Консультация для педагогов. Использование сказки в развитии речи детей дошкольного возраста
консультация по развитию речи (средняя группа)

Рудакова Анастасия Андреевна

Сказка - это одно из самых доступных средств полноценного развития каждого ребенка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_skazki_v_razvitii_rechi_detey.docx23.81 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ И

СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ № 21 «ИСКОРКА»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Консультация для педагогов «Использование сказки в развитии речи детей дошкольного возраста»

Автор – составитель:

Воспитатель Рудакова А.А.

город Бердск


Консультация для педагогов

«Использование сказки в развитии речи детей дошкольного возраста»

(по Л. Б. Фесюковой)

Сказка - прекрасное творение искусства. Сказка – это одно из самых доступных средств полноценного развития каждого малыша. 

Любовь к сказке, интерес к ней возникает в раннем детстве.

Интерес к речевому творчеству в дошкольном возрасте прослеживается практически у каждого ребенка и выражается в разнообразных его формах. Роль сказки в развитии воображения детей дошкольного возраста описано в работах разных авторов.

Одна из главных задач, стоящих перед взрослыми, - познакомить ребенка с содержанием сказки, в лучшем случае побеседовать о том, что лежит на поверхности текста, обыграть, драматизировать, инсценировать… Это так называемое традиционное направление работы со сказкой. 

Лариса Борисовна Фесюкова предлагает подойти к использованию сказочного материала нетрадиционно, взяв за основу наследие Д. Родари и рекомендации авторов ТРИЗ (Г. Альтшуллер, М. Шустсрман и др.). 

Нетрадиционный подход как раз дает и воспитателю, и ребенку возможность уяснить, что в сказке или в герое хорошо, а что плохо, создать новую ситуацию, где бы герой исправился, добро восторжествовало, зло было наказано, но не жестоко и бесчеловечно. Поскольку сказки, равно как и многие художественные произведения, не в полной мере используются в семье и в системе общественного дошкольного воспитания для развития детей, автором данной книги разработана специальная универсальная схема, помогающая этот пробел ликвидировать. Она выглядит следующим образом:

Название сказки.

1. Нравственный урок.

2. Воспитание добрых чувств.

3. Речевая зарядка.

4. Развитие мышления и воображения.

5. Сказка и математика.

6. Сказка и экология.

7. Сказка развивает руки. 

Причем, несомненно, что каждый предлагаемый текст сказки по своему содержанию выдвигает на первый, главный план лишь одну - две из поставленных проблем, а остальные при этом остаются второстепенными, сопутствующими.

Здоровая в своей основе, конструктивная идея: все можно улучшить, усовершенствовать, изменить для блага людей - должна стать творческим девизом для ребенка.

Остановимся на каждом из разделов подробнее.

  1. Нравственный урок

«Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам – урок»

Выявить урок от сказки не всегда просто.

Так, в сказке «Рукавичка» нравственный урок раскрывается с помощью следующей поговорки: «В тесноте, да не в обиде». Да, не в обиде, но ведь в ущерб кому-то. Вот тут-то и начинаются противоречия. 

Понять их на доступном дошкольнику уровне и творчески решать противоречия - один из важнейших вопросов в общей системе образования детей этого периода. Итак, что же за противоречие в этой сказке, которого не замечают дети и, как правило, мимо которого проходят взрослые. Все внимание взрослых и детей приковано к рукавичке и ее гостям. Все забыли про деда, который зимой остался без рукавички. А как важно рассмотреть различные стороны этого случая. Для кого хорошо, что так случилось, а для кого плохо. А может быть, не так плохо и для деда (баба свяжет новые рукавички). Заметим только, что читатели вправе не согласиться с предлагаемыми комментариями и сделать свои.

  1. Воспитание добрых чувств

 Рассмотрим еще один из семи разделов - «Воспитание добрых чувств». В целой системе методов и средств воспитания добрых чувств не последнюю роль играют сказки. По многим причинам: дети любят героев, они им становятся родными, близкими, а значит, могут и должны стать примерами для подражания. Только важно тактично направить мысли и чувства малышей в нужное русло. 

В каждом конкретном случае сюжет сказки обращает внимание лишь на отдельные компоненты из целой гаммы добрых чувств. В этой связи и следует обратить внимание на значимые в нравственном плане моменты сказки, а именно то, что она: 

  • учит детей сравнивать, сопоставлять;
  • формирует привычку доказывать, что это так или иначе;
  • ставит ребенка на место положительного или отрицательного героя, тем самым давая малышу возможность выбора собственной позиции;
  • упражняет детей в синхронном выражении чувств и телодвижений, обеспечивая значительно более глубокое сопереживание действиям и поступкам героев.

К примеру: 

  • «Докажи, что Аленка лучше всех»; 
  • «Кого тебе жалко в этой сказке»; 
  • «Как бы ты поступил на месте…»; 
  • «Как движениями похвалить петушка». 
  1.  «Речевая зарядка».

Кроме спонтанного формирования основ устной речи, требуется специальное обучение. В этом плане достаточно большое значение имеет конструирование слов, словосочетаний и предложений. Вместе с детьми нужно: 

  • придумать несколько однокоренных слов (лес - лесок, лесовичок); 
  • срифмовать два слова (кузнец - удалец), а затем можно и нужно переходить к рифмованной цепочке и двустишиям как предвестникам словотворчества; 
  • составить достаточно длинное, распространенное предложение в игре «От каждого - по словечку» - «Колобок» - «Колобок катится» - «Колобок катится по дорожке» - «Колобок катится по зеленой дорожке» и т.д. 

