Конспект занятий по ознакомлению с природой на тему: «Ой – ты, Дон широкий». В разновозрастной группе 5-7 лет.
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Колесникова Дарья Николаевна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Жирновский детский сад «Росинка»

 

 

 

 

 

Конспект занятий по ознакомлению с природой на тему:  «Ой – ты, Дон широкий».

В разновозрастной группе 5-7 лет.

image

 

 

Подготовила

воспитатель

 Колесникова Д.Н.

 

 

                                      п. Жирнов

                                             Февраль 2020

Конспект занятия « Ой ты, Дон широкий »

Цель: Создать условия для ознакомления детей с главной рекой казаков -Дон

 

Интеграция образовательных областей: «Познавательное  развитие», «Развитие речи», «Социально-коммуникативное», «Физическое развитие».

 

Задачи: 
Образовательная  область: «Познавательное  развитие»:

Познакомить детей с главной рекой  казаков – Дон, передать его красоту, величие, рассказать, что река – это богатство донского края

Воспитывать познавательный интерес к малой родине – Донской край.

Образовательная  область: «Развитие речи»: Развивать речь, мышление, любознательность.

Образовательная  область: «Социально-коммуникативное»:

Развивать коммуникативные навыки.

Воспитывать любовь и  развивать бережное отношение к Донской земле

Образовательная  область: «Физическое развитие».

Развивать  мелкую моторику рук.    

 

Методы и приемы:

Словесный метод: рассказ, беседа, художественное слово.

Информативно-рецептивный метод: рассматривание.

Игровой метод: организация игровой деятельности .

Предшествующая работа: Рассматривание с детьми иллюстраций о Доне, беседы о городах, построенных на берегу Дона, чтение и рассматривание картинок и иллюстраций об обитателях реки, разучивание пословиц и поговорок.

Материалы оборудование: презентация , дидактическая  игра «Разбери речных и морских обитателей» , песня «Как ты батюшка славный Тихий Дон». смайлики.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, мне нравится одно стихотворение и сегодня я бы хотела вам его рассказать. Звучит песня «Как ты батюшка славный Тихий Дон»

 

Ой, ты, Дон, ты наша Родина

Вековечный богатырь.

Дон ты вольный и раздольный,

Разлился и вдаль, и вширь.

Про тебя, Дон, вспоминали

Наши деды и отцы.

Про твои станицы вольны,

Про любимый край родной.

Воспитатель: Ребята, о чем говорится в этом стихотворении?

Дети: О нашей реке Дон. (На интерактивной доске появляется слайд с изображением реки Дон)

Воспитатель: А что вы знаете о реке Дон? Какая она?

Дети: Она большая, широкая, полноводная, с красивыми берегами, она тянется далеко по всей нашей области. По ней ходят корабли, теплоходы. По берегам расположены многочисленные деревни, села, города.

Воспитатель: Откуда пошло название реки Дон?

Дети: Название реке было дано древними кочевниками. «Дон» означало - вода, река.

Воспитатель: Могучая река Дон украшает наш Донской край! А какие еще названия реки Дон вы слышали? (Дон – батюшка, Дон – кормилец, Дон – богатырь, Тихий Дон).

Воспитатель: Дон – главная река нашего края, её еще в народе называют Дон Батюшка.  Для людей он – батюшка, то есть больше, чем река. Во-первых - река Дон источник питьевой воды. Во вторых – река Дон это морской путь для перевозки на баржах грузов по воде. В третьих – водой из реки Дон поливаются поля и огороды, где выращиваются овощи. В четвертых - это место, где у водится много рыбы: тюлька, килька ; щука, тарань, бычки и многие другие.

Воспитатель: Течение Дона медленно, величаво. Плавны изгибы его русла. Широкой волнистой лентой протекает он мимо зеленых дубрав, хуторов, станиц, обширных заливных лугов.

Пластический этюд – Тихие волны Дона. Дети под музыку делают плавные движения руками.

Воспитатель: Казаки испокон веков со страстной любовью относились к главной своей реке - Дону. Послушайте одну из сказок, что сочиняли казаки про Дон. Было у старика Ивана два сына: одного звали Шат, другого Дон. Шат был старше, сильнее, Дон, меньшой сын, послабее. Поначалу они жили дружно, но подрастали, и пришло время расставаться. Вывел их отец за околицу, велел его слушать и дорогу каждому указал. Только Шат отца не послушался, стал искать тропки полегче, с пути сбился, да и заблудился в болотах. А Дон шел туда, куда отец указал и всю Россию прошел, стал знатен да славен. Сказка сказкой, а выдумки в ней нет. Вытекали из Иван-озера, что под Тулой-городом, два ручья. Один перешагнуть можно, это – Дон. Другой широкий да бурный – Шат. Дон всё на юг путь держал, а Шат бросался из одной стороны в другую, пока совсем не затерялся и притоком реки Упы не стал.Про речку Шат никто не знает, а Дон – река знаменитая, большая, она морские корабли на своих волнах качает, и города на её берегах встают. Недаром и зовут люди реку свою родную ласково: Дон Иванович.

