КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ПРИРОДОЙ НА ТЕМУ: «Кроет уж лист золотой влажную землю в лесу».(Подготовительная группа.)
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_oznakomleniyu_s_prirodoy_na_temu.docx | 22.24 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ПРИРОДОЙ НА ТЕМУ: «Кроет уж лист золотой влажную землю в лесу».
Цель: расширять представления об осенних изменениях в природе в сентябре, октябре, ноябре. Учить замечать приметы осени. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе.
Ход занятия
Ребята, мы сегодня с вами поговорим об одном из времени года. А что бы узнать это время года вам необходимо отгадать загадку. Послушайте.
Несу я урожаи, поля вновь засеваю.
Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю.
Но не касаюсь сосен и елочек я…(осень).
Правильно мы поговорим об осени. Назовите, какие месяцы осени вы знаете. (сентябрь ,октябрь, ноябрь). Сентябрь - первый месяц осени. Сентябрь месяц еще теплый, особенно в начале, днем бывает жарко как летом. Но рано утром и вечером уже чувствуется приближение холодов, становится прохладно или как еще говорят зябко. В это время паучки начинают летать на своих паутинках. Листья начинают менять цвет. Называют это время ранняя осень.
Посмотрите как художник Иван Иванович Шишкин изобразил раннюю осень. ( рассмотреть репродукцию «Ранняя осень»)
Послушайте, как поэт Твардовский Александр Трифонович описал осень в своем стихотворении.
Начало осени
Плывут паутины
Над сонным живьем.
Краснеют рябины
Под каждым окном.
Дожди налегке
Выпадают грибные.
Какие приметы ранней осени описал Твардовский Александр Трифонович (плывет паутина, краснеет рябина, грибные дожди). Как называют начало осени? (ранняя осень).
Ребята, какой сейчас месяц? (октябрь)
Октябрь – это второй месяц осени. Называют это время - золотая осень, как вы думаете почему? (становится больше разноцветных листьев , желтый цвет похож на золотой). Что же еще происходит в октябре? (листопад, становится холодно и сыро). Что происходит с насекомыми осенью? (пропадают). Как вы думаете почему? (насекомые питаются нектаром цветов, а цветы отцвели). Почему птицы улетают в теплые края? (становится холодно, пропадают насекомые, которыми питаются птицы).
Посмотрите как художник Исаак Ильич Левитан изобразил золотую осень. (рассмотреть репродукцию «Золотая осень») Послушаете стихотворение Майкова Аппалона Николаевича про золотую осень.
Осень
Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу.
Смело топчу я ногой
Вешнюю леса красу.
Какие приметы золотой осени описал поет?(влажная земля ,золотые листья, красивый лес) Как называется середина осени?(золотая осень)
Физкультминутка
Закружилась листва золотая (кружатся)
В розоватой воде на пруду . (присели)
Словно бабочек легкая стая (кружатся как бабочки)
С замираньем летит на звезду. ( машут руками над головой).
Ребята , а какой последний месяц осени? (ноябрь)
Да, ноябрь последний месяц осени. Называется это время поздняя осень.
Часто идут дожди, опадают последние листья, по утрам вместо росы бывает иней, на лужах появляется первый лед, выпадает снег.
Посмотрите как художник Мария Константиновна Башкирцева изобразила позднюю осень. ( рассмотреть репродукцию). Послушайте стихотворение Мировича Василия Яковлевича про позднюю осень.
Все деревья облетели
Зеленеют только ели,
Стали голыми леса.
Днем и ночью дождик льет,
Грязь и лужи у ворот.
Какие приметы описал поэт в стихотворении? ( дождь льет, грязь, лужи, листва облетела) Как называется последний период осени? (поздняя осень)
Итог занятия.
Ребята теперь вы знаете, что красавица - осень бывает разная. Давайте вспомним какая бывает осень.
В сентябре- ранняя ,в октябре -золотая, в ноябре- поздняя.
Какая погода осенью? Когда идет дождь-(дождливая).Когда пасмурно-(пасмурная). Когда холодно- (холодная). Когда сыро-(сырая). Когда хмуро-(хмурая). Когда ясно-(ясная).Молодцы. Завершим мы занятие игрой «Да-нет»(называть природные явления, если осенние явления природы дети говорят «да», если нет , то говорят «нет»).