4. Развитие мышления и воображения

- придумывать старые предметы в новых вариантах (будильник хватает спящего за ушки, в нем заложены мелодии завтрака, гигиенических процедур и т.д.)

- превращать себя и членов своей семьи, друзей в другие одушевленные, а порой неодушевленные предметы (мама- цветок, я – Иван-царевич, папа- тучка и т.д.)

- составлять фантастические сказки о себе

С детьми старшего дошкольного возраста можно использовать метод шифров:

- перевернуть слово слева направо («Путаница» - «Ацинатуп»)

- изобразить вверх ногами всего две буквы («Путаница» - «цуьаница»)

- зашифровать слово или фразу с помощью флажковой грамоты

- зашифровать краткий текст сказки с помощью азбуки Морзе и т.д.

5. Сказка и математика

В этом разделе на основе сказки придумывается задачка или считалка, или задачка с числами или рифмованная строчка о цифрах

- Сколько весит булава?

- За какое время пробежит лиса 10 метров?

- 12 суток летела булава – это сколько дней?

- Сколько иголок у ежика – как можно ответить на этот вопрос?

6. Сказка и экология

Важно не упустить объяснение эволюции развития предмета или явления.

К примеру, возьмем семя яблока и вместе с ребенком проследим его динамику: семя – дерево – цветущее дерево – плоды – варенье и т.д.

7. Сказка развивает руки

«Когда я слушаю – узнаю. Когда я делаю – запоминаю»

- объемная аппликация – мнется аппликационная бумага, немного распремляется, из нее вырезается контур предмета, слегка наклеивается, затем, в случае необходимости, дорисовывается

- пальцевая живопись – рисунок выполняется с помощью красок пальцами или кулачками

- рисование на мокрой бумаге – смачивается кусок ваты или поролона, затем с их помощью влага ровно наносится на бумагу. Рисуется предмет густой краской

- волшебный рисунок – вначале рисунок наносится контурно, с помощью восковой свечи, а затем сверху покрывается краской: контуры как бы проявляются

- монотопия – рисунок наносится кистью и краской на целлофан, затем целлофан перевераяивается и прижимается к бумаге

- «живая» капля – большая капля краски вместе с бумагой наклоняется в различные стороны. Полученный рисунок по необходимости обводится или дорисовывается.

- коллаж – в рисунке используется сразу несколько вышеперечисленных методов плюс открытки, ткани, природные материалы

Примеры приемов работы со сказкой по Л. Б. Фесюковой:

Случайные сказки.

Сказки о бытовых предметах.

Сказки от «живых» капель и клякс.

Сказки о чудищах.

Сказки по смешанным образам.

Сказка продолжается.

Изменение ситуации в знакомых сказках.

Перевирание сказки.

Сказка, но по-новому.

Бином фантазии.

Эксперименты в сказках.

Цветные сказки.

Семейная сказка.

Сериал в сказке.

Решение противоречий в сказке.

Сказки о фантастических странах.

Сказки от шуточных вопросов.

Сказки о любимых игрушках.

Сказки о путешествиях. • Сказки от превращений.

Краткие истории.

Сказки от одного слова.

Сказки о временах года, запахах, звуках.

Сказка по аналогии с известными.

Сказки по комическим рисункам.

Сказки по завуалированным картинкам.

Моделирование сказок.

Сказки с новым концом.

Сказка с середины.

Частица «не» и новая сказка.

Из сказки убежали все глаголы (существительные).

Сказки к волшебным рисункам.

По следам к сказке.

От точек — к сказкам.

Сказка от пословицы.

Сказки про самого себя.

Л.Б. Фесюкова в своем пособии «Воспитание сказкой» предлагает массу методов и приемов для работы с детьми дошкольного возраста по сказке. Педагог может самостоятельно выбирать из схемы те задания и вопросы, которые покажутся ему важными, интересными и полезными для конкретного ребенка или конкретной возрастной группы детей для решения поставленных на данный момент задач и использовать их как в непосредственной образовательной деятельности, так и вне ее.

Возможности сказки не ограничены и это позволяет «сказочно» развивать речь дошкольников разных возрастов с различным уровнем речевого и интеллектуального развития.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ: ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В последние годы в нашей стране отмечается тенденция к увеличению количества детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны, прежде всего, с неблагополучными экологическими условиями, ра...

Консультация для воспитателей «Использование мнемотехники в развитие речи детей дошкольного возраста»

В своей практике использую мнемотехнику для заучивание детьми стихов, а также и для пересказа очень помогает...

Взаимодействие с педагогами «Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста»

Консультация для педагогов«Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста»...

консультация для педагогов "Флексагон как средство развития речи детей дошкольного возраста"

В консультации педагогам предложено пособие флексагон и варианты его использования в работе с детьми по развитию речи....

Консультация для педагогов на тему: "Использование мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста"

Одним из факторов, облегчающих процесс становления связной речи является наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их признаки, производимые с ними действия. Поэт...

Консультация для педагогов "Роль пересказа в развитии речи детей дошкольного возраста"

Обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти, внимания, мышления....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНЕМОТЕХНИКИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ:«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНЕМОТЕХНИКИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ»...