КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ: ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
консультация по развитию речи на тему
В последние годы в нашей стране отмечается тенденция к увеличению количества детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны, прежде всего, с неблагополучными экологическими условиями, различными инфекциями. Я работаю с детьми не в логопедической группе, но и в обычной группе встречаются дети с нарушением речи. Учитывая, что речевые отклонения возникают в раннем возрасте, их необходимо своевременно выявлять и исправлять. У таких детей отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией.
Специальными исследованиями сотрудников лаборатории высшей нервной деятельности ребенка института физиологии детей и подростков АПН России установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Так, на основе проведенных опытов и обследования большого количества детей, была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моТорика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Подтверждает связь между тонкими движениями руки и становлением речи и то, что человек, не находящий нужного слова для объяснения, часто помогает себе жестами, а ребенок, сосредоточенно пишущий, рисующий, помогает себе, непроизвольно высовывая язык. Таким образом, есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи - такой же, как артикуляционный аппарат.
Выдающийся педагог В.А.Сухомлинский отмечал: "Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли".
Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга.
Игры и упражнения пальчиковой гимнастики могут проводиться во время абсолютно любых занятий, во время режимных моментов, игр, прогулок. Главное условие - соблюдать принцип доступности,
подбирать упражнения в соответствии с возрастом детей, идти от простого к сложному.
На первом этапе для формирования тонких движений пальцев могут быть успешно использованы игры с пальчиками, сопровождаемые чтением народных стихов-потешек. Эти игры создают благоприятный фон. Обеспечивают хорошую тренировку пальцев, способствуют умению слушать и понимать содержание потешек, учат улавливать ритм речи. Игры эти очень эмоциональны, они увлекательны и способствуют развитию творческой деятельности.
Например "Сорока-белобока".
Далее можно перейти к упражнениям без речевого сопровождения, например "Пальчики здороваются", "Очки".
Пальчиковые игры с речевым сопровождением - это инсценировки каких-либо рифмованных историй, сказок. Такие игры как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность. Они требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз".
Особое место занимают "Пальчиковый театр" и "Театр теней". В театре теней особенно четко просматриваются контуры персонажей, характер их поведения, движения. В результате этого кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма. Мною была изучена литература по этой теме, результатом явились "Картотека пальчиковой гимнастики", папка, в которой подобраны фигуры теневого театра, массажа пальчиков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА | 136.06 КБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей дошкольного возраста.
Материал о необходимости пальчиковых игр, которые имеют большое значение для развития ребенка....
Консультация для родителей на тему :"Пальчиковая гимнастика и развитие речи детей дошкольного возраста"
Пальчиковая гимнастика для детей 3-4 лет или упражнения для развития пальчиков — эффективный способ развития мелкой моторики. Она положительно влияет на развитие речи, а также переключает малыша на ег...
Консультация для воспитателей на тему:"Влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей дошкольного возраста"
Одним из самых распространенных видов пальчиковой гимнастики являются пальчиковые игры. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок развивает мелкие движения рук....
Статья "Значение пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для развития речи детей дошкольного возраста"
Статья поможет узнать значение пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики, как и когда необходимо заниматься с детьми в различные периоды дошкольного детства....
Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика в развитии речи детей дошкольного возраста»
Пальчиковая гимнастика - это весёлое, увлекательное и полезное занятие! Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Простые движения пом...
Консультация для родителей «Роль пальчиковой гимнастики в развитии речи детей дошкольного возраста».
В данной констультации для родителей представлен материал то теме «Роль пальчиковой гимнастики в развитии речи детей дошкольного возраста», описаны: понятие пальчиковой гимнастики, це...
Консультация для родителей "Влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей дошкольного возраста"
Консультация для родителей...