«ПРИХОДИ, ВЕСНА КРАСНАЯ!» Конспект непосредственно - образовательной деятельности с детьми 4-5 лет по речевому развитию.
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Бурван Лилия Анатольевна

 «ПРИХОДИ, ВЕСНА КРАСНАЯ!»

Конспект непосредственно - образовательной деятельности

с детьми 4-5 лет по речевому развитию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon burvan_l.a._konspekt_nod_prihodi_vesna_krasnaya.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей № 29 «Сибирячок»

 «ПРИХОДИ, ВЕСНА КРАСНАЯ!»

Конспект непосредственно - образовательной деятельности

с детьми 4-5 лет по речевому развитию.

        

Разработала и провела

воспитатель Бурван

Лилия Анатольевна

г.Зеленогорск,  2018г.

Цель: развитие связной речи детей на основе русского народного творчества.

Задачи:

- Учить детей правильно строить предложение, согласовывать прилагательные

с существительными мужского и среднего рода.

- Добиваться понимания и четкого произношения закличек.

- Обогащать словарный запас детей.

- Закреплять приметы весны.

- Упражнять в сравнении предметов по основным признакам (форма, цвет).

- Продолжать знакомить детей с традициями русского народа.

- Формировать умение играть в русские народные игры.

- Широко использовать народные игры в повседневной жизни детей.

- Воспитывать у детей интерес к устному народному творчеству.

Материалы и оборудование:

наглядное пособие «Весна», иллюстрации к празднику «Масленица», корзинка, платочек, 3 сундучка, деревянные палочки для русской народной игры  «Бирюльки», демонстрационное изображение солнца и блина, маленькое соломенное чучело, блины.

Предварительная работа:

- Знакомство с русским народным фольклором: чтение, заучивание закличек.

- Знакомство с русскими народными играми: разучивание текста и правил игры

 «Заря – зареница»

- Рассматривание иллюстраций с изображением народных гуляний.

Работа с родителями:

- Домашнее задание: изготовление и декорирование птиц из соленого теста.

Ход непосредственно-образовательной деятельности.

Звучит русская народная музыка. Хозяйка хлопочет у стола.

Дети входят в группу.

Хоз.: - Здравствуйте, гости дорогие, милости просим в избу. Изба у меня просторная, светлая, всем места хватит, присаживайтесь, пожалуйста.

Дети проходят и рассаживаются на  стульчики.

Хоз.: - Подарили мне сундучок, хотела я его открыть да посмотреть, что в нем спрятано, а он волшебным оказался.

(загадка из сундучка под фонограмму)

Тает снежок, ожил лужок,

День прибывает, когда это бывает? (Весной)

(Звучит весенняя музыка, журчание ручейка, пение птиц)

Хоз.: - Идет весна по свету, и вот уж нет зимы,

            По радостным приметам весну узнали мы!

 - Весенних примет у меня, полная корзинка.

( Хозяйка показывает корзинку)

- Ой, да она пустая. Предлагаю наполнить корзинку приметами весны. Поможет нам в этом русская народная игра « Бирюльки ». В сундучке я нашла маленькие палочки – бирюльки. Сейчас они все в пучке, когда я рассыплю палочки,  каждый из вас возьмет одну, назовет примету весны и положит палочку в корзинку. Вот корзинка и наполниться.

 Дети по очереди называют приметы весны с опорой на наглядное пособие «Весна», наполняют корзинку палочками.

- Спасибо, ребятушки, без вас бы мне не справиться.

- Много старинных обычаев было на Руси весной. Один из них – проводы зимы.

Чтобы зима ушла, нужно закликать весну. Помогайте мне.

Дети подходят к окну, тянут руки к солнышку, произносят слова.

                           Закличка:   Весна, весна красная!

Приди весна с радостью,

С великой милостью,

С льном высоким,

С корнем глубоким,

С дождем сильным,

С хлебом обильным.

Хоз.: - Посмотрите, еще один сундучок, что же в нем?

(загадка из сундучка под фонограмму)

Всюду ярмарки, гулянья,

Веселиться весь народ!

Провожают зиму, холод,

Ведь весна уж у ворот.

Всю неделю отдыхают,

Всех блинами угощают.

Хоз.: - Как называют праздник проводов зимы на Руси? ( Масленица )

- Посмотрим, как веселился народ на празднике.

Рассматривание картин по теме «Масленица».

Составление простых предложений с опорой на наглядность. Работа над словарем:  введение старинных слов (лапти, салазки, изба, катанки, масленица, кокошник).

Дети составляют предложение по картине, например:

Ребенок: - Дети катаются на санках.

Хоз.: - Санки в старину называли салазками.

Ребенок: - Ребята строят крепость и играют в снежки.

Ребенок: - Взрослые разводят костер и сжигают чучело.

Ребенок: - Девушки катаются на карусели.

Хоз.: - Обратите внимание на деревянные дома, в которых жили люди.

Такое жилище  называется «изба».

- Как раньше называли валенки? Катанки.

- Какую обувь носили бедные люди? Лапти.

- Как называется головной убор у девушек? Кокошник. 

