НОД по теме СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА НА ТЕМУ «БОГАТЫРИ». старшая группа воспитатель Акперова Д.М.
план-конспект занятия (старшая группа) по теме
СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА НА ТЕМУ «БОГАТЫРИ».
ХАРАКТЕР БОГАТЫРЯ СКАЗКИ «НИКИТА КОЖЕМЯКА».
РИСОВАНИЕ НА ТЕМУ «МОЁ ЛЮБИМОЕ ЖИВОТНОЕ»
Цели: учить составлять рассказ на заданную тему; продолжать развивать детское изобразительное творчество; выразительно передавать в рисунке образы животных, выбирать для рисования материал по своему желанию, рассказывать о своих рисунках и рисунках товарищей; развивать представление о выразительных возможностях выбранного материала, устную речь; закреплять технические навыки и умения в рисовании.
Материалы и оборудование: произведение М. Мусоргского «Богатырские ворота»; карандаши, мелки, акварель, чтобы дети могли выбрать по своему желанию; листы бумаги разной величины (для работы карандашом – поменьше, для рисования красками, цветными мелками – побольше).
Ход
1. Вводное слово воспитателя.
– Послушайте стихотворение-загадку.
Силён, как вольный ветер, Он силой доброю богат,
Могуч, как ураган. Он защищает стольный град.
Он защищает землю Спасает бедных и детей,
От злобных басурман! И стариков и матерей!
– О ком говорится в этом стихотворении? (О богатыре.)
– Правильно. Мы сегодня поможем богатырю преодолеть все трудности. Давайте вместе с ним сядем на крепкого коня и отправимся в дальнюю дорогу.
– Как вы догадались, что это богатырь?
– Как мы с вами узнали о русских богатырях, которые жили в далёкой старине и прославились своими подвигами и делами? (Из былин, сказаний, песен, стихотворений, книг.)
– Что такое былина?
– Слово «былина» произошло от слов «быль», «было». Кто слагал былины о богатырях? (Сказитель.)
– Как он рассказывал былину?
– Ходил сказитель из селения в селение и рассказывал нараспев (похоже на песню) о героях-богатырях, об их подвигах. Он рассказывал о том, как было. О делах и победах богатырей, о том, как они одолевали злых врагов, защищали свою землю, проявляли храбрость, мужество, смекалку, доброту. Сказитель так и говорил:
Расскажу я вам про дела старые,
Да про старые, про бывалые,
Да про битвы, да про сражения,
Да про подвиги богатырские!
2. Составление рассказа на тему «Богатыри». Характер богатыря сказки «Никита Кожемяка».
– Вот так слагалась былина. В русском народе много столетий из уст в уста, от деда к внуку переходили былины о могучих богатырях. В былинах отражалась жизнь русского народа, которая была очень нелёгкой на Руси. Почти в каждой из былин упоминаются Киев, Русь, Русская земля, Родина, Россия – какие красивые и загадочные слова. Русь. Совсем короткое слово. Оно пришло к нам из седой древности и навеки осталось с нами.
В давние-давние времена большую опасность для русских земель представляли набеги врагов (татар, печенегов). Об этом мы с вами прочитали в книге «Званко – сын Добрилы». Они ходили на Русь, разоряли сёла и деревни, города, забирали в плен женщин и детей, увозили с собой награбленное добро.
– Русский писатель Алексей Толстой так написал про богатырей:
О витязь! Делами твоими
Гордится великий народ.
Твоё громоносное имя
Столетия все перейдёт.
– Тысячу лет назад это было, ребята, а мы гордимся делами и подвигами этих витязей-богатырей: Ильи Муромца, Алёши Поповича, Микулы Селяниновича и других по сей день. Если бы сказители не сказывали былины, мы бы о них не узнали.
Когда богатыри собирались все вместе, как мы видим на картине, они становились такими сильными, что победить их было невозможно. Об этом и в пословицах говорится. Послушайте.
· Не родом богатырь славен, а подвигом.
· Лучше того дела нет, чем родную землю от врагов защищать.
· Моё богатство – сила богатырская, моё дело – Руси служить, от врагов оборонять.
· В русском сердце прямая честь да любовь к Руси-матушке.
– Как одеты богатыри? (На них кольчуга – железная рубашка.)
– Зачем она нужна богатырям? (Она защищала богатырей от ударов копья, стрел и меча. Кольчуга весила 7 килограммов.)
– Что надето на головы богатырей? (Шлем.)
– На Руси его называли шелом. Шлем изготавливали из металла, его украшали орнаментом, узором. А кто был побогаче, украшал шлем позолотой, серебряными пластинками. Шлем оберегал голову воина-богатыря от ударов.
