«ПРИХОДИ, ВЕСНА КРАСНАЯ!» Конспект непосредственно - образовательной деятельности с детьми 4-5 лет по речевому развитию.
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)
«ПРИХОДИ, ВЕСНА КРАСНАЯ!»
Конспект непосредственно - образовательной деятельности
с детьми 4-5 лет по речевому развитию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
burvan_l.a._konspekt_nod_prihodi_vesna_krasnaya.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей № 29 «Сибирячок»
«ПРИХОДИ, ВЕСНА КРАСНАЯ!»
Конспект непосредственно - образовательной деятельности
с детьми 4-5 лет по речевому развитию.
Разработала и провела
воспитатель Бурван
Лилия Анатольевна
г.Зеленогорск, 2018г.
Цель: развитие связной речи детей на основе русского народного творчества.
Задачи:
- Учить детей правильно строить предложение, согласовывать прилагательные
с существительными мужского и среднего рода.
- Добиваться понимания и четкого произношения закличек.
- Обогащать словарный запас детей.
- Закреплять приметы весны.
- Упражнять в сравнении предметов по основным признакам (форма, цвет).
- Продолжать знакомить детей с традициями русского народа.
- Формировать умение играть в русские народные игры.
- Широко использовать народные игры в повседневной жизни детей.
- Воспитывать у детей интерес к устному народному творчеству.
Материалы и оборудование:
наглядное пособие «Весна», иллюстрации к празднику «Масленица», корзинка, платочек, 3 сундучка, деревянные палочки для русской народной игры «Бирюльки», демонстрационное изображение солнца и блина, маленькое соломенное чучело, блины.
Предварительная работа:
- Знакомство с русским народным фольклором: чтение, заучивание закличек.
- Знакомство с русскими народными играми: разучивание текста и правил игры
«Заря – зареница»
- Рассматривание иллюстраций с изображением народных гуляний.
Работа с родителями:
- Домашнее задание: изготовление и декорирование птиц из соленого теста.
Ход непосредственно-образовательной деятельности.
Звучит русская народная музыка. Хозяйка хлопочет у стола.
Дети входят в группу.
Хоз.: - Здравствуйте, гости дорогие, милости просим в избу. Изба у меня просторная, светлая, всем места хватит, присаживайтесь, пожалуйста.
Дети проходят и рассаживаются на стульчики.
Хоз.: - Подарили мне сундучок, хотела я его открыть да посмотреть, что в нем спрятано, а он волшебным оказался.
(загадка из сундучка под фонограмму)
Тает снежок, ожил лужок,
День прибывает, когда это бывает? (Весной)
(Звучит весенняя музыка, журчание ручейка, пение птиц)
Хоз.: - Идет весна по свету, и вот уж нет зимы,
По радостным приметам весну узнали мы!
- Весенних примет у меня, полная корзинка.
( Хозяйка показывает корзинку)
- Ой, да она пустая. Предлагаю наполнить корзинку приметами весны. Поможет нам в этом русская народная игра « Бирюльки ». В сундучке я нашла маленькие палочки – бирюльки. Сейчас они все в пучке, когда я рассыплю палочки, каждый из вас возьмет одну, назовет примету весны и положит палочку в корзинку. Вот корзинка и наполниться.
Дети по очереди называют приметы весны с опорой на наглядное пособие «Весна», наполняют корзинку палочками.
- Спасибо, ребятушки, без вас бы мне не справиться.
- Много старинных обычаев было на Руси весной. Один из них – проводы зимы.
Чтобы зима ушла, нужно закликать весну. Помогайте мне.
Дети подходят к окну, тянут руки к солнышку, произносят слова.
Закличка: Весна, весна красная!
Приди весна с радостью,
С великой милостью,
С льном высоким,
С корнем глубоким,
С дождем сильным,
С хлебом обильным.
Хоз.: - Посмотрите, еще один сундучок, что же в нем?
(загадка из сундучка под фонограмму)
Всюду ярмарки, гулянья,
Веселиться весь народ!
Провожают зиму, холод,
Ведь весна уж у ворот.
Всю неделю отдыхают,
Всех блинами угощают.
Хоз.: - Как называют праздник проводов зимы на Руси? ( Масленица )
- Посмотрим, как веселился народ на празднике.
Рассматривание картин по теме «Масленица».
Составление простых предложений с опорой на наглядность. Работа над словарем: введение старинных слов (лапти, салазки, изба, катанки, масленица, кокошник).
Дети составляют предложение по картине, например:
Ребенок: - Дети катаются на санках.
Хоз.: - Санки в старину называли салазками.
Ребенок: - Ребята строят крепость и играют в снежки.
Ребенок: - Взрослые разводят костер и сжигают чучело.
Ребенок: - Девушки катаются на карусели.
Хоз.: - Обратите внимание на деревянные дома, в которых жили люди.
Такое жилище называется «изба».
- Как раньше называли валенки? Катанки.
- Какую обувь носили бедные люди? Лапти.
- Как называется головной убор у девушек? Кокошник.
Хоз.: - Масленица – веселый праздник, русские люди очень любили веселиться и играть. Поиграем?