Конспект комплексного занятия по ознакомлению с природой в подготовительной группе "Осеннее путешествие".
Задачи:
- воспитывать любовь к поэзии и к родной природе;
- учить детей выразительно читать наизусть, чувствовать, понимать стихотворения, развивать поэтический вкус;
Предварительная работа:
- Беседы о приметах осени;
- Рассматривание репродукций картин И.Левитана «Золотая осень», В. Серова «Октябрь».
- Чтение и заучивание стихотворений об осени: А.Пушкина «Уж небо осенью дышало..», А.Плещеева «Осень наступила, высохли цветы», С Есенина «Нивы сжаты, рощи голы», Н. Колычева «Грустинка»
Словарь: заморозки, золотая осень, листопад, поздняя осень, багряные листья.
Ход занятия: Загадка. Если на деревьях листья пожелтели, Если в край далёкий птицы улетели, Если небо хмурое, если дождик льётся, Это время года.. (осенью зовётся)
Воспитатель предлагает детям вспомнить и рассказать о наблюдениях во время прогулки в д/саду и с родителями в выходные. Расспрашивает о состоянии погоды (на небе солнце, тучи, цвет неба, ветер или тихо), тепло или прохладно было в парке, шел ли дождь. Выслушивает ответы детей..
В.: Давайте полюбуемся полотном И.Левитана «Золотая осень». Осень-это замечательное время года. Деревья словно наряжаются в яркие убранства. Осень вдохновила многих поэтов на создание замечательных произведений. У А.С. Пушкина есть много стихотворений об этом времени года. Вот послушайте одно из них.
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
В.: Вам понравилось стихотворение? Какими словами поэт говорит об осени? Что означает увяданье? Как можно сказать иначе?
-В солнечные, теплые дни после первых заморозков, листья деревьев окрашиваются в в багряные, желтые, оранжевые цвета и приобретают очень красивый вид. Это время и называют «золотой осенью».
- А в нашем городе какое дерево встречается чаще всего? /рябина/. Какими становятся листья рябины осенью? /красновато-бурые/. А на берёзе? /золотисто-желтыми/, осине? /ярко красными/. Вот что означают слова «в багрец и золото одетые леса».
В.: -Ребята, а как сам поэт А.С. Пушкин относится к осени? /ответы детей/. Как он говорит о ней?: «приятна мне твоя прощальная краса», «Люблю я пышное природы увяданье», ему нравится осень.
В.: -А есть ещё одно замечательное стихотворение у поэта И. Цекович «Когда ветки плачут». Вот послушайте:
Облака кружатся,
Собираясь в стаи,
Вдаль бежит дорога,
Мокрая, пустая,
И желтеют листья
В сумрачной аллее.
Небо все темнее,
А она — светлее.
Что там шепчут листья?
Подойдем и спросим.
Листья отвечают:
"Осень!
Осень!
Осень!"
Но приходит время
Падать листьям желтым,
Выстланы тропинки
Драгоценным шелком,
С гор сползают тучи,
Птиц куда-то прячут,
Все сильнее ветки
Плачут,
Плачут,
Плачут...
В.: Как вы понимаете последние строки этого стихотворения? /повторяет их/. От порыва ветра листья легко отделяются от веток, они качаются и кружатсяв воздухе, а затем опускаются на землю.. Эта пора называется осенний листопад. И тогда вся земля покрывается слоем сухих листьев. А сейчас мы с вами представим, что мы листочки и немного поиграем.
Физминутка.
Дети идут по кругу, держась за руки, и говорят слова:
Мы –листики осенние На веточке весели.
Дунул ветер-полетели…/разбегаются по группе/ И на землю тихо сели. /сели на корточки/
Ветер снова набежал И листочки все поднял. /встали. Руки вверх/.
Закружились, полетели/по всей группе/ И на землю тихо сели/присели/. /Повторяем два раза/.
В.: — В средней полосе России листопад заканчивается в конце октября, а у нас на Севере когда деревья теряют свой наряд? /ответы детей/. Да, в конце сентября у нас заканчивается листопад и начинается поздняя осень. Деревья стоят обнаженные, только кое- где ещё треплет ветер засохшие листья. Ребята, а кто ещё из поэтов писал об осени? /С. Есенин, А.Плещеев,, А. Майков/.
