»
Конспект
«Составление рассказа по картине
В.М. Васнецова «Богатыри»
Воспитатель: Смирнова А.А.
1 квалификационная категория
2020 г.
Образовательные задачи: Составление рассказа по картине. Развивать умение составлять план рассказа. Обогащать речь детей существительными и прилагательными.
Развивающие задачи: Продолжать развивать связную речь, мышление. Совершенствовать фонематический слух. Развитие общей моторики (координация речи с движениями)
Воспитательные задачи: Воспитание патриотических чувств, уважения к защитникам отечества.
Средства: Репродукция картины художника В. Васнецова «Богатыри»; ноутбук, магнитофон
Способы: сюрпризный момент, художественное слово, беседа, рассматривание картины, составление плана рассказа, рассказывание по картине, анализ рассказов детьми, словесная игра
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций на тему. Просмотр мультфильмов. Чтение книги «Богатырские русские сказки». Рассматривание иллюстраций сказок. Разучивание стихотворений о богатырях.
Обогащение словарного запаса: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Русь, богатыри, былины, доспехи, кольчуга, щит, шлем, копье, меч, лук со стрелами, палица.
Ход образовательной деятельности.
I. Организационный момент. /Мотивация детей на получение новых знаний.
Дети стоят возле воспитателя
Воспитатель: Ребята, сегодня мне на электронную почту пришло необычное письмо, его прислали дети из детского сада «Ласточка». В этом письме есть картинки, хотите посмотреть?
Дети: Да, хотим.
Воспитатель: тогда присаживайтесь на стульчики. (слайд с картой России). Ребята, как вы думаете, что изображено на этой картинке?
Дети: это карта нашей страны
Воспитатель: Вы правы. Ребята, мы с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия. Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия – единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина. Родина – значит родная. Как мама и папа. Посмотрите, пожалуйста, на карту нашей страны, какая она – наша Родина?
Дети: Большая, огромная, красивая, богатая.
Воспитатель: Не всегда наша Родина была такой. Много лет назад наше государство было меньше и называлось оно Русь. (2 слайд – карта Древней Руси)
Широко ты, Русь, по лицу земли!
В красе царственной развернулася!
У тебя ли нет богатырских сил
Старины святой, громких подвигов?
Уж и есть за что, Русь могучая,
Полюбить тебя, назвать матерью,
За тебя в нужде сложить голову!
Воспитатель: Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?
Дети: Это стихотворение вызывает чувство гордости, восхищения, чувство любви к Родине, захотелось стать на защиту Своей Родины,.
Воспитатель: А кто же защищал Русь в те далекие времена?
Дети: Нашу Родину в давние времена защищали Богатыри.
Воспитатель: Правильно. Хотите сегодня поговорить о богатырях?
Воспитатель: Ребята, а кто из вас хочет рассказать стихотворение про богатырей?
1ребенок: Силен, как вольный ветер,
Могуч, как ураган.
Он защищает землю
От злобных басурман!
2 ребенок: Он силой доброю богат,
Он защищает стольный град.
Спасает бедных и детей
И стариков и матерей!
II. Основная часть.
1. Игровое упражнение «Кто больше слов скажет?» / Учить подбирать слова близкие по значению. Учить узнавать значение новых слов. /
Воспитатель: Ребята, что же еще есть в письме? Помотрим?
Дети: да, мы хотим посмотреть.
Воспитатель: (3 слайд – богатырь) Кто же это?
Дети: это богатырь.
Воспитатель: а кто такие богатыри?
Дети: Богатыри – это воины, борцы, защитники.
Воспитатель: А какие они были?
Дети. Богатыри очень сильные, смелые, отважные, храбрые, умные, ловкие.
Воспитатель: А что они делали?
Дети: Богатыри защищали, охраняли Русь
Воспитатель: А откуда вы знаете о богатырях?
Дети. Мы знаем о богатырях из былин, русских народных сказок, поэм.
Воспитатель: А что такое былина? От какого слова оно происходит?