Хоз.: -  Масленица – веселый праздник, русские люди очень любили веселиться и играть. Поиграем?

Русская народная игра: « Заря – заряница »

(Дети стоят по кругу, затем идут хороводом с песней).

Заря – зареница,

Красная девица

По полю ходила,

Ключи обронила,

Ключи золотые,

Ленты расписные,

Раз, два, три – не воронь,

А беги, как огонь!

(До кого дотронется ведущий, тот бежит, но в обратную сторону.

Выигрывает тот, кто первый добежит до ленты).

Хоз.: - Весну – то позвали, а солнышко плохо светит, наверно не проснулось. Разбудим солнышко?

                         

                           Закличка:   Солнышко, колоколышко,

Ты пораньше взойди,

Нас пораньше разбуди,

Нам в поле бежать,

Нам весну встречать!

(На мольберте появляется картинка с изображением солнца)

Хоз.: - Ребята, опишите солнышко. Какое оно?  (подбор прилагательных: круглое, желтое, теплое, ласковое, яркое, весеннее)

- Солнышко дарит вам еще один сундучок.

(загадка из сундучка под фонограмму)

Желтый, круглый, ароматный

И на вкус такой приятный!

Словно солнышко горит,

Скушать быстренько манит

Только мама испечет, а он прыг

И прямо в рот! (блин)

(На мольберте появляется картинка с изображением блина)

Хоз.: - Ребята опишите блин. Он какой? (подбор прилагательных: круглый, румяный, желтый, горячий, вкусный, масляный)

- Блин похож на солнце? (Дети сравнивают блин с солнцем, выделяя общие признаки: они круглые, желтые, румяные, горячие, теплые)

- Блин очень похож на солнце. Поэтому издавна блин считался символ солнца на Руси. Я напекла вам блинов, хочу угостить, подходите.

( Угощение детей блинами)

Хоз.: - Вкусные блины? А что у вас на пальцах? (Масло). Действительно, мои руки стали масленые. А твои?

(Воспитатель закрепляет произношение словосочетания «масленые руки»)

- Ребята, почему ваши руки стали маслеными? (Блины стряпают на масле).

- Так вот почему праздник называется – Масленицей! В старину руки смазывали маслом, чтобы они были мягкими.  Растирайте масло на руках.

Но стряпали не только блины, но и пироги, калачи, оладьи и булочки в форме птичек. Вы с родителями постарались и настряпали птичек.

- Как они называются? (Жаворонки)

 (Хозяйка раздает птичек)

Хоз.: - Жаворонки – прилетали первыми и приносили с собой весну.

Вспомним закличку про жаворонков.

Жаворонки, жавороночки!

Прилетите к нам, принесите нам,

Весну теплую!

Унесите от нас, зиму холодную!

Хоз.: - У нас в детском саду сегодня проводится ярмарка, где каждый продавец хвалит и продает свой товар, уговаривает купить. Попробуйте и вы продать свои изделия.

Дети уходят в музыкальный зал на ярмарку.

Список литературы:

  1. Рожнова П.К. Радоница: Русский народный календарь; Обряды; Обычаи; Травы; Обережные слова; Древо жизни. – М.: Дружба народов, 1997. – 224 с.
  2. Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду: конспекты занятий и сценарии праздников. Под редакцией А.В.Орловой. – Владимир, 1995. – 184 с.
  3. Хрестоматия для маленьких: Пособие для воспитателей дет.сада. - Сост. Л.Н.Елисеева. – 5-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1987. – 448 с.: ил.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому и познавательно- речевому развитию детей раннего возраста.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно- эстетическому и познавательно- речевому развитию детей раннего возраста.Тема: «Одуванчик».Цель: - продолжать знакомить с н...

Конспект непосредственно - образовательной деятельности в первой младшей группе по речевому развитию. Тема:" Котик пришел в дом, а птички прилетели".

Конспект непосредственно - образовательной деятельности в первой младшей группе по речевому развитию....

Конспект непосредственно - образовательной деятельности в первой младшей группе по речевому развитию.Тема:" Знакомство с куклой Катей". (Игра с сюжетной игрушкой).

Конспект непосредственно - образовательной деятельности в первой младшей группе по развитию речи.Тема:" Знакомствос куклой Катей".( Игра с сюжетной игрушкой)...

Конспект Непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе по познавательно - речевому развитию на тему "Корабли на причале"

Представляю вашему вниманию интегрированное занятие, которое развивает у детей смекалку, логическое мышление, речь и умение в дальнейшем организовывать сюжетно - ролевую игру....

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе. Речевое развитие. Тема: «В стране дорожных знаков»

Тема: «В стране дорожных знаков»Задачи:«Социально – коммуникативное развитие»1.Расширять знания детей о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира. Закрепить знания дошко...

Конспект непосредственной образовательной деятельности детей в первой младшей группе . Речевое развитие .Развитие речи. Тема: «Дождик песенку поет».

Конспект НОД с детьми первой младшей группы. Развитие речи. В конспекте предлагается материал по рассматриванию картины, заклички, потешки на весеннюю тему....