– Какие ещё доспехи имеются у богатырей? (Щиты, лук, колчан со стрелами, кистень, палица, топор, меч – булава.)
– Меч был главным оружием воинов – богатырей и ратников – в ту пору на Руси. Меч ещё называли булавой. Меч был русским оружием. На мечах давали клятву, меч почитали. Он являлся дорогим оружием, его передавали по наследству от отца к сыну. Меч носили в ножнах, чтобы он не ржавел. (Показ меча и ножен, изготовленных из бумаги и плотного картона, украшенных орнаментом; меч обклеен фольгой.) Рукоятка меча и ножны украшались орнаментом и узором. Узоры на ножнах и рукоятке меча наносились не только с целью украшения, но и с целью оказания помощи своему хозяину, владеющему мечом.
3. Динамическая пауза.
Проводит ребенок в костюме богатыря под музыку М. Мусоргского «Богатырские ворота»:
Дружно встали – раз, два, три, Поглядеть из-под ладошек,
Мы теперь богатыри. И направо, и еще
Мы ладонь к глазам приставим, Через левое плечо.
Ноги крепкие расставим, Буквой Л расставим ноги,
Поворачиваясь вправо, Точно в танце – руки в боки,
Оглядимся величаво. Наклонились влево, вправо,
И налево надо тоже Получается на славу!
4. Рисование на тему «Мое любимое животное».
– Расскажите о своих любимых животных.
– Давайте нарисуем животных, которые вам больше всего нравятся.
– Рассмотрите игрушку лисы. Опишите форму, строение, пропорции лисы. Какой хвост у лисы? Какие уши? Какая мордочка? Какие лапки? Какого цвета шерсть? Почему лису называют «хитрой»?
– Рассмотрите игрушку медведя. Опишите форму, строение, пропорции медведя. Какого цвета шерсть? Какие лапы? Почему медведя называют «косолапым»? Какой хвост? Какая мордочка у медведя?
5. Итог занятия.
– Давайте рассмотрим все рисунки и выберем те, где с передачей характерных особенностей изображены животные.
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2014/03/05/2013-07-31_20.48.03.jpg)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/05/picture-334794-1383662388.jpg)
Мастер-класс учителя-логопеда в рамках «Школы педагогического мастерства» для воспитателей по теме: «Составление предложений по теме «Одежда» с опорой на схему (старшая группа с ЗПР)»
Цели:коррекционно-образовательная:— обучать детей составлению предложений по картинно-графической схеме;коррекционно-развивающие:расширять и активизировать словарь детей ...
НОД по теме ЗАОЧНАЯ ЭКСКУРСИЯ «ПРИМЕТЫ ЗИМЫ». старшая группа воспитатель Акперова Д.М.
ЗАОЧНАЯ ЭКСКУРСИЯ «ПРИМЕТЫ ЗИМЫ».ПРИЁМЫ ДЫМКОВСКОЙ РОСПИСИЦели: отметить характерные признаки зимы в природе; учить видеть красоту зимней природы, красоту зимы, описанную поэтами в стихах; учить выпол...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/11/picture-814366-1473586696.jpg)
Конспект занятия по развитию речи. Старшая группа. Тема: «Составление рассказов на темы стихотворений»
Составление рассказов на темы стихотворенийПрограмное содержание: Связная речь: учить детей рассказывать связно и живо, не отступая от заданной темы;грамматика: упражнять в образовании названий детены...
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/11/picture-533890-1449843070.jpg)
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе на тему: «составление рассказа на тему «Как я буду заботиться о здоровье»
Тема «составление рассказа на тему «Как я буду заботиться о здоровье»» Цель: формировать у дошкольников представление о здоровом образе жизни. - Закрепить навыки составления повествовательного расск...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/23/picture-986694-1587667856.jpg)
Конспект интегрированного занятия по развитию речи и опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе на тему "Составление рассказа на тему "Домашнее животное"
Конспект интегрированного занятия по развитию речи и опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе на тему "Составление рассказа на тему "Домашнее животное"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/19/picture-770144-1458395255.jpg)
НОД по речевому развитию в старшей группе. Тема: Составление рассказа на тему: «Домашние животные».
Тема: Составление рассказа на тему «Домашнее животное».Составила: Семакина Т.ЕПрограммные задачи:1. Учить рассказывать о своих личных впечатлениях, воспитывать умение о...
![](/sites/default/files/pictures/2022/12/11/picture-1442979-1670748304.jpg)
ООД по речевому развитию в старшей группе.Тема: Составление рассказа на тему "Домашние животные" план - конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Тема: Составление рассказа на тему «Домашнее животное».Составила: Рудько Е.В.Программные задачи:1. Учить рассказывать о своих личных впечатлениях, воспитывать умение от...