Дети: былина происходит от слова «Было»
Воспитатель: Правильно. Былина – это то, что когда - то было. В былинах рассказывается о подвигах богатырей, которые жили – были в давние времена. Они были храбрыми, сильными.
2. Физкультминутка «Богатыри» /Развитие общей моторики. Координация речи с движениями/
Воспитатель: Ребята, вы хотите быть такими же сильными как богатыри?
За высокими горами, (поднимают руки вверх)
За широкими долами, (разводят руки в стороны)
На границе у реки (плавные движения руками перед собой)
Дозором шли богатыри. («идут» друг за другом по кругу)
Очень сильные, (останавливаются, поворачиваются в круг лицом, сжимают кулаки)
Очень зоркие. (приставляют руку к глазам, смотрят по сторонам)
Землю русскую любили, (разводят руки в стороны, «обнимают» себя)
Свой народ освободили. (руки вверх, кричат: «Ура!»)
3. Рассматривание картины.
Воспитатель: Ребята, нам прислали дети не только маленькие картинки, но и самую настоящую, большую картину. Хотите взглянуть на нее?
Воспитатель демонстрирует репродукцию картины В. М. Васнецова «Богатыри»
Воспитатель: Перед вами картина, которую написал замечательный русский художник Виктор Михайлович Васнецов. Он никогда не видел богатырей, но слушал, что поёт и рассказывает про них народ. Теперь для нас богатыри именно такие, как на картине В. М. Васнецова. Давайте посмотрим внимательно на картину.
Дети самостоятельно рассматривают картину, обмениваются впечатлениями. Звучит музыка
Воспитатель: Кто из вас знает, как их зовут?
Если дети затрудняются ответить, воспитатель им помогает.
Дети: Богатырей зовут Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович
Воспитатель: Все вы, ребята, верно сказали. Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович – самые любимые и известные русские богатыри. Стоят они у заставы (границы) богатырской, мимо которой ни зверь не проскользнет, ни птица не пролетит.
4. Составление небольшого рассказа по картине. /Развитие связной речи/
Воспитатель: Ребята, что бы вы самостоятельно могли рассказать о богатырях давайте попробуем составить план рассказа, Как вы думаете, с чего нужно начать рассказ?
Дети: Нужно назвать имя богатыря и рассказать о нем.
Воспитатель: Правильно, это первый пункт плана. О чем же мы будем говорить дальше?
Дети: Мы должны сказать во что одеты богатыри и какое у них есть оружие.
Воспитатель: Молодцы, вы верно ответили, это будет второй пункт плана. А как мы завершим свой рассказ?
Дети: В последнюю очередь мы расскажем о богатырском коне.
Воспитатель: Все верно. Кто хочет повторить все пункты плана?
Ребенок: 1 пункт плана – мы называем богатыря и характеризуем его, 2 пункт – мы говорим о его доспехах и оружии, а 3 пункт – мы рассказываем о коне.
Воспитатель: Ребята, кто желает рассказать о Илье Муромце?
Ребенок: в центре картины находится богатырь Илья Муромец. Он самый старший из богатырей. Илья сильный и могучий богатырь. На Илье Муромце надета кольчуга, его голову защищает шлем, у него есть рукавицы и сапоги. В одной руке богатырь держит острое копье, а на другой руке висит палица. У Ильи за спиной есть щит. Илья Муромец сидит верхом на черном коне. Конь очень большой и грозный.
Воспитатель: Молодец. Давайте теперь расскажем о втором богатыре, Добрыне Никитиче.
Ребенок: Справа от Ильи Муромца находится богатырь Добрыня Никитич. Это славный воин, храбрый и сильный. У Добрыни на голове шлем, тело защищает кольчуга, есть щит. Добрыня Никитич достает меч из ножен, он готовится к бою. Конь у богатыря белого цвета. У него на ветру развивается грива.
Воспитатель: Хорошо. А кто нам расскажет о третьем богатыре?
Ребенок: Богатырь слева, это Алеша Попович, он самый молодой. Алеша музыкант, у него есть гусли. Он смелый и красивый. У богатыря есть шлем и кольчуга. Алеша держит в руке лук со стрелой, также мы видим колчан со стрелами. Конь у Алеши рыжего цвета, он низко наклонил голову.
