Консультация для педагогов. Использование сказки в развитии речи детей дошкольного возраста
консультация по развитию речи (средняя группа)
Сказка - это одно из самых доступных средств полноценного развития каждого ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_skazki_v_razvitii_rechi_detey.docx | 23.81 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ И
СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ № 21 «ИСКОРКА»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Консультация для педагогов «Использование сказки в развитии речи детей дошкольного возраста»
Автор – составитель:
Воспитатель Рудакова А.А.
город Бердск
Консультация для педагогов
«Использование сказки в развитии речи детей дошкольного возраста»
(по Л. Б. Фесюковой)
Сказка - прекрасное творение искусства. Сказка – это одно из самых доступных средств полноценного развития каждого малыша.
Любовь к сказке, интерес к ней возникает в раннем детстве.
Интерес к речевому творчеству в дошкольном возрасте прослеживается практически у каждого ребенка и выражается в разнообразных его формах. Роль сказки в развитии воображения детей дошкольного возраста описано в работах разных авторов.
Одна из главных задач, стоящих перед взрослыми, - познакомить ребенка с содержанием сказки, в лучшем случае побеседовать о том, что лежит на поверхности текста, обыграть, драматизировать, инсценировать… Это так называемое традиционное направление работы со сказкой.
Лариса Борисовна Фесюкова предлагает подойти к использованию сказочного материала нетрадиционно, взяв за основу наследие Д. Родари и рекомендации авторов ТРИЗ (Г. Альтшуллер, М. Шустсрман и др.).
Нетрадиционный подход как раз дает и воспитателю, и ребенку возможность уяснить, что в сказке или в герое хорошо, а что плохо, создать новую ситуацию, где бы герой исправился, добро восторжествовало, зло было наказано, но не жестоко и бесчеловечно. Поскольку сказки, равно как и многие художественные произведения, не в полной мере используются в семье и в системе общественного дошкольного воспитания для развития детей, автором данной книги разработана специальная универсальная схема, помогающая этот пробел ликвидировать. Она выглядит следующим образом:
Название сказки.
1. Нравственный урок.
2. Воспитание добрых чувств.
3. Речевая зарядка.
4. Развитие мышления и воображения.
5. Сказка и математика.
6. Сказка и экология.
7. Сказка развивает руки.
Причем, несомненно, что каждый предлагаемый текст сказки по своему содержанию выдвигает на первый, главный план лишь одну - две из поставленных проблем, а остальные при этом остаются второстепенными, сопутствующими.
Здоровая в своей основе, конструктивная идея: все можно улучшить, усовершенствовать, изменить для блага людей - должна стать творческим девизом для ребенка.
Остановимся на каждом из разделов подробнее.
- Нравственный урок
«Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам – урок»
Выявить урок от сказки не всегда просто.
Так, в сказке «Рукавичка» нравственный урок раскрывается с помощью следующей поговорки: «В тесноте, да не в обиде». Да, не в обиде, но ведь в ущерб кому-то. Вот тут-то и начинаются противоречия.
Понять их на доступном дошкольнику уровне и творчески решать противоречия - один из важнейших вопросов в общей системе образования детей этого периода. Итак, что же за противоречие в этой сказке, которого не замечают дети и, как правило, мимо которого проходят взрослые. Все внимание взрослых и детей приковано к рукавичке и ее гостям. Все забыли про деда, который зимой остался без рукавички. А как важно рассмотреть различные стороны этого случая. Для кого хорошо, что так случилось, а для кого плохо. А может быть, не так плохо и для деда (баба свяжет новые рукавички). Заметим только, что читатели вправе не согласиться с предлагаемыми комментариями и сделать свои.
- Воспитание добрых чувств
Рассмотрим еще один из семи разделов - «Воспитание добрых чувств». В целой системе методов и средств воспитания добрых чувств не последнюю роль играют сказки. По многим причинам: дети любят героев, они им становятся родными, близкими, а значит, могут и должны стать примерами для подражания. Только важно тактично направить мысли и чувства малышей в нужное русло.
В каждом конкретном случае сюжет сказки обращает внимание лишь на отдельные компоненты из целой гаммы добрых чувств. В этой связи и следует обратить внимание на значимые в нравственном плане моменты сказки, а именно то, что она:
- учит детей сравнивать, сопоставлять;
- формирует привычку доказывать, что это так или иначе;
- ставит ребенка на место положительного или отрицательного героя, тем самым давая малышу возможность выбора собственной позиции;
- упражняет детей в синхронном выражении чувств и телодвижений, обеспечивая значительно более глубокое сопереживание действиям и поступкам героев.
К примеру:
- «Докажи, что Аленка лучше всех»;
- «Кого тебе жалко в этой сказке»;
- «Как бы ты поступил на месте…»;
- «Как движениями похвалить петушка».
- «Речевая зарядка».
Кроме спонтанного формирования основ устной речи, требуется специальное обучение. В этом плане достаточно большое значение имеет конструирование слов, словосочетаний и предложений. Вместе с детьми нужно:
- придумать несколько однокоренных слов (лес - лесок, лесовичок);
- срифмовать два слова (кузнец - удалец), а затем можно и нужно переходить к рифмованной цепочке и двустишиям как предвестникам словотворчества;
- составить достаточно длинное, распространенное предложение в игре «От каждого - по словечку» - «Колобок» - «Колобок катится» - «Колобок катится по дорожке» - «Колобок катится по зеленой дорожке» и т.д.