Русская народная игра: « Заря – заряница »
(Дети стоят по кругу, затем идут хороводом с песней).
Заря – зареница, Красная девица По полю ходила, Ключи обронила, Ключи золотые, Ленты расписные, Раз, два, три – не воронь, А беги, как огонь! |
(До кого дотронется ведущий, тот бежит, но в обратную сторону.
Выигрывает тот, кто первый добежит до ленты).
Хоз.: - Весну – то позвали, а солнышко плохо светит, наверно не проснулось. Разбудим солнышко?
Закличка: Солнышко, колоколышко,
Ты пораньше взойди,
Нас пораньше разбуди,
Нам в поле бежать,
Нам весну встречать!
(На мольберте появляется картинка с изображением солнца)
Хоз.: - Ребята, опишите солнышко. Какое оно? (подбор прилагательных: круглое, желтое, теплое, ласковое, яркое, весеннее)
- Солнышко дарит вам еще один сундучок.
(загадка из сундучка под фонограмму)
Желтый, круглый, ароматный
И на вкус такой приятный!
Словно солнышко горит,
Скушать быстренько манит
Только мама испечет, а он прыг
И прямо в рот! (блин)
(На мольберте появляется картинка с изображением блина)
Хоз.: - Ребята опишите блин. Он какой? (подбор прилагательных: круглый, румяный, желтый, горячий, вкусный, масляный)
- Блин похож на солнце? (Дети сравнивают блин с солнцем, выделяя общие признаки: они круглые, желтые, румяные, горячие, теплые)
- Блин очень похож на солнце. Поэтому издавна блин считался символ солнца на Руси. Я напекла вам блинов, хочу угостить, подходите.
( Угощение детей блинами)
Хоз.: - Вкусные блины? А что у вас на пальцах? (Масло). Действительно, мои руки стали масленые. А твои?
(Воспитатель закрепляет произношение словосочетания «масленые руки»)
- Ребята, почему ваши руки стали маслеными? (Блины стряпают на масле).
- Так вот почему праздник называется – Масленицей! В старину руки смазывали маслом, чтобы они были мягкими. Растирайте масло на руках.
Но стряпали не только блины, но и пироги, калачи, оладьи и булочки в форме птичек. Вы с родителями постарались и настряпали птичек.
- Как они называются? (Жаворонки)
(Хозяйка раздает птичек)
Хоз.: - Жаворонки – прилетали первыми и приносили с собой весну.
Вспомним закличку про жаворонков.
Жаворонки, жавороночки! Прилетите к нам, принесите нам, Весну теплую! Унесите от нас, зиму холодную! |
Хоз.: - У нас в детском саду сегодня проводится ярмарка, где каждый продавец хвалит и продает свой товар, уговаривает купить. Попробуйте и вы продать свои изделия.
Дети уходят в музыкальный зал на ярмарку.
Список литературы:
- Рожнова П.К. Радоница: Русский народный календарь; Обряды; Обычаи; Травы; Обережные слова; Древо жизни. – М.: Дружба народов, 1997. – 224 с.
- Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду: конспекты занятий и сценарии праздников. Под редакцией А.В.Орловой. – Владимир, 1995. – 184 с.
- Хрестоматия для маленьких: Пособие для воспитателей дет.сада. - Сост. Л.Н.Елисеева. – 5-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1987. – 448 с.: ил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому и познавательно- речевому развитию детей раннего возраста.
Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно- эстетическому и познавательно- речевому развитию детей раннего возраста.Тема: «Одуванчик».Цель: - продолжать знакомить с н...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира, речевому развитию, социально - коммуникативному и художественно - эстетическому развитию для детей второй младшей группы "Вода - водица".
Детям очень нравится такое занятие, оно очень необычное и очень познавательное....
Конспект непосредственно - образовательной деятельности в первой младшей группе по речевому развитию. Тема:" Котик пришел в дом, а птички прилетели".
Конспект непосредственно - образовательной деятельности в первой младшей группе по речевому развитию....
Конспект непосредственно - образовательной деятельности в первой младшей группе по речевому развитию.Тема:" Знакомство с куклой Катей". (Игра с сюжетной игрушкой).
Конспект непосредственно - образовательной деятельности в первой младшей группе по развитию речи.Тема:" Знакомствос куклой Катей".( Игра с сюжетной игрушкой)...
Конспект Непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе по познавательно - речевому развитию на тему "Корабли на причале"
Представляю вашему вниманию интегрированное занятие, которое развивает у детей смекалку, логическое мышление, речь и умение в дальнейшем организовывать сюжетно - ролевую игру....
План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе. Речевое развитие. Тема: «В стране дорожных знаков»
Тема: «В стране дорожных знаков»Задачи:«Социально – коммуникативное развитие»1.Расширять знания детей о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира. Закрепить знания дошко...
Конспект непосредственной образовательной деятельности детей в первой младшей группе . Речевое развитие .Развитие речи. Тема: «Дождик песенку поет».
Конспект НОД с детьми первой младшей группы. Развитие речи. В конспекте предлагается материал по рассматриванию картины, заклички, потешки на весеннюю тему....