Давайте вспомним эти стихи.
Дети читают стихи наизусть.
Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу...
Смело топчу я ногой
Вешнюю леса красу.
С холоду щеки горят;
Любо в лесу мне бежать,
Слышать, как сучья трещат,
Листья ногой загребать! /А. Майков/
Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.
Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Только зеленеет
Озимь на полях.
Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит..
Зашумели воды
Быстрого ручья,
Птички улетели
В теплые края. /А. Плещеев/.
В.: -Ребята, Саша приготовила вам сюрприз. Сейчас вы услышите стихотворение об осени, нашего земляка-поэта Николая Колычева. Свои стихи он посвящает нашей родной Кольской земле. Сейчас вы услышите одно из них. Грустника
Густо рассыпаны алые бусины.
Вот и созрела ты, ягода поздняя,
Самая вкусная, самая грустная,
Самая-самая — родом из осени.
Лето, прощай! А казалось — не кончится:
Горстками черпаю ягоды эти.
Сладко! И все же нельзя не поморщиться,
Не пожалеть о промчавшемся лете.
Полнится небо печальными криками,
Жалость глаза мои переполняет.
Я называю бруснику — «грустникою»,
Пусть меня все без конца поправляют.
Выйду из леса я с полной корзинкою
И повезу в своё многоэтажие
Сладость с кислинкою, радость с грустинкою:
И — что-то большее. Нужное. Важное.
В.: -Какие чувства вызвало это стихотворение? Какая северная ягода упоминается в стихотворении? /брусника/. Как её назвал Николай Коллычев? /грустинка/.
В.: -Верно, стихи об осени чаще всего грустные, печальные, но эта грусть светлая и прекрасная. А вы заметили, что в нашем«парке» вся земля усыпана разноцветными листочками,? /на полу разбросаны бумажные осенние листья рябины, осины и берёзы. В разных местах группы прикреплены изображения берёзы, рябины, осины/.
Давайте поиграем в игру «Кто быстрее соберётся?».
Ход игры:
Дети делятся на 3 команды. Играет музыка, дети разбегаются по группе и собирают листья своего дерева. Музыка замолкает и дети разбегаются к «своим» деревьям. Выигрывает команда, которая быстро и без ошибок собралась под деревом.
В.: Вам понравилась наша осенняя экскурсия? /ответы детей/. Давайте мы условимся вернуться сюда зимой и послушать стихи этих же поэтов о зиме и посмотреть как же изменится природа зимой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ознакомлению с природой на тему "Прилёт скворцов"
Конспект занятия по расширению представлений детей о скворце с использованием ТРИЗ-технологий....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Что у нас под ногами? Земля, почва» в средней группе
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром "Что у нас под ногами? Земля, почва" в средней группе...
Конспект занятий по ознакомлению с природой на тему: «Ой – ты, Дон широкий». В разновозрастной группе 5-7 лет.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Жирновский детский сад «Росинка» Конспект занятий по ознакомлению с природой на тему: &laqu...
КОНСПЕКТ занятия по ознакомлению с природой на тему: «Скворец» в старшей группе
Уточнить и расширить знания детей о сезонных весенних изменениях в живой и неживой природе.Познакомить с особенностями жизни скворцов.Развивать интерес к жизни птиц.Обогащать словарь детей: пернатые, ...
Конспект занятия по ознакомлению с природой на тему "Экологическая тропа весной " для детей средней группы
Конспект НОД в средней группе по познавательному развитию "Экологическая тропа весной" с применением квест технологии....
Конспект занятия по ознакомлению с природой по теме "Весна". Старшая группа.
В представленном конспекте по ознакомлению с природой дети расширяют знания о природных изменениях весной, о прилете птиц, о связях между явлениями в живой и неживой природе. Занятие постоено в ...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ПРИРОДОЙ НА ТЕМУ: «Кроет уж лист золотой влажную землю в лесу».
Цель: расширять представления об осенних изменениях в природе всентябре, октябре, ноябре. Учить замечать приметы осени. Воспитыватьбережное отношение к окружающей природе....