Теперь вы знаете, почему Дон Ивановичем зовут.

Воспитатель: – Вода – это жизнь, а в реке своя жизнь. Как вы думаете, кто живет в реке? (Рыбы, раки, улитки, лягушки.)

Воспитатель: Каких вы знаете речных рыб? (Щука, лещ, карп, сом, карась)

Игра «Разбери речных и морских обитателей»

Воспитатель: Речные рыбы не могут жить в соленой воде, поэтому вам надо отобрать речных рыб в реку, а морских обитателей в море.

Воспитатель:  По берегам реки Дона живет много птиц и животных – показ слайдов. Некоторые животные занесены в Красную книгу. Например, выхухоль.

Воспитатель:   Река Дон – судоходная река, по ней ходят теплоходы, катера, сухогрузы. Показ слайдов.

Воспитатель: Люди издавна селятся и ведут хозяйственную деятельность на берегах реки. Часто это приводит к нежелательным последствиям.  Показ слайдов. А вы знаете, как надо вести себя на берегу реки? (Не оставлять мусор, не ломать ветки, не губить маленьких рыбок и т. д)

Воспитатель: Ребята, соберём  мусор в мешок для мусора и выбросим его дома в мусорный контейнер

 (физминутка «Сбор мусора»).

- Раз, два, три - (повороты туловища вправо, влево)

Берег быстро осмотри.

А теперь - четыре, пять - (наклоны туловища вперед, собираем мусор)

Мусор мы должны собрать

Мы положим все в мешок, (складываем все в мешок)

Отнесем на катерок.

Люди, нужно твердо знать(наклоны головой вправо, влево)

Берега не засорять,

Мусор в речку – не бросать! (рывки руками вперед и к плечам)

Воспитатель: Ребята,  обещаем любить и беречь природу родного края! Да!!

 Всем расскажем мы на свете,

Как красив Дон на рассвете!

Сколько птиц, животных, рыб

Здесь живёт в краях родных!

Это всё богатство наше,

Нет его на свете краше!

Мы природу свою любим

И губить её не будем!

Нужно помнить всем, друзья –

Мусорить нигде нельзя!

Итог:

Воспитатель: Чем мы сегодня занимались? Что узнали нового? Что понравилось?

Воспитатель: Дети, если вам понравилось занятие, то выберете веселый смайлик, а если не понравилось, то грустный и прикрепите его к мольберту.

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с природой на тему "Прилёт скворцов"

Конспект занятия по расширению представлений детей о скворце с использованием ТРИЗ-технологий....

КОНСПЕКТ занятия по ознакомлению с природой на тему: «Скворец» в старшей группе

Уточнить и расширить знания детей о сезонных весенних изменениях в живой и неживой природе.Познакомить с особенностями жизни скворцов.Развивать интерес к жизни птиц.Обогащать словарь детей: пернатые, ...

Конспект занятия по ознакомлению с природой на тему: «О чем поют весной птицы?»

Цель: Создать условия для закрепления у детей название перелетных птицахЗадачи:Продолжать расширять знания детей о звуковых сигналах птиц, о видах гнезд и их размещении.Формировать у детей обобщенные ...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ПРИРОДОЙ НА ТЕМУ: «Кроет уж лист золотой влажную землю в лесу».(Подготовительная группа.)

Расширять представления об осенних изменениях в природе в сентябре, октябре, ноябре. Учить замечать приметы осени. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе. ...

Конспект занятия по ознакомлению с природой и экспериментированию у детей в подготовительной к школе группе на тему: «Путешествие капельки»

Интеграция образовательных областей: Физическое, Познавательное,  Речевое, Социально – коммуникативное.Вид занятия: ознакомление с природой и экспериментированиеФорма занятия: комбинированн...

Конспект занятия по ознакомлению с природой на тему "Экологическая тропа весной " для детей средней группы

Конспект НОД в средней группе  по познавательному развитию "Экологическая тропа весной" с применением квест технологии....

Конспект занятия по ознакомлению с природой по теме "Весна". Старшая группа.

В представленном конспекте по ознакомлению с природой  дети расширяют знания о природных изменениях весной, о прилете птиц, о связях между явлениями в живой и неживой природе. Занятие постоено в ...