Конспект занятия в старшей группе по развитию речи "Составление рассказа по картине В.М. Васнецова "Богатыри"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе
«Составление рассказа по картине В.М. Васнецова «Богатыри»
Тема | «Составление рассказа по картине В.М. Васнецова «Богатыри» |
Программные задачи | Цель: выявить уровень освоения программного материала по образовательной области развитие речи. Образовательные: - учить отвечать на вопросы связно и последовательно, описывать внешность богатырей и окружающий пейзаж, рассуждать о характере героев и настроении картины, использовать в речи синонимы и сравнения; - закрепить умение связно, последовательно и выразительно рассказывать о богатырях без вопросов взрослых, продумывать концовку, отмечать различие и сходство между богатырями, подбирать точные слова для характеристики их облика. Развивающие: - развивать речевую активность детей в процессе освоения средств языковой выразительности. Воспитательные: - воспитывать в детях гордость за своих предков, дать почувствовать свою причастность к истории нашего великого народа. |
Интеграция образовательных областей | «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие» |
Материал | картина В.Васнецова «Богатыри», карточки-схемы для рассказывания, листы с изображением видов оружия, фломастеры, презентация |
Словарная работа | Активизация: богатыри, меч, отважные, бесстрашные, героические, доблестные, шлем. Обогощение: палица, колчан, доспехи, кольчуга, былина |
Предварительная работа | чтение былин «О славном богатыре Илье Муромце», рассматривание картин В. Васнецова «Аленушка», «Иван-царевич на сером волке». |
Методы и приемы | художественное слово, анализ |
Этапы деятельности | Ход НОД |
Вводный этап | - Дети, вы знаете, кто сочиняет сказки? (сказочники, писатели) - А кто сочиняет музыку? (композиторы) - Кто пишет картины? (художники) - А я бы хотела обратить ваше внимание на картину Васнецова «Богатыри». Итак, как вы поняли, на нашем занятии мы будем говорить о богатырях. |
Основной этап | А кто такие богатыри, какие они по характеру мы сейчас узнаем, поиграв в игру «Скажи по-другому». Становитесь в круг. (По очереди бросаю мяч, предлагаю подобрать близкие по смыслу слова). Как сказать по другому, кто такой богатырь? (силач, воин, борец) -Богатырь смелый, а ещё какой? (храбрый, мужественный, отважный, бесстрашный, героический) - Я назову богатыря смельчаком, а как вы его назовете? (героем, храбрецом, орлом, рыцарем) - Герои сильные, а какими они могут быть ещё? (могучими, богатырскими) - Сколько слов много вы назвали. Я хочу вам предложить ещё игру «Добавь словечко». Когда сравнивают что-то, то говорят: черный как…, смелый как.., могучий как .., сильный как.. - Молодцы! Все эти слова подобранные вами, можно найти в сюжете картины, которую мы будем рассматривать и рассказывать о ней. Демонстрируется картина. Дети рассматривают её в течении нескольких минут и слушают «Рассвет на Мосва-реке» - вступление к опере М.Мусорского «Хованщина». Чтение отрывка из былины: Тут все богатыри, все святорусские, садились они на добрых коней и поехали раздольицем чистым полем… Тут богатыри все святорусские А со той горы да со высокии А сидит собака Калин-царь в палатке полотняноей. Говорил старой казак да Илья Муромец: Привезли его, собаку царя Калина, Тут Владимир-князь да стольно-киевский Говорил ему собака Калин-царь да таковы слова: А тут той старинке и славу поют, - Вы рассмотрели картину и услышали отрывок из былины «О славном богатыре Илье Муромце». А теперь потихоньку сядем на стулья. - Скажите, а как бы вы назвали картину? - Кто изображен на переднем плане? - Кто назовет их по именам? - Какой пейзаж окружает богатырей? - Как вы думаете, что делают богатыри в поле? - Какой богатырь вам нравиться больше? - Чем схожи и чем отличаются они друг от друга? - Что понравилось вам в этой картине? - Чем можно закончить свой рассказ о богатыре? (придумать историю) - А вы знаете, сто предстояло