4. Развитие мышления и воображения
- придумывать старые предметы в новых вариантах (будильник хватает спящего за ушки, в нем заложены мелодии завтрака, гигиенических процедур и т.д.)
- превращать себя и членов своей семьи, друзей в другие одушевленные, а порой неодушевленные предметы (мама- цветок, я – Иван-царевич, папа- тучка и т.д.)
- составлять фантастические сказки о себе
С детьми старшего дошкольного возраста можно использовать метод шифров:
- перевернуть слово слева направо («Путаница» - «Ацинатуп»)
- изобразить вверх ногами всего две буквы («Путаница» - «цуьаница»)
- зашифровать слово или фразу с помощью флажковой грамоты
- зашифровать краткий текст сказки с помощью азбуки Морзе и т.д.
5. Сказка и математика
В этом разделе на основе сказки придумывается задачка или считалка, или задачка с числами или рифмованная строчка о цифрах
- Сколько весит булава?
- За какое время пробежит лиса 10 метров?
- 12 суток летела булава – это сколько дней?
- Сколько иголок у ежика – как можно ответить на этот вопрос?
6. Сказка и экология
Важно не упустить объяснение эволюции развития предмета или явления.
К примеру, возьмем семя яблока и вместе с ребенком проследим его динамику: семя – дерево – цветущее дерево – плоды – варенье и т.д.
7. Сказка развивает руки
«Когда я слушаю – узнаю. Когда я делаю – запоминаю»
- объемная аппликация – мнется аппликационная бумага, немного распремляется, из нее вырезается контур предмета, слегка наклеивается, затем, в случае необходимости, дорисовывается
- пальцевая живопись – рисунок выполняется с помощью красок пальцами или кулачками
- рисование на мокрой бумаге – смачивается кусок ваты или поролона, затем с их помощью влага ровно наносится на бумагу. Рисуется предмет густой краской
- волшебный рисунок – вначале рисунок наносится контурно, с помощью восковой свечи, а затем сверху покрывается краской: контуры как бы проявляются
- монотопия – рисунок наносится кистью и краской на целлофан, затем целлофан перевераяивается и прижимается к бумаге
- «живая» капля – большая капля краски вместе с бумагой наклоняется в различные стороны. Полученный рисунок по необходимости обводится или дорисовывается.
- коллаж – в рисунке используется сразу несколько вышеперечисленных методов плюс открытки, ткани, природные материалы
Примеры приемов работы со сказкой по Л. Б. Фесюковой:
Случайные сказки.
Сказки о бытовых предметах.
Сказки от «живых» капель и клякс.
Сказки о чудищах.
Сказки по смешанным образам.
Сказка продолжается.
Изменение ситуации в знакомых сказках.
Перевирание сказки.
Сказка, но по-новому.
Бином фантазии.
Эксперименты в сказках.
Цветные сказки.
Семейная сказка.
Сериал в сказке.
Решение противоречий в сказке.
Сказки о фантастических странах.
Сказки от шуточных вопросов.
Сказки о любимых игрушках.
Сказки о путешествиях. • Сказки от превращений.
Краткие истории.
Сказки от одного слова.
Сказки о временах года, запахах, звуках.
Сказка по аналогии с известными.
Сказки по комическим рисункам.
Сказки по завуалированным картинкам.
Моделирование сказок.
Сказки с новым концом.
Сказка с середины.
Частица «не» и новая сказка.
Из сказки убежали все глаголы (существительные).
Сказки к волшебным рисункам.
По следам к сказке.
От точек — к сказкам.
Сказка от пословицы.
Сказки про самого себя.
Л.Б. Фесюкова в своем пособии «Воспитание сказкой» предлагает массу методов и приемов для работы с детьми дошкольного возраста по сказке. Педагог может самостоятельно выбирать из схемы те задания и вопросы, которые покажутся ему важными, интересными и полезными для конкретного ребенка или конкретной возрастной группы детей для решения поставленных на данный момент задач и использовать их как в непосредственной образовательной деятельности, так и вне ее.
Возможности сказки не ограничены и это позволяет «сказочно» развивать речь дошкольников разных возрастов с различным уровнем речевого и интеллектуального развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ: ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В последние годы в нашей стране отмечается тенденция к увеличению количества детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны, прежде всего, с неблагополучными экологическими условиями, ра...
Консультация для воспитателей «Использование мнемотехники в развитие речи детей дошкольного возраста»
В своей практике использую мнемотехнику для заучивание детьми стихов, а также и для пересказа очень помогает...
Взаимодействие с педагогами «Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста»
Консультация для педагогов«Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста»...
консультация для педагогов "Флексагон как средство развития речи детей дошкольного возраста"
В консультации педагогам предложено пособие флексагон и варианты его использования в работе с детьми по развитию речи....
Консультация для педагогов на тему: "Использование мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста"
Одним из факторов, облегчающих процесс становления связной речи является наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их признаки, производимые с ними действия. Поэт...
Консультация для педагогов "Роль пересказа в развитии речи детей дошкольного возраста"
Обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти, внимания, мышления....
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНЕМОТЕХНИКИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ:«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНЕМОТЕХНИКИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ»...
- Мне нравится (3)