Взаимодействие с педагогами «Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста»
консультация по логопедии (старшая группа)

 

Консультация для педагогов

«Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx15.52 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация «Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста»

Одной из задач Федерального государственного образовательного стандарта образовательной области «Речевое развитие» является развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи. Дошкольный возраст – самый благоприятный для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребенка.

Проблема развития связной речи детей дошкольного возраста хорошо известна всем педагогам. Именно в этом возрасте проявляются существенные различия в уровне речи детей. Главной задачей развития связной речи ребенка является совершенствование монологической речи.Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, заучивание стихотворений, а также составление рассказов по картине.

На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детейсуществует множество проблем: односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Поэтому необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

Учитывая, что в настоящее время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. Известный психолог Л. С. Выготский, отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.

Взяв в основу мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, пользуясь готовыми схемами педагогов, но изменяя и совершенствуя их по-своему, я использую в работе по развитию речи детей приемы мнемотехники.

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

.

Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой воспитатель в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.

Этапы работы с мнемотаблицей:

1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2. Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.

3. После перекодирования осуществляется пересказ сказки, рассказ по заданной теме, или чтение стихотворения с опорой на символы (образы, т. е. происходит обработка метода запоминания).

Важной составляющей в речевом развитии детей является заучивание стихотворений. Использование моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова.

При ознакомлении с художественной литературой и при обучении составлению рассказов тоже используются приемы мнемотехники. Вместе с детьми беседуем по тексту, рассматриваем иллюстрации и отслеживаем последовательность заранее приготовленной модели к данному произведению.

Отсюда следует что, анализируя новый материал и графически его обозначая, ребенок (под руководством взрослых) учится самостоятельности, усидчивости, зрительно воспринимать план своих действий. У него повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворенность результатами своего труда, совершенствуются такие психические процессы, как память, внимание, мышление, что положительно сказывается на результативности всей работы.

Таким образом, подводя итог всему выше изложенному, ученые делают вывод о том, что новые подходы, методики технологии способствуют речевому развитию детей, раскрепощению детей, что в свою очередь ведет к всестороннему развитию личности и позволяет качественно подготовить детей к школе.

Литература

1. Акимова Г. Память — на «5» (эффективные мнемотехники для детей и взрослых). —Екатеринбург: «У-Фактория», 2006.

2. Большева Т. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. — СПб.: «ДЕТСТВОПРЕСС», 2001.

3. Житникова Л. Учите детей запоминать. — М.: «Просвещение», 1985.

4. Роговенко Т. Речевые тренажеры? Да! // «Воспитание и обучение». — 2004,— №10. 10. Ткаченко Т. Использование схем в составлении описательных рассказов // «Дошкольное воспитание, — 1990,— №10.

5. Ушакова О. Развитие речи и творчество дошкольников. — М.: ТЦ «Сфера», 2003.

6. Чохонелидзе Т. Учим стихи по картинкам // «Обруч». — 2006. - №3. 13. Использование мнемотаблиц в работе по формированию первых естественнонаучных представлений у дошкольников // «Дошкольная педагогика». — 2006 (июль—август).

7. Бойкова С. Развитие лексики и грамматического строя речи у дошкольников. — М.: «Просвещение», 2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста

Презентация содержит материалы по развитию речи детей с использованием мнемотаблиц.Мнемотаблицы – это дидактический материал. Их можно использовать для: обогащения словарного запаса, при обучени...

Использование мнемотехники в развитие речи детей дошкольного возраста

Материал для воспитателей дошкольных учреждений...

Мастер-класс для педагогов на тему: "Использование мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста"

Мастер-класс раскрывает значимость использования мнемотехники в развитии связной речи дошкольников. Содержит этапы обучения мнемотехники, ее виды и особенности применения в ДОУ. .....

Консультация для педагогов на тему: "Использование мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста"

Одним из факторов, облегчающих процесс становления связной речи является наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их признаки, производимые с ними действия. Поэт...

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста»

laquo;Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста»...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНЕМОТЕХНИКИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ:«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНЕМОТЕХНИКИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ»...