выбрать русскому воину перед тем как отправиться в дальний путь? (оружие) - Предлагаю вам выбрать оружие для богатырей. Подойдите к столу и фломастером на карточках обведите то оружие, которое понадобиться богатырям в боях с врагами. (Дети работают) -Что вы выбрали для них? - А теперь придумайте рассказ по этой картине. Вы знаете, что у каждого рассказа есть начало, середина и конец. Сначала скажите, как вы назовете картину, и как зовут богатырей. Потом опишите одного богатыря, который вам больше понравился, и расскажите, почему его выбрали. Придумайте для этой картины интересный конец: что будут делать дальше богатыри и чем все закончиться. На столе лежат карточки-подсказки. Они помогут вам при составлении рассказа. Подойдите к столу, выберите себе карточку. Выходят 5 человек, выбирают карточки и рассказывают. -сколько разных интересных рассказов мы услышали. Я тоже хочу рассказать вам свой рассказ. « На заставе три богатыря. В центре на вороном коне сидит Илья Муромец – крестьянский сын, славный богатырь. Сила и мудрость чувствуются во всем его облике. Стоит под ним конь богатырский. Зорко всматривается Илья в степную даль. Любит богатырь Родину и честно служит ей. По правую руку от Ильи – Добрыня Никитич, известный и любимый народом воин. Добрыня искусен в боях, в плавании, в стрельбе из лука. Сидит он на белом длинногривом коне. Третий богатырь Алеша Попович – сын попа. Он тоже храбрый и смелый воин, не такой сильный, как Илья и Добрыня, но берет ловкостью, быстротой, находчивостью. Восседает Алеша на рыжем коне. У богатырей одна цель – не пропустить врага, крепко стоять на страже Родины. Над ними низкое небо, покрытое холодными, свинцовыми тучами, за холмами раздольная Русь, которая вырастила и послала богатырей на свою защиту. Трудно представить себе богатырей иначе, чем они изображены художником Виктором Михайловичем Васнецовым». |
Заключительный этап | Итак, наша беседа подошла к концу. Чем вам понравилась она? -Молодцы ребята! Вы очень хорошо сегодня работали. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи Рассказ по картине Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри».
Тема недели «Праздник весны и труда».Рассказ по картине Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри».Цель.Знакомить детей с произведениями живописи.Совершенствовать умение составля...
Конспект занятия в старшей группе по развитию речи "Рассказывание по картине "Зимние забавы"
Конспект...
Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи Рассказ по картине Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри».
Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи Рассказ по картине Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри»....
Конспект занятия в старшей группе по развитию речи, составление рассказа по картине «Мы для милой мамочки»
Задачи: Продолжать учить детей рассказыванию по картине. Развивать воображение, фантазию, пантомимические навыки. Обогащать и активизировать словарь.Обучающая: - развивать диалогическую форму речи, че...
Конспект занятия в старшей группе по развитию речи, составление рассказа по картине «Мы для милой мамочки»
Конспект занятия в старшей группе по развитию речи, составление рассказа по картине «Мы для милой мамочки»Задачи: Продолжать Формировать умения у детей рассказыванию по картинкам. Развиват...
Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи Рассказ по картине Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри».
Цель.Знакомить детей с произведениями живописи.Совершенствовать умение составлять рассказ о содержании картины.Развивать умение выражать в речи свои впечатления, высказывать суждения, оценки, развиват...
Конспект занятия в старшей группе по развитию речи, составление рассказа по картине «Мы для милой мамочки»
Задачи: Продолжать учить детей рассказыванию по картине. Развивать воображение, фантазию, пантомимические навыки. Обогащать и активизировать словарь.Обучающая: - развивать диалогическую форму ре...