Воспитатель: Молодец. Может быть кто то из вас хочет рассказать о всех богатырях сразу?
Ребенок: на картине мы видим трех богатырей. Из зовут Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алеша Попович. Все богатыри сильные и могучие. У каждого из них есть кольчуга, шлем и щит, а оружие у них разное: у Добрыни – меч, у Ильи – палица и копье, а у Алеши – лук. У каждого богатыря есть конь. У Добыни конь белый, у Ильи черный, у Алеши рыжего цвета.
Воспитатель: очень хорошо. Ребята, а сейчас я хотела бы выслушать ваше мнение о рассказах. Чей рассказ вам понравился больше всего, что запомнилось из рассказов детей?
5. Игровое упражнение «Найди звук» /Развитие мышления, фонематического слуха. Обогащение словаря по теме. /
Воспитатель: Ребята, совсем недавно мы с вами знакомились с одним звуком. Кто помнит о каком звуке мы говорили?
Дети: мы знакомились со звуками «л» и «к»
Воспитатель: Верно, а вы хотите найти на картине «Богатыри» слова со звуком «л»?
Дети: Да, это лук, стрела, шлем, елка, гусли
Воспитатель: Молодцы, ребята. А сейчас попробуем найти слова со звуком «к»
Дети: кольчуга, конь, лук т. д.
Воспитатель: Очень хорошо, вы справились с заданием.
III. Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, вы сегодня так хорошо рассказали о трех богатырях на картине В. Васнецова. А каких богатырей вы еще знаете?
Дети: Мы знаем Никиту Кожемяку, Микулу Селяновича, Святогора, Бурю Богатыря.
Воспитатель: Как вы считаете, есть ли богатыри в наше время на земле русской?
Дети: да, это пожарные, пограничники, врачи и т. д.
Воспитатель: Хотите посмотреть на них? (презентация)
Воспитатель: Днем и ночью эти люди стоят на страже нашей Родины, отдают свои жизни для спасения других, как в старину богатыри русские.
Матушка Русь всегда рождала и будет рождать сильных сыновей, патриотов Родины нашей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Составление рассказов по картине В.М.Васнецова «Богатыри» (непосредственно образовательная деятельность в подготовительной группе с использованием информационных технологий)
Программные задачи. 1. Учить составлять рассказы по картине, используя схемы, с применением мультимедийной установки.2. Продолжать знакомить с произведениями живописи.3. Совершенствовать умения д...
НОД по теме СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА НА ТЕМУ «БОГАТЫРИ». старшая группа воспитатель Акперова Д.М.
СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА НА ТЕМУ «БОГАТЫРИ».ХАРАКТЕР БОГАТЫРЯ СКАЗКИ «НИКИТА КОЖЕМЯКА». РИСОВАНИЕ НА ТЕМУ «МОЁ ЛЮБИМОЕ ЖИВОТНОЕ»Цели: учить составлять рассказ на заданную тему; продолжать развивать д...
Занятие по ознакомлению с искусством и составлению рассказа по картине В.М.Васнецова «Богатыри»
Занятие по ознакомлению с искусством и составлению рассказа по картине В.М.Васнецова «Богатыри»...
Составление рассказа на тему «Богатыри земли русской»
Ребята, сегодня мы с вами поговорим о защитниках нашего Отечества. С давних времен и до наших дней священным долгом каждого мужчины является защита своей Родины, своего Отечества от нападения вра...
Конспект занятия по нравственно – патриотическому воспитанию. Старшая группа. Составление рассказа по картине В. М. Васнецова «Богатыри»
Почти в каждой из былин упоминается Русь, Русская земля, Родина. Какие красивые и загадочные слова. Русь-короткое слово,которое пришло к нам из древности и осталось с нами навсегда....
Конспект занятия по развитию речи. Составление рассказа по картине В. Васнецова "Богатыри".
Формирование патриотических чувств в процессе обучения детей составлению рассказа по картине В. Васнецова "Богатыри"....